бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Аграрное право бесплатно рефераты

Важным направлением развития рыночных отношений является предоставление приоритета отечественным производителям и переработчикам продовольствия. Такие нормы сейчас осуществляются в отношений зерна.

Важнейшим сектором аграрного рынка является продовольственный рынок, который черпает свои ресурсы главным образом в сельском хозяйстве, хотя включает и продовольственный импорт, продукты моря, охотничьего промысла и пр.

На развитии рыночных отношений в продовольственном рынке сказались спад производства в сельском хозяйстве и особенно животноводстве, монополизм в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, где господствуют крупные перерабатывающие предприятия, устанавливающие высокие цены на выпускаемое ими продовольствие. Такое положение привело к сокращению производства продовольствия, поскольку население в основной массе вынуждено отказываться от покупки чрезмерно дорогих продуктов. При сокращении выпуска продовольствия образовалось затоваривание продовольствием животного происхождения, существенно сократился необходимый ассортимент продукции. Последствия государственного регулирования в этой области оказались противоположными предполагаемым результатам. Ухудшилось продовольственное снабжение страны, усилилась социальная напряженность из-за недостатка полноценного питания, развалилась сама отрасль переработки сельскохозяйственной продукции.

Принятое в последнее время законодательство направлено главным образом на формирование антимонопольного законодательства в этой области, что нашло отражение в Законе Российской Федерации от 1 июля 1993 г. "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе".

Предполагается вывести перерабатывающие предприятия из системы административных границ и административной подчиненности местным органам власти, принять ряд более существенных мер в области борьбы с монополизмом, разработать меры антимонопольного законодательства применительно к этим предприятиям.

Следующим важным направлением развития законодательства, регулирующего отношения на продовольственном рынке, является введение системы залоговых отношений и контрактной системы заготовки продовольствия в федеральные и региональные фонды.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с другими ведомствами подготовило и внесло в Правительство Проект программы развития оптовых продовольственных рынков до 2000 года, где предусматривается развитие биржевой торговли сельскохозяйственными продуктами в качестве условия развития рыночных отношений. Биржа рассматривается как рынок качественно однородных сельскохозяйственных товаров, где сделки совершаются без предъявления этих товаров. С точки зрения регулирования рыночных отношений биржа выступает как объединение юридических и физических лиц, организующих торги, следящих за соблюдением правил торговли на основе конкуренции между продавцом и покупателем. Функционирование оптовых сельскохозяйственных рынков основывается на Указе Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли"', предоставившем возможность сельскохозяйственным производителям заключать сделки, в том числе на биржах, вести торгово-предпринимательскую деятельность. Вместе с тем биржевая торговля основными сельскохозяйственными продуктами пока ведется и на бирже, и через систему заготовок в госрезервы через закупочные корпорации.

Для развития биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от II мая 1993 г. № 452 "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" Минсельхозу поручено обеспечить условия фермерским хозяйствам и веем сельскохозяйственным предприятиям для совершения срочных опционных биржевых сделок по действующим на биржах правилам торговли.

Упоминаемые в постановлении Правительства опционные сделки (сделки с премией) — особый вид биржевой сделки с ограниченным, по сравнению с фьючерсной сделкой, риском.

Покупатель опциона приобретает право купить или продать определенный вид товаров по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода или отказаться от нее.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле", с последующими изменениями и дополнениями сельскохозяйственные коммерческие организации могут совершать срочные и опционные биржевые сделки только через организуемые ими брокерские конторы или на договорной основе через брокерские фирмы, осуществляющие деятельность на данной бирже. Право заниматься биржевой деятельностью наступает после уплаты установленного биржевого сбора. Торги ведутся через биржевых посредников. Сельскохозяйственные производители заключают с ними договоры на брокерское обслуживание, в которых определяются взаимные обязательства сторон и ответственность за их нарушение. Предложение продажи оформляется договором поручения на продажу или договором комиссии. Сделки оформляются биржевым контрактом (договором поставки).


Место государства в регулировании аграрных отношений

Определение и правовое положение органов, осуществляющих государственный контроль и государственное управление сельским хозяйством.


Под государственным регулированием развития сельского хозяйства понимаются целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т.е. преимущественно экономические методы.

Регулирование сельского хозяйства представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных и социальных мероприятий.

Предметом государственного регулирования являются аграрные отношения в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Специфику регулирования рыночных аграрных отношений определяют:

во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства;

во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;

в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.

Необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.

            Острый дефицит материальных и финансовых ресурсов, низкий технический уровень, слабая мотивация труда, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость деревни обусловливают необходимость государственной поддержки отрасли, которая самостоятельно не в состоянии выйти из кризиса.

Цель государственного регулирования — преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики; стабилизация агропромышленного производства; создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления аграрной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления; формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства.

Государственное регулирование аграрных отношений обеспечивает и практикует сельскохозяйственным и агропромышленным коммерческим организациям выбор любой формы собственности и организации производства, свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность хозяйствования и распоряжения сельскохозяйственной продукцией, а также полученными от се реализации доходами. В условиях общего кризиса в стране, в том числе в сфере АПК, который может иметь тяжелые последствия не только для сельскохозяйственной отрасли, но для страны в целом, государственное регулирование аграрных отношений способствует глубоким преобразованиям экономического, правового и социального характера.

В правовом плане предпосылки для перехода к рыночным отношениям присущи не только аграрным отношениям, но во многом имеют общий характер.

Создание стабильных отношений в обществе, выработка четкой аграрной политики в АПК предполагают пересмотр всего законодательства, в том числе в сфере сельского хозяйства и АПК.

В законодательстве сложились направления, по которым государство обозначило приоритеты развития.

Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромъщ1ленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 годы определены основные направления развития агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, закреплен комплекс мер, направленных на сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование многоукладной экономики, преобразование земельных отношений на основе частной, государственной и муниципальной собственности, развитие различных форм организации производства.

В числе первоочередных мер выделено осуществление земельной и аграрной реформ в целях реализации конституционных прав граждан на землю.

Программа предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития АПК, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции.

Основными направлениями реформирования становятся разработка и реализация мер по стабилизации агропромышленного производства, устранение диепаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, разработка системы продовольственного обеспечения населения, земельная реформа, введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики, создание рыночной инфраструктуры, реорганизация системы и методов управления АПК, социальное преобразование села, подготовка кадров и др.

На претворение этой Программы в жизнь нацелен ряд нормативных актов. Одним из них является постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 324 "О практике аграрных преобразований в Нижегородской области"', одобрившее программу приватизации земли, проводимую в этой области.

Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1993 г. № 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993—1994 годах - предусматривает сохранение дотаций на продукцию животноводства, поставляемую в федеральные и региональные фонды, на поддержку племенного дела в животноводстве и птицеводстве, элитного семеноводства, а также компенсации части стоимости содержания социальной инфраструктуры села, поддержку фермерских хозяйств.

В области приватизации предприятий постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. № 303 "О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 1993 году изменены методы приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные производители стали привлекаться к участию в приватизации предприятий указанных сфер.

От непосредственного управления сельскохозяйственным производством государство перешло к созданию благоприятных условий для его функционирования, смягчению условий перехода от директивной экономики к рыночной. В широком плане меняются методы регулирования.

В большей мере учитываются воля и нынешнее положение сельскохозяйственных коммерческих организаций.

В период перестройки меняется роль государства, которое теперь должно выступать координатором и посредником, регулирующим развитие рынка.

Основные сферы государственного регулирования направлены на осуществление следующих реформ: а) земельной; б) собственности; в) структуры сельскохозяйственных коммерческих организаций; г) отношений сельскохозяйственных производителей государством; д) экономических взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства.

Решающая роль в государственном регулированы сельского хозяйства принадлежит прежде всего аграрному законодательству, которое только формируется. Значительное место принадлежит здесь законам и нормативным актам федеральных органов государственной власти.

В Указе Президента Российской федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России предусмотрена система мер государственной поддержки АПК. Он предусматривает:

кредитование (в том числе и льготное) сельских товаропроизводителей под сезонные затраты;

финансирование государственных капитальных вложений на развитие науки и приоритетных Целевых программ; становление и развитие фермерских хозяйств; предоставление инвестиционных кредитов; формирование уставных капиталов создаваемых крестьянских банков, страховых обществ и пр.

Указ Президента направлен на поддержку агропромышленного комплекса и оказание ему государственной помощи. Это предполагает гарантирование цен на закупаемую государством сельскохозяйственную продукцию, льготы по тарифам, кредитам и материально-техническому обеспечению. Государство должно взять на себя часть риска резкого снижения цен на сельскохозяйственную продукцию и предотвратить монопольный рост цен. Однако углубляющийся диспаритет цен и доходов промышленности и сельского хозяйства остается фактором развивающегося кризиса сельского хозяйства.

Законодательные акты определяют основные формы и методы государственного регулирования, содержание осуществляемых в этой области мероприятий, программ развития сельского хозяйства.

В период перестройки разрушена прежняя система управления сельским хозяйством, а взамен ее не создана система регулирования аграрных отношений в условиях рынка.

Замена прежней системы управления сельским хозяйством происходит очень медленно, в том числе из-за отсутствия законодательной базы, нечеткости ряда нормативных актов бэтой области, что позволяет избежать предусматриваемых ими направлений развития либо проводить изменения формально, фиктивно. Это дает возможность про водить акционирование без формирования реальных собственников-акционеров, создавать новые коммерческие организации без изменения сути существовавших в них правовых отношений собственности, управления и пр. Такие процессы, как приватизация, разгосударствление, подменяются фиктивной приватизацией и фиктивным разгосударствлением. Вместо создания оптимальных по размерам крестьянских хозяйств, способных использовать существующую сельскохозяйственную технику, идет процесс возвращения к ручному труду. Акционирование, не подкрепленное законодательством об эффективном использовании полученной земельной доли или земельного участка, ведет к их омертвлению, снижению эффективности использования земельных участков.

Социально-экономические преобразования в стране поставили вопрос об изменении подходов к развитию отрасли сельского хозяйства. Ранее достаточно однородные предприятия сельского хозяйства находились в жестком административно-командном подчинении органов управления различного уровня. Управление одними предприятиями практически не отличалось от управления другими, невзирая на их государственный или кооперативный характер. Почти не принимались во внимание национальные, природно-климатические и другие различия в деятельности этих предприятий,

Формирование сельскохозяйственных предприятий нового типа, основанных на различных формах собственности, значительно усложнило их отношения с государственными органами управления сельским хозяйством. Начался поиск иных подходов и взаимоотношений между названными органами и сельскохозяйственными коммерческими организациями. К этому оказались неподготовленными ни органы исполнительной власти, ни законодательные органы.

В программах развития сельского хозяйства, разработанных Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации, в документах и программах, подготовленных в порядке инициативы, зачастую высказываются лишь общие пожелания со ссылкой на использование и защиту многообразных форм собственности в сельском хозяйстве и более или менее определенная позиция в области земельных преобразований. Пути развития сельского хозяйства на перспективу, основы аграрной реформы и проблемы ее реализации не были представлены и не обсуждались на более или менее высоком уровне управления. В связи с этим и перестройка аграрных отношений, и вопросы дальнейшего управления развитием сельского хозяйства носят стихийный характер, не вылились в программы и решения аграрной реформы, о подкреплении земельной реформы мерами государственной поддержки, о перестройке управления этой отраслью народного хозяйства.

Федеральное Собрание (ранее Верховный Совет), Президент и Правительство Российской Федерации приняли большое число нормативных актов, касающихся земельной реформы, реорганизации существующих форм сельскохозяйственных предприятий, перестройки отношений в области закупок сельскохозяйственной продукции, помощи сельскохозяйственным предприятиям, однако из-за отсутствия у государства материальных возможностей эти акты не оказали предполагаемого воздействия на развитие сельскохозяйственного производства. Программы аграрной реформы по-прежнему носят во многом стихийный характер, не влияют кардинально на темпы и направления преобразований в сельском хозяйстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6