бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Жизнь и творчество Эдварда Грига бесплатно рефераты

Жизнь и творчество Эдварда Грига

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

Детская музыкальная школа № 2

Реферат на тему:

“Жизнь и творчество Э. Грига”

Выполнила: ученица 8 класса

Литвиненко Марина

Тюмень, 2003г.

Содержание:

1.Введение.

2.Жизненный и творческий путь:

2.1. Детство и годы учения;

2.2. Жизнь в Копенгагене;

2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании;

2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора;

2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;

2.6. Последний период творчества.

3.Характеристика творчества:

3.1. Общая характеристика;

3.2. Лирические пьесы;

3.3. Фортепианный концерт;

3.4. Романсы и песни;

3.5. “Пер Гюнт”.

1.Введение.

Творчество Эдварда Грига формировалось в годы об-щественного и культурного подъема Норвегии. Страна, в те-чение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV--XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии, как экономическом, так и куль-турном. С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период роста национального самосоз-нания и расцвета национально-культурных сил страны. Раз-вивается национальная литература, живопись, музыка. Ли-тература Норвегии, представленная прежде всего творчест-вом Г. Ибсена, переживает во второй половине века “такой подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России”. Норвежская литература развивается в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не признавался ни в качестве литературного, ни в ка-честве официального государственного языка. В это время за-кладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле Булля открывается Национальный норвежский театр. Рабо-ту театров Норвегии возглавляют крупнейшие драматурги Ибсен и Бьернсон. К середине XIX века относится также начало систематической концертной жизни в столице Норве-гии Кристиании.

В музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано ис-кусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который “первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки” (Григ), были очень значитель- ными для Норвегии. Начиная с середины XIX века собирание, изучение и обработка бога-тейшей народной музыки Норвегии становится делом мно-гих музыкантов. Выдвигается ряд националь- ных композито-ров, творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к народной. Это X. Хьерульф (1815--1868) -создатель норвежской художественной песни, романса, Р. Нурдрок (1842--1866)--автор национального гимна Норвегии, И. Свенсен (1840--1911) -- известный уже в то время в Европе своими симфониями, камерными ансамб-лями, концертами.

Григ--первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с пере-довыми национальными школами Европы. Содержание твор-чества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ “искренне и задушевно поведал в своих сочинениях все-му миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норве-гии”.

Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул бога-тые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”. 2.Жизненный и творческий путь.

2.1.Детство и годы учения.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке. Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыка-ми фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига ис-точником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредст- вен-ностью вдохновения. К детским годам относятся первые опыты сочинения му-зыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение--вариации на не-мецкую тему для фортепиано. В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, “норвежский Паганини” -- Уле Булль. Трудно ска-зать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не -настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование.

В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерва-тории. В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основа-теля Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерватор-ского преподавания - о явлениях рутины, бессистемности за-нятий. Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики и особенно Бет-ховена. О другом своем педагоге - пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает, как о талантливом музыканте и друге Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: “... он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то само-довлеющим, но являлось выражением законов самой при-роды”.

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига -- города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была ин-тенсивной. “Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в осо-бенности камерной и оркестровой, музыки”, -- вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкаль-ной классики. В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как “в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный “пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения”.

2.2.Жизнь в Копенгагене.

Европейски образованный музы-кант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием ра-ботать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музы-кальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копен-гаген -- центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искус-ством. Он знакомится с видными ее представителями, напри-мер, со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристиа-ном Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного во-площения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те твор-ческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвеж-скую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призва-ние и натуру”.

Стремление молодых композиторов к развитию националь-ной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской му-зыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произ-ведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

В годы жизни в Копенгагене (1863--1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, со-нату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.

В тонких, лирических “Поэтических картинках” (1863) еще очень робко пробиваются национальные черты. Ритми-ческая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встре-чается в норвежской народной музыке; она стала характер-на для многих мелодий Грига. Изящные и простые очерта-ния мелодии в пятой “картинке” напоминают некоторые из народных песен. В сочных жанровых зарисовках “Юморесок” (1865) го-раздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестко-ватые гармонические сочетания; встречается лидийская ла-довая окраска, характерная для народной музыки. Однако в “Юморесках” еще чувствуется влияние Шопена (его мазу-рок)--композитора, которого Григ, по собственному призна-нию, “обожал”.

В одно время с “Юморесками” появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внеш-ним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют ти-пичный для Грига образный строй.

2.3.Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании (1866--1874).

Осенью 1866 года в столице Норвегии Кристиании Григ организовал концерт, который прозвучал как отчет о достижениях нор-вежских композиторов. Здесь были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьернсона и других). Результатом этого концерта было приглашение Грига на пост дирижера Кристианийского филармонического общества. Восемь лет жизни в Кристиании были периодом напря-женной работы и огромных творческих побед Грига. Дири-жерская деятельность Грига носила характер музыкального просветительства. В концертах, иногда впервые в Норвегии, звучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта, оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Как пропагандист новой норвежской музыки Григ выступал и в печати (статьи о Свенсене, Хьерульфе). В борьбе за музыкальную культуру Норвегии Григ нашел союзников в лице Свенсена, Хьерульфа. В 1871 году вместе со Свенсеном Григ организует общество музыкантов-исполни-телей, призванное повысить активность концертной жизни города, выявить творческие возможности норвежских музы-кантов. Значительным для Грига было его сближение с пе-редовыми представителями норвежской поэзии, художествен-ной прозы. Оно включало композитора в общее движение за национальную культуру. Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь “Лирических пьес”, ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.

Живя в Норвегии, Григ непосредственно соприкасается с миром народного искусства, ставшим источником его соб-ственного творчества. В 1869 году композитор впервые позна-комился с классическим сборником норвежского музыкаль-ного фольклора, составленным известным композитором и фольклористом Л. М. Линдеманом (1812--1887). Непосредственным результатом этого явился цикл Грига “Норвеж-ские народные песни и танцы для фортепиано”. Мир образов, представленный здесь, очень широк: излюбленные народные танцы - халлинг и спрингданс, разнообразные шу-точные и лирические, трудовые и крестьянские песни. Акаде-мик Б. В. Асафьев удачно назвал эти обработки “зарисовка-ми песен”. И действительно: танцевальные мелодии словно передают картину танца, а в обработках песенных мелодий чувствуется исключительное внимание к их поэтическому со-держанию. Цикл этот задуман как ряд несложных фортепиан-ных пьес, доступных широким кругам любителей музыки. Вместе с тем для Грига он явился творческой лабораторией: соприкасаясь с народной песней, композитор находил те ме-тоды музыкального письма, которые коренились в самом на-родном творчестве. Всего два года отделяют вторую скрипичную сонату от первой. Но как более зрело, самобытно, национально ярко зазвучала музыка Грига! Вторая соната отли-чается богатством и разнообразием тем, свободой их разви-тия. Необычное своей импровизационной свободой вступление и последующая за ним танцевальная главная тема словно воспроизводят спрингданс с медленным вступлением, как это было принято у народных скрипачей.

Вдохновенная импровизация, энергичный танец и мягкий лирический образ (темы первой части), покойная и торжест-венная песня (вторая часть), огненный, стремительный пляс (финал) --таковы образы этого произведения.

Вторая соната и фортепианный концерт получили высо-кую оценку Листа, ставшего одним из первых пропагандис-тов концерта. В письме к Григу Лист писал о второй сонате: “Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретатель-ном, превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достиг-нуть высокого совершенства”. Для композитора, проклады-вавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые пред-ставлявшего музыку Норвегии на европейской арене, под-держка Листа была крепкой опорой.

В начале 70-х годов Григ был занят мыслью об опере, его привлекала свойственная театральным жанрам сила, широта художественного воздействия, привлекала перспек-тива создания народно-героической музыкальной драмы. За-мыслы Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали традиции оперной куль-туры. К тому же либретто, обещанные Григу, не были напи-саны. Наконец, монументальный оперный жанр вряд ли соот-ветствовал дарованию Грига, лирическому и камерному по преимуществу. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьернсона “Улаф Трюгвасон” (1873, по легенде о короле Улафе, насаждавшем в Х веке христианство среди жителей Нор-вегии). Стремление к театральному искусству нашло иной выход. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьернсона “Берглиот” (1871), повествующему о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме того же автора “Сигурд Юрсальфар” (сю-жет староисландской саги).

В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложе-нием написать музыку к постановке драмы “Пер Гюнт”. Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии пред-ставляло для композитора огромный интерес. По собствен-ному признанию, Григ был “фанатическим почитателем мно-гих его поэтических произведений, в особенности “Пера Гюнта”. Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-теат-рального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена.

2.4.Европейское признание Грига. Широкая концертная де-ятельность композитора. Постановка “Пера Гюнта” в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалась большим успехом. Музыка Грига скоро и уже независимо от пьесы Ибсена завоевала композитору широчайшую популярность в Европе. Начинается новый период в жизни композитора. Он ос-тавляет систематическую работу дирижера в Кристиании, с тем, чтобы сосредоточить силы на творческой работе. Именно поэтому Григ перебирается в уединенную местность среди прекрасной природы Норвегии: сперва это Лофтхюс, на бе-регу одного из фиордов, а затем -- знаменитый Трольхауген (“холм троллей”, название, данное месту самим Григом), в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 года и до самой смерти Грига Трольхауген был основным местом жительства композитора. Григ страстно любил норвежскую природу. Для него жизнь среди родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, живого творческого вдохновения. В го-рах приходят “исцеление и новая жизненная энергия”, в го-рах “вырастают новые идеи”, с гор Григ возвращается “как новый и лучший человек”. В письмах Грига то и дело встре-чаются упоминания о путешествиях в горы, и замечательна та свежесть, новизна чувств, с которой Григ всегда воспри-нимает поэзию природы. Вот как пишет он в 1897 году: "…я видел такие красоты природы, о которых не имел ника-кого представления... Огромная цепь снеговых гор с фанта-стическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было непо-вторимо!”. Преклонение перед величием и красотой природы, тонкое чувство природы сказалось в творчестве Грига. Вспомним его песни (“В лесу”, “Избушка”, “Весна”, “Море в ярких лучах сияет”, “С добрым утром”), “Пера Гюнта” (“Утро”), многие страницы “лирических пьес” (“Ноктюрн”, “Птичка”), форте-пианного концерта, скрипичных сонат.

Страницы: 1, 2, 3