бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Словарь ошибок вокальной педагогики бесплатно рефераты

p align="left">КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОСОВ

Классификация голосов - разделение голосов на определенные типы. В современной вокальной практике производится по диапазону, тембру, расположению переходных регистровых нот, анатомическим признакам и др.

Классификация голосов должна производиться по (удобной для певца) тесситуре полнообъемного звучания голоса и по регистровому строению. Все остальные выше названные признаки являются переменными, часто случайными, особенно в молодом голосе. Определение типа голоса - это профессиональный вопрос. Часто певцы просто не знают диапазона своего голоса. Тембр? Послушайте, что эстрадные пародисты делают со своими голосами! На слух, по тембру голос нелегко определить, можно и ошибиться. У хорошо настроенного голоса переходные ноты исчезают. К тому же история знает немало случаев самопроизвольной настройки! А с определением голоса по анатомическим признакам - вообще курьез! Крупный тенор и изящный бас - разве так не бывает?

КОЛОРАТУРА

Колоратурное меццо - очень редкий голос.

По определению - это ошибочно. Колоратура - это подвижность голоса, которая достигается техникой пения. Кстати, все ли хорошо могут произносить скороговорки?

Интересно, что технику быстрого пения Россини называл скороговоркой! Но закрепилось другое название - бельканто. Различают драматическую колоратуру (Розина) и лирическую (Джильда), но есть и лирико-драматическая (Золушка). Главное различие в качестве вибрато (на резонаторе, в области щек): легкое вибрато - лирическая колоратура, густое вибрато - драматическая колоратура. Прежде всего, этой техникой могут обладать разные густые голоса, но легкие могут обладать только легкой колоратурой. Подвижность в голосе осваивается после овладения кантиленой и стилем кантабиле (основной стиль музыки Верди, если это возможно). Необходимо различать просто подвижность в голосе (в вокальной музыке В. Моцарта, например) и бельканто как более совершенная подвижность голоса в стиле от XVIII века, где голос работает по законам природы и написание музыки должно этому служить и соответствовать.

КОНТРАЛЬТО

Контральто - самый низкий женский голос.

Определение этого голоса условно. Контральто - это голос с тремя регистрами: контральто, меццо и сопрано. Но самый яркий регистр - нижний, и самый надежный признак голоса - глубокая, мягкая и густая нижняя Соль. Чаще встречаются контральто с небольшим диапазоном, но чтобы петь в театре необходимо иметь голос большого диапазона. Фактически, контральто - это контральто плюс меццо-сопрано.

КОНТРТЕНОР

Контртенор - голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом.

По признакам типа голоса - это лирический баритон, мягкого нежного тембра. Самый низкий тенор - это драматический тенор. Название многих голосов условно. Этот голос может петь: баритоном, тенором и фальцетом. К тому же его фальцет много надежнее фальцета тенора и не вредит голосу, т. к. толще связки. Лирические баритоны вполне бы могли заменить несчастных кастратов.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГОЛОСА

Во всех случаях при обучении пению надо отталкиваться от наилучшего характера звучания голоса, но "это - эстетический критерий, который объективно ничего не отражает".

Критерий оценки - ЭТАЛОН звучания классических голосов. Для обучения пению необходим чуткий слух у педагога. Немецкая школа "Примарного тона" разработала три тона, очень важных для формирования классического голоса. "Натуральный" тон - разговорный, приятный, легко переходящий в пение. "Нормальный" тон - тянущийся. "Идеальный" тон - звучание голоса, когда певец чувствует звук физически, а другие люди слышат звук высокого качества. Здесь, конечно, идет речь о т. н. "Примарном" тоне и физическом явлении в теле певца - ИМПЕДАНСЕ -прекрасном первоначальном критерии оценки голоса. Следующими критериями оценки голоса могут служить упражнения В.Н.Минина: гамма До мажор с названием нот в медленном темпе, затем малое арпеджио по всему диапазону голоса. Так часто проверяют голоса на профессиональную пригодность. Более сложный критерий оценки - исполнение вокальных классических произведений. Для этого нужно прослушивать записи великих певцов того же типа голоса, поскольку их голоса всегда служили эталоном звучания. Да и свой голос необходимо периодически прослушивать в записи для приближения голоса к эталонному звучанию.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГОЛОС

Лирический голос определяют по исполнению лирического репертуара. Это голос менее сильный, чем драматический.

Это так и не так. Певческий аппарат драматического голоса, конечно, сильнее лирического. Но… Певцы сами выбирают репертуар, и драматический голос вполне может исполнять партии лирического плана. Однако лирический голос не может без риска переутомления петь драматические партии: он рискует "раскачать" голос и вовсе потерять его. Если говорить о женских лирических голосах, то следует иметь в виду, что есть два разных голоса, два лирических сопрано, которые нельзя путать (см. Сопрано).

МАСКА

Ощущение маски связано с присутствием в голосе высокой певческой форманты.

Ощущение маски - показатель правильного голосообразования. Процесс пения при маске осуществляется более легко и свободно, голос звучит ярко, звонко, полетно.

Маска - это вибрато на резонаторе (в области лица под карнавальной маской), которое управляется певцом (ГХ). Певец может петь и без маски, его голос будет казаться даже звонче, ярче, т. к. потеряет густоту и бархатистость.

Высокая певческая форманта (ВПФ) - группа усиленных обертонов в области 2100-3000гц, находящихся в тембре голоса (В. П. Морозов). 3000гц - это звук милицейского свистка. Маска дает голосу густые вибрации, а высокая певческая форманта - звонкость. Это разные понятия и разные ощущения.

Маска может исчезать и вновь появляться. Легкое высокое сопрано поет и вовсе без маски. Постоянное присутствие в тембре голоса высокой певческой форманты - желание и цель каждого певца, т. к. она обеспечивает громкость голосу.

МЕТОДИКА

Сколько певцов-столько и методик (постановки голосов).

В мировой вокальной школе существует две методики постановки голосов: основная и вторичная.

А. Варламов, русский певец и педагог, делил все голоса на густые и высокие (легкие). Методика постановки густых голосов - основная, а методика постановки легких голосов - вторичная. Густые голоса в той или иной степени должны быть знакомы со вторичной методикой. Но легким голосам (высоким тенорам и сопрано) методика постановки сильного густого голоса, т. е. любого другого, кроме вышеназванных, не только не нужна, но и противопоказана, т. к. грозит сбить голос с высокой позиции и с резонансной "точки".

МЕЦЦА-ВОЧЕ

Мецца-воче - пение в динамике мецца-пьяно с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования с превалированием фальцетной работы голосовых складок.

Головной звук - звучание голоса в головном регистре на легком дыхании в высокой позиции. Если к головному звуку (а не к фальцету!) добавить дыхания (запаса воздуха), то уже будет мецца-воче, звук способный к усилению, к филировке. Причем: т. к. головной голос идет по всему диапазону, то и мецца-воче может применяться певцом на всем диапазоне.

МЕЦЦО-СОПРАНО

Меццо-сопрано - средний, самый сложный голос.

Название этого голоса наиболее точно, но все же он имеет три регистра: сильное контральто, особо сильное меццо и сопрано. Меццо-сопрано по силе верхнего (головного) регистра уступает только драматическому сопрано. Подвижность голоса достигается техникой бельканто. Однако самым сложным голосом в Италии считается все-таки тенор.

МИКСТ

Микст - регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование. В основе развития микста у мужчин лежит умение прикрывать голос, с плавным изменением работы голосовых складок; у женщин - умение переносить звучание медиума на звуки грудного регистра.

Ученые полагают, что у мужчин сложности в восходящем движении от центра, а у женщин - в нисходящем, ниже центра. Это было бы, действительно, очень сложно. К счастью, трудности одинаковы. Мужские голоса ниже женских на целую октаву и в нижнем регистре у них появляется сильный шумовой эффект, а у женщин все ошибки на виду (или на слуху), да и часто дополнительно сгущать женские голоса просто необходимо (кроме легких высоких). Разве мало у женщин проблем в восходящем движении? Прикрытие, тонус, квадратные мышцы, высокие ноты (те же, что и у мужчин)!

МИМИКА

Мимика певца должна органично вытекать из его исполнительских задач. Частыми дефектами мимики являются гримасы: искривление рта, его стандартное искусственное положение (в форме улыбки или с губами, вытянутыми вперед), морщение лба и т. п. Данные недостатки трудно поддаются исправлению.

Это правда, что многие из перечисленных "недостатков" (кроме искривления рта) трудно поддаются исправлению, т. к. такая мимика органично вытекает из технических приемов, обеспечивающих качественное звучание голоса. На улыбке петь нельзя, т. к. "устают квадратные мышцы лица" (так писал м. Барра). А верхнюю губу нужно вытягивать, т. к. она является направляющей для звуковой волны. Может быть, кому-то это не нравится, но это певцу очень помогает. Мимика со временем выправится. Совет: больше петь перед зеркалом. Одна певица восклицала: " О, нет! Я не могу смотреть на себя в зеркало, когда пою!" - "А как же другие смотрят… на тебя?"

МЫШЕЧНЫЕ ПРИЕМЫ

Единых, подходящих для всех певцов приемов не установлено.

Не установлено. И крутитесь, как хотите… Помню, один молодой певец когда крутился - пел прилично, а когда не крутился - пел неважно. Он не знал технику пения. Конечно, существует много приемов, но необходимо учитывать и тип голоса, и индивидуальность певца, и состояние его организма в данный момент.

В вокальной педагогике широко распространены приемы, связанные с воздействием на дыхание, гортань (например, пение на пониженной гортани), артикуляционный аппарат (пение на зевке, на улыбке, с уложенным языком и др.).

Приемы, связанные с воздействием на дыхание, очень важны для певца, т. к. дают необходимые ощущения: правильный вдох и задержку дыхания, правильное распределение по фразе, певческую опору и движение. Прием: пение на пониженной гортани - понижает звуковую позицию, поэтому необходимо научиться быстро ее восстанавливать, т. к. классическое пение - пение в высокой звуковой позиции. Пение на зевке - это необходимый прием. Прием "пение на улыбке" применим только к легким сопрано и то не ко всем, а индивидуально, т. к. улыбка уводит звук от вертикальности в горизонталь, что недопустимо для многих певцов ("мышцы устают" - маэстро Барра). Прием с уложенным языком - прием не нужный, т. к. при пении нижняя челюсть находится в расслабленном состоянии и певец ее не ощущает.

ОКРУГЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ

Округление гласных - более округлое, "затемненное" звучание гласных при академической манере пения.

Прежде всего: необходимо прикрытие - на У (для движения звуковой волны в голосовом аппарате). Округление гласных (на О), прикрытие (на У) и конусность (на Ё) - необходимо всем голосам. Далее... У легких голосов - только светлая волна. У густых голосов может быть волна: и темная, и светлая. Когда певец ведет темную волну, он встраивает в нее затемненные гласные, а в светлую - осветленные гласные. Звук на высоких нотах (фермато) должен быть объемным, округленным, и должен попадать в верхний головной резонатор. Вопрос: почему известное упражнение м. Барра итальянские певцы поют лучше, чем русские? Ответ: потому, что хитрые итальянцы в слове "дэвьени" поют - Ё, а не Е!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ГОЛОСА

Определение типа голоса производится по комплексу признаков, т. к. ни один из них в отдельности не дает однозначного ответа. К ним относится: тембр, диапазон, способность выдерживать тесситуру, место расположение переходных нот, строение гортани и размеры голосовых складок, телосложение певца.

Из всех перечисленных признаков лишь один заслуживает доверие и имеет место - "способность выдерживать тесситуру", но на это нужно время. Голос определяется по "центру тяжести", но это профессиональный вопрос.

Что касается строения гортани и размеров голосовых связок. Есть мнение врача-фонеатора Л., что "визуально невозможно определить голос по связкам, спрятанным в тканях тела человека".

Тембр, диапазон, переходные ноты, телосложение (!) - все эти признаки человеческая индивидуальность разбивает в пух и прах.

Если непонятно, какой голос - сопрано или меццо, заниматься с этим голосом нужно как с сопрано.

В фильме о певице Кири Катанава ее концертмейстер говорит: "Хорошее меццо - будет хорошее сопрано". Если с меццо заниматься как с сопрано, то будет просто пустая трата времени. Пример: история Е. В. Образцовой.

Молодые голоса все сопрано и тенора.

Молодые голоса первоначально (после возрастных изменений, мутации) звучат как тенора и сопрано, но уже в возрасте 14-16 лет признаки типов голосов часто присутствуют. Больше всего ошибок случается при определении типа голоса. Определяют типы голосов по тембру и высоте. Но тембр голоса - величина переменная, а высота зависит от качества натяжения связок молодого голоса. "Где тоньше, там и рвется". Пословица очень подходит к соревнованию по высоте между низким и высоким молодыми голосами, где чаще выигрывает низкий голос (с более толстыми связками). Часто начинающий певец понятия не имеет какой у него голос. Высоким голосам иногда очень нравится петь низко, а прекрасные высокие меццо-сопрано и баритоны не хотят петь низко. Если низкий баритон "горлит", его можно принять за баса, а он всего лишь поет в народной манере. А если вдруг молодой лирический баритон берет верхнюю Соль, его можно ошибочно принять за тенора. Но в профессиональной работе в хорах баритоны часто подменяют теноров, значит, для них это не страшно, хотя и утомительно. Также молодые меццо-сопрано долго поют как сопрано. Лирические тенора, которым особенно необходимо петь только в высокой позиции, долго поют в низкой позиции ("как баритоны"). На самом же деле, они поют в разговорной или эстрадной манере, т. к. классическая манера пения отличается прежде всего высокой позицией.

Наличие "маски" уже определяет голос как густой, и легким он быть не может, он может быть подвижным, но это его индивидуальность или техника. Голос у певца такой, каковы его физико-биологические характеристики, т. е. тип голоса заложен генетически в природе каждого человека. Понятие о многослойности густых певческих голосов неоспоримо, исключая легкие голоса: их природу легко разрушить (кроме "точки" резонанса никакой другой опоры у них нет). Голос певцу не "дается от природы" - это истина, а приобретается человеком разными путями. И нет в нем ничего естественного, а все искусственное, согласно с культурой, в которой обитает человек, или искусству, которому он обучается. Естественен только крик ребенка, все остальное - опыт и приобретение.

ПЕВЕЦ-ПЕДАГОГ

Каждый хороший певец может стать педагогом.

Н. А. Обухова - прекрасная русская певица, говорила с досадой: "У нас часто обучают пению старые певцы, что не очень верно, ибо не каждый хороший певец может стать педагогом пения".

Страницы: 1, 2, 3, 4