бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Японские комиксы и анимация бесплатно рефераты

Концовке обычно уделяется значительно меньшее внимание, чем заставке,

поскольку большую часть экрана занимают строчки полных титров серии. Часто

концовка - всего лишь чередование статичных рисунков. Петь концовочную

песню менее престижно, чем заставочную, хотя и это право дается отнюдь не

каждому. Эмоционально же концовка должна успокаивать нервы зрителей,

расшатанные кульминацией и развязкой.

Хентай в аниме и манге

Для многих из тех, кто начал знакомиться с аниме и мангой через

электронные сети, именно хентай стал их визитной карточкой. Многим может

показаться, что, кроме девушек разной степени обнаженности и огромных

половых органов, в аниме ничего нет. Конечно, это совсем не так. Тем не

менее, хентай в аниме и манге встречается довольно часто, и отметать его

полностью, наверно, тоже не стоит.

Слово "хентай" (hentai, правильная транскрипция - "хэнтай", но "е" уже

прижилась) с японского языка переводится как "извращенный". В принципе, оно

может использоваться в разных смыслах, но за пределами Японии утвердилось

его единственное значение - "рисованная эротика и порнография", как

статическая, так и анимированная.

Несмотря на то, что в японском "hentai" - прилагательное, в русском

языке оно было переосмыслено как существительное мужского рода.

Соответственно, появилось и прилагательное "хентайный".

История хентая

В истории японского искусства эротические гравюры и рисунки существуют

очень давно. Уже первые настенные рисунки, дошедшие до нас от середины

первого тысячелетия нашей эры, содержали в себе отчетливые сексуальные

мотивы.

Здесь стоит упомянуть о, которые в Японии хорошо известны.

Сельскохозяйственные праздники, связанные с этой символикой, проводятся

издревле и даже сейчас собирают множество участников и зрителей.

Одним из предшественников современной манги считаются откровенные

эротические гравюры на дереве "сюнга" (shunga) - "весенние картинки",

широко известные во всем мире. Сюнга и аналогичные книги и гравюры активно

создавались в Японии времен сёгунов (военных правителей) Токугава (1603-

1867), поскольку приключенческое и эротическое творчество тогда полностью

заменило запрещенную "политику".

Сейчас публикация этих произведений искусства в Японии запрещена

цензурным законодательством. Эти законы было приняты в 1890 году в

результате реформ, последовавших за реставрацией Мэйдзи (1867), когда

Япония начала перестройку на западный манер. Основано новое

законодательство было на уголовных кодексах Пруссии и Великобритании,

чрезвычайно в то время пуританских.

К сожалению, хотя многие из этих законов были переписаны американцами

после капитуляции Японии во Второй мировой войне, 125-я статья Уголовного

Кодекса осталась прежней. Несмотря на значительные изменения в сознании

общественности по отношению к этим вопросам, отменить или изменить эти

законы японцы пока не могут - для них это уже стало делом чести, хотя

отдельные попытки "явочным" порядком их нарушать и предпринимаются.

Додзинси

Кроме коммерческой манги, существует и любительская манга, "додзинси"

(dojinshi), которую рисут непрофессиональные художники, не зарабатывающие

этим себе на жизнь. Это не мешает им ее продавать, хотя и небольшими

тиражами (зато за большие деньги). Разумеется, значительный сегмент рынка

додзинси занимает хентай-додзинси, часто исключительно откровенная и

"извращенная".

Многие додзинси представляют собой переделки известных коммерческих

произведений, большей частью - хентайные. Такие переделки противоречат

японскому законодательству об авторских правах, но компании-правовладельцы

редко подают на нарушителей в суд. Исключение составляют случаи "особого

цинизма" переделки (классический случай - хентайная додзинси о любви

Сатоси, главного героя ТВ-сериала "Карманные чудища" [Pokemon]).

По степени откровенности додзинси-хентай делится на:

1. Хана-хентай (hana-hentai) - "цветочный хентай", основное внимание

уделяется романтическим отношениям персонажей. Не применяется для

описания однополых додзинси.

15. Лемон-хентай (lemon-hentai) - "лимонный хентай", основное внимание

уделяется изображению сексуальных отношений персонажей. Не применяется

для описания однополых додзинси.

16. Г-хентай (G-hentai, от "graphical") - "откровенный хентай",

изображается исключительно жесткий и извращенный секс.

Помимо садомазохизма и фетишизма, из числа прочих сексуальных

извращений, изображаемых в манге и аниме, особый интерес представляет

однополая любовь.

Разновидности хентая

Как всегда в любой массовой культуре, определяющим фактором эстетики

является потребитель. Основных потребителей хентай-продукции можно

разделить на две основные группы - подростки и взрослые. Естественно, эти

две группы сложно четко разделить - многие читают и то и другое, многие

взрослые продолжают читать подростковую мангу и уже будучи в весьма

солидном возрасте, но общая тенденция "водораздела" именно такова.

Подростковая манга для юношей (сёнэн-манга), как и следует из ее

названия, ориентирована, в основном, на школьников старших классов и

студентов. Ее герои - тоже школьники и студенты, переживающие возраст

первой любви, трудности переходного периода, сдающие вступительные экзамены

(в Японии - самые сложные вступительные экзамены в мире, так что сдать их -

отнюдь не простая задача), делающие первые шаги во взрослом мире. Секс в

подростковой манге играет хотя и значительную, но подчиненную роль, а в

основе сюжета лежат более важные и сложные темы, чем просто откровенный

показ сексуальных актов. Кроме манги, для подростков также снимается аниме

и делаются компьютерные игры на эротическую тематику.

Манга для взрослых (cэйнэн-манга) гораздо проще и утилитарнее. Она не

несет никаких идей и не обсуждает никаких проблем, ее цель - доставить

читателю сексуальное наслаждение. Сюжеты в манге для взрослых черезвычайно

примитивны и схематичны, полностью ориентированы на показ сексуальных сцен,

часто весьма извращенных. Стиль графики этой манги сильно отличается от

подростковой манги, он фотореалистичен, женщины часто изображаются

уродливыми.

Одна из причин популярности сэйнэн-манги - изменение отношений в

современной японской семье. Если раньше женщина полностью подчинялась мужу

и полностью от него зависела, то теперь, женщины начали зарабатывать

деньги, получили финансовую независимость, и феминизм больно ударил по

самым основам японского быта. В результате занятий гимнастикой и спортом, а

также изменения режима и рациона питания, женщины стали попросту физически

крепче и сильнее, чем некоторые мужчины. Этот факт входит в полное

противоречие с традиционным самоуважением и самомнением японских мужчин,

отсюда повышенный интерес к садомазохизму и школьницам, на которых можно

"самоутверждаться" (хотя бы мысленно).

Следует отметить, что развитая японская секс-индустрия не способствует

бурному росту сексуальной преступности. Значительная часть наблюдаемого

роста числа изнасилований связана не с увеличением их реального количества,

а с ростом самоуважения японок, которые все чаще сообщают о насилии над

ними (раньше сообщение в полицию об изнасиловании бросало на жертву тень

стыда). Тем не менее, уровень преступности такого рода значительно ниже,

чем, например, в США. Насколько в этом "виноват" хентай - социология пока

еще точно ответить не может.

Классификация хентая

Фэн-сервис (fan service) - жанpово не опpеделяющие, сюжетно не

обоснованные обнажения/ полyобнажения (сцены в дyше, превращения и т.д.).

Например, в ТВ-сериале "Космическая крепость Макросс" [Cho Jiku Yosai

Macross] есть фэн-сервис Линн Минмэй. Сюда же относятся откровенно

пародийные или юмористические сцены вроде знаменитой сцены стpиптиза в

сериале "Танковая полиция" [Dominion Hansai Gundan].

Эротика (erotica) - сюжетно обоснованные обнажения (любовные сцены

всех видов и типов), но без откpовенного показа самого полового акта. Cюжет

аниме связан с любовной тематикой.

Хентай (hentai) - откровенный показ полового акта (часто с

"цензypой"). Сюжетная линия тесно связана с сексyальной тематикой. Первым

хентай-аниме считается сериал "Лолита" [Lolita] (1984), а первым

влиятельным аниме, определившим канон хентая, - сериал "Сливки первой ночи"

[Cream Lemon] (1984-1986).

Щупальцы (tentacles) - Разновидность хентая, изображение мужских

половых органов в виде огромных щупалец. Обычно щупальцы - признак демона-

оборотня. В традиционной японской графике ассоциация щупалец и мужских

половых органов прослеживается с незапамятных времен. Аниме, определившим

канон "щупалец", считается сериал "Urotsukidoji" (1987-1989).

Садомазохизм (S&M) - Разновидность хентая, содержит изображения пыток

и страданий, причиняемых в качестве извращенного проявления любви.

Яой и юри

Среди прочих направлений хентай-манги и додзинси значительную часть

занимают комиксы мета-жанра "яой" (yaoi) - "однополая мужская любовь".

В последнее время появляется все больше и больше додзинси, посвященных

однополой женской женской любви. По имени героини книжного и ТВ-сериала

"Dirty Pair", ставшего популярным источником такого рода сюжетов, этот жанр

получил название "юри" (yuri).

Яой - это специфический, чисто японский мета-жанр манги для девушек (и

некоторых аниме). Само слово "yaoi" - это сокращение от фразы "Yama nashi,

ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ни кульминации, ни смысла, ни развязки".

Изначально это был уничижительный "фэнский" термин, однако, сейчас он

приобрел расширительное и почти научное значение.

В общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные

отношения между парнями. Более точный и однозначный термин - "сёнэн-ай"

(shounen ai) - "юношеская любовь". Для того, что понять, почему этот мета-

жанр вообще появился и почему он стал достаточно популярен, нужно

обратиться к истории японской культуры и манги.

В отличие от христианской европейской культуры, гомосексуализм в

японской культуре никогда не считался чем-то зазорным. Наоборот, некоторые

трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали

отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может

отвлечь воина от строго исполнения своего долга. К тому же, японская

эстетика утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный",

привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими

были герои классических японских эпических произведений (например, "Повести

о Гэндзи"), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так

получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в

Европе, а женщины, придавая своим любимым героям собственные черты.

После Реставрации Мэйдзи (1867-1878) жизнь Японии круто изменилась.

Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления

о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.

Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй Мировой

войны, на арену очень быстро вышли мангаки-женщины, которые не хотели

писать так и о том, о чем писали мангаки-мужчины. Их интересовали более

"женские" темы - любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же

японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных

отношениях. Она не могла проявлять иннициативу, а могла только вяло

реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии

авторов.

В ответ на это была разработана концепция "девушки-парня". Сначала, у

того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в "Розе Версаля" [Berusaiyu no Bara]

(1972), это была девушка, переодевающаяся в парня. Потом возникло еще более

радикальное решение - юноша, ведущий себя в любовных отношениях как

девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге "Сердце

Томаса" [Thomas no Shinzou] (1972) и Такэмия Кэйко в манге "Песня ветра и

деревьев" [Kaze to Ki no Uta] (1974).

Важно отметить, что это была именно "женская" манга. То есть, манга,

которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие японские

гомосексуалисты обычно достаточно отрицательно относятся к яой. Однако,

среди японок он пользуется постоянным успехом. Кстати, обычно яой не

изображает "хентая". Он подразумевается, но прямо не показывается.

В дальнейшем в дополнение к профессиональной манге такого рода

появилась и любительская, которая, собственно, изначально и назвали "яой".

Обычно любительский яой - это манга об известных красавцах -

персонажах популярных манга и аниме сериалов для парней, но рассказанная с

точки зрения гомосексуальных отношений. "Яой" ее стали называть потому,

что, в отличие от манги для парней, яой реже соблюдал классические

представления о построении литературного произведения.

Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги,

стал аниме-сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kido Senshi Gundam] (1979-1980).

Некоторые последующие сериалы из эпопеи "ГАНДАМ" создавались с учетом манги

такого рода, делая парней-главных героев все более привлекательными.

Со временем яойные темы стали проникать и в более традиционные с точки

зрения половой ориентации сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены

такого рода содержат сериалы "Fushigi Yuugi" и "Marmalade Boy". К

сожалению, чисто яойных аниме весьма мало, в основном они односерийные

("Fake", "Kaze to Ki no Uta"). На их фоне выделяется экранизация манги

Одзаки Минами "Обреченная любовь-1989" [Zetsuai-1989] - как наиболее

совершенная и цельная.

В настоящее время яой стал мета-жанром, то есть, он бывает и

комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно-

фантаcтическим.

Несмотря на то, что современная Япония существенно раскрепостилась за

последние 20 лет, и яой сейчас уже не несет былого "революционного"

значения, он живет и продолжает завоевывать своей красотой, необычностью,

эстетизмом и драматичностью все новые сердца поклонниц (и даже поклонников)

не только в Японии, но и во всем мире.

Разновидности яоя

В отличие от жанра "юри", который, на данный момент, практически

встречается только в додзинси, яой перестал быть жанром и стал мета-жанром,

объединяя как додзинси, так и и оригинальные коммерческие манга-публикации.

Разумеется, коммерческий яой бывает только оригинальным. По имени

первого японского журнала, его публиковавшего, коммерческий и оригинальный

яой получил название "дзюнэ" (June).

Вообще говоря, журнал "June" специализируется на публикации

романтического яоя, в котором большую часть повествования занимают

выяснения отношений между персонажами и различные приключения, собственно

же изображение секса подчинено более глобальным художественным задачам. Для

коммерческого яоя, концентрирующегося на изображении секса, отдельного

термина пока нет, поэтому его называют просто "яой".

Если в среде обычных отаку "сёнэн-ай" (shounen ai - "юношеская

любовь") и "яой" обычно считаются синонимами, то в среде яой-отаку эти два

термина различаются по смыслу. С другой стороны, сёнэн-ай в этом случае

считается синонимом точного значения слова "дзюнэ" - "оригинальный яой,

концентрирующийся на изображении чувств, а не секса".

Лесбийским аналогом сёнэн-ай является, естественно, "сёдзё-ай" (shoujo

ai - "девичья любовь"). Он также отличается от юри, как сёнэн-ай - от яоя.

Сравнительно новым течением в додзинси-яое считается "сётакон"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5