бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культурология бесплатно рефераты

архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования

мусульманского понятия о красоте: «джамал» – божественная, совершенная

красота (купол мечети); «джалал» – божественное величие (минарет); «сифат»

– божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).

1. Истоки, этапы и характер Древнегреческой культуры.

2. Зарождение рац-ти. Древнегреческая философия и наука.

Термин античность (от латинского «древний») со времени возрождения

закрепился за древнегреческой и древнеримской цивилизациями в значении их

фундаментальной роли в становлении культуры. У истоков греческой культуры

стояли цивилизации острова Крит и города Микены в материковой Греции,

расцвет которых приходится на период с 20 по 13 век до н.э. Это была

близкая к восточному типу «дворцовая» культура с централизованной системой

управления, наличием жреческого сословия, бюрократии. К концу 13 века в

силу внутренних конфликтов, природных катаклизмов и нашествия массы племен

происходило крушение государственной системы Крита и Микен и их

окончательная гибель в 12 веке.

Следующий этап (11-9 века до н.э.) назван гомеровским, т.к. основным

источником информации о культуре этого времени являются «Илиада» и

«Одиссея». Для указанной эпохи характерны общий застой и культурный

упадок, утрата обществом письменной и профессиональной традиции, разрушение

старой религиозности. Но, переселившиеся северо-балканские народы (дорийцы)

обладали железным оружием. Они начали железный век, заложили предпосылки

великого подъема Древней Греции. 11-9 века до н.э. стали временем борьбы

родовой знати этих народов за славу, доблесть, богатство. Достижение этих

целей было рагламентировано «героическим кодексом» и ….

Дух культуры выявлялся через состязательность (агональность - от

имени божества состязания Агона), которая закрепилась в качестве принципа

греческого культуротворчества. Так начинается развитие индивидуальных норм

культуры и соответствующего им самосознания. Оно закрепляется формированием

мира новых богов, в котором люди в своей любви к славе могут стать героями

и подняться на божественный уровень. При этом самый тяжелый грех –

превышение границ меры, что может нарушить божественную гармонию мира.

Последующая эпоха стала временем экономического подъема и интенсивного

духовного творческого поиска. Греки проводят внутреннюю и внешнюю

колонизацию. Их выход на побережье Средиземного, Черного и Мраморного морей

утверждает открытость в характере греческой культуры и способность к

заимствованию культурных традиций иных народов. Происходит окончательное

разложение родовой общины, формируется этнический полис – город –

государство, который можно определить как форму человеческого общежития,

где община свободных граждан выступает собственником средств производства и

политического организма. В материальном производстве закрепляется труд

раба. Раздробленная в политическом отношении Греция в эту же эпоху

объединяется со знанием духовного единства и утверждает охватывающее весь

греческий мир понятие «Эллада». Зримым выражением единства служат греческие

святилища и единый пантеон греческих богов-олимпийцев, возглавляемый

Зевсом. Антропоморфные олимпийские боги поддерживают установленный

космический и социальный порядок, покровительствуют всем видам деятельности

людей. Игры (Олимпийские) в честь некоторых богов выступают важным фактором

культурного развития. Полисная жизнь укоренена в священном, божественном

законе, реализуемом через закон общественный. Последний, выступает как

безличная правовая норма, равнообязательная для всех. Равное положение

граждан перед законом ограничивает состязательную культуру и ставит в

позицию принудительного социального творчества. Важную роль в этом переходе

сыграли социально-политические и экономические реформы афинского

политического деятеля и поэта Солона. Их содержание определялось интересами

афинского демоса.

Эпоха классики (5-4 века до н.э.) – взлет греческого гения, его полное

и завершенное выявление во всех областях культуры: искусстве, архитектуре,

литературе, философии и науке. Она была подготовлена складыванием системы

рабовладения, полным развитием полисной демократии, накоплением

гражданского самосознания, преимуществом закона перед деспотизмом. Классика

формирует представление о – человеке, как самостоятельной личности.

Подтверждение – общественная жизнь Афин в пору правления Перикла.

Складывается общественный идеал полноценного гражданина полиса – личности

сильной, энергичной, полной достоинства. Культура предстает как целостная

интегрированная система, где все подчинено задаче утверждения общезначимых

ценностей. Общественная связь регулируется законом, который приобретает

характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.

С 4 века до н.э. начинается полоса кризиса античного полиса, что

повлекло …….

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра

Македонского, результатом которого стало создание огромной мировой империи;

начинается эпоха Эллинизма – распространения греческой культуры на всей

территории державы и ее соединение с восточными элементами, что особенно

проявилось в специфике духовной жизни и художественных формах. Утвердилась

единая эллинистическая культура, сохранившаяся и после распада империи на

ряд царств.

После завоевания эллинистической Греции Древним Римом, формы

эллинистической культуры были восприняты и продолжили существование.

Сущность культуры Древней Греции сформировалась в эпоху классики и

выявилась через определенные черты. Важнейшие из них:

1. ……

Момента кульминации это единение достигло в эпоху классики, когда все

проявления личного смогли смоделироваться и выявиться только через

общие……

2. Греческую культуру отличал специфический античный космизм.

Греческий космос выступает абсолютным божеством и противостоит

хаосу упорядоченностью и красотой. Одновременно он предстает как

чувств-й, разумный,, одушевленный и, хотя, только богам доступны

законы природы, человеку также дан шанс вмешиваться в космические

дела, поскольку космическая гармония, симметрия и мера воплощены в

человеческом теле и это делает доступным для человека космический

ритм.

3. Антропоцентризм как постоянное соотношение космоса с человеком,

природных объектов с человеческим телом, такой подход утвердил

культ человеческого тела, как мерила всех форм художественной

культуры, настрой греков на любовь к земной жизни, ее неоспоримым

преимуществом над смертью.

Специфику культуры античной Греции выявляли также такие черты, как

состязательность во всех сферах жизни; праздничность, оформленная в

красочные и зрелищные формы, установка на созерцание природы, красоты и

гармонии.

Таким образом, эмоционально-эстетическое восприятие мира древними

греками сочеталось с различным подходом к нему. Такой подход и понимание

мира формировали новый тип культуры с активно преобразующей внешней

функцией. Это нашло отражение во всех основных, культурных формах: мифе,

религии, философии, науке, художественном творчестве.

2. Духовная эволюция древнегреческого мира определяется постоянным

нарастание гуманизма, интересом к человеку и становлением рационального по

характеру философского мышления. Переход от религии к философии обнаружился

в пору архаического мировидения и был обусловлен совокупностью социальных и

природно-биологических факторов. При этом следует выделить:

. политическую свободу слова, как внешнюю форму свободы мысли;

. разрыв с традиционной религиозностью и высвобождение на этой основе

познавательного интереса;

. отсутствие …….

. возникновение греческого буквенного письма;

. высокий авторитет духовно-интеллектуальной деятельности и

распространение на эту сферу ориентации на первенство и успех;

идеал бескорыстного созерцания и установку на поиск истины;

природную одаренность греков, обеспечивающую высокий уровень и

художественно-образного и аналитического мышления.

…………………

8. Культура Древнего Рима.

1. Социальная история и характерные черты Древнеримского общества.

2. Религия. Право и наука Древнего Рима.

3. Возникновение христианства как синтез позднеантичной и иудейской

традиции.

1. Древний Рим замкнул античную культуру, завершив ее развитие. Его

собственная история охватывает период с 8 века до н.э. по 5 век

н.э. В отличие от Греции, население Древней Италии, состояло из

нескольких разноязычных народов. Лишь применительно к 1 веку до

н.э. можно с полным основанием говорить о единой итальянской

народности римлян и о едином латинском языке, вытеснившем все

прочие. Основу собственно римской культуры составляла культура

латинов, сохранившая самобытные черты на разных этапах

исторического развития и впитывавшая элементы других культур.

Римская культурная самобытность часто отрицается учеными из-за

попыток римлян подражать недосягаемым образцам греческой классики и

постоянных заимствований. При этом не учитывается момент базисного

сходства двух цивилизаций. Древнегреческая и древнеримская культуры

формировались и развивались на базе античной гражданской общины,

что предопределило схожую школу ценностей, норм культуротворчества

и создало условия для взаимовлияния. Но сходство не означает

тождество. В самих основах культуру Древних Римлян отличало иное

ощущение жизни. Римлянам, было чуждо понятие генетической связи

людей и богов, и в религиозном чувстве доминировали утилитарно-

рассудочные отношения. Вся сложная система римской обрядности была

подчинена единой цели, гарантировать неизменно благоприятную

реакцию богов. Это отношение исключало любые личные эмоции.

Абстрактно-рациональная римская религия вросла изнутри в римскую

государственность. Если у греков владение мастерством высоко

ценилось и почиталось даром богов, то в Риме занятие любым

мастерством считалось унизительным и недостойным

времяпрепровождением. Изначально ремесло было для плебеев,

иноземцев и рабов. С самого начала своего существования Рим вел

постоянные войны со своими соседями, что определило строй его жизни

и историю. Соответственно основными добродетелями для исполнения

долга хорошего гражданина считалось мужество, стойкость, суровая

непреклонность, гордость.

Своими особенностями отличались внутрисоциальные отношения. В Риме

имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед

законом, но не было равенства в политической и социальной сфере.

Определяющую роль здесь играл ценз – размер имущества и происхождение, что

и определяло место гражданина в социальной иерархии. Первостепенное

значение при этом приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся

плебеями у патрициев. Она обусловливала особую роль права в жизни общества.

Характерной и специфичной римской чертой была неразрывная связь свободы и

экономической независимости. Человек, экономически зависимый, не смел

высказать мнение неугодное тому, кому он был чем-то обязан.

В конце 6 века до н.э. возникла Римская республика, просуществовавшая

около 5 столетий. Римский историк Полибий подчеркивал совершенство

республиканского политического строя, соединившего элементы монархии

(власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право

народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать

магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный

контроль и согласованность действий всех этих институтов придавали всему

строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и

править ими (политика «Политическая жизнь» в Римской республике не была

специально выделенной областью. Специфика заключалась в том, что

политическая деятельность для активного и полноправного гражданина являлась

не только необходимой, но и единственно возможной формой самовыявления. По

этой причине для римского общественного сознания качества политического

деятеля всегда сливались с общечеловеческими. Все моральные понятия и

категории были политизированы, политическая сфера сближалась с

хозяйственной и повседневно-бытовой.

Победные завоевания римлян способствовали большому притоку рабов,

сильному росту имущественного неравенства и обострению общественных

противоречий. Все это завершилось установлением в 30 г. до н.э. единоличной

власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Эволюция Древнего Рима от полиса к империи сопровождалась эволюцией

римлянина от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка.

Определенными связями становились связи подчинения; и в этой системе

происходило смешение исконно римских ценностей с новыми, ориентированными

на психологию подданного.. Но, хотя Рим, в духе древних традиций, требовал

абсолютной социальной дисциплины; он стимулировал и одобрял любую

инициативу в интересах империи. У римлян всегда любое общее явление могло

раскрываться только через частное.

2. Вместе с соц. истор. Древн. Р. происходила эволюция его религии от

древнейшей общинной до христианства. По мере развития

государственности римляне формировали ….. пантеон, вводя новые

культы и персонифицируя своих безличных богов. Но, даже наделяя

богов индивидуальностью и соответствующими функциями, римляне не

испытывали потребности обращения к антропоморфным образам. Они

решили задачу, восприняв и олицетворив пантеон греческих

олимпийских богов, дав им лишь другие имена. В эпоху империи,

несмотря на реформы Августа, …….культ., роль религии как средство

воздействия на умы и души людей значительно ослабевает, хотя

императоры не прекращали попыток сделать их власть теократической.

При этом в настроении общества выявлялись две тенденции.

С одной стороны, у человека появилась потребность осознания

собственной личной значимости и личного познания жизни. Она стимулировала

поиск новых форм общения с божеством, обращаясь к восточным культам,

мистериям, откровениям, астрологии, магии.

Во-вторых, углубление социального неравенства, деспотическая

имперская политика, моральное разложение поздней римской античности,

привели к поиску единого верховного, общего для всего человечества бога,

как гаранта правильной жизни и моральных норм.

Эти две тенденции вместе с активными поисками древнеримской философии

средств обретения духовной свободы, подготовили победу христианства,

которое наиболее полно ответило на общественные вопросы.

На всех этапах римской истории оставалась высокой роль и значение

права, основой развития которого стали законы к табл…., составл. в 451 –

450 г. до н.э. Они содержали ряд элементов обычного права, но уже

отличались наличием специфичных присущих римской общине черт, которые

сохраняли свое значение на всех стадиях ее эволюции. По мере углубления

классовых противоречий, все более суровым становилось наказание для граждан

Рима, а их равенство перед законом исчезло в связи с дифференциацией. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11