бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура Древнего Востока бесплатно рефераты

особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства

изображения царской жестокости: есть сцены сажания на кол, вырывания у

пленных языка, сдирание кожи в присутствии царя. Все это было фактами

обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства

жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с

его невысокой религиозностью. (3, с.33(

В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и

светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов –

не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и

великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство – был

построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

(3, с.33(

Культура Ирана.

На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI веке до н.э. Иранская

империя. искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское

и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем

почти нет той жестокости, которая была так свойственная искусству

ассирийцев. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается

изображение животных – это прежде всего крылатые быки, а также львы и

грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных

процессий воинов, данников, львов. (3, с.33(

В III веке н.э. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. Они

старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью

по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены их

победных завоевательных войн. Стены дворцов были украшены фресками с

портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов. (3, с.34(

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм[2]. Это

учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал – доброго,

справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро,

был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно

зороастризму, человек принимает этические решения, находясь между этими

двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари).

Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты.[3] Символом плодородия было

мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней

любви и земли считалась красавица Анахиту. (3, с.34(

Смена господствующей религии относится к VII веку н.э., когда Иран был

завоеван арабами, ради утверждения новой веры – ислама, разрушающими

цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов

зданий – мечетей, минаретов, мавзолеев и т.п. однако замечательное

Сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую

культуру, а через арабов – на Испанию и другие страны Западной Европы.

Следы Сасанидского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до

Атлантики. (3, с.34(

2. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Г О Е Г И П Т А

Древний Египет – первое государство на Земле, первая могущественная

великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это

было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему

классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта,

были ее незыблемость и непостижимость.

Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего

Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия

определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль

Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. (3, с.22(

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного

культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта –

и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической,

военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти

родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная

жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь

соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы

тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование.

Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства

изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также

было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела.

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в

свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света

и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде. (3, с.22(

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских

жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной

жизненной силой – ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью

соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к.

это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы

на окраине кладбищ. (3, с.23(

Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи,

когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была

религиозной обязательностью. В III-II тысячелетиях до н.э. и пирамиды, и

храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид

было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало

колоссальных и многочисленных жертв со стороны народа. Поэтому позднее, во

II тысячелетии до н.э пирамиды стали строить их кирпича, а не из камня –

это было менее разорительно, а сами пирамиды становились меньше. К началу I

тысячелетия до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц

фараонов стали отводить глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

(3, с.23( Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились на

протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне

боялись и боготворили своих фараонов.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света.

Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера,

воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается , как

лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам

– пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей.

Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский

собор: высота 147м (сейчас 137м), площадь – около 55 000кв.м. Пирамида

Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба

весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды

пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних

мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что

между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была

облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами. (3, с.23(

Религия.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни

открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта.

В системе заупокойных представлений все заметней становится этический

элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему

личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не

настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и

идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки

связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду

на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей

душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из

смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в

этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в

этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было

воздействовать лишь с помощью магических заклинаний. (6, с.108-109(

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе

Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и

после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье

ночью. (3, с.23-24(

Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом

и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы

существ, населяющих священную природу. (2, с.119( Богов в Древнем Египте

было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог

Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог

смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали,

что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В

царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы

обрести вечную и блаженную жизнь. (6, с.107( Важнейшей богиней была Исида,

жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны

был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась

Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения,

предметы. (3, с. 24(

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации

государства, усилию верховной власти и подчинения покоренных Египтом

племен. Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419-ок.1400гг. до н.э.,

выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога.

Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он

ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск

под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей

государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и

сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался

сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех богов были

отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы

Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя

жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре

были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были

восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. (3, с.24(

Литература.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам

и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы,

сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тысячелетия до н.э.

Художественная литература представлена различными жанрами – это поучения

царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях,

повести. Одно из самых отвлеченных и абстрактных сочинений древнеегипетской

литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек,

разуверившись в смысле жизни начинает искать смерти. Душа, однако, пытается

отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную

жизнь, советует сполна насладиться земным бытием (3, с.24(

Искусство.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать

египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтян воздвигались

высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночным символическим

письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. Перед

заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с

телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость,

загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс,

выполненный в первой половине III тысячелетия до н.э., до сих пор стережет

пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз

больше человеческой, а длина тела 57м. Шедевром древнеегипетского

изобразительного искусства периода II тысячелетия до н.э. искусствоведы

считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона

Тутанхамона с его юной женой в саду. Подтверждением высокой культуры Египта

I тысячелетия до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены

Аменхотепа IV Нефертити – одно из самых прелестных женских изображений в

истории человечества. (3, с.25(

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо

плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища

и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора,

строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы

условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось

красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные,

одежды – белые. (3, с.25-26(

Наука Древнего Египта добилась определенных успехов. Активно

развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение, что

созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца.

Значительными, судя по судя по специализации врачей, были успехи медицины:

различались врачи «утробные», глазные, зубные и прочие. Была установлена

роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI –

начале XIX веков до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены

древнейший в человеческой истории часы – водяные и маленькое нашейные

солнечные часики. В начале III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте был

изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в

других государствах Средиземноморья. (3, с.26(

Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления

древней восточной культуры, где практические достижения и развитость

прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей

ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Здесь мы видим «причудливое сочетание «первобытности» со сложным…

мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию». Человек здесь уже

начинает чувствовать первые импульсы к установлению своей духовной

сущности. (2, с.120(

3. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Й И Н Д И И

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким

уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных

и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения

древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке,

философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое

воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и

ряда других стран.

Наука.

В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и

своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н.э. здесь

известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок,

отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших

источниках сохранились упоминания об агрикультуре (удобрения, севообороте,

вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее), обработке металла

(олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии,

терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при

построении жертвенников), шахматах. (3, с.36(

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II

вв. до н.э. – VIII в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана

десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных

в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения

квадратного и кубического корней, исчисление числа ? (3,1416…),

арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

Страницы: 1, 2, 3, 4