бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура Древнего Востока бесплатно рефераты

Культура Древнего Востока

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по предмету «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

тема №2 «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

выполнила студентка 2-го курса

заочного отделения, группы «А-2»

зачетная книжка № 646

ПЕТРАСЮК ОКСАНА

Донецк – 2002

ПЛАН

1. Культура Передней Азии (Шумеро-Вавилонская культура) 3

2. Культура Древнего Египта 7

3. Культура Древней Индии 10

4. Культура Древнего Китая 13

1. К У Л Ь Т У Р А П Е Р Е Д Н Е Й А З И И

(Ш У М Е Р О – В А В И Л О Н С К А Я К У Л Ь Т У Р А)

Шумеро-аккадская культура.

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр

и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев

(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов

человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)

сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,

Вавилония, Ассирия, Иран.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства

современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской

культуры. Как писал С.Н. Крамер, «история начинается в Шумере». (6, с.105(

Именно в Шумере на смену первобытной культуре пришла письменная

культура городского типа. Древнейшая на земле письменность – это шумерская

клинопись.[1] Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет

свое начало от рисунков. А старые предания говорят о том, что и до

возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ

фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. (3, с.28-29( Со временем

рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного

достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно

переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире

письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к

середине IV тысячелети до н.э. (3, с.29(

Письменность в форме клинописи требовала многолетней подготовки,

оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Она служила

целям государственного и культурного характера. Документы государственного

характера самым детальным образом регламентировали хозяйственную жизнь,

правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми.

(6, с.105(

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на

глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это

гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении

цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам. (3, с.29( Их

сценарии сводились к следующему: боги создали этот мир и порядок, заплатив

за это своей жизнью и кровью.

Для иллюстрации, как пример, приведу содержание шумерского мифа об

Атра-хасисе о происхождении людей. В нем описывается собрание богов, на

котором было решено создать человека, чтобы избавить богов от печальной

необходимости трудиться ради поддержания собственного существования.

«Когда боги, (как) люди,

Свершали труд, влачили бремя, -

Бремя богов великим (было),

Тяжек труд, многочисленны беды:

Семь Аннунаков великих

Труд свершать заставляли Игигов».

Изнуренные тяжким трудом, боги-игиги взбунтовались, «в огонь орудия

свои побросали» и явились толпой к воротам храма Энлиля – владыки земли.

Встревоженный Энлиль призывает царя богов Ану, Энки, а также, по-видимому,

Нинутру, Эннугу и богиню Нинту… В конце концов Нинту и Энки берутся создать

человека, но для этого, говорит Энки, нужно убить одного из богов, чтобы

очистить остальных и замешать на крови убитого глину.

В собрание ответили: «Так да будет!»

Ануннаки великие, вершащие судьбы.

В день первый, седьмой и пятнадцатый

Совершили омовение (Энки).

(Бога) Ве-ила, имеющего разум,

В собранье своем они убили»

(4, с.117-118(

В благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные

ими законы. Но что конкретно означало для людей выполнение «договора»,

заключенного между богами и людьми при создании мира и самих людей? Обычно

речь шла о соблюдении законов, а также отчислении весьма значительных

налогов (главным образом в натуральной форме – зерно, пиво, оружие, рабочая

сила), идущих на содержание царского двора, армии и храмов богов. Но

воспринимались эти налоги как жертва, как способ, совершенно необходимый,

чтобы поддержать мир и порядок, чтобы боги выполняли свое назначение, без

которого нет ни мира, ни порядка, ни самой жизни людей. Если же по какой-

либо причине миропорядок нарушался, то это воспринималось как гнев богов и

грозило гибелью всего. Поэтому нарушенный порядок стремились восстановить

любой ценой, чего бы это не стоило. Из этих усилий, как это ни странно,

рождались элементы науки, права, астрономии, искусства. (4, с.120(

Культурные достижения шумеров велики и бесспорны: шумеры создали

первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые

элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы

первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они

разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета),

делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц

начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения

о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного

заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная

карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты –

лира и арфа – появились также у шумеров. (3, с.28(

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше,

царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое

Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов,

которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно

сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном

потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые

замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать

гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее

корабль. (3, с.29(

Вавилонская культура.

Наследнице шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II

тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750гг. до н.э.)

город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада.

(3, с.30( При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на

двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная

жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с

окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной

действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве

мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском

искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия,

искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны. (3,

с.30(

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ

воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником

доброй воли – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая

стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их

неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители

Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам

способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана

шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении

времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории

человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость

затмений. (3, с.30( Однако все научные знания и исследования ученых

Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и

магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и

жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы

служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них

были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар –

богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня.

Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении

идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов

очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды,

устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны

к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством.

Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны

различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги

определяли судьбы людей. (3, с.30-31(

В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а

также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым,

счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает участие

во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.

(4, с.126(

Мой бог, господин мой, создавший мне «имя»,

Хранящий мне жизнь, дающий потомство…

Суди же мне жизнь судьбою,

Продли мне дни, жизнь даруй мне.

(4, с.126(

Из этого вавилонского текста видно, что личный бог дает потомство. И

действительно, как пишет И. Клочков, участвуя во всех делах человека,

личный бог, конечно же, не мог оставить его одного в ответственный момент

зачатия потомства. «Из известного нам и месопотамских династиях видно, что

у отца и сына были неизменно те же боги и богини. Из поколения в поколение

бог переходит из тела отца в тело сына». (4, с.127( Отношения с личными

богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с

молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо,

адресованное личному богу:

«Богу, отцу моему, скажи! Так говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты

мною пренебрегаешь? Кто тебе даст (другого) такого, как я? Напиши богу

Мардуку, любящему тебя: прегрешения мои пусть он отпустит. Да увижу я твой

лик, стопы твои облобызаю. И на семью мою, на больших и малых, взгляни.

Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет». (4, с.127(

В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед

верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих

других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных

(династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за

отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия. (4,

с.127(

Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и

заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению

небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в

предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в

подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе

была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в

борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для

человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться

жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с

трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их

монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле

храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня

из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление

нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких

уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем

нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило,

озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В

ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог

гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого

стола. (3, с.31(

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много.

Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным

строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный,

и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся

постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно

вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые

легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и

Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской

архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. (3, с.31(

Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки,

ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии

архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая

стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные

четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта,

достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м

– Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы

Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды – ассирийской

царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света. (3,

с.32(

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение

зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки

из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена

так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих

статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость

изображения, несколько меньшая условность. (3, с.32(

Культура Ассирии.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили

ассирийцы.

Ассирийское искусство I тысячелетия до н.э. исполнено пафосом силы,

оно прославляло мощь и победы завоевателей. Для него характерны изображения

грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами

и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например,

изображения из дворца Саргона II (VII век до н.э.). Но и другие (3, с.33(

знаменитые рельефы из ассирийских дворцов – это всегда прославление царя –

могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в

жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4