бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Книга как социальное явление бесплатно рефераты

века сходились на том, что нужно распространять книгу «в народе». Методизм

в Англии, энциклопедизм, а позднее революционное направление во Франции, в

меньшей степени просвещение в Германии неожиданно придали потребности в

чтении характер необходимости.

Именно тогда, за какие-нибудь несколько лет – с 1800 по 1820 гг –

новые изобретатели совершенно преобразили технику книгопечатания: это были

металлический печатный станок, скоропечатная машина с цилиндром и ножным

приводом, паровая машина. Уже к концу правления Наполеона за одни час можно

было напечатать больше листов, чем пятнадцать лет назад за целый день.

Близилась эра больших тиражей.

Прежде всего она наступила в Англии, ибо большинство

усовершенствований в печатном деле было английского происхождения.

Провозвестником новой эры был Вальтер Скотт с его знаменитыми романами, но

честь ее открытия принадлежала Байрону: в 1814 г его «Корсар» имел поистине

грандиозный успех – в первый же день было продано 10 000 экземпляров. К

1848 году вал докатился до Франции, где одновременно возросли тиражи

прессы, а с 1848 г та же волна захлестнула остальную часть Европы и

Америку.

Последствия этих перемен были весьма глубоки. Прежде всего, писатель

потерял связь с огромным большинством своих читателей. Лишь культурная

элита продолжала еще участвовать в создании влиятельного литературного

мнения, непосредственно или с помощью критики. Безымянная же масса прочих

читателей вошла в мифологию литературы в образе безбрежного моря, в волны

которого поэт наудачу бросает свою бутылку с запиской.

Теперь уже было невозможно игнорировать читательские массы – отныне

на них держалось книгоиздательское дело, они обеспечивали его доходность. И

если буржуа XIV и XV вв противопоставляли латинскому языку церковной книги

язык повседневности, то в XIX веке благодаря новому читателю из народа

космополитическую книгу элиты вытеснила книга на национальном языке.

Пробудившееся национальное сознание поставило книгу наравне с веком.

Не последнюю роль сыграло здесь и пробуждение классового сознания.

Читальни, библиотеки, дешевые выпуски романов с продолжением все глубже

продвигают книгу в те социальные слои, для которых ее открыли успехи

просвещения. Книга становится знаменем революционной мысли 1848 года.

Усвоена истина, что дорога к свободе пролегает через культурные завоевания.

Во Франции, во времена Второй империи, издатель-республиканец Жюль Хетцель

и основатель Лиги просвещения Жан Масе объединяются, чтобы распространить

книгу самым широким образом как оружие в руках народа.

Первые признаки нового, пятого сдвига появились в Англии, здесь

раньше, чем где-либо, сказались неизбежные последствия капиталистической

индустриализации. Книжную новинку продавали тогда по цене, которая не

менялась вплоть до второй мировой войны – 10 шиллингов 6 пенсов (единица

расчета за предметы роскоши). Однако уже начиная с 1885 года появились

общедоступные переиздания хороших массовых книг по цене порядка 6 пенсов,

причем тиражи исчислялись десятками тысяч экземпляров. В самом конце века

романы или поэмы с сокращениями стоили всего 1 пенни, а с 1896 г издатели

за ту же цену предлагали полные тексты произведений Голдсмита, По, Скотта,

Диккенса, Дюма, Сю и Мериме.

Но было еще рано для подобных начинаний. В обществе, где различные

социальные группы были строго обособлены, «массы», интересующиеся таким

чтением, на деле составляли лишь привилегированное меньшинство. И если

Англия, благодаря быстрому развитию городских центров, еще имела некоторые

сдвиги в этой области, то большая часть населения других цивилизованных

стран читала то, что предлагали ей киоски и торговцы-разносчики – порядком

искаженные произведения древних классиков, сентиментальные романы, народные

предания, фривольные истории, песенники, календари и т.д. В некоторых

странах это продолжалось и после первой мировой войны и даже вплоть до

середины ХХ века.

Как показывает история, появившись сначала как «помощник» человеческой

памяти, книга постепенно становилась «источником знаний», затем –

распространителем новых идей, руководством к действию. Прошло еще время – и

вот мы уже не мыслим без книги своего существования. Теперь это и учебник,

и работа, и развлечение. Следовательно, чем просвещеннее, цивилизованнее

становился человек, тем больше книга становилась именно социальным

явлением, тем большую роль она играла в обществе. Однако, на мой взгляд,

следует различать западное общество и русское, российское. В Западной

Европе, на два века раньше вставшей на капиталистические рельсы, книга

никогда не являлась трибуной политических дебатов, не превращалась в арену

борьбу между различными партиями, потому что существовали нормальные

политические институты, и власть практически никак не влияла на репертуар

издаваемой литературы. В России же, по словам Бутенко И.А.[5] , за

правительством традиционно признавалось право решать, что именно граждане

могут публиковать и читать. И поэтому, в условиях самодержавия, именно

книга стала выражением мнений о судьбе страны, ее дальнейшем устройстве.

Это привело к становлению устойчивой российской писательской традиции –

объединятся вокруг того или иного издания в соответствии с разделяемыми или

даже пропагандируемыми общественно-политическими взглядами. В Западной

Европе книга в большей степени являлась товаром. Издавалось то, что

коммерчески наиболее выгодно: литературная деятельность начала оформляться

как профессия уже в XVIII веке, писатели уже тогда ставили вопрос об

авторском праве. Совсем не так было в России. Поэтому, рассматривая книгу

как социальное явление, представляется интересным уделить больше внимания

именно российской книге. Изучение социологии книги, естественно, неотделимо

от рассмотрения фактов истории ее появления и распространения на Руси.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ КНИГИ[6]

Рукописная книга XI-XV веков

Древнейшие славянские рукописные книги известны еще с Х, Х1 веков.

Самой ранней из них, точно датированной, является Остромирово Евангелие

(1056-1057 гг).

В XIV веке некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге,

однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Хотя и в этом

столетии еще применялся пергамен, но использовался все реже и реже.

По содержанию рукописные книги периода Древней Руси по преимуществу

духовные, связаны с христианским вероучением. Но есть среди них и светские

произведения – летописно-исторического, делопроизводственного и научного

характера. Существование древнерусских рукописных книг обусловлено, главным

образом, потребностью в них, связанной с введением христианства на Руси и

необходимостью отправления религиозного культа в церквах и монастырях, а

также поддержания православного благочестия в семье и быту. Сферой

деятельности, обеспечивающей достаточное количество рукописных книг, была

система книгописных мастерских при государственных (княжеских) канцеляриях.

Перепиской книг и художественным их оформлением занимались монахи,

церковнослужители и светские люди.

Дошедшие до нас сведения о деятельности книгописных мастерских

свидетельствуют о достаточно разнообразном характере переписывания книг. В

основном это были переводные исторические хроники жития, летописи,

поступающие из Византии и Болгарии. Начиная с XI века появилась

оригинальная литература: «Повесть временных лет», «Слово о законе и

благодати» митрополита Иллариона. Обращались и художественные произведения,

в частности, книги Кирилла Туровского.

В X-XI веках книга была главным образом инструментом религиозной

пропаганды, образования, а также духовно-нравственного воспитания. Вместе с

тем, книга, дошедшая до нас с самых древних времен, есть основной и

достоверный источник изучения отечественной культуры.

К XV веку Русь полностью пережила потрясения Батыева погрома и

вступила в новую стадию развития книжности, была способна к созданию

памятников мирового уровня. Не случайно рубеж XIV-XV веков окрашен сменой

художественного стиля оформления русских книг под воздействием греческих и

югославянских влияний.

Главными лицами в создании книги XIII-XV вв, конечно же, являлись

писцы. Но не только они одни. Если рукопись была выполнена исключительно

писцом, без привлечения мастеров для оформления, то она была нужна в

основном для домашнего, келейного чтения. Если же книга предназначалась

для торжественного чтения при богослужении или создавалась для особого

вклада, например, по заказу князя или архиерея, то для ее изготовления

привлекались «златописцы». Таково, например, Сейское Евангелие, сделанное

по личному заказу Ивана Калиты.

Нередко в книгах приводились имена их заказчиков. Записи о заказчиках

позволяют не только представить социальный состав потребителей книги, но и

цели, причины создания тех или иных рукописей: обетные, во исполнение каких-

то клятв, для спасения от бед, для пополнения «комплектов» книг,

необходимых для богослужения или монашеского делания; политические – с

целью получения расположения какого-либо лица, распространения влияния с

помощью дорогого подарка. Встречаются записи, свидетельствующие о

библиофилии и обычном стремлении человека приобрести любимое им

произведение.

В целом в оформлении и репертуаре русской книги XIV-XV вв

наблюдается, с одной стороны, возрождение традиций Киевской Руси, а с

другой – тяготение к греческим и югославянским образцам, что позволило

многим ученым характеризовать книги этой эпохи как отражение тенденций

русского предвозрождения.

Книгопечатанье в Русском государстве с XVI по XVIII века

Возникновение книгопечатанья в Московском государстве совпало с

эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и

окончательного утверждения монархического централизованного государства.

Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под

властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало

христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой

требовались богослужебные книги. Проблема не могла быть решена традиционным

рукописным способом, к тому же в Европе уже был изобретен печатный станок.

Гордое стремление царя (Иван Грозный первым стал открыто выставлять

свою персону вселенским царем, первым и единственным наследником Рима и

Византии) требовало от подданных выглядеть не хуже европейцев. И

деятельность митрополита Макария, органически продолжавшая просветительскую

работу предшествующих новгородских владык и московских митрополитов, стала

итогом просветительских стремлений XV-XVI столетий, вылившись в обширную

программу – идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших

Русь из Великого княжества в Царство (монархию). В русле этих реформ,

очевидно, находилось и введение книгопечатанья – решающего средства в

исправлении церковной жизни, уничтожении ересей и своеволия в толковании

Священных текстов – неизбежного и типичного следствия церковных смут при

создании нового государства. Одна из причин ересей, как было отмечено на

Стоглавом соборе – неисправность текстов. Причина неисправности состояла в

проникновении в разное время разных текстов, различных традиций. Отследить

их поручалось церковной власти, но практически, при преобладании

«келейного» способа переписки книг, задача оказывалась невыполнимой и могла

быть решена только при явном преобладании проверенных книг, их

одновременном массовом распространении, делавшем ненужным тиражирование

книг на местах.

Первая русская печатная книга появилась в 1564 году, напечатанная

Иваном Федоровым в Москве. Любопытен выбор. Казалось бы, «Апостол» – это не

первой необходимости книга для вновь освещенного храма. Однако «Апостол» в

Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые

образцы толкования учениками Христа Св.Писания, а несколько ранее

Московские соборы выступали с осуждением ересей, причиной которых

называлось неправильное толкование Св.Писания. В этом отношении издание

«Апостола» еще раз показывает его государственно-национальное значение в

борьбе со смутой в обществе путем церковного просвещения – книги.

Введение книгопечатания явилось важным событием в истории культуры в

целом. Его значение приравнивается к значению появления письменности. Не

случайно в символе книжного знаке Ивана Федорова использовался мотив из

жития св.Кирилла. Сам первопечатник оценивал свою деятельность в тех же

словах, что и изобретатель славянской азбуки, называя ее «стрелами

духовными».

Дело Ивана Федорова принесло великие плоды, ибо, несмотря на то, что

печатная книга в XVI веке и в следующем столетии носила преимущественной

духовный характер, - она заложила основу новой книжной культуры, на которой

развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение

книгопечатанья на Руси стало началом «новой письменности», «новой азбуки».

В XVII веке религиозное мировоззрение, главенствующее в умах русских

людей, обеспечивало доминирующее положение церкви в производстве и

распространении книг. Отсюда преобладание литературы церковно-

догматического и духовно-нравственного содержания. Знание книг, чтение

текстов, прослушивание их на литургиях являлось неотъемлемой частью жизни

людей, а недостающие сведения светского содержания восполнялись рукописной

книгой. Вместе с тем на протяжении нескольких десятилетий шел медленный

процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости, что

выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики. Это были

азбуки, учебные псалтири, сборники поучительных чтений на год (прологи).

Многие из этих книг переиздавались неоднократно.

Процесс перехода от первоначального церковного репертуара к светскому

особенно заметен со второй половины XVII века. В оформлении русских книг

наблюдается тяготение к западноевропейской традиции.

Новые книги органично вошли в жизнь общества и, как в прежние

времена, высоко ценились и передавались из поколения в поколение.

Немногочисленные печатные светские книги не могли удовлетворить

потребность в литературе исторической, естественнонаучной, художественной.

Основным источником светских знаний являлась рукописная книга, имевшая

широкий спрос. Она вполне удовлетворяла общественную потребность в научной

информации и прикладных знаниях. Кроме того, рукописные книги зачастую

стоили дешевле печатных.

В целом, в XVII веке расширилось жанровое содержание рукописей, что

впоследствии сказалось на репертуаре печатных книг. Среди рукописей было

много практических руководств. Разнообразны были книги медицинского

содержания – травники, лечебники. Деятельность фармацевтов возглавлял

Аптекарский приказ, в котором имелась обширная библиотека медицинской

литературы. Прочно вошли в рукописную книжность исторические сочинения. Они

распространялись в многочисленных списках среди разных социальных слоев.

Это повесть «Об Азовском сидении», «Повесть о начале Москвы». В области

художественной литературы появляются повести, сказания, сатиры. Наиболее

популярны «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и т.д.

Существует также и переводная литература: рыцарские романы, плутовские

новеллы. В конце века возникает бытовая повествовательная литература. В

некоторых произведениях обнаруживается критика церковной идеологии.

Страницы: 1, 2, 3