бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Книга как социальное явление бесплатно рефераты

Книга как социальное явление

Санкт-Петербургский институт

Московского государственного университета Печати

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

По книговеденью

На тему: «Книга как социальное явление»

Студентки группы К-1

Васильевой Валерии Вадимовны

Преподаватель

Лезунова Наталья Борисовна

Санкт-Петербург 2000

ПЛАН:

1. Введение

2. Из истории книги

1. Западно-европейская книга

2.1.1.Перевоплощение книги

2.1.2.От первопечатной книги до «бестселлера»

2. Из истории русской книги

1. Русская рукописная книга XI-XV вв

2. Книгопечатанье в Русском государстве с XV по XVIII века

3. Русская книга с середины XVIII века до конца XIX века

3. Книга в ХХ веке

ВВЕДЕНИЕ

Сначала было Слово. Но свою подлинную мощь обрело оно лишь с

появлением Книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в

развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека –

надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты,

прозрения и заблуждения.

Что же такое книга? По словам Р.Эскарпи[1], книга, как и все живое,

не укладывается в жесткие рамки определений. Во всяком случае, еще никому

не удалось дать ее точное и стабильное определение. Книга – предмет

совершенно особый. Когда берешь его в руки – он всего лишь бумага, но

книга – нечто иное. Мысль, лишенная опоры печатных знаков, не смогла бы

стать книгой. Книга – «инструмент чтения», но невозможно пользоваться ею

механически. Книгу продают, покупают, обменивают, но нельзя относиться к

ней как к обычному товару, потому что она одновременно многочисленна и

единственна, неисчислима и незаменима.

При небольшом объеме книга обладает высокой насыщенностью духовного и

фактического содержания, ее легко передавать из рук в руки, легко

копировать и размножать в любом количестве; книга – наиболее простой

инструмент; с любой отправной точки она способна высвободить и рассеять во

времени и пространстве всю заключенную в ней массу звуков, образов, чувств,

идей, сведений, а затем, вкупе с другими книгами, снова вобрать в себя то,

что в бесконечности самых различных сочетаний было рассеяно ею по столетиям

и континентам.

Она – плод определенных технических процессов, подчиненных

определенному замыслу и использованию. То же самое можно сказать о

большинстве произведений техники, но особенность книги в том, что эти

замыслы, цели, техника эволюционируют, подчиняясь воле истории,

воздействуют друг на друга и, изменяя свое содержание, меняют не только

книгу как таковую, но ее место и роль в личной и общественной жизни

человека.

Тема данной работы – книга как социальное явление, и я считаю, что

начать ее надо с исторического обзора.

ИЗ ИСТОРИИ КНИГИ[2]

Во все времена книга была в авангарде идеологических движений, их

противоборств, мировоззренческой конфронтации, оказывалась то кафедрой, то

трибуной, то трибуналом для общественных взглядов и настроений; много раз

выходила на костер или эшафот то в качестве жертвы, то в облике судьи и

палача. История знает немало примеров, когда книга из орудия прогресса, из

«светильника разума», добра и красоты превращалась в источник реакции,

застоя, насилия, в проповедника духовной антропофобии и настоящего

геноцида[3].

Перевоплощение книги

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством

сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях.

Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество

необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния

посылались «живые письма» – гонцы.

Если перерывать историю мировой литературы, то окажется, что все

народы так или иначе прошли период «устной книги». Бессмертные поэмы

«Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около

510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды

и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных

празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные

сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им.

По мере того, как расширялся кругозор человека, и усложнялась его

деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки,

узелки и, наконец, рисунки.

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой

первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира,

жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки

письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою

мысль.

Но первый этап собственно книги – это, конечно, volumen, свиток

листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги

вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине

1 т.до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков –

настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие

библиотеки.

Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди

богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в

университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом

обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили

восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э.

использовали пергамен – материал более грубый, но зато более прочный и

дешевый, нежели папирус.

Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря

дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в

тетрадь, он дал новую форму – codex; здесь уже было разделение на страницы,

характерное для современной книги.

Такая форма, гораздо более удобная, чем volumen, была применена для

справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа

(слово code, то есть свод законов, происходит от «кодекса»), и для духовных

текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам

цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической

безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Начиная с IV в н.э.

переплетенный пергаменный манускрипт более тысячи лет был в руках

духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения

мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском.

Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к

оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего

Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились

лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг.

Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что

переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным,

богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в

монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с

молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского

переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались

героические эпосы (наиболее известный – «Песнь о Нибелунгах»).

Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло

литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида,

Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными

комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина

составляли энциклопедию знаний для православных христиан.

Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от

Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал – бумагу. Это

привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые

«издания» для повседневного пользования (например, часословы). С их

появлением университеты организовали для своих студентов переписывание

учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же

часть своего бюджета, что и его собрат ХХ в. Удешевление книг расширило

круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и

частных библиотек

Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она

имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией

просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели – дворяне и

буржуа, торговцы и чиновники – в повседневной жизни не имели вкуса к

латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также

книги для отдыха, увлекательный вымысел – и все это на добром романском

языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный

сдвиг в развитии книги – книгопечатанье.

От первопечатной книги до «бестселлера»

Успехи книгопечатанья были быстрыми и разительными. Оно возникло как

раз вовремя, подтверждая, что техническое открытие получает признание

только тогда, когда оно отвечает насущным социальным потребностям. Условия

для книгопечатания в Европе были благоприятными – языки, использующие

алфавитную систему из двадцати шести букв, но что еще важнее – европейская

цивилизация переживала экономический и духовный подъем, и распространение

письменных документов стало для нее камнем преткновения. Обстоятельства

требовали, чтобы книгопечатанье было, наконец, изобретено.

Открытие, быть может самое значительное в истории человечества, вошло

в жизнь прозаически: первые печатники увидели в нем всего лишь удобный

способ для того, чтобы ускорить копирование книг, улучшить их внешний вид,

снизить себестоимость. Все – и производство и продажа книг –

свидетельствуют о том, что главной заботой печатников было увеличение

собственных доходов. Та же забота проявляется и в выборе первых печатных

текстов – все это самый ходовой товар: религиозные сочинения, сборники

занимательных историй, технические пособия, рецептурные книги – вот главное

в каталоге наших практичных издателей. Вот что говорит об изобретение

книгопечатанья Герберт Уэллс[4]: «… стали дешевле учебники, огромное число

людей научилось читать. И дело не только в том, что книг стало больше. Их

стало проще читать и потому проще понимать. Уже не надо было мучаться,

разбирая витиеватые буквы и пытаясь понять их смысл. Читателям уже ничто не

мешало… С XV века, собственно, и начинается история развития европейских

литератур. Мы видим, как на смену местным диалектам приходят единые

итальянский, английский, французский, испанский, а позднее – немецкий.

Тогда в целом ряде стран национальные языки становятся языками

литературными. Их разносторонне используют, всячески обрабатывают, делают

их точными и выразительными. Эти языки обретают способность, подобно

греческому и латыни, нести все богатство философской мысли».

Успехи книгопечатанья превзошли все ожидания. Первая печатная книга

появилась в 1454 г. в Майнце, в Риме – в 1464 г, в Париже – в 1470, в

испанском городе Валенсия – в 1474 и в Лондоне – в 1476. Некоторые

исследователи оценивают число инкунабул, то есть книг, напечатанных в

Европе с 1450 по 1500 г в 20 млн.экземпляров. В Европе тогда насчитывалось

менее ста миллионов жителей, к тому же в большинстве своем неграмотных. В

1530 г книгопечатанье ступило на американский континент, вице-король

Антонио де Мендоса ввел его в Новой Испании, в Мексике.

Книга приобрела новое измерение. Первые инкунабулы выходили тиражами

в несколько сот экземпляров. Средний тираж превысил 1000 экземпляров только

в середине ХVI века. В XVII веке он уже колебался между 2000 тысячами и

3000 тысячами и остался на этом уровне до конца XVIII века. За редким

исключением, на ручном печатном станке нельзя было достичь большего. К тому

же печатники, которые теперь отделились от книготорговцев, занятых сбытом

продукции, опасались, что увеличение тиражей обесценит их товар. Цехи

печатников ограничивали одновременно и количество типографий и важные

издания.

Несмотря на постоянную тенденцию к снижению, цена книги в Западной

Европе держалась на уровне, доступном лишь для зажиточных буржуа, но не для

представителей средних слоев и тем более рабочих. Последние, если не были

совершенно неграмотными, располагали для удовлетворения потребности в

чтении лишь расхожими изданиями, которые им предлагали торговцы-разносчики:

сказками, балладами или календарями.

Можно сказать, что великая европейская литература XVI, XVII, XVIII

веков, опорой и проводником которой стала печатная книга, распространялась

лишь в очень узком социальном кругу.

В XVIII веке Англия была самой грамотной страной Европы и страной,

где издательское дело достигло наивысшего расцвета. Однако даже продажа

«Памелы» и «Джозефа Эндрюса» (самые крупные успехи книготорговли) не

превышала нескольких тысяч экземпляров.

Во Франции тиражи были определенно более низкими, и хотя насмешка

Вольтера – пятьдесят читателей на каждую серьезную книгу и пятьсот на

каждую развлекательную – преувеличение, тем не менее читающая публика во

Франции представляла собой лишь малочисленную аристократию письменной

культуры, как тогда говорили – «литературы».

Эта аристократия была международной. Никаких соглашений о

литературной собственности мир книги еще не знал, и ничто не сдерживало

«пиратского» издательства, морально спорного, но выгодного для развития

культуры. Так, в Соединенных Штатах Америки после завоевания независимости

бурно развилось книгоиздательское дело путем паразитарного использования

английского издательства. Благодаря торговым традициям или политической

ситуации некоторые города, подобно Амстердаму и Лиону, в течение столетий

были международными центрами по распространению книги среди просвещенной

части общества. Чтобы обойти Европу, «Божественной комедии» понадобилось

более четырех столетий. «Дон Кихоту» оказалось достаточно двадцати лет, а

«Вертеру» – пяти лет. Литературный мир был поделен между пятью-шестью

самыми распространенными языками. Никогда всемирная общность просвещенных

людей не ощущалась так живо, как в XVIII веке.

Однако уже давно книга подготавливала свой четвертый сдвиг – машинное

книгопечатанье. Первые предвестники его появились в эпоху Просвещения. Как

и в XV веке, к чтению потянулись новые социальные слои – главным образом

мелкая буржуазия, и они требовали новых книг от системы, которая не была на

них рассчитана и исключала их. Эта новая потребность послужила одной из

причин развития прессы, тиражи которой были еще очень скромными.

Но рынок все развивается, и с его развитием книгопечатанье и

книготорговля меняют свой облик. Зарождающееся капиталистическое

предприятие приспосабливает книгу к своей структуре. Появляется лицо,

ответственное за предприятие – издатель. Он оттесняет печатника и

книготорговца на второстепенные роли. С другой стороны, литературная

деятельность начинает оформляться как профессия. Зависевшая до тех пор от

богатых любителей и меценатов, она требует рентабельности своего труда.

Писатели – от д-ра Джонсона до Дидро – ставят вопрос об авторском праве и

праве собственности на литературное произведение.

Самые противоположные идеологические течения последней трети XVIII

Страницы: 1, 2, 3