бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История культуры Древнего Египта бесплатно рефераты

была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было

осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был

определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем;

однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение

зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида

стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое

положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого

впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие

пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь

усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне

примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с

монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили

воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые

Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота

стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко

распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона,

являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о

заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде

Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей,

сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с

четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было

два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый

двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше

были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад

ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые

стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели

зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были

расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание

конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при

пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся

декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей

различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно

гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с

алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине

составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого

диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Конец XVIII династии – это период, имевший совершенно исключительное

значение в истории египетского искусства.

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств

знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние

придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В

результате началось новое обострение отношений между фараоном и

рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного

египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый

конфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел

большую социальную и религиозную реформу.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних

богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным

божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были

закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано.

Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где

находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что

значит «Небосклон Атона».По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV

весь период его царствования часто называется “амарнским”. Сам он также

принял новое имя – Эхнатон – “Дух Атона”.

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в

искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже

памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются

от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.

Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его

зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их

территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако

они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового

культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения

храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели

характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из

кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни

художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед

пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных

портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам

сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы

предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские

дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской

архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и

обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей –

частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для

приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом,

перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца

был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо

установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого

стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части

дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны

фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал,

из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними

помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и

колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз

головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с

необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные

капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных

фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части

дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти

помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных

дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены

чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из

дворцового быта . В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми

изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились

большие сады с прудами и озерами и даже особые помещения для зверинца.

"Царские усыпальницы - пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства,

навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." -

пишет В.В. Павлов. "Долгое время, следуя Геродоту, в них видели

простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом . же

деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие

грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам,

результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные с

возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с

помощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавали

пирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих

странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей

магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он

становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ

города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных

глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь.

«Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой,

был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он

совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к

вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу

человека". Для некоторых древних культур характерно представление о

жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что

для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что

и "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия была

доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В

современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы

приближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" в

буквальном переводе означающее "каменная скамья".

Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его

приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали

строить себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами

росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая

рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти

люди должны были следовать в гроб за своим господином или будучи

убитыми еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий,

умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении

предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами,

здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль

отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри

гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть

изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы

остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями

"культового назначения". "Искусство здесь столь тесно связано с религией,

обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его

образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-

обрядовых обычаях египтян".

Что касается скульптуры , то она тоже была довольно своеобразной.

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд

была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство

подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй,

составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями,

которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой

Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было

совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на

смену одухотворенная гармония человеческого тела.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной

глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор

даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от

каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из

которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от

скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому

что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого

могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам..

В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений,

больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется

власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с

собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они

добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности"

были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами.

В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что

и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что

дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож

мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин

мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе

требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко

чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они

ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и

изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,

субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на

зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные

непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а

иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее

напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание

украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но

непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,

отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака,

строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных

объемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух

доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо

гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением

мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия,

установленной на века". Нам известно три типа египетского рельефа:

выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они

иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое

художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями

поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных

свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в

этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного

искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного

скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и

живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем.

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара

иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет

техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности

изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,

«образ энергичного, волевого, умного человека».

Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости

целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался

иероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующая

пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка

объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись.

Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного

рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная

живопись.

Страницы: 1, 2, 3, 4