бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История культуры Древнего Египта бесплатно рефераты

умершему боги. Фигурки людей или животных с соответствующими магическими

словами так же использовались для защиты людей от злых сил. Но эти фигурки

сделанные из воска можно было использовать и для нанесения вреда

изображенному на них человеку. Впоследствии восковые фигурки стали основным

инструментом черной магии, но и не только магии, так имело широкое

распространение принесение восковых изображений больных частей тела в

христианские храмы, и принесение их к изображениям святых.

Большое значение придавалась так же и магическим рисункам,

заклинаниям. Египтяне верили, что без пищи душа умершего может начать

причинять вред живым. Первоначально рядом с мумией оставляли пищу и через

определенные промежутки времени приносили новую пищу. Но постепенно это

стало заменяться изображением пищи, вместе с необходимыми «словами власти»,

при этом уже любой человек который прочтет написанное на гробнице рядом с

рисунком заклинание, предоставит умершему все необходимое для его

загробной жизни. В связи с этим большое значение приобретает вера в то,

что изображение враждебного города с соответствующей надписью, разбитое с

соответствующими магическими обрядами приводило к его уничтожению.

Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого

они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и

несчастливых дней.

Как уже говорилось выше, очень большое значение имели так называемые

«слова власти». Произнесение их должно было, согласно верованиям египтян,

приводить к требуемым при их произнесении действиям. Особое внимание

уделялось при этом имени того существа на которого хотели произвести

воздействие. Вера в то, что знание истинного имени, дает возможность

управлять существом носящим его, была настолько глубока, что пережитки его

сохранились до нашего времени. В 125 главе «Книги Мертвых» умерший

напрямую заявляет 42 богам «Не случится со мной ничего дурного в этой

стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов,

пребывающих в нем, спутников великого бога», тем самым подчиняя их своей

воле, и не давая им возможности свидетельствовать против себя.

Во время так называемого «Второго переходного периода», Египет был

покорен почти на 150 лет гискосами. Этнический состав гискосов и в

настоящее время вызывает многочисленные споры, но существует гипотеза что

вместе с гискосами, в Египет проникли и еврейские племена. После изгнания

гискосов, согласно Библейской традиции началось так называемое египетское

рабство евреев. Если взять за основу Библейскую традицию, то вполне

возможно предположить, что высокая культура Египта оказала большое

впечатление на стоящих на более низкой ступени развития еврейский племена.

После изгнания гискосов в Египте происходит так называемый

религиозный переворот Эхнатона. Впервые в религиозном сознании появляется

монотеистическая основа религии. Религия единого бога Атона, была слишком

возвышенной и поэтому после смерти Эхнатона, практически прекратила свое

существование. Но вполне возможно в течении длительного времени сохраняла

своих почитателей. Одна из гипотез, предполагает, что левиты во главе с

Моисеем (Моисей – это египетское имя), представляли как раз секту

поклонников Атона, вынужденную покинуть Египет из за преследований со

стороны властей. Слившись с бродячими еврейскими племенами, находящимися в

первобытном состоянии, Моисей с левитами смогли подчинить их себе и своему

богу. Но так как Атон был слишком возвышенным богом, то это привело к

необходимости создания более приземленного бога, для улучшения восприятия

его евреями. Это согласуется с тем, что Моисей не назвал евреям имени бога,

как было сказано выше знание истинного имени бога давало безграничную

власть над ним. Данные Моисеем еврейскому народу десять заповедей,

поразительно схожи с главой 125 «Книги мертвых» «Исповедью отрицания», но

необходимость согласования ее с первобытным сознанием евреев, вынуждала

снизить 42 греха до 10 основных и жизненно важных для патриархального

общества. Можно также упомянуть, что обряд обрезания ввел у евреев именно

Моисей, но в египтологии известно, что только египетские жрецы подвергали

себя данному обряду. В настоящее время невозможно подтвердить или

опровергнуть эту гипотезу, но мне она представляется достаточно

убедительной и жизнеспособной, дальнейшее ее обсуждение не входит в рамки

данной статьи, поэтому вернемся к Библейской традиции как основе.

После так называемого бегства из Египта, библейское описание, это

полностью миф не имеющий ничего общего с реальными событиями. Провести

сорок лет в пустыне в главе 600 тысяч воинов, а это вместе с женщинами и

детьми около 2 миллионов, невозможно в связи со скудностью пищевых

ресурсов. Египетские племена приблизительно в 13 в. до н.э., вторглись на

территорию современной Палестины. Культура населения Ханаана, хотя и имела

свои национальные особенности, но находилась под сильным влиянием

религиозных культов Египта.

После походов Александра Македонского, началось распространение

эллинизма. Веротерпимость Лагидов, правивших Египтом после смерти

Александра Македонского, привела к распространению и слиянию египетской

религии с античной мифологией. Во времена римского владычества культ Исиды,

получил широкое распространение по всей территории Римской империи, это

было время религиозного скептицизма, когда старые античные боги уже не

отвечали запросам общества. Вместе с культом Исиды распространяется также

и египетская магия, при этом распространение достигает даже таких

отдаленных мест как Британия, Галлия, Германия и т.д.. Культ Исиды с его

аскетичностью и обрядностью представлял промежуточную ступень между

язычеством и набирающим силой христианством. Апулей, автор знаменитых

«Метаморфоз», считался в античном мире великим магом, был так же и жрецом

Исиды посвящение в культ которой он великолепно описал в своем

произведении. Можно также добавить, что Исида стала покровительницей

Лютеции, современного Парижа, а после распространения христианства, статуя

ее стала образом христианской святой.

Большая часть элементов египетской религии проникла в христианство в

оригинальном виде, другая часть элементов в видоизмененном виде , но с

четко прослеживаемыми египетскими корнями. Основным конечно является, миф о

воскресении Христа, полная аналогия мифу о воскресении Осириса. Христос,

также как и Осирис погибает в страданиях, но после смерти, возноситься на

небо, где становиться богом. Битва между Сатаной и Христом, после которой

наступит Царство бога на земле, аналогия битвы между Хором и Сетом.

Непорочное зачатие Девы Марии также соответствует египетской мифологии,

после того как Сет убил Осириса и бросил мертвое тело на 40 дней в содовые

озера.

Но Безраздельное господство религии не смогло полностью подавить

свободной мысли человека, стремившегося познать окружающую его природу. В

связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о высокой

ценности знания, возвышающего ученого человека над остальными людьми.

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный же берег

был отдан «вечности» — загробной жизни. Здесь возводили пирамиды и строили

гробницы. Этот обычай тоже был основан на символике: подобно тому, как Ра,

то есть солнце, «рождается» на восточном берегу небесной реки и «умирает»

на западном, так и люди, «скот бога Ра», проводят свою земную жизнь на

востоке, а после смерти переселяются на запад — в Поля Камыша, загробный

рай, место успокоения, блаженства и вечной жизни. Смерть для египтянина

была просто уходом в другой мир, который во всем был похож на мир земной:

умершие ели, пили, собирали урожай, развлекались охотой и ловлей рыбы.

Только смерти в Загробном Царстве не было: там египтянин жил вечно.

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный

культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета

родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что

смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в

другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических,

искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь

своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать

возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми

предметами, которыми он пользовался при жизни. Заупокойный культ ярко

выразился в способе погребения тела — тела умерших заворачивали в кожу,

циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении,

имитирующем положение спящего. Богатых чиновников и жрецов хоронили в

больших гробницах. Тело умершего искусственно сохранялось, для чего

внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось

— пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами.

Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных

специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу. На стенах комнат,

расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и

его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы

помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать

возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и

пользоваться своим имуществом в загробном мире. Помимо этих религиозно-

магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которые

сначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса, образуя так

называемую «Книгу мертвых», где описывалась судьба человека после его

смерти. «Книга мертвых» была наиболее крупным и наиболее распространенным

религиозно-магическим сборником. В эпоху архаики возникает идеология

обоготворения царя. Это было обусловлено тем, что сельская община, на

основе которой возникла древнеегипетская цивилизация, была достаточно

крепкой и устойчивой, и египетское рабство носило в определенной мере

примитивный характер, не было ярко выраженным, поэтому социально-

экономический строй был консервативен и мало подвержен изменениям.

Возвеличивание царской власти проявлялось в том, что египетского фараона

называли «благой бог», «великий бог», в честь него строились храмы, в

которых совершали особый культ царя; царь считался сверхъестественным

существом, сыном главного бога египтян — бога солнца Ра.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс

видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы

постепенно превращаются в государственных богов — покровителей государства,

царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с

течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и

покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со

всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной

догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко

подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с

земным богом — обоготворенным царем .

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего

Египта и их особенности . Создание монументального стиля зодчества .

Религиозная символика пирамид .

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение

занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были

монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым

значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с

широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.

Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в

этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной

жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их

сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих

материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых,

продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» –

явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не

сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по

изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах

дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека,

загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался

в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и

определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление

сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы

бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как

замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была

служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где

помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все

необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц

Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной

части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные

постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и

двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный

кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали

пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати

уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась;

молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части,

сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и

количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются

коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских

гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические

изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось

большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона.

Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ

предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были

перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является

магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя

при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя.

Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт,

смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены

глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось

желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась

неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.

Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии

наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение

последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление

подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц

явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея

впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии

Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не

Страницы: 1, 2, 3, 4