Древние Японские искусство и культура
свою очередь, эти племена были частью конгломерата «конной культуры»
скифского типа, простиравшейся от Алтая на запад, до Венгрии, и на восток.
Видимо, люди Поздних Курганов и были носителями сильно китаизирован-ной
конной культуры этого типа, своеобразные «японские скифы». В этом смысле
можно сказать, что Япония стала крайней восточной границей распространения
общеевразийской конной культуры.
Носителем этой новой, Позднекурганной культуры, считают японские
историки, вряд ли мог быть народ, создавший Яёй и Ранние Курганы. Скорее
всего была миграция конных народов континента на Кюсю через Корею, затем
продолжившая свое движение завоеванием провинции Кинай в основанием царства
Ямато.
Искусные в войне и властные в политике, «японские скифы» — всадники
Ямато в экономике оказались зависящими от земледельческого народа, что и
вызвало их слияние. Как у всех конных народов, культура Поздних Курганов
отличается военно-практическим характером, резко контрастируя в этом
отношении с созерцательно-символической культурой Яёй и Ранних Курганов.
И хотя всадники Ямато не представляли исключения среди других конных
народов Евразии, хотя искусство Поздних Курганов, бесспорно, пришло с
континента и даже во многих случаях создавалось корейскими мастерами, это
было все-таки время выдающейся творческой активности древних японцев.
Наиболее характерным образцом этого искусства являются глиняные скульптуры
ханива, очень современные и оригинальные в своей художественной
выразительности.
В целом, культура Ямато, несомненно, подготовила расцвет японского
искусства периодов Асука и Нара.
Синтоистские и буддийские традиции в японской архитектуре
Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с
массивными крышами и относительно слыбыми стенами. Это не удивительно, если
учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди.
Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью
землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии
примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с
практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы
собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо —
очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.
Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное
для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти,
неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности
архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их
«устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями
создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли
вселенское чувство и на «тот мир», не отделяя его от себя, а сливая
«Трепетность Голубых Небес» и «Мощь Великой Земли» (Конрад Н. И. Очерк
истории культуры средневековой Японии. М., 1980, с. 31.).
Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы,
развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим
новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских
постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что,
естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с
периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми
поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем
представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового
строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.
Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, —
это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных
культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.
Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов — семи
храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3)
храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или
серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось
ризница (сёсо-ин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи,
аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота,
нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении
самостоятельные сооружения.
Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в
городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.
Правда, в старинной исторической хронике «Нихонги» есть сообщение о большом
пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря
Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае
это самые древние деревянные здания в мире.
Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из
дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом
причин. Одна из них, и немаловажная, — сейсмическая активность. Известный
советский поэт Леонид Мартынов так написал о крупнейшем русском деревянном
соборе в Алма-Ате:
Деревянным то здание будет недаром.
Здесь подвержена местность подземным ударам:
Рухнет каменный свод. По условьям природы
Здесь гораздо надежней древесные своды.
Так и в Японии. Деревянные храмы оказываются надежнее. Но не только в
прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино
творения рук человеческих и творение природы — окружающий ландшафт.
Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно
только тогда, когда они состоят из одного и того же материала. Японский
храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее
рукотворной частью — с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями
кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа «прорастает» архитектурой, и
архитектура затем, в свою очередь, «прорастает» природой. Иногда лесная
стихия и. самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол
живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской
хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную
красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только
и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом,
развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и
размышлений.
Замечательным примером японской архитектуры второй половины I
тысячелетия н. э. является храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в
743—752 гг.
В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев.
Вспомните, что красота, великолепие архитектурных сооружений, посвященных
«неведомому богу», всегда имели первостепенное значение для обращения в
новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения
нового культа. Так и император Сёму — именно с его именем связано торжество
буддийского вероучения в Японии — решил построить в своей столице, городе
Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой
храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если
здания ансамбля Хорюдзи — древнейшие в мире памятники деревянного
зодчества, то золотой храм Тодайдзи — самое большое в мире деревянное
здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного
шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину.
Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного «жильца»:
храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды —
уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка
кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой
крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее .пространство, где и сидит
вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево —
материал недолго вечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180
и 1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в прежней
красоте и величии. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в
точности один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм
точно такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней
японской столицы.
Причудливо изогнутые кровли японских храмов — в «доме Большого Будды»
это еще не так заметно, гораздо ярче эта кривизна выражена в рисунке крыш
Золотого павильона (1397) или в черепичных ступенчатых перекрытиях замка Ма-
цумото (1597) — также находят себе естественное объяснение. Согласно одной
из гипотез они восходят к формам древних ханских шатров народов Центральной
Азии. История любит такие странные повороты: в дереве, черепице, камне
строители Японии возродили древние силуэты кожаных покрытий кочевого
шатрового зодчества.
А многоярусные крыши японских храмов и пагод перекликаются с образцами
евразийского деревянного зодчества, в том числе с многоярусными, очень
похожими на пагоды, деревянными колокольнями Закарпатья и Русского Севера.
Видимо, и в архитектуре, в каких-то ее глубинных устремлениях, нельзя
рассматривать Японию вне контекста Евразии.
Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная в
своем роде, построенная в 680 г. (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи)
и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как
традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные
отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том,
что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш, но
три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование
их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный» только
ей свойственный зубчатый силуэт.
Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают
тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, — а
точнее возносящие ввысь, — легкие и изящные детали. Например, птица Феникс
на Золотом павильоне. Для пагоды — это шпиль, продолжение центральной
мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль — самая существенная
часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.
Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью
кольцами вокруг, символизирующими 9 небес — представление, общее для
буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля — «пузырек»
представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его
языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. «Пузырек» похож силуэтом и
символикой на нимбы буддийских святых.
Именно в нем — средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на
своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая
вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.
Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости
от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей,
построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В
горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение
зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз
находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения
сооружений храмового комплекса.
Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан является
ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается главный храм —
храм Феникса, содержащий статую будды Амиды. Первоначально храм Феникса был
увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в 1053 г. По преданию,
в плане он должен был изображать фантастическую птицу Феникс с
распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со
всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми
павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как
будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также
размещается крытая галерея, образующая «хвост».
Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы
можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.
Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между
божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в
связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской
архитектуры.
В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица
Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера
на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился
императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.
Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая
культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе
и предназначенные для катания на лодках.
В VIII—XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько
архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных
и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов
строительства.
С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты
дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э —
«китайский стиль»). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно
наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых
галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично
расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и
храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также
различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей
и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и
первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную,
позже этот навес часто не делали.
Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так
называемый Золотой павильон (Кин-какудзи), построенный в 1397 г. в Киото по
приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося
дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной
крышей, — отсюда и название «Золотой», — возносится над прудом и садом на
легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых
линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон — наглядное свидетельство
того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной, но
могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры
XIV—XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность
были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.
Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В
дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением
большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни
страны, войны способствовали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее
приходится на 1596—1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на
века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых
ансамблей находилась обычно башня — тэнсю. Сначала в замке имелась одна
башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались
замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX веке.
Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные
домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух «суровой
Страницы: 1, 2, 3, 4
|