бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Древние Японские искусство и культура бесплатно рефераты

свою очередь, эти племена были частью конгломерата «конной культуры»

скифского типа, простиравшейся от Алтая на запад, до Венгрии, и на восток.

Видимо, люди Поздних Курганов и были носителями сильно китаизирован-ной

конной культуры этого типа, своеобразные «японские скифы». В этом смысле

можно сказать, что Япония стала крайней восточной границей распространения

общеевразийской конной культуры.

Носителем этой новой, Позднекурганной культуры, считают японские

историки, вряд ли мог быть народ, создавший Яёй и Ранние Курганы. Скорее

всего была миграция конных народов континента на Кюсю через Корею, затем

продолжившая свое движение завоеванием провинции Кинай в основанием царства

Ямато.

Искусные в войне и властные в политике, «японские скифы» — всадники

Ямато в экономике оказались зависящими от земледельческого народа, что и

вызвало их слияние. Как у всех конных народов, культура Поздних Курганов

отличается военно-практическим характером, резко контрастируя в этом

отношении с созерцательно-символической культурой Яёй и Ранних Курганов.

И хотя всадники Ямато не представляли исключения среди других конных

народов Евразии, хотя искусство Поздних Курганов, бесспорно, пришло с

континента и даже во многих случаях создавалось корейскими мастерами, это

было все-таки время выдающейся творческой активности древних японцев.

Наиболее характерным образцом этого искусства являются глиняные скульптуры

ханива, очень современные и оригинальные в своей художественной

выразительности.

В целом, культура Ямато, несомненно, подготовила расцвет японского

искусства периодов Асука и Нара.

Синтоистские и буддийские традиции в японской архитектуре

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с

массивными крышами и относительно слыбыми стенами. Это не удивительно, если

учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди.

Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью

землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии

примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с

практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы

собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо —

очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное

для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти,

неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности

архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их

«устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями

создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли

вселенское чувство и на «тот мир», не отделяя его от себя, а сливая

«Трепетность Голубых Небес» и «Мощь Великой Земли» (Конрад Н. И. Очерк

истории культуры средневековой Японии. М., 1980, с. 31.).

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы,

развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим

новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских

постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что,

естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с

периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми

поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем

представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового

строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, —

это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных

культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов — семи

храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3)

храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или

серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось

ризница (сёсо-ин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи,

аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота,

нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении

самостоятельные сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в

городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.

Правда, в старинной исторической хронике «Нихонги» есть сообщение о большом

пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря

Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае

это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из

дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом

причин. Одна из них, и немаловажная, — сейсмическая активность. Известный

советский поэт Леонид Мартынов так написал о крупнейшем русском деревянном

соборе в Алма-Ате:

Деревянным то здание будет недаром.

Здесь подвержена местность подземным ударам:

Рухнет каменный свод. По условьям природы

Здесь гораздо надежней древесные своды.

Так и в Японии. Деревянные храмы оказываются надежнее. Но не только в

прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино

творения рук человеческих и творение природы — окружающий ландшафт.

Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно

только тогда, когда они состоят из одного и того же материала. Японский

храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее

рукотворной частью — с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями

кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа «прорастает» архитектурой, и

архитектура затем, в свою очередь, «прорастает» природой. Иногда лесная

стихия и. самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол

живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской

хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную

красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только

и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом,

развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и

размышлений.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I

тысячелетия н. э. является храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в

743—752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев.

Вспомните, что красота, великолепие архитектурных сооружений, посвященных

«неведомому богу», всегда имели первостепенное значение для обращения в

новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения

нового культа. Так и император Сёму — именно с его именем связано торжество

буддийского вероучения в Японии — решил построить в своей столице, городе

Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой

храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если

здания ансамбля Хорюдзи — древнейшие в мире памятники деревянного

зодчества, то золотой храм Тодайдзи — самое большое в мире деревянное

здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного

шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину.

Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного «жильца»:

храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды —

уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка

кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой

крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее .пространство, где и сидит

вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево —

материал недолго вечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180

и 1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в прежней

красоте и величии. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в

точности один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм

точно такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней

японской столицы.

Причудливо изогнутые кровли японских храмов — в «доме Большого Будды»

это еще не так заметно, гораздо ярче эта кривизна выражена в рисунке крыш

Золотого павильона (1397) или в черепичных ступенчатых перекрытиях замка Ма-

цумото (1597) — также находят себе естественное объяснение. Согласно одной

из гипотез они восходят к формам древних ханских шатров народов Центральной

Азии. История любит такие странные повороты: в дереве, черепице, камне

строители Японии возродили древние силуэты кожаных покрытий кочевого

шатрового зодчества.

А многоярусные крыши японских храмов и пагод перекликаются с образцами

евразийского деревянного зодчества, в том числе с многоярусными, очень

похожими на пагоды, деревянными колокольнями Закарпатья и Русского Севера.

Видимо, и в архитектуре, в каких-то ее глубинных устремлениях, нельзя

рассматривать Японию вне контекста Евразии.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная в

своем роде, построенная в 680 г. (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи)

и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как

традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные

отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том,

что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш, но

три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование

их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный» только

ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают

тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, — а

точнее возносящие ввысь, — легкие и изящные детали. Например, птица Феникс

на Золотом павильоне. Для пагоды — это шпиль, продолжение центральной

мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль — самая существенная

часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью

кольцами вокруг, символизирующими 9 небес — представление, общее для

буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля — «пузырек»

представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его

языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. «Пузырек» похож силуэтом и

символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем — средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на

своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая

вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости

от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей,

построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В

горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение

зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз

находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения

сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан является

ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается главный храм —

храм Феникса, содержащий статую будды Амиды. Первоначально храм Феникса был

увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в 1053 г. По преданию,

в плане он должен был изображать фантастическую птицу Феникс с

распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со

всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми

павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как

будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также

размещается крытая галерея, образующая «хвост».

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы

можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между

божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в

связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской

архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица

Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера

на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился

императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.

Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая

культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе

и предназначенные для катания на лодках.

В VIII—XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько

архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных

и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов

строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты

дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э —

«китайский стиль»). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно

наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых

галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично

расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и

храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также

различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей

и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и

первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную,

позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так

называемый Золотой павильон (Кин-какудзи), построенный в 1397 г. в Киото по

приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося

дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной

крышей, — отсюда и название «Золотой», — возносится над прудом и садом на

легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых

линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон — наглядное свидетельство

того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной, но

могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры

XIV—XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность

были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В

дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением

большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни

страны, войны способствовали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее

приходится на 1596—1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на

века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых

ансамблей находилась обычно башня — тэнсю. Сначала в замке имелась одна

башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались

замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX веке.

Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные

домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух «суровой

Страницы: 1, 2, 3, 4