Cвадебный обряд
действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху.
Приходя, он извещал, что время ему идти к невесте.
Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть!»
вставали родители, брали по образу и становились рядом. Жених кланялся им в
ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение.
Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени
года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители
невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжани
входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя
крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам.
Потом вместе с дружкой подходил к своему месту; но место это занималось
мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место
жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с
невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених
садился рядом с невестою, и притом на одну подушку с нею.
После того как, на стол ставили все блюда первого кушанья, священник
прочитывал «Отче наш», потом молитву покровения. По окончании последней
молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения
невесту чесать и крутить. «Благослови Бог!» – отвечали родители. Зажигались
свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи,
держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым
крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним
стороне, не могли видеть невесты. Сваха снимала с невесты покрывало, потом
венок, другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала
гребень чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала
ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и, наконец, закрывала
иногда тем же покровам, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на
сохранение, на память о девичестве. В тоже время один из гостей подходил к
ним в вывороченной вверх шерстью шубе и желал невесте столько детей,
сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты
сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни. В то же время сваха осыпала
свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их горстями все, что было
на осыпале - серебряные деньги, хмель, куски материи и т.д., и всяк на лету
хватал, что успевал схватить.
Сваха подходила к родителям невесты и просила благословения везти молодых
к венцу. «Благослови Бог!»- отвечали те. Все вставали. Новобрачные
кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и,
взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь, друг другу.
Наконец отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: « по этим ударам
ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки;
вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж!» С этими словами плеть
была передаваема жениху, который, принимая ее, так говорил: « Принимаю, как
подарок, но думаю, что в ней нужды иметь не буду» и затыкал плеть за кушак.
Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую.
На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или
каптанов. Сани невесты убирали так нарядно, как только допускал достаток. К
таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо; его следовало
свести так, как сводится сидевший подле нев5сты вместо жениха. Невеста
садилась вместе с двумя свахами.
Этот обряд соблюдался также и относительно жениха:
У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся
жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамака и
ехал к венчанью. Жених должен был ехать со своим поездом вперед и прибыть
раньше невесты.
Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своими двумя
помощниками стерег коня и сани, чтобы кто-нибудь не перешел дороги между
верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали
чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили.
Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое
место перед аналоем также устилалось.
После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным
поучение, в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться
духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал
жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу
и приказывал им целоваться.
Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его
сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего
покровительства и защиты.
Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж
принимал, отпивал и давал жене, та отведывала и опять подавала мужу. Таким
образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарку и
топтал ее разом с женою, приговаривая: « Пусть так под ногами нашими будут
потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь».
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на
чашу, тот удержит за собой первенство пред другим. Потом подходили
свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся.
В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его посылал отцам
обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба
рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба - хлебосолами
и жить дружно, как зерна одного колоса.
При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и
конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, делая вид, будто хотят
разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому.
Из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа.
Когда поезд прибывал в его дом, навстречу выходили отец и мать жениха с
образом и с хлебом-солью, благословляли новобрачных. Потом новобрачные
садились за стол, все также садились на свои места, и невеста, будучи
открытою, должна была плакать (по обычаю), выражая тем разлуку с родителями
и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные
песни.
Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед
ними ставили разные кушанья.
Когда гостям подавали третью перемену – лебедя, перед новобрачными
ставили жареную курицу; дружка брал эту курицу и обвертывал скатертью.
При этом он обращался к отцу и матери и говорил: « Благословите вести
молодых опочивать!» Те отвечали: «Бог благословит» и шли к дверям; отец
останавливался у дверей, в мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в
сенник. После этого новобрачные, осыпаемые хмелем и зерном входили в
сенник, а гости продолжали пировать.
По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. В одном из
сапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, где
лежала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом муж
ее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти.
Когда молодые были в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника
ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого
чародейства и лиходейства.
По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о
здоровье новобрачных; если через дверь жених отвечал, что он в добром
здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас
посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье и
все гости отправлялись кормить новобрачных той самой курицей, которую
дружка им приносил в сенник. Затем подавали им и другие блюда.
На другой день новобрачных вели в отдельные мыльни. Жена шла в мыльню со
свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства, с не снимали
сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного
поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в
мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.
По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила
новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди них сваха несла горшочек или
два с кашей, поставленные на одном блюде. Этой кашей сваха кормила и мужа и
жену. После кормления жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою
и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты.
Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они
вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед
со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир,
называемый и по сие время повсюду у русских Княжим.
Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать
благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и
тканями, все ели, пили в изобилии и веселились.
Заключительный обряд старорусской свадьбы - "хлибины" (хлебины или яишня,
или отводины). В разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он в
доме тещи. Входя в дом муж говорил:
Вставал я раненько, Умывался беленько, Полотенцем утирался,
В путь-дорожку отправлялся. Говорила мне женочка милая,
Что есть маменька родная Варвара Епифановна.
Подойдите к нам поближе Мы поклонимся пониже.
Зать сыпал в ложку деньги и подавал теще: Золоту казну примите,
А ложечку назад отошлите Яишенку покушать.
Теща благодарила и подавала ему яишню.
Все собравшиеся в доме гости и родственники с интересом наблюдали за тем,
как молодой муж начинал есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком и
подносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А все
смотрят: из середины возьмет - худая невеста, нечестна, а с краю почнет -
девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницу
платком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели. Кроме
того, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становилась
блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивался
обряд, длившийся несколько недель. А дальше для молодой женщины начиналась,
как правило, нелегкая жизнь в новой семье.
При окончании стола отец и мать невесты благословляли молодых, а гости
дарили их.
На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом
и лошадьми.
По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених
должен был отдаривать подарками равного достоинства.
В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти не говорила, кроме
обыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойная
молчаливость в то время считались достоинством женщины.
Но зато другие женщины, приглашенные на свадебное пиршество, пользовались
большею свободою, чем когда-либо, и часто случалось, что дело доходило до
безумия. Все это весьма понятно объясняется: женщины, в обыкновенное время
скромные и целомудренные, на свадьбе напивались, позволяли себе смелые
выходки и даже невольно впадали в грешки среди общей суеты.
Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые
женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению
народа, не имел уже той святости, как первый, а если из венчавшихся оба
были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный
обряд третьего брака, состоял в одном молитвословии без венчания и не
одобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, они
случались, и правительство дозволяло детям от четвертого брака пользоваться
правами законных детей в отношении наследства. У казаков было в обычае
брачное сожитие без благословения церкви. А в старину некоторые, вопреки
христианским понятиям, вероятно по обычаям язычества или магометанства,
имели по две жены разом,
Но это редчайшее исключение.Большая часть населения женилась и выходила
замуж именно так как было описано выше, строго соблюдая обычаи, однако
опираясь на те традиции которые бытовали в той или иной местности. К ним то
мы и обратимся в следующей главе где будет подробно рассмотрены самые на
мой взгляд интересные традиционные особенности , которые мне удалось
почерпнуть из рассказов «собирателей»фольклора и из различных сборников и
журналов.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Здесь я остановилась на особенностях которые показались мне наиболее
интересными и своеобразными, которые еще можно встретить в той или иной
местности и которые подробно исследуются и описываются
фольклористами,позволяя нам хоть чуть-чуть представить себе как игрались
свадьбы в той или иной местности
У уральских казаков есть обычай гостить подругам с начала сговора до
самой свадьбы у невесты, где сходятся молодые люди, поют и пляшут с
девушками. В девичник жених приносит своей невесте в подарок платье и весь
женский убор, а невеста одаривает эти подарки шапкою, сапогами, рубашкою и
шароварами.
После венчания невесту везут в телеге, сзади нее сидит мать и сваха,
пальцы которой бывают унизаны кольцами. Обе они прикрывают невесту
полотенцем, чтобы никто не видел ее. Перед телегой идет жених с отцом и
дружкою, а позади нее едут верхом на лошадях приятели и родные жениха. Один
из них на шесте, подобно знамени, несет полосатую плахту(юбку).
У донских казаков за невесту не бывает никакого приданого, напротив,
жених обязан одеть невесту с головы до
Камчадалы – древние обитатели обширного полуострова Камчатки. Образ
женитьбы у камчадалов слишком странен и дик. Когда камчадал захочет
жениться, то ищет себе невесту в чужом селении и, высмотрев по своему
характеру девушку, приходит к ее родителям, изъясняется перед ними в своем
сердечном расположении к их дочери и просит пустить его пожить у них
некоторое время, на что те легко соглашаются. Иногда даже не объясняются с
родителями, а просто так поступает и, прослужив некоторое время, просит у
них за услугу дочь.
Во время службы, чтобы понравится родителям девушки, он показывает
необыкновенное усердие, ловкость и проворство, даже удальство. По истечении
условленного срока молодой камчадал добивается позволения хватать невесту.
Если поведение его будет хорошим и он понравится родителям, сродникам и
невесте, то ему позволяется хватать, если нет, то труды его вознаграждаются
какой-либо вещью, и он должен оставить их селение. Случается, что он
остается и без всякого вознаграждения.
Камчадал, получив позволение хватать невесту, всеми силами старается
улучить время, подстеречь невесту одну или с немногими женщинами; между тем
как со стороны женщин и девушек селения принимаются все меры к тому, чтобы
сохранить невесту от нападения, так что редко ее оставляют.
К тому же ее в это время одевают в две, три хоньки(одежда из собачьей
шкуры), потом опутывают от колен до подмышек рыболовными сетями, поверх
которых увивают ремнями так крепко, что она решительно лишена ьвсякого
свободного движения. Отупывание и окручивание невесты служит для того,
чтобы защитиь девушку от молодого человека, которому необходимо для
получения ее в жены прикоснуться к ее голому телу, а для того разрушить
своею ловкостью все преграды к тому. Если только представиться возможность,
он стремительно кидается к девушке, старается разорвать ремни и сетку, но
тут невеста и девки поднимают крик, визг, схватывают его за волосы,
царапают его лицо, бьют и всеми силами стараются отбить невесту, хотя сама
невеста окончательно не отказывает при этом никакого сопротивления. Если
жених, преодолев все препятствия, успел прикоснуться рукой до голого тела,
с него этого довольно, он победитель и сам отходит от нее, а затем все
бабы и девушки разбегаются, между тем невеста умильным голосом говорит
своему жениху: «ни,ни», в чем и заключается весь брак у камчадал.
Редко случается , чтобы камчадал сразу достиг своей цели. Бывали случаи,
что ему приходилось пробовать свою ловкость несколько раз и каждый раз
получать ушибы и царапины, для излечения которых требовалось время. Бывали
случаи, что бедняк семь лет добивался своей невесты и во все это время
служил безвозмездно, а бывали такие примеры, что после неудачных попыток
бедный жених был отвергнут своей невестой.
Кто схватит невесту, тот получает все права мужа и на другой или на
третий день увозит ее в свое селение. Для празднования же брака он
возвращается спустя некоторое время к родным жены.
Что касается женитьбы на вдовах, то здесь не встречается никаких
Страницы: 1, 2, 3
|