бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Cвадебный обряд бесплатно рефераты

Cвадебный обряд

ВВЕДЕНИЕ

Взволновалась Волга-матушка.

Уносила три карабличка.

Ды как и первый-та карапь унесло,

С сандукам са дубовыми

Как второй карапь унесло

Ды са платьями са шалковыами

Как и третий–та карапь унесло

Ды са душою краснай девушкай

Свети с Аннушкай Симёнывнай

Аставалась иё матушка

И кричала громким голысам:

- Варатись-ка маё детятка

- Да варатися маё милая.

(запись в Ульяновской обл.)

Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей.

Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной

любви. Право выбора супруга (супруги) сегодня принадлежит молодым людям. Но

так было не всегда...

В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и

невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери.

Зачастую чувства детей не имели практически никакого значения. Какая там

любовь? Выбор основывался на соответствии положения семей. Сейчас такие

браки называют "брак по расчету". Очень часто родительский расчет бывал

правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.

Свадьба игралась после окончания сельскохозяйственных работ осенью и в

зимний мясоед. До этого происходил выбор невесты. На посидках, или беседах,

парни высматривали себе невесту. Существовали специальные дни (обычно

праздники), когда нарядно одетые парни и девушки из разных деревень

съезжались, гуляли и сговаривались о том, когда пришлют сватов. Парни и

девушки зажигали костры, играли, плясали и таким образом знакомились. В

некоторых деревнях зимой устраивали "навоз", то есть приглашали и привозили

из соседних деревень на несколько дней девушек, устраивали вечера, на

которых присматривались к ним, разузнавая, хорошо ли она умеет работать,

много ли приготовила приданого. После этого парень едет на смотрины в дом к

выбранной им девушке, если он нравился ей и ее семье, то ему вручали

"задаток" - платок, кольцо или что-либо из рукоделья. Задаток означал, что

отказа ему не будет, и он может засылать сватов.

Однако чаще всего сватовство происходило не только без взаимной склонности

молодых людей друг к другу, но и без предварительного знакомства, а браки

совершались по принуждению. Такое явление было распространенным, и главное

в таком случае заключалось в материальном или хозяйственном расчете семей.

В своей работе я достаточно подробно расскажу обо всех тонкостях русской

свадьбы , том как происходило сватовство , смотрины, как невеста и жених

готовились к этому событию ,как было принято “гулять “на свадьбе и что

происходило в последующие дни после свадьбы . Целая большая глава посвящена

традиционным особенностям ,так как в разных регионах России свадьбы

игрались

По разному . На севере не так как в центральных районах, а на юге по иному

нежели в центральной части и.т.д , даже в одной деревне свадьбы могли

играться по разному в зависимости кто откуда и когда в нее переселился. В

данной главе используются диалектные выражения .

Цари и князья придерживались традиционного обряда , которому также

Посвящена большая глава , но царские свадьбы имели свои специфические

черты , присущие лишь свадьбам высшей знати .

Мной почти не описаны современные свадьбы так как на мой взгляд они менее

интересны чем старинные хотя пережитки остались как например выкуп невесты

или последние лет десять стало модно венчаться и это тоже как бы возврат к

традиции. Мы всего лишь отдаем дань моде и традициям, а скажем сто лет

назад это было нормой жизни и все нижеперечисленные обычаи и обряды строго

соблюдались. Итак обратимся теперь к старине глубокой и посмотрим как

играли свадьбу на Руси.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

В свадебном обряде можно выделить три этапа: предвенечный, включавший

сватовство и подготовку к венчанию, собственно свадебный и послевенечный.

Предвенчальный этап состоял из сватовства, рукобитья, смотрин,

“ великой недели “ – шитья приданого, обрядовой бани , девичника и

прощания с “красной красотой “ ;

свадебный – венчание и собственно свадебный обряд ;

послевенчальный – “ раскрывание “молодой в доме мужа , свадебный “ княжий

“стол , на следующий день бужение молодых,

“ хлибины “ или “яишня “.

Русские женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только

12 или 13 лет. Нужно заметить, этим родители спешили удалить юношу или

девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще непозволенные любовные

связи считали тогда непростительным и незамолимым грехом и ставили на ровне

с тяжкими преступлениями.

Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым, разве только болезнь

или обещание вступить в монастырь. При женитьбе жених и невеста часто не

знали друг друга и под влиянием родителей играли страдательную роль.

Нравственные понятия того времени не позволяли соблазняться молодым людям

обоего пола, и даже жених не имел право сказать о том, что он хочет

жениться, находясь в полном повиновении родителя. Только тот мог вполне

распоряжаться собой по собственному соображению, когда был в зрелом

возрасте, вступал во второй брак или вовсе не имел родителей.

В старину брак совершался так: родители, предприняв намерения женить

своего сына, советовались со своими ближайшими родственниками и часто не

говорили об этом жениху; избравши семейство, с которым было не стыдно

завести родственную связь, они посылали к родителям невесты свата или сваху

для предварительного объяснения.

Разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита была

очевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве. Затем сват переходил к

делу: "Я пришел к вам не кумиться, не брататься, а пришел к вам

посвататься". Были и другие варианты начала разговора о деле: "У вас товар

- у нас купец". Или: "У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть".

Часто сватовство начиналось иносказательно, например так:

- Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?

- спрашивали сваты. А в ответ слышали:

- Есть у нас гусочка, но она еще молоденька".

- Да сейчас самый лучший квас, - продолжал сват, - а то перезреет -

закиснет. - А жених вон какой: что родом, что телом, что красой, что

делом".

Иносказательная манера ведения беседы, ведение разговора издалека - все это

было необходимо, так как надо было уберечь дела от вмешательства нечистой

силы и запутать ее. Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, а

потом спрашивать согласия хозяев на брак. Родители девушки, даже если они

рады сватам, не должны были сразу соглашаться, говоря о ее молодости и

нежелании покидать родной дом. Таковы были этикетные нормы.

Если родители невесты вовсе не собирались отдавать дочь свою за

предлагаемого жениха, то имели туже, как и ныне, отговорку на молодость

дочери. При согласии заявляли его тотчас, но все-таки не спешили, по-

видимому, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками и

назначали день решительного ответа.

Когда, наконец, давалось согласие, сват или сваха просил дозволения

видеть невесту. Случалось и так, что дозволения этого не давали, иногда из

кичливости, а иногда по безобразию невесты. Но чаще случалось, что родители

соглашались показать невесту, и тогда приезжала мать жениха или посылалась

женщина, называемая смотрительницею, но все-таки смотрел невесту не жених.

После смотра происходил сговор или рукобитье, первая часть

рукобитье , иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг и

подтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороны

окончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороны

жениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты. В доме невесты

собирались ее родственники, готовилось угощение. Родители жениха, сам

жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до

обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было

назначать это родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с

почестями, выходили к ним на встречу, кланялись друг другу до земли, сажали

гостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садились

возле них. Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга.

Этого требовало приличие.

Потом отец жениха, или родственник жениха, говорил речь такого смысла,

где высказывались причины приезда. Родители невесты необходимо должны были

отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись,

где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених

обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать

и дать за нее такое-то приданое.

В течение следующей недели, а иногда двух, невеста с помощью подружек

готовила приданое: шила простыни, полотенца ("утиральники"), салфетки и

"завесы", готовила подарки жениху и всем его родственникам. Родственники

невесты предсвадебные дни проводили в хлопотах: обдирали животных, пекли

хлебы, жарили, варили. Каждый день невеста встречала подружек и всех

приходивших в дом причетами, жалуясь на свою судьбу, плакала о своей

девичьей волюшке. Встречая причетом приходящих в дом, она "голосила" у

порога горницы, обнимая руками каждого входящего.

Сроки свадьбы были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьба

совершалась и через неделю после сговора, а иногда между сговором и

венчаньем проходило несколько месяцев. Приданое. Как и теперь, всегда было

важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней

утвари и украшениях, в рабах, деньгах и недвижимых имениях, если девица

принадлежала к дворянскому происхождению. От жениха нечего не требовалось;

старинный обычай давать за невестой вено в 16 и 17 столетиях совершенно

исчезло. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после

свадьбы, но иногда писали рядную запись, где писалось подробно все, что

давалось за невестою; причем в противном случае договаривались неустойка

или попятное.

Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму.

Рядную запись писал подьячий. Случалось, что в той же рядной записи

прибавлялось в виде условия, чтобы мужу не бить своей жены, чтобы при

случае можно было взыскать обиду судом.

При сговоре невесты не было. Но по окончании условий одна из женщин,

принадлежащая к членам семейства или состоя в близкой родне невесты,

приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты

подарки. Начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок,

жених не видит своей будущей невесты.

Баню топили девушки, подружки невесты, накануне девичника. Невеста

кланялась в ноги подружкам и просила истопить баню "парную, не угарную".

"Баенный" обряд - один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил

под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других

родственниц. Невеста, причитывая, старалась оттянуть время расплетания

косы. Подружки расплетали девичью косу, расчесывали волосы и брали себе

ленточки из косы.

На девичнике в старорусской свадьбе настроение было по большей

части минорным. Невеста с распущенными после бани волосами сидела за

столом, причитывая по смытой волюшке. Причетами она встречала каждого,

пришедшего посмотреть, как будет "красоваться" невеста - прощаться со своей

"красной красотой". Красная красота - символ девичества - представляет

собой веночек с лентами, надетый на голову невесты (по старорусским

записям).

Такие причитания слушатели принимали близко к сердцу и тут уж и все плачут,

а невеста пуще всех. В момент расплетения косы невеста вырывалась и не

давала расплетать косу.

Самый напряженно-драматический обряд девичника - прощанье с "красной

красотой". В последний раз заплетали волосы девушки в одну косу. А на

следующий день после венчания в церкви сваха заплетала уже две косы (символ

замужества) и надевала молодой женский головной убор - повойник или кику.

Такой головной убор плотно покрывал волосы женщины, уложенные в пучок или

венком вокруг головы. Он представлял собой мягкую шапочку с овальным

верхом и нешироким околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся тесемками

на затылке. Иногда он шился, как детский чепчик, и завязывался под

подбородком, но были и другие покрои. Повойник всегда накрывался платком,

шелковым или кашемировым в праздники, холщовым или ситцевым в будни. Как и

в средневековой Руси, женщине считалось неприличным выходить на улицу или

находиться дома при посторонних (а иногда даже и при домашних) в одном

повойнике, без платка.

Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются

приготовления; собирали поезжан, снаряжали свадебные чины. Главный чин со

стороны жениха был тысяцкий. Должность тысятского была сопровождать повсюду

жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по

порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на пиру

свадебном, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали

посаженые отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае

эту должность исполняли сами родители. С обеих сторон выбирались старшие и

меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны

жениха, а другая со стороны невесты; с обоих сторон выбирались сидячие

бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с

обоих сторон назначались свадебные дети боярские или поезжане,

сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие

второй класс гостей после бояр.

Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее

гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали.

Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества,

иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять

брачное ложе.

Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было,

чтобы на притолоке не было земли для того, чтобы, таким образом, брачная

спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и

устилался по помосту коврами; под стенами всегда лавки с полавочниками.

Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом:

Сперва настилали снопы, на снопы клали ковер, а на него перины, на перины

клали изголовье и две подушки, постель застилали простыней и сверху ложили

одно или два (в зависимости от времени года) одеяла. Возле постели ставили

кади или бочки с зерном, это означало обилие, которого желали новобрачным в

их новом доме.

Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к

венцу В самое лучшее платье и навешивали, сколько было возможно украшений;

в это время подружки пели ей песни. Между тем в парадно убранной комнате

ставили столы, накрывали их скатертями уставляли уксусницами, солоницами и

перечницами, устраивали поставец. Убирали место для жениха и невесты на

возвышении, что называлось рундуком.

Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями,

одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр

(творог). Над местом прибивали икону и, кроме того, в комнате, назначенной

для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе.

В то же время жених в доме своих родителей собирался со всеми поезжанами.

Убравшись в венчальный наряд, он ожидал, как ему подадут знать, когда ехать

за невестою. В числе его гостей находился всегда священник, который должен

был венчать.

После того как в доме невесты все готово, и сама невеста одета, ей на

голову возлагали венец- символ девичества, и вели с торжественностью в

залу, где было устроено место для нее с женихом.

Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего

брата или родственника, иногда мальчика. Все составлявшие чин невесты

садились по своим местам, каждый по своему чину.

Когда все занимали свои места, то, как отец, так и мать невесты

Страницы: 1, 2, 3