бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Бхагавадгита, как она есть бесплатно рефераты

На Меня устремляй свой ум; будь предан Мне; жертвуй Мне; поклоняйся

Мне; достигнув таким образом гармонии с высшим Я, ты придешь ко Мне, твоей

высочайшей цели.

Так гласит девятая беседа, именуемая:

ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ НАУКИ И ЦАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

1 Закон духа.

2 Akacha, космический эфир.

3 Рrakriti космическая материя.

4 Период деятельности, период проявления.

5 Природу асур, не светлых, противящихся воле Бога.

6 Кrashu, особый вид ведической жертвы.

7 Аumkara, обладающее творческой силой, священное слово аум (Ом.

8 Три Веды: Rig-Vеda (гимны; Samaveda (священные песни; Yajuraveda

(молитвы, сопровождающие жертвоприношение. Четвертая Веда (Аtharvaveda

часто не поминается, как дополнительная.

9 Sat и Аsat, последняя пара противоположностей, за которой пребывает

лишь Единое. Переводится так же, как Реальное и Нереальное.

10 Напиток, дававшийся в древнее времена посвященным перед тем, как

они впадали в транс. Символ посвящения и экстаза (Samadhi, Сок сомы играет

роль в ритуалах.

11 Индры, Бога богов и ангелов.

12 То есть истощив свою естественную награду, плоды своих добрых

деяний.

13 Pitris.

14 Элементам, Bhutas.

15 Принадлежащие к касте торговцев ремесленников и земледельцев.

16 Принадлежащие к касте слуг. В древней Индии было 4 касты: Шудры,

Вайшии, Кшаттрии (воины) и Брахманы (священники). Первая учила послушанию,

вторая — разумной деятельности, третья — мужеству и бескорыстию, четвертая

— сверхличному служению.

Беседа десятая

Благословенный молвил:

Снова, о мощновооруженный, услышь Мое высочайшее слово, которое Я

объявлю тебе, любимому, ради блага твоего.

Не знают Моего происхождения ни сонмы Светозарных, ни сонмы великих

Риши, ибо Я, воистину, — начало всех Светозарных и всех великих Ришн.

Кто среди смертных знает Меня, Нерожденного, Безначального, великого

Господа вселенной, тот, не подверженный заблуждениям, освобождается от

всякого греха.

Разум, мудрость, отсутствие иллюзии, всепрощение, правда,

самообладание, спокойствие, удовольствие, страдание, бытие, небытие, страх,

а также бесстрашие; Незлобивость, ровность, довольство, подвижничество,

дела милосердия, слава и бесславие, — таковы разновидные признаки существ,

происходящих от Меня.

Семь великих Риши, древние Четыре 1, а также Ману, родились от Моей

природы и Моего разума; от них произошел этот род.

Кто знает по существу это Мое превосходство и йогу Мою, тот приведен в

гармонию устойчивой йогой; в этом не должно быть никакого сомнения.

Я — Родоначальник всего; все развивается от Меня; понимая так, мудрые

поклоняются Мне с пламенным чувством.

Устремив свои мысли ко Мне, всей своей жизнью сокровенно пребывая во

Мне, просветляя друг друга, постоянно беседуя обо Мне, они довольны и

радостны.

Этим всегда уравновешенным и с любовью поклоняющимся, Я дарую йогу

распознавания 2, посредством которой они достигают Меня.

Из сострадания к ним, пребывая в их Высшем Я, Я уничтожаю сияющим

светильником мудрости их неведением рожденную темноту.

Арджуна молвил:

Высочайший Брахман, высочайшая Обитель, высочайшая Чистота, ты -

вечный божественный Человек, первичное божество, Нерожденный, Господь наш!

Все Риши провозглашали Тебя, также и святейший из святых Нарада 3, также и

Азита 4, и Девала 5, и Виаса 6; а ныне Ты Сам поведал мне то же.

Я считаю истинным все, что Ты говоришь мне, о Кешава. Твое проявление,

о благословенный Господь, непостижимо ни для Светозарных, ни для Данавов 7.

И Ты Сам знаешь Себя лишь через Себя, о Совершенный! 8 Ты — источник

всех творений, Господь всего сущего, Светозарный из Светозарных, Правитель

вселенной! Удостой поведать мне, ничего не тая, о Твоей божественной славе,

в которой Ты пребываешь, воистину, проникая все миры.

Как мне познать Тебя, о йог, непрестанным размышлением? В каких

аспектах должен я мыслить Тебя, о Благословенный Господь? Подробно поведай

мне снова о Твоей йоге и славе, о Джанардана; воистину никогда не насыщусь

я, внимая Твоим жизнь дающим словам.

Благословенный сказал:

Будь благословен! Тебе Я поведаю Мою божественную славу в ее главных

чертах, о лучший из Куру; подробностям о ней нет конца.

Я — Атма, что пребывает в сердцах всего сущего, о Гудакеша, Я -

начало, сердцевина, а также и конец всех существ.

Из сыновей Адити 9 Я — Вишну 10; из всех сияний Я — лучезарное Солнце;

из ветров Я — Глава ветров 11; из всех созвездий Я — Луна.

Из Вед Я — песнопение 12; из Светозарных Я — Индра; из чувств Я — ум;

из всех живых существ Я — сознание 13.

Среди Рудров 14 Я — Шанкара; Я — князь демонов и гениев 15; из

небожителей 16 Я — Агни 17; из высоких гор Я — Меру 18.

Познай во Мне, о Партха, и Главу священнослужителей домашнего очага

Брихаспати 19; из военачальников Я — Сканда 20; из озер Я — океан.

Из великих Риши Я — Бхригу 21; из речей Я — единый слог 22; из

жертвоприношений Я — приношение безмолвных повторений 23; из неподвижных

вещей Я — Гималайя.

Из всех дерев Я — древо познания 24; из божественных Риши Я — Нарада

25; из божественных музыкантов 26 Я — Читрарата 27; из совершенных мудрецов

Я — Муни Капила 28.

Из всех коней знай Меня, нектаром рожденного, как Уччайшраву 29; среди

царственных слонов Я — Айравата 30; среди людей Я — Монарх.

Из оружия Я — громовой удар; из коров Я — Камадук 31; из зарождающих Я

— Кандарпа 32; из змей Я — Вазуки 33.

Из Нагов 34 Я — Ананта 35; из обитателей морей Я — Варуна 36; из

предков Я — Ариаман 37; из правителей — Яма 38.

Из Даитиев Я — Пралада 39; из счетчиков Я — Время; из диких зверей Я -

царь животных 40; из птиц Я — Вайнатея 41. 3О Из очищающих стихий Я —

ветер; из воинов Я — Рама; из рыб Я — Макара; из рек Я — Ганга.

Творениям Я — начало, конец, а также середина, о Арджуна. Из наук Я -

наука о "Божественном Я"; Я те и красноречие ораторов.

Из букв Я есмь буква А, Я же связь в сложных сочетаниях 42; Я — также

- вечное Время; Я — многоликой Вседержатель.

Я и всепоглощающая Смерть и происхождение всего грядущего; а из

женских качеств Я — слава, процветание, речь, память, ум, стойкость,

прощение.

Из гимнов Я — Брихатсаман 43; из поэтических размеров Я — Гайатри 44;

из месяцев Я — Маргаширша 45; из времен года Я — цветущая весна.

Я — и в игре плутующих, и в великолепии великолепных вещей; Я -

победа; Я — решимость; и Я — правда правдивых.

Из потомков Ясу 46 Я — Васудева 47; из Пандавов 48 Я Джананджая 49; из

Муни Я — Виаса 50; из бардов Я — Ушана 51 Я — скипетр правителей; Я —

государственность стремящихся к победе; Я - безмолвие тайн; Я есмь знание

познающих.

И все, что есть семя всего сущего, это — Я, о Арджуна; и нет ничего

движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня.

Нет границ Моим божественным силам, о Парантапа. Все объявленное тебе

- лишь пояснение к бесконечной Славе Моей.

Все, что славно, хорошо, прекрасно и могущественно, познай, все это

лишь ничтожная часть Славы Моей.

Но к чему тебе знание всех этих подробностей, о Арджуна? Отдав частицу

Себя на проявление этой вселенной, Я остаюсь.

Так гласит десятая беседа, именуемая:

ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

1 Четыре Кумара, Девственника — Юноши, стоящие на высочайшей ступени

оккультной иерархии, правящей землей.

2 Будхи-йога.

3 Известный мудрец и подвижник Индии.

4 Азита — сын Бхарата и Риши, мудрец.

5 Девала — также мудрец.

6 Виаса — мудрец, собравший Веды, автор Махабхараты.

7 Данавы — полубоги в греческом смысле слова.

8 Purushottama.

12 сыновей Адити, матери богов.

10 Второе лицо Тримурти, Индусской Троицы.

11 Маричи, глава ветров, рожденный мыслью Брамы.

12 Sama-Vedas.

13 Chetana.

14 Могучие; небесное воинство, рожденное Брамой.

15 Якши и Ракшазы.

16 Васу.

17 Павака, Агни, символ проявленного Бога, 2-го лица Тримурти

браманизма и вместе с тем Дух Огня.

18 Священная гора, Обитель Богов.

19 Буквально: домашних священнослужителей, т. е. отцов семейств.

20 Мифический предводитель богов.

21 Мудрец, сын Варуны, один из семи Риши.

22 Священное слово ОМ.

23 Jара, молчаливо повторяющаяся молитва, 24 Ashvatthа.

25 Знаменитый мудрец и подвижник Индии.

26 Gandharvas.

27 "Имеющая сияющую колесницу". Имя музыкантши, пребывающей в раю

Индии.

28 Мудрец, подвижник, основатель одной из 6 философских школ Веданты.

29 Uchchaishravas, белый конь Индры.

30 Аiravata, слон Индры.

31 Каmadhuk, корова желания.

32 Кама, страсть или земная любовь.

33 Vasuki, царь змей.

34 Мистический змей, с человеческим ликом, живущий в подземном

царстве. Так звали Учителей Мудрости.

35 Аnаntа, царь Нагов.

36 Бог морей.

37 Аriaman, первый Ариец.

38 Yаmа, бог смерти.

39 Рrahladа, имя знаменитого Даития — получеловеческого существа.

40 Лев.

41 Vainаteyа, Гарушмет, птица-вещун, сын Гоината, царь-птицы. На ней

летают Вишну и Кришна.

42 Dvandva, сочетание двух букв в санскрите.

43 Вrihatsaman, главный гимн.

44 Gaуatri, древняя молитва, имеющая глубокое мистическое значение;

размер ее приближается к нашему гекзаметру.

45 Margashirsha, первый в десятый месяц года, когда луна стоит в 3-м

своем доме.

46 Vrishnis, потомки Ясу: род Кришны.

47 Vasudeva, сам Кришна.

48 Рandava, название одного из индусских кланов.

49 Dhananjaуa, потомок Панду, из рода Арджуны.

50 Vyasа, составитель Вед. Муни — Мудрецы.

51 Ushana, победитель в сражениях.

Беседа одиннадцатая

Арджуна сказал:

Это слово о сокровеннейшей Тайне, именуемой "Высочайший Атман", Ты

поведал мне из сострадания; этим рассеялось мое неведение.

О происхождении и разрушении всех существ слышал я от Тебя, о

Лотосоокий, слышал я также о непреходящем величии Твоем.

Каким Ты описываешь Себя, о великий Господь, я жажду узреть Тебя, Твой

всемощный образ, о лучший из Существ! Если Ты думаешь, что я достоин видеть

его, Господи, яви мне Свое вечное Я, о Владыка Йоги! Благословенный молвил:

Созерцай, о Партха, Мою форму, столикую, тысячевидную, божественную,

разнообразную по цвету и очертаниям.

Созерцай Адитиев 1, Вазу 2, Рудров 3, двух Ашвинов 4, а также Марутов

5; созерцай бесчисленные, до сих пор невиданные чудеса, о Бхарата.

Созерцай в Моем теле, о Гудакеша, всю вселенную, со всех, что движется

и что неподвижно, со всем, что ты жаждешь узреть.

Но, воистину, ты не в силах созерцать Меня этими твоими глазами;

божественные очи дарую тебе. Воззри на Мою царственную Йогу.

Санджая сказал:

Молвив это, о Царь, великий Господь Йоги, Хари 6, явил Арджуне

царственную форму Свою7.

С бесчисленными устами и очами, во многих чудесных явлениях, с

бесчисленными божественными украшениями, с многообразным поднятым

божественным оружием; Облаченный в божественные одежды и ожерелья,

помазанный божественными благоуханными маслами, всечудесный беспредельный

Бог, с обращенными всюду ликами.

И если бы сияние тысячи солнц одновременно вспыхнуло на небе, таким

великолепием могла бы сиять слава этой Великой Души 8.

В Ней Арджуна увидел всю вселенную, разделенную на множество частей,

соединенных воедино в теле Бога Богов.

Тогда он, Дхананджая, потрясенный изумлением, с волосами, вставшими

дыбом, склонил голову перед Богом в сложив благоговейно руки, заговорил.

Арджуна сказал:

Внутри Твоей формы, о Бог, я вижу Богов. Все виды существ и каждый с

отличием своим; Брама, Господь, и под Ним его чудесный лотос-престол, и все

Риши, и Мудрости Змии из породы высокой.

С руками, грудями, устами, очами без счета. Всюду я вижу Тебя;

беспредельны твои проявленья. Источник, начало, середину, конец Твоей

славы, Господь без конца, без границ, не могут узреть мои очи.

Сиянье Твое, бесконечный Твой блеск вездесущий, Твой диск, и венец, и

тиару я зрю; подобный огню, пламенея, как солнце, слепящее взор, стремишь

Ты потоки лучей с небес необъятных.

Превыше всех мыслей моих, неизменный Господь, Высочайший Ковчег,

изливающий творчества силу, Вечной Дхармы бессмертный Хранитель, ЧЕЛОВЕК,

Пребывающий вечно: таким мыслит ум мой Тебя.

Без конца, середины, начала; беспределен по силам, Твои руки без

счета, словно солнца и луны — очи Твои! Когда ж лик Твой я зрю, как

жертвенный пламень загорается Он и славою Своею сжигает миры.

Тобой лишь одним наполняются небо и земли, и все, что незримо

простерлось меж ними; Весь мир триединый пред Тобой трепещет, Могущий, Пред

Твоим страх наводящим проявленным Ликом.

В Тебя вступают сонмы Светозарных, Сложив в благоговейном страхе руки,

взывают все к Тебе, И воинство святых, поющих Тебе славу 9, слагают

песнопенья, которые звучат и наполняют мир.

И тьмы низших духов, сыны Адити, Вазу, и гении Также и светлые Духи,

которых нельзя перечислить, Тьмы Мудрецов и Святых, а также Ракшазов

могучих. Все, восхищенные, полные страха, глядят на Тебя.

Узрев Твой образ могучий с очами и ртами без счета, Со многими чревами

в рядом страх-наводящих зубов, С бесчисленным множеством рук и ступней,

увидев это, так Же как я — миры все трепещут.

Как радуга, переливаясь яркими цветами, касаешься Ты сводчатых небес.

С отверстыми устами, вращая необъятные зрачки очей, Ты проникаешь

трепетом все Существо мое. Взирая на Тебя, слабеет моя сила... уходит мой

покой...

Подобно времени сверкающим мечам виднеются ряды Твоих зубов, грозящих

посреди раскрытых страшных челюстей. Увидя то, не знаю я, куда укрыться мне

от вида Твоего. О пощади, Господь! Ты, мощное прибежище миров! Дхритараштры

10 сыновья, и с ними множество царей из разных стран: и Бхишма, Дрона, и

Сути царственный сын, из вражеских станов обоих весь храбрых витязей цвет,

— Все успешно устремились в отверстые уста Твои. Сверкают в них ряды страх-

наводящих зубов. Как жернова могучие, всех воинов, захваченных меж ними,

они дробят, мгновенно превращая в прах.

Как воды рек стремительно и шумно несутся с яростью в великий океан,

так устремляются могучие те люди, цари земли, в Твои отверстые, палящие

уста.

Как моль, неудержимо ускоряя свой полет, летит в огонь, чтобы

погибнуть в нем, так и они стремятся в страшные уста, чтобы исчезнуть в

них, найти там смерть.

Все поглощая впереди и позади, со всех сторон Огни бессчетных языков

Твоих испепеляют всех. Наполнено пространство славою Твоей; пылает мир в

огне Твоих всепожирающих лучей, о мой Господь! Твою Суть мне открой! Твой

вид безмерно страшит! Я падаю ниц пред Тобой! Пощади, я молю, о могучий

Господь! Что скрыто в Тебе, я стремлюсь познать, Твоя внешняя жизнь ужасает

меня.

Благословенный Господь сказал:

Я — Время, что несет отчаяние в мир, что истребляет всех людей, являя

свой закон на их земле. Никто из воинов, которые, готовясь к битве,

строились в ряды, не ускользнет от смерти. Ты один не перестанешь жить.

И потому восстань! И достигай ты славы для себя, одолевай врагов и

наслаждайся мощью царства своего! Моею волею они уже поражены. Ты дай лишь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7