Теория аномии
способы достижения этих целей, и эти правила уходят корнями в мораль
данного общества и его институты. Критерием приемлемости способов
достижения цели является система ценностей. Отклоняющееся поведение
возникает тогда, когда целью является, например, победа в спортивном
состязании, которая рассматривается скорее как «выигрыш в игре», а не как
«выигрыш по правилам игры». Вследствие этого происходит разрыв между
достижением цели законными и незаконными средствами. Достижение цели
незаконными средствами называется отклоняющимся, или девиантным,
поведением.
Типы адаптации индивида к этой фрустрации могут быть классифицированы.
Ниже приводится таблица, на которой представлены пять типов адаптации,
состоящих из различных сочетаний принятия или отрицания целей и средств их
достижения. Знак «+» означает принятие, знак «—»—отрицание, знак
«±»—отрицание и замену новыми ценностями.
Типология способов индивидуальной адаптации
| |Определяемые|Институцио- |
|Тип адаптации |культурой |нализированные |
| |пели |средства |
|1. Конформизм |+ |+ |
|2. Инновация |+ |- |
|3. Ритуализм |- |+ |
|4. Ретретизм |- |- |
|5. Мятеж |± |± |
Merton R К Social Theory and Soc al Structure, rev. ed, New York,
1968, p. 194.
Первый тип адаптации — конформизм как по отношению к определяемым
культурой целям, так и по отношению к средствам их достижения —
представляет собой наиболее обычный и приемлемый тип. Инновация возникает,
когда индивид, принимая и разделяя определяемые культурой цели, не может в
равной степени принять и нормы, регулирующие их достижение. Поэтому второй
тип адаптации — инновация — может стать криминальным и проявляться в виде
беловоротничковой преступности, в синдроме «Робина Гуда» и в других типах
преступлений. Ритуализм, или третий тип адаптации, состоит в отказе от цели
или ее «заземлении» до того уровня, на котором желания могут быть
удовлетворены доступными законными средствами. Такой способ адаптации
присущ лицам, которые «не раскачивают лодку» и ведут себя осторожно. Они
«играют в игру», но не получают от этого особого удовольствия.
Четвертый тип адаптации — ретретизм — отличается отрицанием как целей,
одобряемых обществом, так и институциональных средств их достижения.
Ретретисты находятся и в обществе, и как бы вне его; они в нем чужаки, они
отчуждены от общества. К этому типу относятся парии, бродяги, отщепенцы,
алкоголики, наркоманы, психотики и прочие лица, которые не принимают целей
общества и игнорируют средства их достижения. Ретретизм как тип
приспособления встречается часто и в этом смысле уступает, быть может,
только конформизму. Перед людьми, выбравшими этот способ приспособления,
стоит дилемма: быть раздавленным в борьбе за достижение одобряемых
обществом целей или выносить безнадежность пораженчества и избегать их.
Мятеж как пятый тип адаптации выводит людей за рамки социальной структуры,
чтобы они могли смотреть на нее со стороны и попытаться ее изменить. Они,
как представляется, не разделяют существующих целей и средств, расценивая
их как совершенно произвольные. Их усилия направлены на установление такой
социальной структуры и таких стандартов успеха, а также средств их
достижения, которые бы обеспечивали более полное соответствие между этими
усилиями и тем, как они вознаграждаются. Когда институциональная система
рассматривается как барьер на пути к узаконенным целям и средствам,
освобождается место для мятежа и протеста.
Давление со стороны социальной структуры создает предрасположенность к
аномии и отклоняющемуся поведению. Подобная предрасположенность присуща
членам общества в разной степени. В наибольшей мере такого рода давление
затрагивает низшие в социально-экономическом отношении слои населения, так
как для представителей низших слоев достижение многих из одобряемых
обществом целей при помощи институциональных средств менее доступно, чем
для представителей средних и высших классов. Социальная система
стабилизируется, если культурная структура наделяет престижем определенные
цели и их альтернативы, и открывает людям доступ к ним. В таком
стабилизированном обществе потенциальные девианты могут при оказании на них
давления оставаться конформными; однако основным является воздействие
аномии или некоторого пренебрежения социальными нормами перед лицом
фрустрации и лишений.
В развитие аномии и отклоняющегося поведения свою лепту иногда вносит и
семья. Дети привыкают «сглаживать углы», наблюдая, как их родители, которые
внушают им, что «честность — лучшая политика», на самом деле сами прибегают
к обману. Таким образом, воспитание при помощи стереотипов и разделения
людей и вещей на разные категории формирует подозрительное отношение к
культуре, в то время как представление о достижимых целях заимствуется у
родителей, которые дают добрые советы и рекомендации, противоречащие их
собственному поведению. Перенесение родителями своих амбиций на ребенка,
желание, чтобы он достиг успеха там, где они потерпели неудачу, также может
способствовать развитию аномии.
Тезис о неравных возможностях достижения цели-успеха незаконными
средствами, возможно, представляет собой дальнейший шаг в развитии теории
аномии по пути, предложенному Мертоном, который включил в нее проблему
рассогласованности между целями и законными средствами их достижения.
Соединение концепции о законных возможностях с концепцией о незаконных
возможностях открывает перспективу успешного изучения взаимосвязи между
социальной структурой и отклоняющимся, девиантным поведением.
Клауорд, ученик Мертона, решил примирить или, точнее, соединить позиции
двух основных социологических школ в отношении отклоняющегося поведения.
Разработанная Эдвином X. Сатерлендом теория дифференцированной связи или
культурной трансмиссии в большей мере совпадала с позицией Клиффорда Р.
Шоу, Генри Д. Маккея и других представителей Чикагской школы. Концепция
аномии, изложенная в работе Эмиля Дюркгейма, в центр внимания поставила
вопрос о том, каким образом социальные условия формируют стремление к
достижению успеха и ведут, особенно когда речь идет о неограниченных
устремлениях отдельных индивидов, к срыву регулятивных норм, как их понимал
Дюркгейм. Мертон основное внимание сосредоточил на изучении вопроса о
рассогласованности между определяемыми культурой целями и достижением их
законными средствами. Клауорд предложил ввести дополнительную переменную в
теорию, а именно понятие дифференцированного использования незаконных
средств для достижения успеха-цели. Даже незаконные средства достижения
успеха не всем доступны в одинаковой степени. В первую очередь они
используются в районах трущоб отдельными лицами или группами, вовлеченными
в запрещенную деятельность, такую, как азартные игры, игра в «числа», в
кости и т. д. Соединение концепции о законных целях и незаконных средствах
их достижения с концепцией о неодинаковых возможностях достижения и
использования этих незаконных средств привело к созданию теоретической
конструкции о комбинации законных и незаконных возможностей. Концепция
дифференцированных возможностей при разной доступности средств стала местом
скрещения теорий дифференцированной связи и аномии.
Альберт Коэп, учившийся в университете штата Индиана, где сохранялись
традиции школы Сатерленда, попытался соотнести теорию аномии с другими
традиционными позициями социологии отклоняющегося поведения. Он указывал,
что теория аномии затрагивает вопрос о взаимосвязи между отдельными
аспектами культуры (цели и нормы) и социальной структуры (возможность или
доступность средств). Коэн писал, что предположение о разрыве между целями
и средствами их достижения наводит на мысль о том, что девиантный акт — это
внезапный переход от аномии к девиантному поведению3. Рассогласованность
целей и средств и выбор формы адаптации зависят от структуры возможностей.
Структура возможностей реагирует на поведение индивидов путем открытия или
закрытия законных и незаконных возможностей.
Помещенная ниже таблица иллюстрирует это положение.
Реакция структуры возможностей на девиантность личности
| |Законные |Незаконные|
| |варианты |варианты |
|Открыть |I |11 |
|Закрыть |111 |IV |
Вариант I — открытие законных возможностей (например, возможность для
делинквентов и преступников устроиться на работу). Вариант II — открытие
незаконных возможностей (например, сговор о незаконной деятельности,
выгодный обеим сторонам, скажем рэкетиру и должностному лицу
правоприменяющих органов); в подобных случаях должностное лицо,
незадачливый родитель или преподаватель перестает систематически требовать
соблюдения правил и ограничивается чисто символическими жестами, «выруливая
из дела». Вариант III — закрытие законных возможностей (такое положение
может возникнуть в результате исключения из какого-либо профессионального
объединения или клуба; запрещения заниматься каким-либо определенным видом
деятельности ввиду допущенных нарушений; исключения из какого-либо союза
или организации или объявления лица «персона нон грата» в конкретных
областях деятельности, которые в обычных условиях доступны для участия в
них); подобная ситуация повышает относительную привлекательность незаконных
средств. Вариант IV — закрытие незаконных возможностей (это в основном
средства «социального контроля», такие, как запоры на дверях, прекращение
доступа к наркотикам и другим запрещенным препаратам, усиление строгости и
неотвратимости наказания, а также иные методы, затрудняющие девиантное
поведение, но одновременно побуждающие девианта изобретать новые пути
обхода этих ограничений); в этом заключается предупреждение преступности
путем воздействия на окружение.
Человек — существо социальное, он живет долгие годы, рано попадает в
зависимость от других и в процессе жизни познает существующую между людьми
взаимозависимость. Будучи связан с другими людьми многими нитями, человек
обучается правилам общежития. Социальные условия, дезорганизующие жизнь
общества, могут быть названы аномией. Применительно к криминологии суть
гипотезы Роберта Мертона состоит в том, что преступление — это способ
преодоления разрыва между желаниями индивида и его возможностями
осуществить их. Клауорд и Оулин ввели понятие аномии в свою теорию
благоприятных возможностей. Они считали, что существующий разрыв между
провозглашаемыми обществом целями и доступными для их достижения средствами
вызывает у индивида напряжение, которое он должен каким-то образом снять; в
результате некоторые люди вступают на путь преступности и делинквентности,
прибегая к незаконным средствам достижения провозглашенных обществом целей.
Клауорд и Оулин утверждают, что основная проблема, с которой
сталкиваются молодые представители низших слоев, состоит в расхождении
между тем, к чему призывает их стремиться общество, и тем, что оно дает им
для достижения этого. Когда подростки усваивают традиционные для общества
цели, но сталкиваются с ограниченным доступом к законным средствам
реализации таких целей, это порождает состояние сильной фрустрации, которая
может привести к использованию неконформистских альтернатив. В связи с этим
закономерным становится участие многих молодых людей, которых волнуют одни
и те же проблемы, в шайках и других формах коллективного поведения.
Существует три основных вида шаек, различающихся между собой по типу
поведения: 1) преступная; 2) конфликтная и 3) ретретистская. Члены
преступных шаек занимаются воровством и достигают своих целей хищением
денег и имущества. Конфликтная шайка агрессивна, ее члены сражаются с
членами других шаек и могут заниматься вандализмом. Члены ретретистских
шаек уходят в себя, прибегают к наркотикам, алкоголю и, ограждая себя таким
образом от внешнего мира, не испытывают фрустрации.
Неттлер сделал четыре критических замечания по адресу концепции
благоприятных возможностей. Во-первых, считал он, неясны ключевые понятия
этой концепции. Основными среди них являются понятия «желание» и
«возможность», но, когда эти понятия применяются по отношению к конкретному
индивиду, их значение неопределенно и смутно. Во-вторых, поведение членов
шайки не всегда можно объяснить при помощи гипотезы о структуре
возможностей; это может служить лишь иллюстрацией того, как ученые —
представители среднего класса переносят свои ценности и восприятие на
других, тогда как есть много иных причин, объясняющих поведение шайки. В-
третьих, сомнительно, что делинквентное поведение вызывается структурой
существующих возможностей, поскольку состояние фрустрации у разных людей
проявляется по-разному и различным образом ими преодолевается. Хотя, по
данным официальной уголовной статистики, именно низшие социально-
экономические слои вносят непропорционально большой «вклад» в объем
преступности, тем не менее совершает преступления лишь меньшинство
представителей этих слоев. В-четвертых, хотя в осуществление
широкомасштабных программ были вложены большие средства для предупреждения
делинквентности, эти программы не дали достаточно определенных результатов.
Принятие в 1961 г. по инициативе генерального атторнея Роберта Ф.
Кеннеди Закона о предупреждении преступности несовершеннолетних и борьбе с
ней явилось прямым следствием прочтения им работы Клауорда и Оулина. Оулин
был назначен первым руководителем программы в Вашингтоне, положившей начало
осуществлению администрацией Кеннеди и Джонсона ряда программ, направленных
на расширение «возможностей». Миллионы долларов из федеральных и частных
фондов, особенно из Фонда Форда, были отпущены на проведение исследований
по предупреждению преступности несовершеннолетних. И тем не менее результат
их оказался неудовлетворительным2. Однако нет возможности узнать, насколько
хуже было бы положение с преступностью несовершеннолетних, если бы все эти
программы не получили финансовой поддержки. Кроме того, следует отметить,
что изучение состояния преступности и делинквентности затрудняется из-за
наличия многих неконтролируемых переменных величин; поэтому нереально
рассчитывать на возможность проведения подтвержденных надежными данными
исследований в области предупреждения преступности несовершеннолетних.
Делинквент отличается от конформиста тем, что ему чужды нормы
социальной организации, к которой он принадлежит. Анализ того типа
делинквентности, который его характеризует, а также причин его
отклоняющегося поведения, как правило, индивидуализирован, но сама
делинквентность и мировоззрение делинквента постоянны и являют собой
результат внешних воздействий. Делинквентность может оказаться следствием
общих тенденций нестойкого окружения, эволюции делинквентной субкультуры
или возникновения новых проблем в конфликтных ситуациях либо при
употреблении наркотиков. Непосредственное окружение многих правонарушителей
— это делинквентные субкультуры, в которых, как отмечали Клауорд и Оулин,
могут развиться преступные, конфликтные и ретретистские шайки. Первый
вывод, к которому можно прийти, заключается в том, что возникновение
девиантности есть результат аномии, отчужденности и отсутствия норм. Далее
можно отметить, что состояние аномии влияет на усвоение ценностей, что
приводит к вторичной девиантности и усвоению девиантных установок и
ценностных ориентации в сочетании с готовностью к отклоняющемуся поведению.
Страницы: 1, 2, 3
|