бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория аномии бесплатно рефераты

Теория аномии

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема: «Теория аномии»

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2

Прищепо Ю.А.

Проверил:

2001 г.

Содержание

1. Криминологическое развитие концепции аномии

2. Аномия

3. Отчуждение

4. Идентификация и идентичность

1. Криминологическое развитие концепции аномии.

Наибольшей популярностью среди социологов того времени пользовалась

концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал статью "Социальная

структура и аномия", в которой использовал дюркгеймовскую концепцию аномии

применительно к проблемам криминологии. Одна из главных идей Р. Мертона

заключалась в том, что основной причиной преступности является противоречие

между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и

возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это

противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить

определенные ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и

стремится получить их любой ценой. Статья Р. Мертона дала мощный импульс

использованию феномена аномии при объяснении причин преступности. В 1961

году ученик Мертона Р. Кловард и его сотрудник Л. Олин опубликовали

монографию "Преступность несовершеннолетних и возможности: теория

молодежных криминальных групп". Авторы убедительно показали, что общество,

прививая подросткам различные ценности, мало заботится о том, является ли

их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности

овладеть этими ценностями законными способами могут лишь немногие.

Большинство вынуждены проявлять ловкость — нарушать нормы морали и

требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного

нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают

испытывать разочарование и фрустрацию. Типичная реакция на это: создание

воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают

возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами

потребления; объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение,

вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и

вандализма; вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди,

употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу

сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются

заслониться от окружающего их коварства и лицемерия.

Эта книга произвела сильное впечатление на Р. Кеннеди, по инициативе

которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних.

Л. Олин возглавил специальную программу расширения возможностей молодежи.

Миллионы долларов из государственных и частных фондов были выделены для

обеспечения данной программы. Результаты ее реализации были достаточно

скромными, тем не менее, по мнению некоторых криминологов, она позволила

несколько снизить темпы роста молодежной преступности.

Одновременно со статьей Р. Мертона в 1938 году появилась работа

Торстона Селлина "Конфликт культур и преступность". Если Р. Мертон

проанализировал конфликт между культурными ценностями и возможностями их

получения, то Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора

конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его

гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный

уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров,

пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур

попытался объяснить этот феномен. Его теория оказалась более значимой и не

только позволила объяснить преступность мигрантов, но и раскрыла

криминогенность противоречий между различными социальными группами. По

существу, Т. Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых

противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты,

несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к

анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более

мелких социальных формирований.

На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 году

разработал концепцию субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб

социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных

объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут

формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, умения, стереотипы

поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей

норм, выработанных такой микрогруппой) — этот феномен получил название

субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии

с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу,

восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных

запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм

криминальной субкультуры.

Практические выводы из этой теории заключались в необходимости

контролировать процессы эммиграции, принимать меры по сближению культур

различных социальных слоев и групп, устранять элементы, вызывающие их

противоречия. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас

невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам

средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных

воздействий общества.

Помимо достаточно прагматических выводов данная концепция направила

внимание криминологов на анализ взаимосвязи культуры общества и

преступности. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности;

Изменение культуры — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс

воздействия на преступность не может носить моментный характер, и

рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.

В центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят

вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в

обществе системы социальных ценностей. Каждая из этих теорий рассматривает

вопросы преступного и отклоняющегося поведения в своем особом ракурсе.

Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее

дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой

имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми

требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют. Под отчуждением

понимается уход индивида от окружающего его мира или его недостаточная

внутренняя интеграция. Концепция идентификации предполагает либо слияние

индивида с группой, либо его подражание поведению других людей. Концепция

идентичности сосредоточивает свое внимание на ценностных ориентациях,

стремлениях, ожиданиях, страхах человека, а также на проблемах его

адаптации, которые общим образом либо разделяются членами группы, либо

дополняются ими. Идентичность, не растворяющаяся в группе, может быть

результатом внутренней борьбы, возникающей иногда вследствие неразрешенных

конфликтов, в основном у нетерпимых и властолюбивых людей, или

деформированных моделей идентификации себя с родителями (чаще всего с

отцом), или иных сходных проблем. Эти концепции касаются вопроса о

взаимоотношениях индивида с социальным окружением и его нормами. Все они

были использованы в ряде теоретических конструкций, направленных на

объяснение преступного и делинквентного поведения.

«Идентификация», «отчуждение» и «идентичность» — различные явления, но

они связаны друг с другом и важны для понимания социального поведения

человека. Все они могут привести к аномии и отсутствию норм. Под

идентификацией подразумевается принятие ролей в рамках конкретных групп

(например, таких, как расовые, этнические, профессиональные, семья, шайка и

пр.). Индивид отождествляет себя с той группой, к которой он, по его

мнению, «принадлежит». Идентификация связана с чувством «принадлежности».

Идентичность — это попытка личности выразить свои уникальные свойства.

Индивид может стремиться к этому, чтобы отличаться от других людей. Многие

актеры и люди искусства известны только им одним присущими особенностями

поведения и характеристиками, выделяющими их как индивидуальности. Под

отчуждением понимается безразличие к групповому поведению. Итак,

отчужденный не принадлежит к группе и не стремится сознательно к тому,

чтобы выразить свои уникальные свойства, по которым он может быть узнан

другими. Отчуждение характеризуется асоциальными установками, отсутствием

чувства «принадлежности» и лояльности.

Термин «аномия» впервые появился в английском языке в 1591 г. и в XVII

в. часто использовался теологами, обозначая пренебрежение правом, в

частности божественным. Термин был включен в словарь Джонсона в 1755 г. в

двух вариантах — английском и французском. В настоящее время больше

распространено французское произношение, по-видимому, это объясняется тем,

что в язык социологии термин «аномия» был введен в 1897 г. Дюркгеймом. Одна

из важнейших теоретических конструкций включает в себя понятие социального

отчуждения — явления, изучение которого криминологией началось с обращения

Дюркгейма к идее аномии. Разработкой этой концепции занимались Роберт К.

Мертон, Ричард Клауорд и Ллойд Оулин, Джекоб Гвост и другие.

Концепции аномии, отчуждения, идентификации и идентичности объясняют

некоторые виды преступного поведения, уделяя основное внимание личности, в

отличие от концепции дифференцированной связи, занимающейся вопросами

социального окружения. Если же рассматривать эти концепции с позиции

системы уголовной юстиции, то дифференцированная связь предстает как

социогенная модель, а аномия, отчуждение, идентификация и идентичность —

как модели медицинские. При аномии нормативные стандарты поведения и

убеждения, принятые обществом, ослаблены или отсутствуют. Обычно это

проявляется в тревожности, дезориентации личности и социальной изоляции.

Бенжамен Раш применял термин «аномия» для обозначения врожденных дефектов

морали. Отчуждение — общий термин, используемый сейчас в основном в

судебной психиатрии в тех случаях, когда речь идет о такой

рассогласованности чувств индивида, что они перестают казаться ему

нормальными, привычными и убедительными. Это приводит его к отстранению от

других людей, глубокой персонализации и, как следствие, к отчуждению от

общества. Человек, отчужденный от общества, может стать недружелюбным,

жестоким, безразличным или асоциальным. Идентичность — понятие, которым

охватывается целостность и разносторонность восприятия индивидом самого

себя; она обеспечивает способность ощущать себя как нечто неповторимое и

тождественное самому себе; в основе этой способности лежит чувство

привязанности к объектам первой любви и отождествления себя с ними. Кризис

идентичности— это конфликт, возникающий в связи с социальной ролью, как она

воспринимается самим индивидом. Такой конфликт угрожает либо потерей

чувства неповторимости и тождественности самому себе, либо неспособностью

принять ту роль, которую индивиду отводит общество. Кризис идентичности

часто возникает в юности, Когда внезапное увеличение потребностей

сопровождается резкой переменой роли, которую, как ожидается, юноша должен

выполнять в социальном и профессиональном планах. Такие независимые и

взаимозависимые факторы влияют на социальное поведение отдельных лиц.

Впервые серьезное внимание концепции аномии было уделено Эмилем

Дюркгеймом (1858—1917), которого называют отцом французской социологии.

Дюркгейм внес значительный вклад в социальную теорию, разработав свою

концепцию «коллективного сознания», или «коллективной совести». В

соответствии с этой концепцией «механическая солидарность» (термин,

заимствованный из физики) преобразуется с развитием общества в

«органическую солидарность» (в этом нашло проявление влияние биологии),

обладая которой индивиды осознают социальные ценности и реагируют на них.

Дюркгейм изучал проблемы личности и опубликовал результаты своих

исследований в 1897 г. в книге «Самоубийство», где он подразделил

самоубийства на три типа:

1) эгоистические самоубийства, совершаемые в результате того, что

человек изолирует себя от других людей;

2) аномические самоубийства (или аномия), возникающие как результат

убеждения, что мир вокруг человека распадается;

3) альтруистические самоубийства, совершаемые в результате большой

преданности своему делу. Аномические самоубийства, если рассматривать их с

позиций криминологии, совершаются, когда человек чувствует, что мир вокруг

него рушится, а сам он склонен к суицидальному или преступному поведению.

2. Аномия

Аномия и отчуждение — это проблемы-близнецы, стоящие перед современным

человеком. Часто встречающееся чувство бесцельного существования,

неспособности и бессилия формируют сознание собственной незначительности и

боязнь стать жертвой. Ощущению собственной ничтожности сопутствует

ослабление чувства ответственности, но горечь и зависть возникают по

отношению к тем, кто находится в более благоприятных условиях. Для того

чтобы как-то изменить обстоятельства и ситуацию, ищут простых и быстрых

решений, начиная от потребления алкоголя и наркотиков и кончая совершением

преступления.

Представление об аномии как об утрате индивидом чувства идентификации с

его культурной группой сложилось у Дюркгейма в 1897 г. С 1938 г. Мертон

использовал эту концепцию для объяснения отклоняющегося поведения. В 1949

г. он пришел к выводу, что она приемлема для объяснения отклоняющегося

поведения в любом обществе, а в 1955 г. тщательно разработал вопрос об

аномии как важнейшем явлении, объясняющем преступность несовершеннолетних.

Поскольку преступное поведение возникает не только в результате

противоречия между культурой и социальной структурой, но и в результате

противоречия между культурными ценностями и средствами их достижения,

постольку индивид, разобщенный со своей культурной группой, легко может

встать на путь отклоняющегося поведения. Мертон продолжил работу над

развитием и уточнением своей концепции и в 1957 г.

На начальных стадиях развития биологические импульсы человека находили

свободный выход, но с укреплением социального порядка возникла

необходимость в управлении этими импульсами, равно как и в социальном

урегулировании возникающих трений. Развитие социальных наук привело к

появлению социологических методов анализа и исследований. Потребовал

разрешения и вопрос о том, почему внутри различных социальных структур

существуют различия в отклоняющемся поведении. Воздействие, которое

социальные структуры оказывают на отдельных людей, толкая их на путь

неконформного поведения, представляется прежде всего объектом

социологического изучения, которое следует проводить, учитывая

биологические и личностные различия, влияющие на характер поведения.

Ценности, определенные культурой как законные для всех цели, лежат в

основе социальной формации. Культура определяет и регулирует приемлемые

Страницы: 1, 2, 3