Преступность и методика ее изучения
прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный,
локальный характер.
Указанные обстоятельства существенны для организации противодействия
преступности - разработки и осуществления соответствующих профилактических
мероприятий, в том числе и органами Федеральной пограничной службы.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
В настоящей лекции мы с Вами рассмотрели два из наиболее важных
вопроса, на которые отвечает криминология: что такое преступность и каковы
ее причины и условия. К сожалению, на более подробное их рассмотрение
отведено слишком мало времени, но общее представление, надеюсь, у Вас
сложилось. Очень хочется, чтобы Вы вынесли с сегодняшнего занятие сознание
того, что с сегодняшнего дня рассуждения о преступности и ее причинах на
уровне “обывателя” - вчерашний день. Вы уже профессионалы!
Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук
майор юстиции
Л.Тарасенко
“____”сентября1995г.
Лекция обсуждена на заседании кафедры (ПМК)
“___”сентября 1995г. Протокол _________
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ
КАФЕДРА УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Экз.____
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры УПД
полковник юстиции
С.Яковлев
“___”сентября1995г.
ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ по криминологии
ТЕМА № 3 Преступность и методика ее изучения
Учебные и воспитательные цели:
1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках
преступности, понятию и классификацию ее причин и условий.
2. Формировать у курсантов потребность в применении комплекса
знаний по указанной теме для качественного прогнозирования и планирования
своей профессиональной деятельности в части профилактики правонарушений.
Время: 2 часа.
Место: Лекционный зал.
Учебно-материальное обеспечение:
- схемы
- технические средства обучения
Литература для самостоятельной работы курсантов по теме лекции:
Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;
Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;
Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-
333;
Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия
МВД СССР, 1980, с.с.27-51;
Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей
“Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”,
1985, с.с.39-42.
Учебные вопросы и расчет времени:
| | Учебные вопросы |Время|Примечания |
| | ВВЕДЕНИЕ |10 | |
|1 | |мин | |
| | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: | | |
|2 |1. Преступность и ее основные характеристики |45 | |
| |Научное и приладное значение понимания явления и |мин. | |
| |многообразие научных дефиниций“преступности”. | | |
| |Показатели преступности: | | |
| |- уровень - количественная характеристика | | |
| |преступности (состояние и уровень преступности); | | |
| |расчет коэффициента преступности; показатели, | | |
| |используемые уголовной статистикой и ее задачи; | | |
| |особенности уголовной статистики в зарубежных | | |
| |странах и специальных междунардных организаций; | | |
| |криминологическая статистика; | | |
| |- структура преступности - ее | | |
| |качественно-количественный показатель;” география”,| | |
| |“экология” и “топография” преступности; | | |
| |“компонентная структура преступности”; | | |
| |- динамика преступности и ее анализ (его цели); | | |
| |проблема “латентности”; группы латентных | | |
| |преступлений;факторы, влияющие на существование и | | |
| |величину латентности; | | |
| |- последствия преступности - один из показателей, | | |
| |характеризующих преступность (“цена преступности”);| | |
| |экономические, социальные и иные последствия; ущерб| | |
| |или издержки. | | |
| | | | |
| |2. Причины и условия преступности. |30 | |
| |Значение понимания причин и условий преступности в |мин. | |
| |правоохранительной деятельности. | | |
| |Понятие детерминант преступности в соответствии с | | |
| |философской теорией причинности; ее выражение в: | | |
| |объективном характере; взаимодействии с другими | | |
| |явлениями; неравнозначности и равноценности | | |
| |явлений; отличии причинной связи от других видов | | |
| |связи; сложности, многоступенчатом и иерархичном | | |
| |характере; том, что причина порождает следствие, а | | |
| |условие этому лишь способствует; относительности | | |
| |деления явлений на причины и условия (проблема | | |
| |разграничения причин и условий преступности). | | |
| |Многообразие причин и условий преступности, их | | |
| |классификация: | | |
| |-по уровню действия (1. Причины и условия | | |
| |преступности в целом, различных групп и отдельных | | |
| |видов преступлений; 2. на уровне всего общества, | | |
| |отдельных его социальных групп и на уровне | | |
| |отдельного индивида); | | |
| |- по содержанию ( политические, экономические, | | |
| |идеологические, социально-психологические, | | |
| |организационно-управленческие); | | |
| |- объективные и субъективные причины; | | |
| |- по направленности, механизму действия | | |
| |(классификация условий на формирующие и | | |
| |способствующие); | | |
| |по временной и пространственной распространенности | | |
| |(постоянные и временные, на какой территории). | | |
| | | | |
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ |5 | |
|3 | |мин. | |
Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук
майор юстиции
Л.Тарасенко
“____”сентября 1995 г.
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ
КАФЕДРА УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Экз. ___
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры УПД
полковник юстиции
С.Яковлев
“___”сентября 1995г.
П Л А Н
проведения семинара по криминологии
Тема № 3. Преступность и методика ее изучения.
Учебные и воспитательные цели:
1. Закрепить у курсантов знания о качественно-количественных
характеристиках преступности и ее детерминантах.
2.Воспитывать у обучаемых способности и желания к творческому,
исследовательскому подходу в изучении криминологии.
Время: 2 часа.
Место: аудитория УПоГЗ
Учебно-материальное обеспечение:
- схемы
- технические средства обучения
Литература для самостоятельной работы курсантов по подготовке к занятию
(семинару):
Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;
Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;
Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-
333;
Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия
МВД СССР, 1980, с.с.27-51;
Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей
“Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”,
1985, с.с.39-42.
Учебные вопросы и расчет времени:
| | Учебные вопросы |Время |Примечани|
| | | |я |
| 1|Вступительная часть | | |
| |а) проверить: готовность группы к семинарскому |10 мин| |
| |занятию; | | |
| |наличие у курсантов литературы и конспектов | | |
| |лекции; | | |
| |б) объявить тему, учебные вопросы и цель занятия;| | |
| | | | |
| |в) определить порядок отработки учебных | | |
| |вопросов; | | |
| |г) обозначить значение темы в системе курса | | |
| |учебной дисциплины (2-3 предложения) | | |
| 2|Учебные вопросы: | | |
| |1. Понятие преступности | | |
| |Научное и приладное значение понимания явления и | | |
| |многообразие научных дефиниций“преступности”. | | |
| |2. Основные показатели преступности. | | |
| |Показатели преступности: | | |
| |- уровень - количественная характеристика | | |
| |преступности (состояние и уровень преступности); | | |
| |расчет коэффициента преступности; показатели, | | |
| |используемые уголовной статистикой и ее задачи; | | |
| |особенности уголовной статистики в зарубежных | | |
| |странах и специальных междунардных организаций; | | |
| |криминологическая статистика; | | |
| |- структура преступности - ее | | |
| |качественно-количественный показатель;” | | |
| |география”, “экология” и “топография” | | |
| |преступности; “компонентная структура | | |
| |преступности”; | | |
| |- динамика преступности и ее анализ (его цели); | | |
| |проблема “латентности”; группы латентных | | |
| |преступлений;факторы, влияющие на существование и| | |
| |величину латентности; | | |
| |- последствия преступности - один из показателей,| | |
| |характеризующих преступность (“цена | | |
| |преступности”); экономические, социальные и иные | | |
| |последствия; ущерб или издержки. | | |
| |3.Причины и условия преступности, их | | |
| |классификация. | | |
| |Значение понимания причин и условий преступности | | |
| |в правоохранительной деятельности. | | |
| |Понятие детерминант преступности в соответствии с| | |
| |философской теорией причинности; ее выражение в: | | |
| |объективном характере; взаимодействии с другими | | |
| |явлениями; неравнозначности и равноценности | | |
| |явлений; отличии причинной связи от других видов| | |
| |связи; сложности, многоступенчатом и иерархичном | | |
| |характере; том, что причина порождает следствие, | | |
| |а условие этому лишь способствует; | | |
| |относительности деления явлений на причины и | | |
| |условия (проблема разграничения причин и условий | | |
| |преступности). | | |
| |Многообразие причин и условий преступности, их | | |
| |классификация: | | |
| |-по уровню действия (1. Причины и условия | | |
| |преступности в целом, различных групп и отдельных| | |
| |видов преступлений; 2. на уровне всего общества, | | |
| |отдельных его социальных групп и на уровне | | |
| |отдельного индивида); | | |
| |- по содержанию ( политические, экономические, | | |
| |идеологические, социально-психологические, | | |
| |организационно-управленческие); | | |
| |- объективные и субъективные причины; | | |
| |- по направленности, механизму действия | | |
| |(классификация условий на формирующие и | | |
| |способствующие); | | |
| |по временной и пространственной | | |
| |распространенности (постоянные и временные, на | | |
| |какой территории). | | |
| 3|Ответы на вопросы: | | |
| |1 вопрос |15 м. | |
| |2 вопрос |30 м. | |
| |3 вопрос |25 м. | |
| 4|Заключительная часть |10 | |
| |Подведение итогов занятия, выставление и |мин. | |
| |объявление оценок; | | |
| |Курсантам объявляется о том, что следущее занятие| | |
| |- лекция по теме №4 “Криминогенная обстановка в | | |
| |России” и предлагается почитать специальные | | |
| |статьи в газетах и журналах, характеризующие | | |
| |отдельные вопросы предложенной темы. | | |
Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук
майор юстиции
Л.Тарасенко
“____”сентября 1995г.
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ
КАФЕДРА УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Экз.____
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры УПД
полковник юстиции
С.Яковлев
“___”сентября 1995г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА № 3 Преступность и методика ее изучения.
Время: 4 часа
Место проведения :
- лекции - лекционный зал;
- семинара - аудитории УПогЗ
Номера занятий и их наименование:
Занятие 1. Лекция
Занятие 2. Семинар
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ
Данная тема знакомит курсантов с качественно-количественными
характеристиками и детериминантами преступности.
Курсанты, после лекции готовятся на самостоятельной подготовке по
основным и дополнительным вопросам (планы семинарских занятий) к
семинарскому занятию.
ЗАНЯТИЕ 1. . Лекция (по форме - установочная)
Учебная цель:
1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках
преступности, понятию и классификацию ее причин и условий.
Время: 2 часа.
Место: лекционный зал.
Метод: последовательного и ориентирующего изложения (объяснительно-
проблемный)
Учебные вопросы:
1. Преступность и ее основные характеристики.
2. Причины и условия преступности.
Организационно-методические указания по занятию:
лекция должна соответствовать следующим требованиям:
- по содержанию (научность, актуальность, современность,
последовательность, полнота и точность изложения, доходчивость, образность,
творческий и воспитывающий характер, необходимая информационная емкость);
- по методике (используя правильность и выразительность речи
привлекать внимание и интерес аудитории, применять схемы и т.д.);
Функции, реализуемые в лекции: образовательная, воспитательная и
организационная.
Руководства и пособия:
Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;
Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;
Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-
333;
Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия
МВД СССР, 1980, с.с.27-51;
Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей
“Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”,
1985, с.с.39-42.
Материальное обеспечение занятия: фондовая лекция, трибуна лектора.
Справочные материалы (приложения):
схемы:
- показатели преступности;
- классификация причин и условий преступности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
______________________________________________________________
Учебные вопросы и время Действия руководителя
Примечания
____________________________________________________________________________
__
_______1______________________________2________________3______
Проверка готовности кур - Принять доклад и уста-
сантов к занятиям новить рабочую атмос-
5 минут. феру на лекции.
Организация занятия Довести план лекции,
5 минут. учебную цель, ее место в
в курсе учебной дисцип-
лины.
Учебные вопросы:
1. Преступность и ее основные характеристики - 45 минут. ( Научное и
приладное значение понимания явления и многообразие научных
дефиниций“преступности”.Показатели преступности:
- уровень - количественная характеристика преступности (состояние и уровень
преступности); расчет коэффициента преступности; показатели, используемые
уголовной статистикой и ее задачи; особенности уголовной статистики в
зарубежных странах и специальных междунардных организаций;
криминологическая статистика;
- структура преступности - ее качественно-количественный показатель;”
география”, “экология” и “топография” преступности; “компонентная структура
преступности”;
- динамика преступности и ее анализ (его цели); проблема “латентности”;
группы латентных преступлений;факторы, влияющие на существование и величину
латентности;
- последствия преступности - один из показателей, характеризующих
преступность (“цена преступности”); экономические, социальные и иные
последствия; ущерб или издержки.
2. Причины и условия преступности - 30 минут.
Значение понимания причин и условий преступности в правоохранительной
деятельности.
Понятие детерминант преступности в соответствии с философской теорией
причинности; ее выражение в: объективном характере; взаимодействии с
другими явлениями; неравнозначности и равноценности явлений; отличии
причинной связи от других видов связи; сложности, многоступенчатом и
иерархичном характере; том, что причина порождает следствие, а условие
этому лишь способствует; относительности деления явлений на причины и
условия (проблема разграничения причин и условий преступности).
Многообразие причин и условий преступности, их классификация:
-по уровню действия (1. Причины и условия преступности в целом, различных
групп и отдельных видов преступлений; 2. на уровне всего общества,
отдельных его социальных групп и на уровне отдельного индивида);
- по содержанию ( политические, экономические, идеологические, социально-
психологические, организационно-управленческие);
- объективные и субъективные причины;
- по направленности, механизму действия (классификация условий на
формирующие и способствующие);
по временной и пространственной распространенности (постоянные и временные,
на какой территории).
преподаватель излагает учебный материал по
плану, руководит работой слушателей по
конспектированию, осуществляет контроль за
временем, стиль данной лекции рационально-
эмоциональный.
Разбор занятия 5 минут Итог основной части, вывод по теме,
ответы на вопросы
обучаемых, задание
на самостоятельную
работу по подго-
товке к семинару.
ЗАНЯТИЕ 2. Семинар (тематический семинар-беседа)
Учебная цель:
1. Закрепить у курсантов знания о качественно-количественных
характеристиках преступности и ее детерминантах.
Время: 2 часа.
Место: лекционный зал.
Метод: беседа, обсуждение.
Учебные вопросы:
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3.Причины и условия преступности, их классификация.
Организационно-методические указания по занятию:
Во время занятия важно расширить, закрепить и углубить знания
курсантов, проверить и оценить их. Функции данного занятия - обучающая,
воспитывающая и развивающая.
Руководства и пособия:
Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;
Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;
Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-
333;
Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия
МВД СССР, 1980, с.с.27-51;
Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей
“Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”,
1985, с.с.39-42.
Справочные материалы (приложения):
- схемы:
- показатели преступности;
- классификация причин и условий преступности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
______________________________________________________________
Учебные вопросы и время Действия руководителя
Примечания
____________________________________________________________________________
__
_______1______________________________2________________3______
Проверка готовности кур - Принимается доклад о готов-
сантов к занятиям ности УПогЗ к занятию, про-
5 минут. веряется наличие личного сос-
тава и необходимой
литера-
туры.
Организация занятия Доводится план семинара, учеб-
5 минут. ная цель и порядок работы.
Учебные вопросы:
1. Понятие преступности - 15 минут Научное и приладное значение понимания
явления и многообразие научных дефиниций“преступности”.
2. Основные показатели преступности - 30 минут. Показатели преступности:
- уровень - количественная характеристика преступности (состояние и уровень
преступности); расчет коэффициента преступности; показатели, используемые
уголовной статистикой и ее задачи; особенности уголовной статистики в
зарубежных странах и специальных междунардных организаций;
криминологическая статистика;
- структура преступности - ее качественно-количественный показатель;”
география”, “экология” и “топография” преступности; “компонентная структура
преступности”;
- динамика преступности и ее анализ (его цели); проблема “латентности”;
группы латентных преступлений;факторы, влияющие на существование и величину
латентности;
- последствия преступности - один из показателей, характеризующих
преступность (“цена преступности”); экономические, социальные и иные
последствия; ущерб или издержки.
3.Причины и условия преступности, их классификация - 25 минут. Значение
понимания причин и условий преступности в правоохранительной деятельности.
Понятие детерминант преступности в соответствии с философской теорией
причинности; ее выражение в: объективном характере; взаимодействии с
другими явлениями; неравнозначности и равноценности явлений; отличии
причинной связи от других видов связи; сложности, многоступенчатом и
иерархичном характере; том, что причина порождает следствие, а условие
этому лишь способствует; относительности деления явлений на причины и
условия (проблема разграничения причин и условий преступности).
Многообразие причин и условий преступности, их классификация:
-по уровню действия (1. Причины и условия преступности в целом, различных
групп и отдельных видов преступлений; 2. на уровне всего общества,
отдельных его социальных групп и на уровне отдельного индивида);
- по содержанию ( политические, экономические, идеологические, социально-
психологические, организационно-управленческие);
- объективные и субъективные причины;
- по направленности, механизму действия (классификация условий на
формирующие и способствующие);
по временной и пространственной распространенности (постоянные и временные,
на какой территории).
преподаватель в ходе занятия следит за
временем, правильностью речи и содержанием
ответов курсантов, учит их творчески
мыслить, рассуждать, дискутировать.
Разбор занятия 10 мин.
Преподаватель подводит итоги занятия,
выставляет оценки,), проверяет наличие
литературы, взятой из библиотеки;
объявляет курсантам, что следующее занятие
- лекция по теме №4 “Криминогенная
обстановка в России” и предлагает почитать
специальные статьи в газетах и журналах,
характеризующие отдельные вопросы
предложенной темы.
Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук
майор юстиции
Л.Тарасенко
“____”сентября 1995г.
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры (ПМК)
“____”сентября 1995г. Протокол _____
Страницы: 1, 2, 3, 4
|