бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании особо тяжких преступлений бесплатно рефераты

будет строиться обвинение, должны , закрепляться,

систематизироваться и анализироваться только следователем /а также

прокурором и лицом, производящим дознание, которые фактически выполняют

роль следователя/. Представление возможности собирать доказательства при

помощи процессуальных средств заинтересованным лицам, например,

потерпевшему, обвиняемому и другим заинтересованным лицам, не обеспечит

исполнения требований всесторонности, полноты и объективности исследования

всех обстоятельств дела.[12] Но в ст.70 УПК РФ всем лицам этим

предоставляется право предоставления доказательств, для дальнейшего

процессуального закрепления и анализа их лицом производящим расследование.

Это положение обеспечивает неотъемлимое право каждого человека на защиту

своих интересов любыми способами, не противоречащими действующему

законодательству.[13]

Кроме этого, при собирании доказательств должны быть соблюдены

определенные требования, гарантирующие достоверность и допустимость

сведений о полученных фактических данных.

Для органов, производящих расследование, представленные или

полученные факты, объекты или сведения о них не имеют заранее установленной

силы, что и позволяет им с наибольшей объективностью осуществлять свои

функции

Эту цель преследуют и положения ст. 64 УПК РФ, в которой допускается и

отвод следователя в случаях когда:

- если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским

ответчиком, свидетелем, а также, если он участвовал в данном деле в

качестве эксперта, специалиста, переводчика, защитника, законного

представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца

или гражданского ответчика;

- если он является родственником потерпевшего, родственником обвиняемого;

- если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что

следователь лично, прямо или косвенно, заинтересован в этом деле.

Важным критерием положения следователя является его самостоятельность.

Согласно ст.127 УПК РФ следователь является самостоятельным субъектом

уголовно-процессуальной деятельности, несущим определенные обязанности и

обладающим определенными правами, которые весьма четко обозначены в законе.

При производстве предварительного следствия все решения о производстве

конкретных следственных действий следователь принимает самостоятельно, за

исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или

согласия прокурора. При этом следователь несет большую ответственность за

законное, обоснованное и своевременное проведение указанных действий. Важно

отметить императивную силу решений следователя.

Каких бы вопросов они ни касались, они обязательны для исполнения всеми

предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и

гражданами (п. 5 ст. 127 УПК РФ).

Следователь самостоятельно принимает решение о возбуждении уголовного

дела, задержании подозреваемого, об избрании меры пресечения (кроме

содержания под стражей и залога), о производстве обыска, выемки, об осмотре

места происшествия и освидетельствовании, о назначении различного вида

экспертиз и т. д.

Следователю предоставлены весьма обширные права использовать возможности

органов дознания и оперативно-розыскной службы для раскрытия и

расследования преступлений.

Проблема, связанная с процессуальной самостоятельностью следователя,

проявляется в его взаимоотношениям с прокурором. Эта проблема имеет особое

значение, когда речь идет о следователях органов прокуратуры. Здесь

прокурор - не только орган надзора, но и руководитель в административном

порядке. Он назначает следователя, освобождает последнего от занимаемой

должности, осуществляет дисциплинирующую практику; к тому же прокурор

вправе участвовать в проведении любого следственного действия и, более

того, принять к своему производству любое уголовное дело. Следователь

обязан беспрекословно выполнять почти все указания прокурора. Лишь когда

речь идет об указаниях прокурора по поводу привлечения лица в качестве

обвиняемого, юридической оценки преступления, прекращения дела

производством или направления его в суд, следователь вправе не согласиться

с такими указаниями и обратиться к вышестоящему прокурору с ходатайством об

их отмене. Практика, однако, свидетельствует о том, что следователи,

находясь в административном подчинении прокуроров, крайне редко пользуются

упомянутым правом.[14]

В случае следователя и подачи ходатайства вышестоящему прокурору, действие

указаний прокурора приостанавливается до передачи следствия

по данному делу другому следователю, либо до отмены указания

нижестоящего прокурора вышестоящим. И здесь следователь должен проявлять

такие профессиональные качества, как, прежде всего глубокий анализ

обстоятельств дела и принципиальность.

Основной процессуальной функцией следователя является производство

предварительного расследования, включающее в себя совершение

процессуальных и следственных действий, направленных на разрешение

уголовного дела, выявление всех его обстоятельств как отягчающих, так и

смягчающих вину лица, совершившего преступление. Это закреплено еще

одним принципом в соответствии с которым, следователь осуществляет свою

деятельность: принципом процессуальной активности.

Статья 3 УПК РФ гласит: прокурор, следователь... обязаны в пределах

своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения

признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к

установлению события преступлений, лиц, виновных в совершении преступления

и к их наказанию. То есть, следователь не только вправе осуществлять

по своему усмотрению определенные процессуальные действия, но и обязан

это сделать в пределах своей компетенции и во исполнение уголовно-

процессуального закона. Все обстоятельства совершения преступления

устанавливаются следователем только при помощи доказательств, то есть

доводов или фактов, подтверждающих или опровергающих что-либо /в данном

случае, обстоятельства совершения преступления, вину и так далее/.

Доказательства должны быть получены с соблюдением требований закона, в

противном случае, они признаются не имеющими юридической силы и не могут

быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания

обстоятельств расследуемого события. Данная норма сравнительно недавно /с

16 июля 1993 года/ фигурирует в уголовно-процессуальном законодательстве,

хотя давно известна в качестве его принципа.

В соответствии со статьей 71 УПК РФ следователь оценивает доказательства

по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и

объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности,

руководствуясь законом и правосознанием. Взятые в совокупности

субъективные факторы /убеждения следователя, прокурора, суда и других

участников процесса/ образуют в конечном итоге объективную истину /или

во всяком случае должны это сделать/, - основную цель уголовного

процесса. Сбор фактических данных, обнаружение, закрепление, проверка,

исследование и оценка доказательств следователем осуществляется в ходе

выполнения процессуальных и следственных действий, строго

регламентированных уголовно-процессуальных законом.

В процессе расследования конкретного уголовного дела следователь:

а) мысленно поэтапно "воссоздает" (реконструирует) ситуацию совершения

преступления (криминальную ситуацию);

6) периодически осмысливает и анализирует возникающую ситуацию

расследования (следственную ситуацию), поскольку на основе ее оценки

принимает соответствующие процессуальные и тактические решения.

Следователю, как в аналогичных ситуациях и другим субъектам расследования,

постоянно приходится сталкиваться с различного рода ситуациями, которые

нужно адекватно воспринимать, профессионально анализировать, а при

необходимости и правильно разрешать.

Для этой цели можно использовать весь арсенал имеющихся методов и способов

познания ситуации, таких как, например, анализ, синтез» абстрагирование.

Метод моделирования охватывает различные уровни познания, позволяет

осуществить связь между эмпирическим и рациональным.[15]

Осуществляя определенное следственное действие, следователь не только

изыскивает доказательства, но и систематизирует и их, то есть придает им

процессуальную форму. Это находит отражение прежде всего в документальной

части расследования.

Вся процессуальная деятельность следователя в обязательном порядке

фиксируется в протоколах и постановлениях. При составлении протокола

следственного действия следователь излагает само действие в том порядке, в

каком оно имело место, выявленные при его производстве существенные для

дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших при

производстве этого действия.

Постановлением является решение следователя, принятое при производстве

предварительного следствия, " направленное на совершение того или иного

процессуального действия".[16] Проведение следственного действия тем или

иным следователем правомерно лишь в случаях, когда данное

уголовное дело находится в его производстве, либо следователь включен в

группу следователей, расследующих данное дело, либо следователь реализует

просьбу другого следователя, либо, если он привлечен к выполнению

крупномасштабных следственных действий, хотя он данное дело не

расследует. Перечень следственных действий строго закреплён в УПК РФР и

включает в себя: задержание подозреваемого [ст.122УПК РФ], допрос

свидетеля [ст.159УПК РФ], допрос обвиняемого [ст.150 УПК РФ], очную

ставку[ст.162УПК РФ], предъявление для опознания[ст.164УПК РФ],

обыск[ст.170 УПК РФ], выемку[ст.167УПК РФ], осмотр[ст.179 УПК РФ],

освидетельствование[ст.181УПК РФ], следственный эксперимент [ст.183УПК РФ],

проверку показаний на месте, назначение экспертизы[ст.184УПК РФ].

Не обладая достаточными познаниями в области криминалистической техники

и других естественных и технических наук, следователь взаимодействует с

экспертными подразделениями, которые применяют все научно-технические

средства и методы, помогая следователю отыскивать, закреплять, изымать

и исследовать вещественные доказательства, участвуя в следственных

действиях. Хотя и подразумевается, что элементарные технические действия

следователь может выполнять сам, на практике же вся техническая часть

работы ложится на специалиста или эксперта. Следователь лишь закрепляет

результаты их работы в протоколе.

Завершающей фазой предварительного расследования является

составление обвинительного заключения /акта, подводящего итоги

предварительного расследования/, в котором излагается сущность дела,

содержится мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц,

дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места

и времени его составления и вместе с делом направляется прокурору, который

либо утверждает его и направляет в суд, либо возвращает дело на

дополнительное расследование.

Параграф 2.

Процессуальное положение дознавателя и его взаимодействие со

следователем по делам, по которым обязательно предварительное следствие.

Понятие «орган дознания» употреблено законодателем и одинаково

относится к любому из учреждений, перечисленных в 117 УПК РФ.

После появления ныне действующего УПК в течение 30 лет перечень органов

дознания был неизменен. Однако в начале 90-х годов появились новые

учреждения (подразделения), наделенные правовым статусом органов дознания.

Речь идет о федеральных органах налоговой полиции (по делам, отнесенным

законом к их ведению), таможенных органах РФ (по делам о преступлениях,

предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК). Более того, учеными

постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и

учреждений, которые могли бы реализовывать полномочия органа дознания.[17]

Тем не менее, хотелось бы остановиться подробно на деятельности

органов дознания в системе МВД, т.к. это поможет раскрыть те задачи,

которые поставлены перед нами при написании данной работы.

Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать:

начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо,

производящее дознание, или лицо, которому поручена досудебная подготовка

материалов в протокольной форме. Даже когда представитель органа дознания

помогает следователю в применении технических средств, он ос

тается должностным лицом органа дознания (лицом, производящим дознание), но

ни в коем случае не специалистом.[18] В зависимости от стадии уголовного

процесса представители любого органа дознания, в производстве которого

находятся материалы предварительных проверок либо уголовные дела, в

настоящее время обладают различным правовым статусом. Именно поэтому

необходимо рассмотреть все формы их правового положения, которые отражают

назначение в уголовном судопроизводстве представляемых ими учреждений.

Должностным лицом органа дознания признается аттестованный работник

учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления

(сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе,

предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на

стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным

законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как

правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена

территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место

происшествие.

Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуществлять

функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все

действия, возложенные законом на лицо, производящее дознание, а также часть

действий органа дознания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим

внутренним убеждением.

Также одним из основных видов деятельности органов дознания является

оперативно-розыскная деятельность. Статья 118 УПК РФ конкретизирует

направленность и цель оперативно-розыскных мер: " На органы дознания

возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных

предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях

обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания

возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для

предупреждения и пресечения преступлений".

Для выполнения задач, поставленных перед органами дознания, они

должны руководствоваться федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности».[19] В нем перечислены конкретные мероприятия, которые могут

проводить органы дознания для успешного решения поставленных перед ними

задач по расследованию и пресечению преступлений:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и

транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8