Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании особо тяжких преступлений
будет строиться обвинение, должны , закрепляться,
систематизироваться и анализироваться только следователем /а также
прокурором и лицом, производящим дознание, которые фактически выполняют
роль следователя/. Представление возможности собирать доказательства при
помощи процессуальных средств заинтересованным лицам, например,
потерпевшему, обвиняемому и другим заинтересованным лицам, не обеспечит
исполнения требований всесторонности, полноты и объективности исследования
всех обстоятельств дела.[12] Но в ст.70 УПК РФ всем лицам этим
предоставляется право предоставления доказательств, для дальнейшего
процессуального закрепления и анализа их лицом производящим расследование.
Это положение обеспечивает неотъемлимое право каждого человека на защиту
своих интересов любыми способами, не противоречащими действующему
законодательству.[13]
Кроме этого, при собирании доказательств должны быть соблюдены
определенные требования, гарантирующие достоверность и допустимость
сведений о полученных фактических данных.
Для органов, производящих расследование, представленные или
полученные факты, объекты или сведения о них не имеют заранее установленной
силы, что и позволяет им с наибольшей объективностью осуществлять свои
функции
Эту цель преследуют и положения ст. 64 УПК РФ, в которой допускается и
отвод следователя в случаях когда:
- если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским
ответчиком, свидетелем, а также, если он участвовал в данном деле в
качестве эксперта, специалиста, переводчика, защитника, законного
представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца
или гражданского ответчика;
- если он является родственником потерпевшего, родственником обвиняемого;
- если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что
следователь лично, прямо или косвенно, заинтересован в этом деле.
Важным критерием положения следователя является его самостоятельность.
Согласно ст.127 УПК РФ следователь является самостоятельным субъектом
уголовно-процессуальной деятельности, несущим определенные обязанности и
обладающим определенными правами, которые весьма четко обозначены в законе.
При производстве предварительного следствия все решения о производстве
конкретных следственных действий следователь принимает самостоятельно, за
исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или
согласия прокурора. При этом следователь несет большую ответственность за
законное, обоснованное и своевременное проведение указанных действий. Важно
отметить императивную силу решений следователя.
Каких бы вопросов они ни касались, они обязательны для исполнения всеми
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и
гражданами (п. 5 ст. 127 УПК РФ).
Следователь самостоятельно принимает решение о возбуждении уголовного
дела, задержании подозреваемого, об избрании меры пресечения (кроме
содержания под стражей и залога), о производстве обыска, выемки, об осмотре
места происшествия и освидетельствовании, о назначении различного вида
экспертиз и т. д.
Следователю предоставлены весьма обширные права использовать возможности
органов дознания и оперативно-розыскной службы для раскрытия и
расследования преступлений.
Проблема, связанная с процессуальной самостоятельностью следователя,
проявляется в его взаимоотношениям с прокурором. Эта проблема имеет особое
значение, когда речь идет о следователях органов прокуратуры. Здесь
прокурор - не только орган надзора, но и руководитель в административном
порядке. Он назначает следователя, освобождает последнего от занимаемой
должности, осуществляет дисциплинирующую практику; к тому же прокурор
вправе участвовать в проведении любого следственного действия и, более
того, принять к своему производству любое уголовное дело. Следователь
обязан беспрекословно выполнять почти все указания прокурора. Лишь когда
речь идет об указаниях прокурора по поводу привлечения лица в качестве
обвиняемого, юридической оценки преступления, прекращения дела
производством или направления его в суд, следователь вправе не согласиться
с такими указаниями и обратиться к вышестоящему прокурору с ходатайством об
их отмене. Практика, однако, свидетельствует о том, что следователи,
находясь в административном подчинении прокуроров, крайне редко пользуются
упомянутым правом.[14]
В случае следователя и подачи ходатайства вышестоящему прокурору, действие
указаний прокурора приостанавливается до передачи следствия
по данному делу другому следователю, либо до отмены указания
нижестоящего прокурора вышестоящим. И здесь следователь должен проявлять
такие профессиональные качества, как, прежде всего глубокий анализ
обстоятельств дела и принципиальность.
Основной процессуальной функцией следователя является производство
предварительного расследования, включающее в себя совершение
процессуальных и следственных действий, направленных на разрешение
уголовного дела, выявление всех его обстоятельств как отягчающих, так и
смягчающих вину лица, совершившего преступление. Это закреплено еще
одним принципом в соответствии с которым, следователь осуществляет свою
деятельность: принципом процессуальной активности.
Статья 3 УПК РФ гласит: прокурор, следователь... обязаны в пределах
своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения
признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к
установлению события преступлений, лиц, виновных в совершении преступления
и к их наказанию. То есть, следователь не только вправе осуществлять
по своему усмотрению определенные процессуальные действия, но и обязан
это сделать в пределах своей компетенции и во исполнение уголовно-
процессуального закона. Все обстоятельства совершения преступления
устанавливаются следователем только при помощи доказательств, то есть
доводов или фактов, подтверждающих или опровергающих что-либо /в данном
случае, обстоятельства совершения преступления, вину и так далее/.
Доказательства должны быть получены с соблюдением требований закона, в
противном случае, они признаются не имеющими юридической силы и не могут
быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания
обстоятельств расследуемого события. Данная норма сравнительно недавно /с
16 июля 1993 года/ фигурирует в уголовно-процессуальном законодательстве,
хотя давно известна в качестве его принципа.
В соответствии со статьей 71 УПК РФ следователь оценивает доказательства
по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и
объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности,
руководствуясь законом и правосознанием. Взятые в совокупности
субъективные факторы /убеждения следователя, прокурора, суда и других
участников процесса/ образуют в конечном итоге объективную истину /или
во всяком случае должны это сделать/, - основную цель уголовного
процесса. Сбор фактических данных, обнаружение, закрепление, проверка,
исследование и оценка доказательств следователем осуществляется в ходе
выполнения процессуальных и следственных действий, строго
регламентированных уголовно-процессуальных законом.
В процессе расследования конкретного уголовного дела следователь:
а) мысленно поэтапно "воссоздает" (реконструирует) ситуацию совершения
преступления (криминальную ситуацию);
6) периодически осмысливает и анализирует возникающую ситуацию
расследования (следственную ситуацию), поскольку на основе ее оценки
принимает соответствующие процессуальные и тактические решения.
Следователю, как в аналогичных ситуациях и другим субъектам расследования,
постоянно приходится сталкиваться с различного рода ситуациями, которые
нужно адекватно воспринимать, профессионально анализировать, а при
необходимости и правильно разрешать.
Для этой цели можно использовать весь арсенал имеющихся методов и способов
познания ситуации, таких как, например, анализ, синтез» абстрагирование.
Метод моделирования охватывает различные уровни познания, позволяет
осуществить связь между эмпирическим и рациональным.[15]
Осуществляя определенное следственное действие, следователь не только
изыскивает доказательства, но и систематизирует и их, то есть придает им
процессуальную форму. Это находит отражение прежде всего в документальной
части расследования.
Вся процессуальная деятельность следователя в обязательном порядке
фиксируется в протоколах и постановлениях. При составлении протокола
следственного действия следователь излагает само действие в том порядке, в
каком оно имело место, выявленные при его производстве существенные для
дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших при
производстве этого действия.
Постановлением является решение следователя, принятое при производстве
предварительного следствия, " направленное на совершение того или иного
процессуального действия".[16] Проведение следственного действия тем или
иным следователем правомерно лишь в случаях, когда данное
уголовное дело находится в его производстве, либо следователь включен в
группу следователей, расследующих данное дело, либо следователь реализует
просьбу другого следователя, либо, если он привлечен к выполнению
крупномасштабных следственных действий, хотя он данное дело не
расследует. Перечень следственных действий строго закреплён в УПК РФР и
включает в себя: задержание подозреваемого [ст.122УПК РФ], допрос
свидетеля [ст.159УПК РФ], допрос обвиняемого [ст.150 УПК РФ], очную
ставку[ст.162УПК РФ], предъявление для опознания[ст.164УПК РФ],
обыск[ст.170 УПК РФ], выемку[ст.167УПК РФ], осмотр[ст.179 УПК РФ],
освидетельствование[ст.181УПК РФ], следственный эксперимент [ст.183УПК РФ],
проверку показаний на месте, назначение экспертизы[ст.184УПК РФ].
Не обладая достаточными познаниями в области криминалистической техники
и других естественных и технических наук, следователь взаимодействует с
экспертными подразделениями, которые применяют все научно-технические
средства и методы, помогая следователю отыскивать, закреплять, изымать
и исследовать вещественные доказательства, участвуя в следственных
действиях. Хотя и подразумевается, что элементарные технические действия
следователь может выполнять сам, на практике же вся техническая часть
работы ложится на специалиста или эксперта. Следователь лишь закрепляет
результаты их работы в протоколе.
Завершающей фазой предварительного расследования является
составление обвинительного заключения /акта, подводящего итоги
предварительного расследования/, в котором излагается сущность дела,
содержится мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц,
дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых.
Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места
и времени его составления и вместе с делом направляется прокурору, который
либо утверждает его и направляет в суд, либо возвращает дело на
дополнительное расследование.
Параграф 2.
Процессуальное положение дознавателя и его взаимодействие со
следователем по делам, по которым обязательно предварительное следствие.
Понятие «орган дознания» употреблено законодателем и одинаково
относится к любому из учреждений, перечисленных в 117 УПК РФ.
После появления ныне действующего УПК в течение 30 лет перечень органов
дознания был неизменен. Однако в начале 90-х годов появились новые
учреждения (подразделения), наделенные правовым статусом органов дознания.
Речь идет о федеральных органах налоговой полиции (по делам, отнесенным
законом к их ведению), таможенных органах РФ (по делам о преступлениях,
предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК). Более того, учеными
постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и
учреждений, которые могли бы реализовывать полномочия органа дознания.[17]
Тем не менее, хотелось бы остановиться подробно на деятельности
органов дознания в системе МВД, т.к. это поможет раскрыть те задачи,
которые поставлены перед нами при написании данной работы.
Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать:
начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо,
производящее дознание, или лицо, которому поручена досудебная подготовка
материалов в протокольной форме. Даже когда представитель органа дознания
помогает следователю в применении технических средств, он ос
тается должностным лицом органа дознания (лицом, производящим дознание), но
ни в коем случае не специалистом.[18] В зависимости от стадии уголовного
процесса представители любого органа дознания, в производстве которого
находятся материалы предварительных проверок либо уголовные дела, в
настоящее время обладают различным правовым статусом. Именно поэтому
необходимо рассмотреть все формы их правового положения, которые отражают
назначение в уголовном судопроизводстве представляемых ими учреждений.
Должностным лицом органа дознания признается аттестованный работник
учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления
(сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе,
предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на
стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным
законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как
правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена
территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место
происшествие.
Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуществлять
функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все
действия, возложенные законом на лицо, производящее дознание, а также часть
действий органа дознания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим
внутренним убеждением.
Также одним из основных видов деятельности органов дознания является
оперативно-розыскная деятельность. Статья 118 УПК РФ конкретизирует
направленность и цель оперативно-розыскных мер: " На органы дознания
возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных
предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях
обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания
возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для
предупреждения и пресечения преступлений".
Для выполнения задач, поставленных перед органами дознания, они
должны руководствоваться федеральным законом «Об оперативно-розыскной
деятельности».[19] В нем перечислены конкретные мероприятия, которые могут
проводить органы дознания для успешного решения поставленных перед ними
задач по расследованию и пресечению преступлений:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и
транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|