бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Компьютерные преступления бесплатно рефераты

непосредственных действий самого преступника (“вручную”), а автоматически -

с использованием специально подготовленной для этих целей программы без

дальнейшего непосредственного участия самого преступника.

С помощью данного способа преступники обычно отчисляют на заранее

открытый счет определенную сумму с каждой операции. Возможен здесь и

вариант увеличения преступниками избыточных сумм на счетах при

автоматическом пересчете рублевых остатков, связанных с переходом к

коммерческому курсу соответствующей валюты.

Разновидностями такого способа совершения компьютерных преступлений

является внедрение в программы “логических” и “временных бомб”,

разнообразных

компьютерных вирусов. С уголовно-правовой точки зрения, согласно ст. 273

Уголовного кодекса РФ, под компьютерным вирусом следует понимать

вредоносную

программу для ЭВМ, способную самопроизвольно присоединяться к другим

программам (“заражать” их) и при запуске последних выполнять различные

нежелательные действия: порчу файлов, искажение, стирание данных и

информации, переполнение машинной памяти и создание помех в работе ЭВМ.

3.Копирование (тиражирование) программ с преодолением программных

средств защиты. Этот способ предусматривает незаконное создание копии

ключевой дискеты, модификацию кода системы защиты, моделирование обращения

к ключевой дискете, снятие системы защиты из памяти ЭВМ и т.п.

Не секрет, что подавляющая часть программного обеспечения,

используемого в России, является пиратскими копиями взломанных хакерами

программ. Самой популярной операционной системой в России является

Microsoft Windows'95. По статистике, на долю этой платформы приходится

свыше 77 процентов отечественного рынка операционных систем. Своим

бесспорным успехом на российском рынке Windows'95 обязана деятельности

компьютерных пиратов. По данным антипиратской организации BSA, свыше 90

процентов используемых в России программ установлены на компьютеры без

лицензий, тогда как в США не более 24 процентов.

Можно привести в качестве примера и широко известную отечественную

программу “Консультант-плюс” содержащую периодически обновляемую

компьютерную базу российского законодательства. Несмотря на постоянную

работу программистов фирмы по улучшению систем защиты, тысячи нелегальных

копий взломанной программы имеют хождение на территории страны. Последняя

уже шестая версия “Консультанта” была “привязана” к дате создания

компьютера, записанной в его постоянной памяти. Не прошло и двух недель

после выхода этой версии, как хакерами была создана программа, эмулирующая

нужную дату на любой ЭВМ. Теперь любой желающий может найти такую программу

в компьютерных сетях и бесплатно установить на свой компьютер базу данных

стоимостью более 1000$ США.

Успехи хакеров настолько велики, что, например, США намерены

использовать их в информационной войне.

С момента официального признания в 1993 году военно-политическим

руководством США "информационной войны" в качестве одной из составляющих

национальной военной стратегии, ускоренными темпами идут поиски методов,

форм и средств ее ведения. Так, в последние годы все чаще говорят о

целесообразности привлечения хакеров на различных стадиях "информационной

войны".

Хакеры наиболее эффективно могут быть использованы на этапе сбора

разведывательной информации и сведений о компьютерных сетях и системах

вероятного противника.

Они уже накопили достаточный опыт в угадывании и раскрытии паролей,

использовании слабых мест в системах защиты, обмане законных пользователей

и вводе вирусов, "троянских коней" и т.п. в программное обеспечение

компьютеров. Искусство проникновения в компьютерные сети и системы под

видом законных пользователей дает хакерам возможность стирать все следы

своей деятельности, что имеет большое значение для успешной

разведывательной деятельности. Кроме того, обозначенная видимость законного

пользователя дает возможность хакеру-разведчику сформировать ложную систему

и ввести ее в сеть противника в качестве законного пользователя информации.

Не менее эффективным может являться применение опыта хакеров в

электронной войне при решении задач дезинформирования и пропаганды через

информационные системы и сети противника. Для хакеров не составляет

проблемы манипулирование данными, находящимися в базах данных противника.

Им также не трудно лишить противника возможности доступа к информационным

ресурсам, использование которых входило в его планы. Для этого могут

использоваться способы загрузки систем большим количеством сообщений,

передаваемых по электронной почте, или заражение систем противника

компьютерными вирусами.

По сообщениям зарубежных СМИ, проблема использования хакеров в

интересах информационной войны в настоящее время не только ограничивается

изучением их опыта, но и реализуется на практике. Спецслужбы США и

некоторых европейских стран уже прибегают к услугам этой категории

компьютерщиков.

§ 2. Предупреждение компьютерных преступлений.

Международный опыт борьбы с преступностью свидетельствует о том, что

одним из приоритетных направлений решения задачи эффективного

противодействия современной преступной деятельности является активное

использование правоохранительными органами различных мер профилактического

характера.

Большинство зарубежных специалистов прямо указывает на то, что

предупредить компьютерное преступление всегда намного легче и проще, чем

его раскрыть и расследовать.

Обычно выделяются три основные группы мер предупреждения компьютерных

преступлений, составляющие в своей совокупности целостную систему борьбы с

этим социально опасным явлением: правовые, организационно-технические и

криминалистические.

Вступлением в силу Уголовного кодекса РФ отечественное уголовное

законодательство приведено в соответствие с общепринятыми международными

правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран. Теперь

очередь за принятием нового уголовно-процессуального законодательства,

регламентирующего все возможные следственные действия и механизм их

осуществления применительно к специфике компьютерных преступлений.

Проблемы затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных

преступлений включают в себя: выявившееся несовершенство УК (состав

преступлений ст.ст.272, 274 - материальный (требует наличие перечисленных в

законе общественно опасных последствий); дефицит специалистов в МВД;

отсутствие наработок (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру

места происшествия и т.п.); недоработанность УПК (в частности неясно, как

принимать в качестве доказательства электронный документ); и некоторые

другие проблемы.

Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами сдерживания не

всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения

преступлений. Тогда следующим этапом становится применение мер

организационно-технического характера для защиты средств компьютерной

техники от противоправных посягательств на них.

Ввиду того, что компьютерные преступления все больше приобретают

транснациональный характер (вспомним хотя бы дело В. Левина о проникновении

в электронную сеть “Сити-банка” в 1995г.), усиливается международное

сотрудничество в этой области.

Так 9-10 декабря 1997г. в Вашингтоне прошла встреча министров юстиции и

внутренних дел стран “восьмерки” на которой обсуждались вопросы усиления

борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и было принято

специальное Коммюнике. Во исполнение решений этой встречи Генеральной

прокуратурой России совместно с МВД, ФСБ, ФСНП и ФАПСИ был разработан план

мероприятий по реализации Коммюнике в России. Этот план предполагает

следующие мероприятия:

1 Разpаботать порядок взаимодействия правоохранительных и иных

заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, а также

обмена информацией в борьбе с использованием высоких технологий в

преступных целях.

2 Обобщить прокурорско-следственную практику по делам о преступлениях в

сфере высоких технологий и на этой основе разработать методические

рекомендации на местах.

3 Организовать и провести научно-практическую конференцию с участием

иностранных специалистов и практических работников по проблемам выявления

пресечения и расследования преступлений в сфере высоких технологий.

4 Подготовить методические рекомендации по выявлению, предупреждению,

раскрытию преступлений в сфере высоких технологий.

5 Создать в составе экспертно-криминалистических учреждений

подразделения для производства экспертиз по делам о преступлениях в сфере

высоких технологий

6 Проанализировать действующее законодательство Российской Федерации по

рассматриваемой проблеме, по результатам подготовить проект соответствующих

законодательных актов, в том числе о внесении дополнений изменений в это

законодательство.

7 Подготовить проект закона о дополнении ст.ст. 272-274 УК Российской

Федерации санкциями, позволяющими осуществлять конфискацию технических

средств, программного обеспечения и накопленной информации,

использовавшихся в преступной деятельности.

8 Создать межведомственный центр для проведения исследований и

экспертиз при расследовании преступлений, совершенных с использованием

компьютерных и

информационных систем, сертификации компьютерных и информационных систем на

предмет достоверности и полноты данных протоколов регистрации пользователей

и другой служебной информации; обучения сотрудников правоохранительных

органов методике изъятия и обеспечения сохранности доказательственной базы

таких преступлений.

9 Разработать программу подготовки кадров, специализирующихся для

работы в сфере высоких технологий.

10 Ввести в программы обучения юридических вузов курс лекций по

проблемам борьбы с преступностью в сфере высоких технологий с подготовкой

учебных пособий.

11 Организовать обучение необходимого числа сотрудников для решения

зада борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и оказания помощи

правоохранительным органам других стран.

Несомненно, проблема кадрового обеспечения правоохранительных органов

стоит для России наиболее актуально. Даже в такой глубоко

информатизированной стране как США сейчас принимаются срочные меры для

ликвидации дефицита кадров в области компьютеризации американского

общества. Для этого разработана специальная правительственная программа,

включающая:

- компьютерную переподготовку людей, потерявших работу в других отраслях.

На это ассигнуется 3 млн. долларов;

- организацию централизованного банка данных, доступного через Internet, в

котором будут храниться сведения о вакансиях;

- широкую пропагандистскую компанию по поднятию престижа работников

компьютерной сферы.

В настоящее время в США компьютерная индустрия имеет 346 тыс. вакансий,

а в течение следующего десятилетия к их числу добавится еще 1,3 млн.

рабочих мест.

На фоне таких цифр просто смешно говорить о компьютеризации

правоохранительных органов нашей страны, где редкий следователь умеет

просто печатать на компьютере, не говоря о расследовании компьютерных

преступлений.

К счастью не везде ситуация настолько плоха. Уже 2 года назад в составе 3

отдела ГУЭП МВД России создано "Отделение по борьбе с хищениями денежных

средств,

совершаемых с использованием электронных средств доступа". Вслед за этим в

С-Петербурге, Москве и нескольких других крупных городах созданы отделы

(отделения) аналогичной направленности.

В сентябре 1997г. в Академии МВД России прошел семинар по компьютерным

преступлениям и правам на интеллектуальную собственность. В течение пяти

дней шесть агентов ФБР обучали отечественных специалистов проведению

расследования в области компьютерных правонарушений.

Названия основных тем лекций звучали завораживающе: "Использование

компьютеров в преступлениях", "Роль прокурора в расследовании компьютерных

преступлений", "Законы о компьютерных преступлениях", "Случаи вторжения в

компьютер", "Видео-компьютерные преступления". Но реальное наполнение

лекций оказалось излишне обобщенным. В чем преуспели американские коллеги -

так это в разработке законодательной базы.

Действительно, в отличие от российских специалистов, агенты ФБР имеют

четкое руководство к действию в виде части 18 Свода законов. Здесь

содержится множество статей, параграфов и пунктов, однозначно

классифицирующих, например, ответственность за торговлю компьютерными

паролями; за причинение ущерба передаче данных, повлекших за собой

повреждение компьютера и информации; незаконный доступ к компьютеру,

используемому правительством, и т.д. Кстати, ответственность за разного

рода компьютерные преступления может составлять до 30 лет тюрьмы или до 1

млн. долл. штрафа. В ФБР введена стройная классификация с упоминанием и

разбором типичных примеров: "Пирамида", "Операции с предварительно

уплаченным взносом", "Спланированное банкротство" или "Мошеннические

операции в телемаркетинге".

Понимание истинной квалификации российских коллег пришло к агентам ФБР

после знакомства с уровнем разработок, проводимых в научных подразделениях

Академии МВД. Оказалось, что многие отечественные разработки, например

средство контроля за информацией, передаваемой по телефонным каналам связи,

или средство построения различных систем идентификации личности ни в чем не

уступают зарубежным.

Семинар лишний раз продемонстрировал, что у нас имеется все необходимое

- высококвалифицированные специалисты, ресурсы и даже оборудование - для

успешной борьбы с компьютерными преступлениями.

К сожалению, приходится признать, что большая часть компьютерных

преступлений совершается вследствие недостаточности организационных мер в

предприятиях и организациях, слабой защитой данных от несанкционированного

доступа, недостаточной конфиденциальности, слабой проверки и инструктажа

персонала.

Анализ материалов отечественных уголовных дел позволяет сделать вывод о

том, что основными причинами и условиями, способствующими совершению

компьютерных преступлений в большинстве случаев стали:

1) неконтролируемый доступ сотрудников к пульту управления (клавиатуре)

компьютера, используемого как автономно, так и в качестве рабочей станции

автоматизированной сети для дистанционной передачи данных первичных

бухгалтерских документов в процессе осуществления финансовых операций;

2) бесконтрольность за действиями обслуживающего персонала, что позволяет

преступнику свободно использовать указанную в п. 1 ЭВМ в качестве орудия

совершения преступления;

3) низкий уровень программного обеспечения, которое не имеет контрольной

защиты, обеспечивающей проверку соответствия и правильности вводимой

информации;

4) несовершенство парольной системы защиты от несанкционированного доступа

к рабочей станции и ее программному обеспечению, которая не обеспечивает

достоверную идентификацию пользователя по индивидуальным биометрическим

параметрам;

5) отсутствие должностного лица, отвечающего за режим секретности и

конфиденциальности коммерческой информации и ее безопасности в части защиты

средств компьютерной техники от несанкционированного доступа;

6) отсутствие категорийности допуска сотрудников к документации строгой

финансовой отчетности, в т. ч. находящейся в форме машинной информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7