Курсовая: Гражданское право в системе права – соотношение частного и публичного
"новой экономической политике". Суть ее проявлялась в "оживлении
капитализма", которое предполагало создание мелких частных хозяйств и
развитие в строго ограниченных пределах частной торговли. Одновременно было
признано необходимым открыть определенным образом дорогу иностранному
капиталу в форме концессий.
В результате появилась острая потребность в кодификации правового
регулирования всей массы имущественных отношений, которые возникли на
начинавшем складываться рынке. С этой целью 31 октября 1922 г. был принят
первый Гражданский кодекс России.
Первый Гражданский кодекс России появился и действовал в условиях, когда
Ульпианова идея о существовании двух различных отраслей — права публичного и
права частного — была отвергнута на самом высоком уровне и самым решительным
образом. Имеется в виду известное выражение В.И. Ленина о том, что мы ничего
частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а
не частное[2].
Приходится изумляться смелости Б.Б. Черепахина, который в 1925 г. отстаивал
идею "публичного и частного права" от того, что он назвал "натиском". В самом
Кодексе отсутствовали прямые указания на то, что именно составляет предмет
гражданского права. Кодекс фактически повторил приведенную выше ст. 1 Устава
гражданского судопроизводства (в ст. 2 Кодекса было указано: "Споры о праве
гражданском разрешаются в судебном порядке"), добавив лишь указание на то,
что "отношения земельные, отношения, возникающие из найма рабочей силы, и
отношения семейные регулируются особыми кодексами" (ст. 3). Приведенная норма
объективно создавала предпосылки для неодинакового ее толкования.
Господствующая в литературе точка зрения расценила положения ст. 3 как прямое
указание на то, что и земельное, и трудовое, и семейное право являются
самостоятельными отраслями подобно праву гражданскому. И только значительно
позднее в отношении семейного права возникли определенные сомнения, приводившие
отдельных авторов к довольно твердому убеждению: семейное право — часть
гражданского[3].
Безусловный отказ от разграничения права публичного и права частного повлек за
собой необходимость использовать для индивидуализации гражданского права и
других отраслей, наряду с методом регулирования, также и его предмета.
Сочетание этих двух признаваемых независимыми признаков служило отправным
моментом при выделении, с одной стороны, гражданского, земельного и семейного
права, а с другой — права государственного, административного, финансового,
уголовного, уголовно- и гражданско-процессуального
[4].
Кодекс 1922 г. воспроизвел в некоторой своей части и иные нормы проекта
Гражданского уложения. Вместе с тем в нем оказалось немало новых положений,
прежде всего тех, которые закрепляли безусловный приоритет государственной
собственности, в том числе предприятий государственных, и соответственно
устанавливали различного рода ограничения частного капитала. Так, например,
предоставив каждому гражданину право "организовывать промышленные и торговые
предприятия" (ст. 5), Кодекс (ст. 54) одновременно признал, что предметом
частной собственности могут быть только такие торговые и промышленные
предприятия, в которых количество наемных рабочих не превышало
устанавливаемого законом максимума (он составлял 20 человек). Чтобы надежно
обеспечить достижение конечных целей государства, в Кодекс была включена
(первой по счету) "командная" статья, которая провозгласила, что гражданские
права, а значит, и права предпринимателей "охраняются законом за исключением
тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-
хозяйственным назначением". Приведенная формула давала судам возможность
широко использовать свое право отказывать в защите частному предпринимателю
(справедливости ради следует отметить, что использовалась эта статья крайне
редко).
Под давлением со стороны государства частный капитал постепенно уступал свои
позиции. Последующее развитие страны привело к тому, что частное
предпринимательство было окончательно вытеснено из оборота. В результате
большинство производственных фондов страны (до 90%) стало принадлежать
государству. Наряду с ним производственной и торговой деятельностью
занимались практически только кооперативы. Принятая в 1936 г. Конституция в
перечень допускаемых форм собственности не включила собственность частную.
Этим было признано, что в стране, если не считать кооперативов, остался
только один "предприниматель" — само государство. Соответственно
гражданский оборот свелся в основном к отношениям организаций, каждая из
которых, как правило, принадлежала государству, между собой и с гражданами.
Прямым следствием объединения в одном лице суверена и собственника основной
массы, находившегося в обороте имущества, явилось то, что в самом обороте
вертикальные, типичные для публичного права, отношения превалировали над
теми, которые в свое время относились к праву частному. В подтверждение
можно сослаться на область договоров. Законодатель признал, что основой
договора должен быть план, утверждаемый вышестоящим по отношению к
государственной организации — юридическому лицу органом.
Таким образом, возникла необходимость в замене Гражданского кодекса 1922 г.
Между тем к этому времени в литературе в очередной раз резко обострялось
противостояние взглядов сторонников "дуализма" — признания наличия двух
самостоятельных отраслей права — гражданского, а также хозяйственного, и
"монистов" — тех, кто выступал за единство гражданского права.
Первые составили так называемую "школу хозяйственного права".
Ее представители считали, что планово-организационные отношения, складывавшиеся
между предприятиями и государственными органами, а равно отношения
имущественные (отношения между предприятиями) составляют "единое целое".
Соответственно по поводу договоров между предприятиями было высказано твердое
убеждение, что здесь возникает неразрывное единство планово-организационных и
имущественных элементов, поскольку те и другие являются органическими
составными частями единого хозяйственного отношения. Признание "единства"
отношений по вертикали (предприятия с вышестоящим государственным органом) и по
горизонтали (между предприятиями) приводило сторонников соответствующей идеи к
выводу о необходимости создать наряду с гражданским отдельный от него
хозяйственный кодекс[5].
Представители противоположной школы ("монисты"), к числу которых относились в
первую очередь наиболее крупные цивилисты С.Н. Братусь, В.П. Грибанов, О.С.
Иоффе, Г.К. Матвеев, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфина и их многочисленные ученики,
исходили из необходимости четкого разграничения вертикальных и
горизонтальных отношений, полагая, что регулирование таких отношений
относится к различным отраслям права, соответственно — административному и
гражданскому. Из этого, в частности, вытекала идея создания единого
гражданского кодекса, призванного регулировать исключительно набор
горизонтальных отношений, т.е. отношений, построенных на началах равенства,
независимо от того, выступают ли в них граждане или предприятия. Сравнивая
оба эти направления, можно прийти к выводу, что сторонники одного
направления, сводившие к констатации существования планово-командной системы,
ставили целью совершенствование именно с указанных позиций отдельных
правовых конструкций. Сторонники же другого, цивилистического направления
стремились в конечном счете воскресить традиционные гражданско-правовые
начала и прежде всего в расчете на отношения, которые можно было с известной
долей условности назвать "предпринимательскими
Б) Гражданский кодекс 1964 года и последующие НПА
Второй Гражданский кодекс (1964) подобно первому исходил из единства
гражданского права. Соответственно его принятие можно было рассматривать как
победу "монизма". Правда, в нем по понятным причинам имелись специальные
статьи, которые были посвящены обязательствам, возникавшим из актов
планирования, закрепляли приоритет плана по отношению к договорам, признавали
возможным использовать фигуру юридического лица "социалистическими
организациями" и лишь в случаях, специально предусмотренных
законодательством, — другими организациями. Такого рода решения были
предопределены соответствующими нормами действовавшей в то время Конституции
СССР. Указав на существование основанных на плане договоров, Кодекс
предоставил организациям право заключать за пределами сферы действия плана
договоры по собственной воле и по самостоятельно выбранным договорным
моделям, имея в виду как поименованные ГК и другими законами, так и
непоименованные ими договоры (те, которые признавались в римском праве
"contractus innominati"). Большое значение имело расширение числа общих
положений обязательственного и в его пределах договорного права, которые
распространяли свое действие в равной мере на плановые и неплановые
договоры.
Кодекс, хотя и включал регулирование типичных для предпринимательства
отношений, имеются в виду такие, как поставка, строительный подряд и др.,
понятий "предпринимательское право" или "предприниматель" не знал. По сути
впервые одно из этих понятий использовал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О
предприятиях и предпринимательской деятельности". В нем, в частности, было
признано, что "предпринимательской" является деятельность, которая
"представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их
объединений, направленную на получение прибыли" (ст. 2). Соответственно в
литературе того времени выделялись четыре признака такой деятельности:
"инициативность и самостоятельность, свой риск и своя имущественная
ответственность, основная цель — получение прибыли, наконец, обязательная
регистрация".
Второму Гражданскому кодексу России предшествовал другой акт. Речь идет о
принятых в 1961 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных
республик. Как вытекало из Конституции СССР, Гражданский кодекс должен был
полностью соответствовать указанным Основам. При этом, однако, в рамках
рассматриваемого вопроса — о предмете гражданского права — проявилось
существенное различие между Основами и ГК. Основы (ст. 1 и 2) определили
содержание и границы гражданского законодательства как такового. В то же
время ГК РСФСР свел соответствующие статьи (ст. 1 и 2) к установлению
содержания и пределов действия самого Кодекса. И несмотря на это, при всем
значении Кодекса он был и остается лишь частью, хотя и основной, гражданского
законодательства (гражданского права).
Применительно к вопросу о предмете отрасли в Основах 1961 г. (с некоторыми
оговорками это можно было отнести и к ГК 1964 г.) речь шла о четырех
положениях. Прежде всего признавалось, что гражданское законодательство (ГК)
регулирует три вида отношений: имущественные, а также связанные и не
связанные с ними личные неимущественные. Отнесение к предмету регулирования
личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, было
снабжено оговоркой: это возможно только в случаях, предусмотренных законом
(абз. 2 ст. 1 Основ и ст. 1 ГК). Следует добавить, что впервые в этих Основах
и в ГК 1964 г. появилось указание на то, что правила гражданского
законодательства (ГК) не действуют по отношению к имущественным отношениям,
основанным на административном подчинении одной стороны другой, а также к
налоговым и бюджетным отношениям (абз. 6 ст. 2 ГК). Тем самым нашел
определенное место и метод регулирования.
Наконец, в обоих актах было повторено содержавшееся в ГК 1922 г. указание на
то, что семейные, трудовые, земельные, а также внутриколхозные отношения
регулируются соответственно семейным, трудовым, земельным и колхозным
законодательством (абз. 7 ст. 2 ГК). В 1987 г. приведенная норма была
расширена за счет включения горных, водных, лесных отношений, которые
регулируются соответственно "законодательством о недрах, водным, лесным...
законодательством".
Приведенные нормы не оказали особого влияния на общепризнанную систему
отраслей. Соответственно и после принятия Основ 1961 г., а вслед за ними ГК
1964 г. среди высказываемых в науке взглядов широкое распространение получили
те, в которых выражалось признание самостоятельными отраслями, параллельно с
гражданским правом, не только относимых в свое время к публичному праву —
государственного, финансового, административного права, но также права
семейного, трудового, земельного (после 1987 г. — также горного, водного и
лесного права). При этом была специально выделена невозможность применения
норм гражданского права только к имущественным отношениям, основанным на
административном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым и
бюджетным отношениям. Это, правда, позволяло путем использования одного из
способов толкования — "a contrario" — прийти к выводу, что к тем
имущественным отношениям, которые не строятся на началах "власть—подчинение",
т.е. семейным, трудовым, земельным, горным, водным, лесным и колхозным,
допустимо субсидиарное применение норм гражданского права даже и без
специального на то указания в законе.
Вместе с тем новеллы Кодекса послужили толчком ко многим дискуссиям, прямо
или косвенно связанным с предметом гражданского права, в том числе и за
пределами традиционного спора — о месте хозяйственного права в общей системе
права. В частности, речь шла о регулировании личных неимущественных
отношений. Так, О.С. Иоффе полагал, что гражданское право регулирует только
те из этих отношений, которые связаны с имущественными. Что же касается таких
же личных неимущественных отношений, но не связанных с имущественными, то они
предметом регулирования со стороны гражданского права быть не могут. Это
объяснялось тем, что соответствующие отношения либо регулируются другими
отраслями права (например, порядок присвоения и изменения имени определяется
нормами административного права), либо (как, например, отношения, связанные
с честью и достоинством) по своей природе допускают лишь юридическую охрану и
исключают возможность правового регулирования.
Дальнейшие шаги в кодификации гражданского права были связаны с появлением
Основ гражданского законодательства 1991 г. (следует иметь в виду, что
разделы этих Основ, которые соответствуют пока еще не принятой третьей части
ГК, т.е. исключительные права, наследственное право, а также международное
частное право сохраняют силу). Прежде всего в Основах 1991 г. воспроизведено
из ранее принятых Основ 1961 г. и ГК 1964 г. то, что "к имущественным
отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении
одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям,
гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством". Одновременно в той же ст. 1 (п. 3)
предусматривалось: "К семейным, трудовым отношениям и отношениям по
использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим
признакам, указанным в п. 1 настоящей статьи, гражданское законодательство
применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответственно
семейным, трудовым законодательством и законодательством об использовании
природных ресурсов и охране окружающей среды". Тем самым принцип
субсидиарного применения гражданско-правовых норм стал универсальным с той
лишь разницей, что в одних случаях такое субсидиарное применение требовало
наличия прямого указания в законе, а в других для субсидиарного применения
норм ГК достаточно было обнаружения пробелов в законодательстве.
Можно указать и еще на ряд новелл Основ 1991 г. Так, впервые было
подчеркнуто, что регулируемые гражданским правом имущественные отношения
построены на началах равенства (п. 1 ст. 1). Была изменена презумпция
отраслевой принадлежности не связанных с имущественными личных
неимущественных отношений: если в Основах 1961 г., а вслед за ними в ГК 1964
г. на эти отношения распространялось гражданское законодательство только в
случаях, предусмотренных законом (ст. 1 Основ, ст. 1 ГК), то по новым
Основам эти отношения должны были регулироваться именно гражданским
законодательством, если только иное не предусматривается законодательными
актами Союза ССР и союзных республик либо не вытекает из существа личного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|