Шпора: Шпоры по теории ГП
взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системная
организация права имеет важное значение как для законодателя (новый акт
должен вписываться в старые нормы), так и для правоприменителя(позволяет
правильно истолковывать и применять норму права).Существенно влияние
системности права и на процесс систематизации законодательства. Черты системы
права:1)первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в
более крупные образования -институты, подотрасли, отрасли.2) её элементы
внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и
единство.3)обусловлена социально-эконом., полит, религиозными и др.
факторами.4) имеет объективный характер,зависит от объективно существующих
отношений, не может создаваться по субъективному усмотрению людей. Понятие
«система права» не равно понятию «правовая система».Последнее шире, включает
кроме системы права, юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким
образом эти понятия соотносятся как часть и целое.
33.Право и дееспособность субъектов права. Провосубъектность.
Субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие
соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Чтобы стать
субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность
индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица
своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими и
возрастными свойствами и зависит от них.» Вида: полная дееспособность(с 18
лет); частичная( с 14 до 18 лет). Но если в 16 лет человек работает, то по
согласованию с органами опеки может быть признан полностью дееспособным
(ст.27 ГК РФ эмансипация); при этом ни родители ,ни попечители не несут
ответственности по обязательствам эмансипированного. Правоспособность и
дееспособность неразделимы и наступают одновременно. Но в гражданском праве
есть разрыв между правоспособностью и дееспособностью, т.к.:1) имущественные
права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;
2)в области имущественных отношений вместо правоспособного, но
недееспособного лица может выступать его законный представитель.
Дееспособность может быть ограничена, если это надо для защиты
конституционного строя, нравственности, защиты прав и свобод других лиц
(ст.55 Констит.),а также если вследствие злоупотребления алкоголем или
наркотическими средствами, ставится в тяжелое материальное положение семья
суд может ограничить дееспособность(ст.30 ГК РФ) Правосубъективность это
правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно
как субъекта права.
17. Типология государства: формационный подход.
Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории
государства и права. Выделяют два основных подхода к типологии государства:
формационный и цивилизационный.
До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве
единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к
вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства
основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены
общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования
классов соответствует определенный тип государства. Тип государства означает
конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и
социального назначения. Другим подходом к типологии государства является
цивилизационный. Согласно этой теории, все общества по экономическому
развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество;
переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество,
переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее
высокого уровня народного потребления.
К первой относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и
на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации
«традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для
«сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг»,
«взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском
хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на
основе применения современных научно-технических достижений во всей массе
ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода
достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И,
наконец, пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления»,
в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов
потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает
общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На
данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые
капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в
стадию «зрелости».
8. Политический режим: понятие и классификация.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в
жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,
изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что
политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее
содержанием.
Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое
политическое состояние в обществе, которое складывается в результате
взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования
всех политических институтов и характеризуется демократизмом или
антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.
1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в
государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения,
согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое
принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на
первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим
реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной
степени сочетаются оба начала.
2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением, раскладом
политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических
сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого
согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут
то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа,
власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами.
Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и
защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда
власть переходит в ;)уки реакционных сил, осуществляется диктаторскими,
насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем
не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.
10. Тоталитарное государство
Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские
государства, социалистические государства периодов «культа личности».
Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.
Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и
всепроникающая власть.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной
идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением,
политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в
большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже
ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить.
Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки
рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды
государственного управления: происходит сращивание партийного и
государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением
одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого
не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые
указания лиц, занимающих партийные посты. В государственном управлении
тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически
управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива
фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывантся. Местые органы власти
и управления становятся простыми передатчиками команд.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к
населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не
становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное
условие для укрепления и осуществления власти.
При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни
общества. Государство стремится «слить» общество с собой, полностью его
огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления
тех или форм собственности.
9. Место и роль гос-ва в полит. сист. общества.
Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской
Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной
(через выборные государственные законодательные органы) так и путем
непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в
референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти
права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные
общественные организации. К ним относятся политические партии,
профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые
разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ,
можно определить, что политическая система – это совокупность организационных
форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само
государство рассматривается как форма организации политической деятельности
народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству
имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными
средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность
участия для всех граждан в управлении делами общества и государства,
способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной
жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества
определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство
– основной элемент системы.
32. Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах —
теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место
теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые,
философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть
гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция),
чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае
происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто
выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные
жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в
преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора
государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности,
тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на
уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим
государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно
воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения,
поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые
устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в
обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный,
массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством
предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и
должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и
оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В
последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
27. Правовая культура
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным,
политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни
общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,
юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития
субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени
гарантированное государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового
сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие
правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой
процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько
информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные,
профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к
закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и
процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых
предписаний и это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной
правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные
характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является
уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической —
деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей
юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и
правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.
39. Государственный орган: классификация.
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства,
участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого
властными полномочиями.
Органы государства классифицируются по различным основаниям По способу
возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные
органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают
в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по
установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей
(представительные органы). Производные органы создаются первичными органами,
которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся
исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. По объему
властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и
местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например,
органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно
олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего
государства. Местные органы государства функционируют в административных
единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их
полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной
компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов.
Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении
всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции
специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида
деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Страницы: 1, 2, 3
|