бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по теории ГП бесплатно рефераты

взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системная

организация права имеет важное значение как для законодателя (новый акт

должен вписываться в старые нормы), так и для правоприменителя(позволяет

правильно истолковывать и применять норму права).Существенно влияние

системности права и на процесс систематизации законодательства. Черты системы

права:1)первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в

более крупные образования -институты, подотрасли, отрасли.2) её элементы

внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и

единство.3)обусловлена социально-эконом., полит, религиозными и др.

факторами.4) имеет объективный характер,зависит от объективно существующих

отношений, не может создаваться по субъективному усмотрению людей. Понятие

«система права» не равно понятию «правовая система».Последнее шире, включает

кроме системы права, юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким

образом эти понятия соотносятся как часть и целое.

33.Право и дееспособность субъектов права. Провосубъектность.

Субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие

соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Чтобы стать

субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность

индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица

своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими и

возрастными свойствами и зависит от них.» Вида: полная дееспособность(с 18

лет); частичная( с 14 до 18 лет). Но если в 16 лет человек работает, то по

согласованию с органами опеки может быть признан полностью дееспособным

(ст.27 ГК РФ эмансипация); при этом ни родители ,ни попечители не несут

ответственности по обязательствам эмансипированного. Правоспособность и

дееспособность неразделимы и наступают одновременно. Но в гражданском праве

есть разрыв между правоспособностью и дееспособностью, т.к.:1) имущественные

права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;

2)в области имущественных отношений вместо правоспособного, но

недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Дееспособность может быть ограничена, если это надо для защиты

конституционного строя, нравственности, защиты прав и свобод других лиц

(ст.55 Констит.),а также если вследствие злоупотребления алкоголем или

наркотическими средствами, ставится в тяжелое материальное положение семья

суд может ограничить дееспособность(ст.30 ГК РФ) Правосубъективность это

правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно

как субъекта права.

17. Типология государства: формационный подход.

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории

государства и права. Выделяют два основных подхода к типоло­гии государства:

формационный и цивилизационный.

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве

единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к

вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства

основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены

общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования

классов соответствует определен­ный тип государства. Тип государства означает

конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и

социального назначения. Другим подходом к типологии государства является

цивилизационный. Соглас­но этой теории, все общества по экономическому

развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество;

переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество,

переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее

высокого уровня народного по­требления.

К первой относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и

на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации

«тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для

«сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг»,

«взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском

хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на

основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе

ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода

достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И,

наконец, пятая ста­дия — это период «высокого уровня массового потребления»,

в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов

потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает

общество, которое можно назвать «госу­дарством всеобщего благоденствия». На

данной стадии, по мне­нию Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые

капиталистические государства, тогда как Советский Союз толь­ко вступал в

стадию «зрелости».

8. Политический режим: понятие и классификация.

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в

жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,

изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что

политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием.

Политический режим — это методы осуществления по­литической власти, итоговое

политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате

взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования

всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или

антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в

государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения,

согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое

принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на

первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим

реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной

степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением, раскладом

политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических

сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого

согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут

то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа,

власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами.

Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и

защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда

власть переходит в ;)уки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими,

насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем

не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

10. Тоталитарное государство

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские

государства, социалистические госу­дарства периодов «культа личности».

Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и

всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной

идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением,

политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в

большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую пар­тию, а все другие, даже

ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить.

Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки

рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды

государственного управления: происхо­дит сращивание партийного и

государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением

одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого

не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые

указания лиц, занимающих партийные посты. В государственном управлении

тоталитарный режим характе­ризуется крайним централизмом. Практически

управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива

фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывантся. Местые органы власти

и управления становятся простыми передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к

населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не

становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное

условие для укреп­ления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни

общества. Государство стремится «слить» общество с собой, полностью его

огосударствить. В эконо­мической жизни происходит процесс огосударствления

тех или форм собственности.

9. Место и роль гос-ва в полит. сист. общества.

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской

Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной

(через выборные государственные законодательные органы) так и путем

непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в

референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти

права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные

общественные организации. К ним относятся политические партии,

профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые

разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ,

можно определить, что политическая система – это совокупность организационных

форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само

государство рассматривается как форма организации политической деятельности

народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству

имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными

средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность

участия для всех граждан в управлении делами общества и государства,

способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной

жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества

определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство

– основной элемент системы.

32. Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах —

теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место

теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые,

философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть

гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция),

чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае

происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто

выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные

жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в

преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора

государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности,

тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на

уго­ловные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим

государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно

воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения,

поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые

устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в

об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный,

массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством

предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и

должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и

оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В

последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

27. Правовая культура

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным,

политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни

об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,

юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития

субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни

гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового

сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие

правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой

процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько

информировано в правовом отношении населе­ние, его социальные, возрастные,

профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к

закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и

процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых

предписаний и это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной

правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные

характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является

уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической —

деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей

юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и

правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

39. Государственный орган: классификация.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства,

участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого

властными полно­мочиями.

Органы государства классифицируются по различным основаниям По способу

возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные

органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо возника­ют

в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по

установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей

(представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами,

которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся

исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. По объему

властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и

местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например,

органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно

олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего

государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных

единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их

полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной

компетенции. Органы общей ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов.

На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении

всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции

специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида

деятельнос­ти (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.

На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное

вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым

создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Страницы: 1, 2, 3