бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по теории ГП бесплатно рефераты

Шпора: Шпоры по теории ГП

23) Нормативно - правовой акт - это письменный акт-документ, со­держанщий

нормы права.

Основные признаки нормативного акта:

- имеет форму письменного документа;

- имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты

(название, дата принятия, подпись и т.д.)

- принимается, как правило, компетентным органом (органами) госу­дарства;

- публикуется в официальных печатных изданиях;

- официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

- содержит нормы права;

- обладает юридической силой;

- вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодатель­ством:

- действует во времени, -в пространстве, в отношении определённого круга лиц;

- регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного

государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.

Виды: по юр-й силе на законы и подзаконные акты

6. Форма государственного правленияэто способ организации выс,шеи

государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов,

порядке и. образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение

между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их

формировании) Ядро «правящих» органов состав­ляют; глава государства

(олицетворяющий единство государственной вла­сти). парламент (законодательный

орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов).

Форма государственного прав­ления по существу выражает структуру распределения

государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме

госу­дарства.

По форме государственного правления государства подразделяются на

монархии и республики

В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по

наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или час­тично

(ограниченная монархия) одним лицом.

В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха огра­ничена

парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парла­ментом конституцией,

которую монарх не в праве изменить ( - парламентская монархия —

в ней состав правительства формирует­ся парламентом, без участия в этом процессе

главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только

парламенту. Подобная форма правления наблюдается, например, в современной

Англии, Японии; - дуалистическая монархия — в ней состав правительства

формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в

дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руково­дит им

лично, либо через назначаемого им премьер-министра.)

В республике верховная государственная власть осуществляется из­бранными

населением на определенный срок органами (парламентом, пре­зидентом). (-

парламентарная- состав правительства формирует только парла­мент и оно

подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.); - президентская— глава

государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней

палаты парламента) форми­рует состав правительства, руководит им, определяет

его политику (США, Иран, Ирак и др.); - смешанная

(президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической

литературе вместо термина «сме­шанная» используется термин «полупрезиденте

коя >;)— предлагаемый пре­зидентом состав правительства (премьер-министр

и др.) подлежат обяза­тельному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия

и др.); Форма государственного устройства — это способ организации

властно-территориальной целостности государства, проявляющийся в делении

государства на составные части и распределении власти между ними и его

управляющим центром. По форме государственного устройства государство

может быть: 1) простым (унитарным); 2) сложным. Для

простого (унитарного) государства характерно его деление на

административно-территориальные единицы и наличие в нём единых, об­щих для всей

страны высших органов власти и управления (Франция, Италия и др.).

5) Функции государства - —это основные направления его

деятельно­сти по управлению обществом. Общепринятой является классификация,

различающая внутренние и внешние функции государства.

Основные внутренние функции украинского государства: 1. Политическая—

государство регулирует сферу политических от­ношений, определяет "правила игры"

субъектов политической системы общества, контролирует их соблюдение;

обеспечивает народовластие, на­пример^ через проведение референдумов,

деятельность представительных органов государства (Верховная Рада Украины),

органов местного само­управления. 2. Экономическая — государство

регулирует сферу экономических отношений, но вмешательство государства в

рыночную экономику, разви­вающуюся на основе саморегулирования, ограничено,

оно, в частности, проявляется • в создании казенных предприятий (не подлежащих

приватизации) и регулировании их деятельности; • в демонополизации экономики; •

в защите прав производителя (например, от недобросовестной кон­куренции); • в

лицензировании тех видов предпринимательской деятельности, ко­торые

непосредственно влияют на здоровье человека, окружающую среду, безопасность

государства; • в защите прав потребителей:

3. Социальная— государство обеспечивает социальную защищен­ность

личности, его деятельность направлена на снятие и смягчение соци­альных

противоречий путем финансовой, материальной, программной и иной поддержки

нуждающихся в социальной защите: инвалидов, безра­ботных, беженцев, многодетных

семей и т.д. 4. Культурно-воспитательная— государство занимается

организа­цией образования, воспитания, поддержкой и развитием науки, культуры.

5. Экологическая — государство обеспечивает экологическую безо­пасность

личности, издает и проводит в жизнь соответствующие природо­охранные законы.

6. Охраны правопорядка — государство обеспечивает охрану и вос­становление

нарушенного правопорядка как результата государственно-правового регулирования

общественных отношений (деятельность органов внутренних дел, прокуратуры,

правосудия и др.) 7. Финансового контроля— государство контролирует

легальность доходов физических и юридических лиц, часть которых в виде налогов

подлежит изъятию и направлению в бюджет (местный, общегосударствен­ный) для

удовлетворения общесоциальных интересов, содержания государ­ственного аппарата,

расходование налогов также является объектом контроля соответствующих

государственных органов.

30) Виды правосознания: Различают:

• По субъектам - индивидуальное, групповое, общественное. Ни один из этих

видов правосознания не существует сам по себе, обособленно от других.

• По уровню глубины отражения правовой действительности - 'обы­денное

(эмпирическое), научное (теоретическое), профессиональное.

Обыденное правосознание - это правосознание не юристов. Оно

складывается стихийно как результат осмысления людьми своего житей­ского

юридического «опыта», оценки фактов, относящихся к правовой дей­ствительности.

с точки зрения здравого смысла.

Научное правосознание — это правосознание ученых-юристов. Оно

складывается на основе целенаправленных исследований, применения спе­

циальных методов познания, предполагающих установление истины в ре­зультате

систематизации, обобщения накопленных, неискаженных фактов, относящихся к

правовой действительности. Востребованное научное пра­восознание реализуется

в правотворчестве, служит совершенствованию юридической практики.

Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков,

получивших юридическое образование, которое предполагает обладание

систематизированными знаниями, умениями и навыками, необ­ходимыми для успешного

выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя,

судьи, прокурора и т.д. Профессио­нальное правосознание юристов-практиков,

применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических

дел.

11. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ. Правовое

государство это такое гос-во в котором обеспечивается господство права,

верховенство закона, равенство, приоритет прав и свобод человека перед

государством приоритет норм международного права перед национальным

законодательством. Принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы,

чести и достоинства личности. Конкретными критериями развития общества явл.:

независимое, гуманное правосудие, приоритет прав и свобод личности над

интересами государства, возможность реализации творческих способностей и

религиозных воззрений каждого человека, особое содержание действующего

законодательства основ на принц справедливости с мерами принуждения и высоким

уровнем развития нац культуры. Юридические признаки: - верховенство закона во

всех сферах общественной жизни; - разделение властей здержек и противовесов; -

развитое гражданское общество (это самос правовой институт отношений который

обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностях в соц,

культурных, духовных и др сфер жизни или гр общество структура общ отношений

которые характериз наличием развитых экономических, соц, и культурных отношений

сущ независимо от государства.

28) Законность- неукоснительное исполнение законов и иных пр-х актов

всеми субъектами права, зак-ть самостоятельное общ-но-пол-е явление, позволяет

охар-ть данную правовую систему, увидеть связь зак-ти с соц стр-й, пол-м

режимом. Право, гос-во, демократия и зак-ть являются элементами единой системы

и тесно взаимосвязаны др-г с др-м.

Черты зак-ти: 1) Общеобязательность – зак-ть сущ-т тогда когд само право

реально и фактически пров-ся в жизнь. 2) Сама идея зак-ти – формир-ся в

сознании народа. 3)_Зак-ть как особое общ-е явление склад-ся в особом режиме

общ-но пол-й жизни.

ПРИНЦ-ПЫ: 1)Всеобщность зак-ти – для всех. 2) Единство зак-ти – распр-е

требований зак-ти на территорию страны. Состоит в ее единообразном пони-мании

на территории всей страны. 3) Верхов-во зак-на: А) все зак-ны и деят-ть по

созд. Соотв-т конст-ии. Б) Подзак-е акты – соотв-т зак-м. В) Акты право-

применения соотв-т зак-м и подзак-м актам. Г) Акты инд-го применения соотв-

ть Б, В. 4) Неотвратимость реал-ии зак-ти – присечение любых наруше-ний зак-

на. 5) Связъ зак-ти и культурности – чем выше ур-нь культ-ти тем выш зак-ть.

ТРЕБ-Я: 1) Издание норм-но правовых актов лишь полномочными органами и в

пределах компетенции. 2) Обеспечение прав и свобод гр-на и чел-ка про-возгл-ми

межд-ми актами. 3)Контроль за точным и неукоснительным соблю-дением зак-в.

Законность непосредственно связана с правопорядком Соотносятся они как причина

и следствие. Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности

обществениых отношении, которое является результатом действия законности Ст. 19

Конституции Украины указывает: правопорядок в Украине основывается на том, что

никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено

-законодательством. Органы государственной власти, местного самоуправления, их

должностные лица обязаны действовать только на основании, в границах полномочий

и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

22.Виды правовых норм.

Норма права- это общеобязательное, формально определённое правило поведения,

установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование

общественных отношений. Выделяют следующие основные виды правовых норм:1)в

зависимости от функциональной роли они разделяются на : - исходные нормы,

кот. определяют основы правового регулирования общественных отношений, его

цели, задачи, пределы( наприм., декларативные, провозглашающие принципы); -

общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права и

распространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; -

специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отрасли

и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с

учётом присущих им особенностей и т.д.(они детализируют общие, корректируют

способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от

предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности)они разделяются

на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. д.; 3) в

зависимости от их характера - на материальные(уголовные, аграрные,

экологические и пр.); 4) в зависимости от методов правового регулирования на

: а) императивные (содержащие властные предписания); б) диспозитивные(

содержащие свободу усмотрения); в) поощрительные(стимулирующие социально

полезное поведение);г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для

гос-ва и об-ва вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на

постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в Указе

президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со стихийным

бедствием).

21) Право – (наука о добром и справедливом) совокупность

признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов

равенства и справедливости, регулирующих боръбу и согласие свободных воль в их

взаимоотношении друг с другом.

Функции права — это направления его воздействия на обществен­ные отношения.

Внешние: а) информационная (право - источник знаний о государственно

орга­низованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя,

выраженной в юридический нормах и т. д.); б) ориентационная (право —

источник знаний о механизме государ­ства, о дозволяемых или запрещаемых формах

поведения); в) оценочная (право — критерий оценки поведения как

правомерного или противоправного); г) воспитательная (право — фактор,

влияющий на формирование поведенческих установок личности).

Внутренние: 1) регулятивные (направления правового воздействия,

нацеленные на упорядочение общественных отношении, введение их в

определенные рам­ки), которые в свою очередь подразделяются на: а)

регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных

отношений); б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии

определенных общественных отношений);

2) охранительная (выражается в охране определенных общественных

отношений, обеспечении их неприкосновенности и одновременном вытес­нении

отношений противостоящих охраняемым)

ПРИНЦ-ПЫ – специально юридические: – социально-экономические,

идеологические, этические, религиозные и др. перевед-е на яз-к права: -

общеобязательности норм права, приоритет над соц-ми нормами; -

непротиворечивость норм составляющих действующ-ю правовую систему, приоритет

закона над другими правовыми актами; -подразделение правовой системы гос-ва на

публичное и частное право на самостоятельные институты права; -соответствие

объективного и субъективного права; - принцип социальной свободы выр-й в сис-ме

субъективных прав субъектов соц отношений; -недопустимость обратной силы

законов.

Общие – распространяются на всю систему права и определ-т хар-р этой системы:

-справедливости, -гуманизма, равноправия, законности.

25) Система праваэто упорядоченное множество всех

действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе

законодательства тех или иных государств можно разли­чать, например: —

отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями пра­ва.

совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное.

трудовое и т д.;

комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы

различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского,

например, экологическое законодательство;

общефедеральное законодательство и законодательство субъектов

федерациифедерациях):

— законодательство автономии (если высший представительный ор­ган

автономии вправе принимать законы);

конституционное и иное законодательство,

законы и подзаконные акты (по юридической силе). Структура системы

законодательства — это внутреннее подраз­деление законодательства на

Страницы: 1, 2, 3