Шпора: Шпоры по теории ГП
Шпора: Шпоры по теории ГП
23) Нормативно - правовой акт - это письменный акт-документ, содержанщий
нормы права.
Основные признаки нормативного акта:
- имеет форму письменного документа;
- имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты
(название, дата принятия, подпись и т.д.)
- принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;
- публикуется в официальных печатных изданиях;
- официальный текст представляет его публикация на государственном языке;
- содержит нормы права;
- обладает юридической силой;
- вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством:
- действует во времени, -в пространстве, в отношении определённого круга лиц;
- регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного
государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.
Виды: по юр-й силе на законы и подзаконные акты
6. Форма государственного правления — это способ организации выс,шеи
государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов,
порядке и. образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение
между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их
формировании) Ядро «правящих» органов составляют; глава государства
(олицетворяющий единство государственной власти). парламент (законодательный
орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов).
Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения
государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме
государства.
По форме государственного правления государства подразделяются на
монархии и республики
В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по
наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или частично
(ограниченная монархия) одним лицом.
В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха ограничена
парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией,
которую монарх не в праве изменить ( - парламентская монархия —
в ней состав правительства формируется парламентом, без участия в этом процессе
главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только
парламенту. Подобная форма правления наблюдается, например, в современной
Англии, Японии; - дуалистическая монархия — в ней состав правительства
формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в
дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руководит им
лично, либо через назначаемого им премьер-министра.)
В республике верховная государственная власть осуществляется избранными
населением на определенный срок органами (парламентом, президентом). (-
парламентарная- состав правительства формирует только парламент и оно
подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.); - президентская— глава
государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней
палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет
его политику (США, Иран, Ирак и др.); - смешанная
(президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической
литературе вместо термина «смешанная» используется термин «полупрезиденте
коя >;)— предлагаемый президентом состав правительства (премьер-министр
и др.) подлежат обязательному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия
и др.); Форма государственного устройства — это способ организации
властно-территориальной целостности государства, проявляющийся в делении
государства на составные части и распределении власти между ними и его
управляющим центром. По форме государственного устройства государство
может быть: 1) простым (унитарным); 2) сложным. Для
простого (унитарного) государства характерно его деление на
административно-территориальные единицы и наличие в нём единых, общих для всей
страны высших органов власти и управления (Франция, Италия и др.).
5) Функции государства - —это основные направления его
деятельности по управлению обществом. Общепринятой является классификация,
различающая внутренние и внешние функции государства.
Основные внутренние функции украинского государства: 1. Политическая—
государство регулирует сферу политических отношений, определяет "правила игры"
субъектов политической системы общества, контролирует их соблюдение;
обеспечивает народовластие, например^ через проведение референдумов,
деятельность представительных органов государства (Верховная Рада Украины),
органов местного самоуправления. 2. Экономическая — государство
регулирует сферу экономических отношений, но вмешательство государства в
рыночную экономику, развивающуюся на основе саморегулирования, ограничено,
оно, в частности, проявляется • в создании казенных предприятий (не подлежащих
приватизации) и регулировании их деятельности; • в демонополизации экономики; •
в защите прав производителя (например, от недобросовестной конкуренции); • в
лицензировании тех видов предпринимательской деятельности, которые
непосредственно влияют на здоровье человека, окружающую среду, безопасность
государства; • в защите прав потребителей:
3. Социальная— государство обеспечивает социальную защищенность
личности, его деятельность направлена на снятие и смягчение социальных
противоречий путем финансовой, материальной, программной и иной поддержки
нуждающихся в социальной защите: инвалидов, безработных, беженцев, многодетных
семей и т.д. 4. Культурно-воспитательная— государство занимается
организацией образования, воспитания, поддержкой и развитием науки, культуры.
5. Экологическая — государство обеспечивает экологическую безопасность
личности, издает и проводит в жизнь соответствующие природоохранные законы.
6. Охраны правопорядка — государство обеспечивает охрану и восстановление
нарушенного правопорядка как результата государственно-правового регулирования
общественных отношений (деятельность органов внутренних дел, прокуратуры,
правосудия и др.) 7. Финансового контроля— государство контролирует
легальность доходов физических и юридических лиц, часть которых в виде налогов
подлежит изъятию и направлению в бюджет (местный, общегосударственный) для
удовлетворения общесоциальных интересов, содержания государственного аппарата,
расходование налогов также является объектом контроля соответствующих
государственных органов.
30) Виды правосознания: Различают:
• По субъектам - индивидуальное, групповое, общественное. Ни один из этих
видов правосознания не существует сам по себе, обособленно от других.
• По уровню глубины отражения правовой действительности - 'обыденное
(эмпирическое), научное (теоретическое), профессиональное.
• Обыденное правосознание - это правосознание не юристов. Оно
складывается стихийно как результат осмысления людьми своего житейского
юридического «опыта», оценки фактов, относящихся к правовой действительности.
с точки зрения здравого смысла.
• Научное правосознание — это правосознание ученых-юристов. Оно
складывается на основе целенаправленных исследований, применения спе
циальных методов познания, предполагающих установление истины в результате
систематизации, обобщения накопленных, неискаженных фактов, относящихся к
правовой действительности. Востребованное научное правосознание реализуется
в правотворчестве, служит совершенствованию юридической практики.
• Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков,
получивших юридическое образование, которое предполагает обладание
систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного
выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя,
судьи, прокурора и т.д. Профессиональное правосознание юристов-практиков,
применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических
дел.
11. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ. Правовое
государство это такое гос-во в котором обеспечивается господство права,
верховенство закона, равенство, приоритет прав и свобод человека перед
государством приоритет норм международного права перед национальным
законодательством. Принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы,
чести и достоинства личности. Конкретными критериями развития общества явл.:
независимое, гуманное правосудие, приоритет прав и свобод личности над
интересами государства, возможность реализации творческих способностей и
религиозных воззрений каждого человека, особое содержание действующего
законодательства основ на принц справедливости с мерами принуждения и высоким
уровнем развития нац культуры. Юридические признаки: - верховенство закона во
всех сферах общественной жизни; - разделение властей здержек и противовесов; -
развитое гражданское общество (это самос правовой институт отношений который
обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностях в соц,
культурных, духовных и др сфер жизни или гр общество структура общ отношений
которые характериз наличием развитых экономических, соц, и культурных отношений
сущ независимо от государства.
28) Законность- неукоснительное исполнение законов и иных пр-х актов
всеми субъектами права, зак-ть самостоятельное общ-но-пол-е явление, позволяет
охар-ть данную правовую систему, увидеть связь зак-ти с соц стр-й, пол-м
режимом. Право, гос-во, демократия и зак-ть являются элементами единой системы
и тесно взаимосвязаны др-г с др-м.
Черты зак-ти: 1) Общеобязательность – зак-ть сущ-т тогда когд само право
реально и фактически пров-ся в жизнь. 2) Сама идея зак-ти – формир-ся в
сознании народа. 3)_Зак-ть как особое общ-е явление склад-ся в особом режиме
общ-но пол-й жизни.
ПРИНЦ-ПЫ: 1)Всеобщность зак-ти – для всех. 2) Единство зак-ти – распр-е
требований зак-ти на территорию страны. Состоит в ее единообразном пони-мании
на территории всей страны. 3) Верхов-во зак-на: А) все зак-ны и деят-ть по
созд. Соотв-т конст-ии. Б) Подзак-е акты – соотв-т зак-м. В) Акты право-
применения соотв-т зак-м и подзак-м актам. Г) Акты инд-го применения соотв-
ть Б, В. 4) Неотвратимость реал-ии зак-ти – присечение любых наруше-ний зак-
на. 5) Связъ зак-ти и культурности – чем выше ур-нь культ-ти тем выш зак-ть.
ТРЕБ-Я: 1) Издание норм-но правовых актов лишь полномочными органами и в
пределах компетенции. 2) Обеспечение прав и свобод гр-на и чел-ка про-возгл-ми
межд-ми актами. 3)Контроль за точным и неукоснительным соблю-дением зак-в.
Законность непосредственно связана с правопорядком Соотносятся они как причина
и следствие. Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности
обществениых отношении, которое является результатом действия законности Ст. 19
Конституции Украины указывает: правопорядок в Украине основывается на том, что
никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено
-законодательством. Органы государственной власти, местного самоуправления, их
должностные лица обязаны действовать только на основании, в границах полномочий
и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
22.Виды правовых норм.
Норма права- это общеобязательное, формально определённое правило поведения,
установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование
общественных отношений. Выделяют следующие основные виды правовых норм:1)в
зависимости от функциональной роли они разделяются на : - исходные нормы,
кот. определяют основы правового регулирования общественных отношений, его
цели, задачи, пределы( наприм., декларативные, провозглашающие принципы); -
общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права и
распространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; -
специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отрасли
и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с
учётом присущих им особенностей и т.д.(они детализируют общие, корректируют
способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от
предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности)они разделяются
на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. д.; 3) в
зависимости от их характера - на материальные(уголовные, аграрные,
экологические и пр.); 4) в зависимости от методов правового регулирования на
: а) императивные (содержащие властные предписания); б) диспозитивные(
содержащие свободу усмотрения); в) поощрительные(стимулирующие социально
полезное поведение);г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для
гос-ва и об-ва вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на
постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в Указе
президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со стихийным
бедствием).
21) Право – (наука о добром и справедливом) совокупность
признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов
равенства и справедливости, регулирующих боръбу и согласие свободных воль в их
взаимоотношении друг с другом.
Функции права — это направления его воздействия на общественные отношения.
Внешние: а) информационная (право - источник знаний о государственно
организованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя,
выраженной в юридический нормах и т. д.); б) ориентационная (право —
источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах
поведения); в) оценочная (право — критерий оценки поведения как
правомерного или противоправного); г) воспитательная (право — фактор,
влияющий на формирование поведенческих установок личности).
Внутренние: 1) регулятивные (направления правового воздействия,
нацеленные на упорядочение общественных отношении, введение их в
определенные рамки), которые в свою очередь подразделяются на: а)
регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных
отношений); б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии
определенных общественных отношений);
2) охранительная (выражается в охране определенных общественных
отношений, обеспечении их неприкосновенности и одновременном вытеснении
отношений противостоящих охраняемым)
ПРИНЦ-ПЫ – специально юридические: – социально-экономические,
идеологические, этические, религиозные и др. перевед-е на яз-к права: -
общеобязательности норм права, приоритет над соц-ми нормами; -
непротиворечивость норм составляющих действующ-ю правовую систему, приоритет
закона над другими правовыми актами; -подразделение правовой системы гос-ва на
публичное и частное право на самостоятельные институты права; -соответствие
объективного и субъективного права; - принцип социальной свободы выр-й в сис-ме
субъективных прав субъектов соц отношений; -недопустимость обратной силы
законов.
Общие – распространяются на всю систему права и определ-т хар-р этой системы:
-справедливости, -гуманизма, равноправия, законности.
25) Система права — это упорядоченное множество всех
действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе
законодательства тех или иных государств можно различать, например: —
отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права.
совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное.
трудовое и т д.;
— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы
различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского,
например, экологическое законодательство;
— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов
федерации (в федерациях):
— законодательство автономии (если высший представительный орган
автономии вправе принимать законы);
—конституционное и иное законодательство,
—законы и подзаконные акты (по юридической силе). Структура системы
законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на
Страницы: 1, 2, 3
|