Шпора: Шпоры по обществознанию 9 класс
общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а
главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное
счастье.
Все, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вкладывают
представление о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие
обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно
быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло
находится там, где человека
унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как живому человеку, а как к
вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду. Понятие зла охватывает все
отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость,
предательство, доносительство и т.п. Когда сильный обижает слабого, когда
вину сваливают на другого когда халтурят на работе...
Добро- и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы
ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит
свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло. Все
наши поступки, а также экономику, политику, культуру мораль оценивает с точки
зрения гуманизма, определяет — хорошо это или плохо, добро или зло. Если
наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни — это хорошо,
это добро. Hs способствуют, мешают — зло. Если мы хотим дать моральную оценку
чему-либо, мы делаем это с помощью понятий добра и зла. Оценивая какое-либо
явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по разному:
хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или" не одобряем и т.п.
Оценка влияет на нашу практическую деятельность. Когда мы что-либо оцениваем
как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к этому надо стремиться, а если
в качестве зла — это надо избежать. Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем
изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение
— в этом и состоит моральный выбор.
Билет 16
1. Политические партии и движения. Многопартийность
2. Духовная жизнь человека
1, Политические партии и движения. Многопартийность
План ответа'.
1. Многообразие общественной жизни.
2. Цели и задачи партий и движений.
3. Многопартийность — условие многообразия общества (демократия).
Разнородность общественных элементов — один из важных признаков демократии,
правового государства. Стимулирование многообразия общественной жизни путем
создания конкуренции и оппозиции, через развитие разнообразных форм
собственности, образование и деятельность политических партий и движений и
т.д. способствует разнообразию в обществе и создает необходимую систему
издержек и противовесов, достигается баланс между различными элементами,
которые, конкурируя друг с другом, способствуют социальному прогрессу в
целом. Самостоятельность и равноправие разнообразных партий и движений в
определении своих целей и действий в обществе создают благоприятную
обстановку для творчества, поиска альтернативных путей развития. Терпимость
к оппонентам, готовность к компромиссам, поиск консенсуса (согласия)
способствуют политической консолидации общества в целом.
Под многопартийностью понимают наличие двух или более партий - как
общественное явление, так и многопартийность как система партийной власти,
когда в ходе избирательной компании, та или иная партия, сменяя друг друга
приходит к политической власти в государстве. Многопартийность способствует
поиску согласия с представителями различных политических партий в выработке
стратегии и тактики в. различных сферах общества. Спектр политических партий
и движений современной России многообразен свыше 50. Наиболее значительные
(численно, имеющие многочисленных сторонников, влияние в регионах страны, в
парламенте — Федеральное Собрание) — КПРФ (коммунисты). Союз правых сил (ее
называют партией власти), ЛДПР (партия Жириновского), Яблоко (партия
Явлинского). Партии России молоды, их становление протекает в трудный период
отечественной истории — переход от тоталитаризма к свободе и демократии,
рыночным отношениям, существует раскол в обществе, отсутствие правой, и
политической
культуры населения. Для многих партий и движений характерны полумеры и
отсутствие реальных дел. Все это дезорганизует избирателей. При всех
проблемах многопартийность стимулирует развитие свободы и демократии,
социальной защите населения, продуманности внутренней и внешней политики
правительства РФ.
2. Духовная жизнь человека
План ответа:
1. Понятие духовность.
2. Духовная жизнь и ее черты.
3. Человек в системе духовных ценностей.
Духовная жизнь человека означает обладание важными личностными качествами:
стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность
всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в
отношениях между людьми, нравственно сориентированные волю и разум человека.
В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые
действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия
вновь дают пищу для раздумий, для их оценки. К духовной жизни, миру человека
относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели
людей.
Духовная жизнь человека невозможна без переживаний: радости, оптимизма или
уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к
самопознанию и.самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его
культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры,
накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную
возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам,
вкусам, способностям и условиям жизни. Сохранить свою неповторимость,
остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек
может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью,
значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и
нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным
воздействиям.
Главным в духовной культуре человека является активное, творческое и вместо
с тем ответственное отношение к жизни, к природе, другим людям, к самому
себе. Признак духовной культуры человека — готовность к самоотдаче и
саморазвитию. Стремление к знаниям, повышение уровня интеллекта человека
должны быть направлены на благо окружающих, а не во зло.
Билет 17
1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование
имущественных отношений
2. Права и обязанности граждан РФ
1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений
План ответа:
1. Понятие собственности
2. Формы собственности,
3. Правовое регулирование имущественных отношений.
Собственность — это отношение к средствам производства с целью получения
дохода (прибыли), это право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами
производства. Отношения собственности на средства производства составляют
основу экономических отношений. Различают:
1. Корпоративная (акционерная) форма собственности, при которой
владелец акций имеет право на получение части дохода акционерного общества
(дивиденды), соответствующей сумме акций, и
право на участие в управлении его делами. Владельцем акций может быть любой
член общества. Для решения вопросов, касающихся дел акционерного общества,
создается управление, в которое входят акционеры, имеющие значительную часть
акций (контрольный пакет).
2. Индивидуальная частная собственность представлена главным
образом в сельском хозяйстве, ремесле, торговле, сфере услуг. Частная
собственность играет большую роль, она стимулирует инициативу и
предприимчивость, ответственное отношение к труду. Развитие мелкого и
среднего предпринимательства позволяет лучше использовать экономический
потенциал, препятствует окостенению форм хозяйствования, повышает их гибкость
и приспособляемость к быстро меняющимся условиям.
3. Государственная собственность. В нее входят прежде всего некоторые
крупные промышленные предприятия, банки, железные дороги, энергетика, связь и
т.д. Государство, создавая предприятия,
способствует развитию наукоемких отраслей производства или берет на себя
техническое перевооружение слабых звеньев экономики.
4. Кооперативная собственность — это самостоятельная организация,
созданная группой людей, добровольно объединяющихся для совместного
использования собственного иммунитета в хозяйственной деятельности.
Деятельность осуществляется на основе самоуправления, т.е. участники
кооператива сами совместно решают вопросы хозяйственной деятельности,
избирают органы оперативного управления. Доходы распределяются на долевых
условиях.
5. Коллективная форма собственности, трудовой коллектив, будучи
собственником, участвует в управлении производством, выбирает руководителя
предприятия, контролирует финансовую и другую деятельность администрации.
Отношения собственности играют важную роль в жизни общества, так как через
конкуренцию товаропроизводителей стимулируют развитие производства, его
обновление, насыщение рынка качественными товарами, отвечающими спросу и
предложению на рынке. Право собственности закреплено в законе и может быть
защищено в судебном порядке. Отношения купли, продажи, пользования, взятие в
аренду, дарение, наследование и многое другое, связанные с тем или иным
имуществом, называются имущественными отношениями. Имущественные отношения —
это прежде всего отношения по поводу собственности. Виды имущественных
отношений и формы их проявлений многообразны — это отношения между людьми,
возникающие по поводу имущества (покупка какого-либо продукта или товара,
собственности — дом, квартира, оплата коммунальных услуг и т.д.); в основе
таких отношений лежит право на собственность (частную, государственную,
муниципальную, общественных организаций). Нормы, регулирующие имущественные
отношения закреплены в Основном законе, в Гражданском праве, в Законе о
защите прав потребителя и т.д. В современных условиях становления рыночной
экономики необходимо знание норм, регулирующих имущественные отношения.
Правовая культура способствует защите интересов прав собственника при
составлений договорных отношений, прежде всего договоров купли-продажи,
полного и своевременного выполнения своих обязательств.
2. Права и обязанности граждан РФ
План ответа:
1. Конституция основной закон жизни общества.
2. Единство прав и обязанностей.
Ведущей отраслью российского права является конституционное право. Оно
включает совокупность правовых норм, закрепляющих
основы конституционного строя РФ, права, свободы и обязанности граждан РФ.
Конституция закрепляет принципы взаимной ответственности государства и
гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их
соблюдение — главная обязанность государства. Российское государство обязано
также проводить социальную политику, направленную на обеспечение достойной
жизни и свободного развития граждан. Гражданин, в свою очередь, обязан
соблюдать Конституцию и другие нормативные акты государства, платить налоги,
охранять природу, окружающую среду, защищать отечество. Конституционное право
РФ закрепляет общепризнанные демократические ценности и регулирует наиболее
важные отношения между человеком, обществом, государством, личные
(гражданские) права, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на
невмешательство в семейную жизнь, на тайну корреспонденции, на владение
имуществом (собственностью) и т.д. Права и свободы, которыми обладает человек
во всех сферах общественной жизни: свободы слова, печати, свобода
передвижения, право на труд, социальное обеспечение, свобода мирных собраний
и ассоциаций, доступ к государственной службе, участие в управлении
государством и общественными делами, в культурной жизни страны, право на
бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.д. Государство
обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности граждан, закрепляя в
основном законе естественно сложившиеся отношения между людьми. Граждане же
обязаны соблюдать эти условия, так как понятие право неотделимо от понятия
обязанность.
Билет 18
1. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование
2. Права ребенка
1. Труд, Трудовые отношения и их правовое регулирование
План ответа:
1. Труд — основа материальной жизни человека.
2. Трудовые отношения.
3. Способы правового регулирования, трудовых отношений.
Труд — это целенаправленный процесс по созданию материальных и духовных
ценностей в обществе. Занимаясь трудовой деятельностью, получая за нее часть
общественного продукта в виде прибыли, зарплаты, человек создает условия для
удовлетворения своих материальных и духовных потребностей (одежда, обувь,
продукты питания, квартира, дом, отдых, услуги и т.д.). Право на труд
относится к основным правам и свободам человека и закреплено в Конституции
РФ в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах -
право каждого человека на получение возможности зарабатывать на жизнь своим
трудом, право на вознаграждение, обеспечивающее справедливую зарплату и т.д.
Основная трудовая деятельность большинства людей — это работа на
предприятиях, которые могут быть основаны на частной, государственной,
муниципальной и других формах собственности. Трудовые отношения работника с
предприятием регулируются законодательством о труде. Согласно закону
гражданин в 16 лет может поступать на работу, для этого необходимо
обратиться в отдел кадров избранного предприятия или учреждения. Если
обратившийся подходит предприятию, то между ними заключается трудовой
договор (контракт). В нем определяются взаимные права и обязанности.
Поступающий на предприятие обязуется выполнять работу по определенной
специальности, квалификации или должности, подчиняться внутреннему трудовому
распорядку. Предприятие обязуется выплачивать трудящемуся зарплату,
обеспечивать необходимые условия труда.
Трудовой договор — это добровольное соглашение, означающее, что обе стороны
сделали свой выбор, что предприятию подходит квалификация работника, а
работнику условия, которые предложило предприятие. При первом поступлении на
постоянную работу на работника будет заведена трудовая книжка — документ,
подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую
работу, нужно будет представить трудовую книжку, в которой зафиксируют
переход с одного предприятия на другое. Работник имеет право поменять место
работы, для этого необходимо в письменной форме за две недели предупредить
администрацию предприятия. После этого трудовой договор расторгается.
Администрация предприятия может досрочно прекратить действия трудового
договора, если выяснилось, что работник не соответствует занимаемой должности
вследствие недостаточной квалификации, это может быть основанием для
увольнения. Основанием для увольнения работника (согласно действующему
закону) могут быть: нарушение правил внутреннего распорядка, прогулы без
уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение
хищения. Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто
совмещает работу с учебой (сокращение продолжительности рабочего дня,
дополнительный отпуск). Работник вместе с другими работниками может
участвовать в заключении с администрацией предприятия коллективного
договора, который регулирует социально-экономические, профессиональные
отношения, вопросы охраны труда, здоровья, социального развития коллектива.
2. Права ребенка
План ответа:
1. Понятие права.
2. Механизмы возникновения прав ребенка.
3. Основные права ребенка.
4. Защита прав ребенка.
Право — исторически сложившаяся система ценностей, закрепленная в
юридическом документе, направленная на защиту жизни, прав и свобод, а также
собственности человека.
В основе возникновения прав ребенка лежит удостоверенное в установленном
порядке происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке.
Свидетельство с рождении ребенка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством
происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Свидетельство о рождении
(до получения паспорта) является для ребенка главным документом,
удостоверяющим его личность и регулирующим его личные и имущественные
правоотношения, К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя,
отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей
на защиту своих прав. К
имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую
родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право быть
участником общей долевой собственности (квартиры, дома, дачи и т.д.). Ребенок
имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, учебы, развития
интересов. Ребенок имеет право на получение алиментов на свое содержание,
если родители уклоняются от его воспитания (через органы опеки). Ребенок
имеет право на посещение дошкольных учебных учреждений (подготовительный
класс, художественная школа, спортивные секции и т.д.). По достижении шести-
семи лет ребенок имеет право на получение бесплатного основного образования
и полного среднего. Суд обеспечивает защиту прав и интересов ребенка, в
случае их нарушения — право ребенка на защиту своих прав и свобод. До 14 лет
ребенок не может быть привлечен к уголовной ответственности (исключение
составляют особо тяжкие преступления). Ребенок обладает правом на половую
неприкосновенность. Ребенок не может содержаться в рабстве или подневольном
состоянии. Ребенок имеет право на защиту чести и достоинства и т.д. Закон
стоит на страже защиты прав, свобод, жизни и здоровья ребенка.
Билет 19
1. Федерация, ее субъекты .
2. Право на образование: содержание и гарантии
1. Федерация, ее субъекты
План ответа;
1. Значение понятия федерации.
2. Основы федеративного устройства.
3. Виды субъектов.
4. Предметы ведения РФ и субъектов федерации.
Федерация — это форма государственного устройства, при которой входящие в ее
состав единицы (области, края, республики и т.д.) имеют собственные
конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы,
при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы
государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица
и т.д.
Основы федеративного устройства:
1 государственная целостность
2 единство системы государственной власти
3 разграничение предметов ведение и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
4 равноправие и самоопределение народов РФ.
В составе РФ находятся субъекты РФ: республики — 21, края — 6, области — 49,
города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург — 2, автономная область
— 1, автономные округа — 10; всего 89 субъектов. Принятие в РФ и образование
в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном
Федеральным конституционным законом.
Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в
соответствии с Федеральным конституционным законом. Российская Федерация
гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права. Республики вправе
устанавливать свои государственные языки, но в органах государственной
власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик они
пользуются государственным языком РФ — русским. Конституция устанавливает
разграничение полномочий между Федеральным центром и субъектами (перечень
определен статьей 72 Конституции РФ). Законы и иные нормативные акты
субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Статья 71
Конституции РФ определяет перечень положений, которые находятся в
исключительном ведении федерального центра. Основным принципом является
равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти.
2. Право на образование: содержание и гарантии
План ответа;
1. Право на образование одно из основных прав гражданина.
2. Содержание права на образование.
3. Гарантии государства.
В процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями,
началами творческой деятельности, он тем самым создает себя, делает из себя
гражданина. В этом заинтересовано и общество, так как через образозание у
человека формируются мораль, нравственные качества, профессионализм и т.д.
Право на образование — одно из основных конституционных прав, закрепленное
как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в
которых гарантируется общедоступность образования. Приоритетность
образования определяется сущностью образования, его направленностью на
воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося
к совершенствованию общества, в котором он живет. Гуманизация образования
означает поворот к потребностям, интересам и склонностям личности, это знание
и осознание человеком наследия отечественной и мировой культуры,
формирование поколения в соответствии с общественными потребностями.
Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье
— первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам
грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Осознание ответственности
за ребенка — один из признаков гражданской зрелости. Важнейшим этапом
образования является школа., где дается начальное, основное и полное общее
образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения — это
альтернативное образование — один из признаков гуманизации. Если человек в
силу каких-либо обстоятельств (болезни и т.д.) не может овладеть общим
образованием, то возможно заочное приобретение образования, основанное на
самообразовании, на самостоятельной работе над учебными предметами. После
окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где
ведется подготовка квалифицированных работников по разным специальностям;
можно получить среднее профессиональное образование.
Гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность получения
образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста,
состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, наличия судимости и т.д. В целях
реализации права на образование тех граждан, которые нуждаются в социальной
помощи, государство материально помогает инвалидам, предоставляет учащимся,
проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии. За
последние два года правительство РФ увеличивает ежегодно выделяемые средства
на нужды образования, но финансовое и техническое обеспечение наших школ
существенно отстает от школ развитых стран, где большую заботу об
образовании проявляют не только государственные органы, но и крупные
компании — спонсоры учебных заведении.
Право граждан на образование гарантировано государством и признано обществом.
Если у человека нет внутренней потребности в образовании, ему не помогут ни
наличие у него права на образование, ни гарантии со стороны государства.
Билет 20
1. Законодательная, исполнительная, судебная власти в РФ
2. Предпринимательская деятельность
1, Законодательная, исполнительная, судебная власти в РФ
План ответа-.
1. Федеральное собрание— парламент Российской Федерации.
2. Правительство РФ.
3. Судебная власть.
Федеральное собрание РФ (парламент) — высший представительный и
законодательный орган России. Он состоит из двух палат: Совета Федерации
(верхняя палата) и Государственной думы (нижняя). Законодательная
деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной думе. Ее
основное назначение — разрабатывать законы и осуществлять финансовый
контроль за деятельностью правительства. Задача Совета Федерации —
гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских
республик и регионов, исполнялись на всех российских территориях. В Совет
Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (2 от
89). Государственная дума состоит из 450 человек. Половина из них избирается
по мажоритарной системе (один округ — один депутат), вторая половина
избирается по системе пропорционального представительства, т.е. избиратель
голосует не за личность, а за то или иное избирательное объединение (список
кандидатов). Такой порядок выборов стимулирует формирование парламента с
политическими фракциями и независимыми депутатами. Правительство РФ —
исполнительный орган власти. Состоит из председателя Правительства РФ,
заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и
представляет Госдуме федеральной бюджет и обеспечивает его исполнение,
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, осуществляет управление
федеральной собственностью.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут
быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и
пять лет стажа по юридической профессии. Судьи независимы и
подчиняются только конституции РФ. Судьи несменяемы, неприкосновенны.
Разбирательство дел во всех судах открытое (закрытое, только в случаях,
предусмотренных законом). Судопроизводство осуществляется на основе
состязательности и равноправия сторон. Допускается участие присяжных
заседателей. Законодательная, исполнительная, судебная власти РФ действуют
независимо друг от друга в рамках, установленных законом. Каждая из ветвей
власти осуществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права
подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то,
чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Гарантом Конституции и
от всевластия какого-либо государственного органа выступает глава
государства — президент.
2. Предпринимательская деятельность
План ответа:
1. Признаки предпринимательской деятельность.
2. Цели и задачи.
Предпринимательство — это осуществляемая по собственной инициативе,
самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.
Гражданин осуществляет ее, как правило, от своего имени, на свой риск и под
свою имущественную ответственность, это значит, что существует риск в случае
неудачи потерять не только доход, но и свое имущество. Предпринимательством
может заниматься любой гражданин или группа граждан.
Предпринимательство — это действенное средство поддержания стимулов к
высокопроизводительному труду, хозяйскому отношению к делу. Чтобы заниматься
предпринимательством, бизнесом, нужны изобретательный ум, глубокие знания о
предмете с которым связан бизнес, сила воли, твердость духа. Как показывает
опыт развитых стран, настоящие деловые отношения строятся на основе строгих
этических норм — честности, порядочности, верности своему слову, выполнение
своих обязательств. Предпринимательская деятельность должна быть полезна и
самому предпринимателю, и всем людям, которые заинтересованы в хороших,
качественных товарах и услугах. Важно верно оценить свои возможности и найти
свое место.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|