Шпора: Шпоры по обществознанию 9 класс
Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.
Преступление — это предусмотренное уголовным правом общественно опасное
действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению,
предприятию. Преступление — это всегда поведение, деятельность конкретного
человека. Противоправное поведение может быть выражено как в активной
деятельности, так и в бездействии — проступок, при котором законом
возлагается обязанность действовать (например: зная о готовящемся
преступлении). Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16
лет, а за убийство, умышленное телесное повреждение, похищение человека,
кражу, грабеж и т.д. уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Проступок — общественно вредное действие, но в отличие от преступления, он не
считается общественно опасным. Пьянство, дебоши в общественных местах,
безбилетный проезд, мелкие хищения, незаконные сделки, прогул и т.д. — все
эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок
предусматриваются наказания неуголовного характера — в виде предупреждения,
штрафов, возмездного изъятия или конфискации определенных предметов и даже
исправительные работы. Проступок в любой момент может перейти черту закона и
стать общественно опасным,
уголовным деянием.
Состав преступления может быть только в деянии — этим занимается следствие
(органы милиции), которое устанавливает факты, умышленно или по
неосторожности совершено предусмотренное законом общественно опасное деяние.
Закон понятия состава преступление не раскрывает, он лишь объявляет то или
иное деяние — преступлением.
Если общественная опасность деяния отсутствует, хотя оно и попадает под
признаки деяния — оно не является преступлением, а значит и нет состава
преступления, а значит и нет основания для привлечения и уголовной
ответственности
Уголовное наказание возможно лишь при установления (доказанности) совершения
преступления. В зависимости от общественной опасности выделяют категории:
1 тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хищение и т.д.
2 особо тяжкие (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или
высшей мерой).
3 не представляющие большой общественной опасности (по неосторожности
и не более 5 лет).
Билет 7
1, Общение. Культура общения
2, Права человека. Защита прав человека
1. Общение. Культура общения
План ответа,
1, Общение— важная общественная потребность человека.
2. Культура общения— нормы взаимоотношения.
Общение — обмен между людьми определенными результатами их психической
деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками,
чувствами. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью
для человека любого возраста, особенно око важно и желательно в пору юности.
Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения
происходит передача опыта, усвоение тех культурных, нравственных ценностей,
которые выработаны человечеством. Благодаря общению люди учатся оценивать
поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике.
Важные качества человека — принципиальность, отзывчивость, честность, доброта
— проявляются и формируются в общении. Общение способствует развитию
интересов человека, но происходит это избирательно (стремление поделиться
своими знаниями или наоборот). Для человека важно полноценное настоящее
общение.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение
имеет культура общения: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он
хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться; уважение к тому с кем
общаешься признание того, что человек — высшая ценность и общаться с ним надо
бережно и вежливо; уступчивость. Культура общения предполагает, что человек
не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. Если вы будете
внимательны к любому человеку, с которым вступаете во взаимоотношения — это
и будет ключ поведения, доброжелательного общения.
2. Права человека. Защита прав человека
План ответа:
1. Понятие права.
2, Роль права в обществе.
3. Классификация прав человека.
4. Защита прав.
Право — это исторически сложившаяся система ценностей, регулирующая
общественные отношения, нормы человеческого поведения. Право находит свое
выражение в системе юридических норм, правил, которые закрепляют в обществе
представления о порядке и справедливости. Право может быть закреплено в форме
закона, обязательного для выполнения всеми членами общества, или
существовать в виде образца, идеала. На основе прав люди регулируют свои
интересы: материальные, семейные, нравственные, правовые и т.д. Все права
человека условно можно разделить на три группы;
1. Ограждающие — право на жизнь, на неприкосновенность личности,
жилища, на защиту чести и репутация, на тайну корреспонденции и др. Эта
группа прав защищает человека от любого вмешательства в личную жизнь, в том
числе со стороны государства и общества,,
2. Активность самого человека — право на свободу творчества, право
зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний,
право на получение информации и т.д. Эта группа права может быть
реализована, если человек сам активно действует, не нарушает закон. Эти
права обеспечивают человеку свободу активных действий.
3. Группа прав3 обязывающая государство и общество
заботиться о человеке, создать ему социальную защищенность; право на охрану
здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и т.д. Это
социально-экономические права, защищающие человека от плохой, унизительной
для человеческого достоинства жизни: от безработицы, бездомности, нищеты и
т.д.
Всякая классификация прав человека условна, т.к. права едины и неделимы.
Право только тогда право, когда оно может быть защищено судом. Поэтому в
случае нарушения своих прав, а для этого необходимо обладать правовой
культурой (знать свои права, уметь их защищать), гражданин — человек,
имеющий права, должен правильно составить исковое заявление, предоставить
факты (нарушения прав) и обратиться в соответствующий суд — Конституционный,
гражданский. Самым массовым является районный суд. В случае отказа
гражданин обращается в вышестоящий суд — в городской, областной,
республиканский или краевой и, наконец, Верховный Суд. Высшей европейской
инстанцией, если гражданин прошел все этапы судебных разбирательств и ему
было отказано в защите, является Европейский Суд по правам человека в
Страсбурге.
Билет 8
1. Малая группа. Человек в группе
2. Религия. Свобода совести
1. Малая группа. Человек в группе
План ответа,
1. Группа— объединение людей по признакам.
2. Положение человека в группе — роль и поведение.
В группах происходит общение человека с другим человеком. Малыми группами
называются семья, школьный класс, дружеская компания и т.д. Группа — это
реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то
определенным признакам:
1) совместной деятельности (производственной, спортивной,
семейной, учебной и т.д.);
2) единству цели.
3) межличностному взаимодействию.
4) по характеру отношений между членами группы — формальным
(официальным) и неформальным (неофициальным).
Положение человека в малой группе называется статусом. Оно
определяет права, обязанности и привилегии человека, В разных группах (семья,
трудовой коллектив и д.р.) один и тот же человек имеет разный статус, разное
положение — оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется
авторитетом и престижем. Например: в малой группе — семье - отец может быть
главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется)
признаются всеми другими членами семьи. В спортивной команде или в кружке
самодеятельности он же рядовой член, признающий авторитет тренера или
руководителя кружка. В группе человек всегда играет какую-либо роль — роль
члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д. Роли определяют характером
деятельности группы. Наиболее важной является роль лидера. Лидер в группе —
это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместной
деятельности (его слушаются, его руководство признают и т.д.). Через
групповые нормы, ценности, определенные правила к т.д. складываются основы
совместной деятельности. Эти нормы обязательно принимаются и признаются
всеми членами группы. Групповой эгоизм, когда цеди группы достигаются за счет
ущемления интересов отдельных чле-
нов в ущерб интересам всего общества. Например, ученики, не выучившие урок и
под каким-либо предлогом срывающие занятия, чтобы учитель не догадался об
истинной причине их поведения и т.п. Существует три способа реагирования
человека на давление группы:
1) внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию
поведения, мнение группы — все так делают, и я так поступаю.
2) конформизм — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении
с мнением группы.
3) коллективизм — осознанное согласие с мнением группы, принятие и
активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.
Малая группа и человек в ней сопровождают его от рождения до
глубокой старости. Роль, поведение, цели и задачи человека в малой группе
постоянно изменяются, изменяется и сама малая группа, в которой человек
участвует.
2. Религия. Свобода совести
План ответа;
1. Религия — как форма мировоззрения на окружающий мир.
2. Понятие свободы совести и ее роль в обществе.
Религия — это форма мировоззрения, которая удваивает окружающий мир: на мир
реальный, в котором живет человек, и мир потусторонний, в котором пребывает
сверхъестественная сила, Бог (очищенный разум). Религиозное верование — это
внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога (или богов), Бога,
сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы морали, устрашающего
и утешающего, карающего или вознаграждающего. Религиозное верование
предполагает принятие определенных утверждений (догматов), например об
устройстве и происхождении мира, а также правил поведения во всех сферах
жизни как преподанных Богом. Поэтому они принимаются в качестве абсолютно
достоверных во все времена.
Религиозный человек верит, что началом мира, его сердцевиной является Бог —
высшая инстанция, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть
услышанным и понятым. Служение Богу и выполнение его повелений, считают
верующие, составляет смысл человеческой жизни. Религия является одним из
вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни., одним из возможных
мировоззрений. В религии воплощены многие элементы мировой культуры
(искусство, архитектура, музыка и т.д.) Значима и гуманистическая
направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в
качестве абсолютных ценностей, необходимых для поддержания нравственного
миропорядка. Мировая практика выработала нормы и закрепила их в конституции
стран, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о
гражданских и политических правах — гражданин самостоятельно решает, быть ему
приверженцем атеистических (отрицание религии) убеждений или религиозных.
Свобода совести это:
· иметь религию или убеждения; менять религию или убеждения;
· исповедовать религию или убеждения как единолично так и сообща;
· отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды;
· обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей.
Свобода совести позволяет достичь полного равноправия верующих и атеистов.
Билет 9
1. Общество, Основные сферы общественной жизни
2. Глобальные проблемы-человечества
1. Общество. Основные сферы общественной жизни
План ответа:
1. Общество— система совместной деятельности людей.
2. Характеристика четырех сфер общественной жизни.
3. Взаимосвязь общественных отношений.
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть
материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек,
обладающий сознанием и волей. Природа существует независимо от человека и
общества. Поэтому общество — это искусственная природа, надстроенная над
природой естественной в результате совместной деятельности индивидов между
собой. Между природой и обществом существует неразрывная связь, которая
носит взаимный характер. Общество — это система совместной деятельности
людей. Слово система означает целое, составленное из частей, совокупность.
Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.
Общество состоит из огромного количества элементов и подсистем, которые
находятся в постоянном изменении и развитии.
К числу подсистем относят сферы общественной жизни, выделяют четыре:
1) экономическая: связана с производством, обменом,
потреблением и распределением материальных благ в обществе. Проявляет себя
через рынок;
2) социальная: взаимодействие классов, социальных слоев и групп,
связана с положением, которое занимает человек в обществе на основе
выполняемых функций;
3) политическая: система организаций и управления обществом.
Деятельность государственных организаций, политических партий;
4) духовная: связана с моралью, религией, искусством, философией,
деятельностью научных, религиозных организаций и учреждений.
Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое
образование, состоящее из многих частей и элементов — государство, семья,
партии, трудовые коллективы и т.д. Все сферы общества тесно взаимосвязаны и
неотделимы друг от друга. Поэтому многообразные связи, возникающие между
социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе
экономической, социальной политики, культурной жизни и деятельности
называют общественными отношениями.
Выделяют также материальные и духовные отношения, которые находятся во
взаимосвязи и обеспечивают развитие общества — сложного и многогранного
организма.
2. Глобальные проблемы человечества
План ответа:
1. Понятие глобальные проблемы,
2. Причины возникновения,
3. Основные глобальные проблемы.
4. Характеристика глобальных проблем.
В конце XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения
которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.
Глобальные проблемы — это последствия интенсивной, безудержной,
преобразующей деятельности человека, то что охватывает содержание всей
мировой цивилизации и самого человека. В условиях усиления взаимосвязи и
взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия
приобретают общемировой характер. Ученые-глобалисты полагают, что XXI век
несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка современной
мировой цивилизации.
К глобальным проблемам относят:
• разрыв между развитыми странами запада и развивающимися странами
третьего мира;
• угроза новой мировой войны;
• экологический кризис;
• демографическая проблема охраны здоровья человека;
• кризис духовных ценностей.
Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой
технологии, эффективном производстве и т.д., но в тоже время сотни и сотни
миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации — это
проблема между «сытым севером» — небольшая группа высокоразвитых стран и
«голодным Югом» — основная масса стран, живущих в предындустриальном или
индустриальном обществе.
Сохраняется угроза термоядерного пожара — глобальное уничтожение всех людей.
Человечество накопило огромные арсеналы оружия. Нет современной технологии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|