бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по обществознанию 9 класс бесплатно рефераты

Правонарушения принято разделять на два вида: пре­ступление и проступок.

Преступление — это предусмотренное уголовным правом обще­ственно опасное

действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению,

предприятию. Преступление — это всегда поведение, деятельность конкретного

человека. Противо­правное поведение может быть выражено как в активной

деятельно­сти, так и в бездействии — проступок, при котором законом

возла­гается обязанность действовать (например: зная о готовящемся

преступлении). Правонарушителями могут быть признаны гражда­не, достигшие 16

лет, а за убийство, умышленное телесное повреж­дение, похищение человека,

кражу, грабеж и т.д. уголовная ответст­венность наступает с 14 лет.

Проступок — общественно вредное действие, но в отличие от преступления, он не

считается общественно опасным. Пьянство, де­боши в общественных местах,

безбилетный проезд, мелкие хище­ния, незаконные сделки, прогул и т.д. — все

эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок

предусматриваются наказания неуголовного характера — в виде предупреждения,

штрафов, возмездного изъятия или конфискации определенных предметов и даже

исправительные работы. Проступок в любой мо­мент может перейти черту закона и

стать общественно опасным,

уголовным деянием.

Состав преступления может быть только в деянии — этим зани­мается следствие

(органы милиции), которое устанавливает факты, умышленно или по

неосторожности совершено предусмотренное законом общественно опасное деяние.

Закон понятия состава преступление не раскрывает, он лишь объявляет то или

иное деяние — преступлением.

Если общественная опасность деяния отсутствует, хотя оно и попадает под

признаки деяния — оно не является преступлением, а значит и нет состава

преступления, а значит и нет основания для привлечения и уголовной

ответственности

Уголовное наказание возможно лишь при установления (дока­занности) совершения

преступления. В зависимости от обществен­ной опасности выделяют категории:

1 тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хище­ние и т.д.

2 особо тяжкие (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или

высшей мерой).

3 не представляющие большой общественной опасности (по неос­торожности

и не более 5 лет).

Билет 7

1, Общение. Культура общения

2, Права человека. Защита прав человека

1. Общение. Культура общения

План ответа,

1, Общениеважная общественная потребность человека.

2. Культура общениянормы взаимоотношения.

Общение — обмен между людьми определенными результатами их психической

деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками,

чувствами. Общение с другими людьми яв­ляется жизненно важной необходимостью

для человека любого воз­раста, особенно око важно и желательно в пору юности.

Через об­щение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения

происходит передача опыта, усвоение тех культурных, нравственных ценностей,

которые выработаны человечеством. Бла­годаря общению люди учатся оценивать

поступки и отношения, ус­ваивают правила поведения, применяют их на практике.

Важные качества человека — принципиальность, отзывчивость, честность, доброта

— проявляются и формируются в общении. Общение спо­собствует развитию

интересов человека, но происходит это избира­тельно (стремление поделиться

своими знаниями или наоборот). Для человека важно полноценное настоящее

общение.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение

имеет культура общения: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он

хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться; уважение к тому с кем

общаешься признание того, что человек — высшая ценность и общаться с ним надо

бережно и вежливо; уступчивость. Культура общения предполагает, что чело­век

не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. Если вы будете

внимательны к любому человеку, с которым всту­паете во взаимоотношения — это

и будет ключ поведения, добро­желательного общения.

2. Права человека. Защита прав человека

План ответа:

1. Понятие права.

2, Роль права в обществе.

3. Классификация прав человека.

4. Защита прав.

Право — это исторически сложившаяся система ценностей, регу­лирующая

общественные отношения, нормы человеческого поведе­ния. Право находит свое

выражение в системе юридических норм, правил, которые закрепляют в обществе

представления о порядке и справедливости. Право может быть закреплено в форме

закона, обя­зательного для выполнения всеми членами общества, или

существо­вать в виде образца, идеала. На основе прав люди регулируют свои

интересы: материальные, семейные, нравственные, правовые и т.д. Все права

человека условно можно разделить на три группы;

1. Ограждающие — право на жизнь, на неприкосновенность личности,

жилища, на защиту чести и репутация, на тайну коррес­понденции и др. Эта

группа прав защищает человека от любого вмешательства в личную жизнь, в том

числе со стороны государства и общества,,

2. Активность самого человека — право на свободу творчества, право

зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний,

право на получение информации и т.д. Эта груп­па права может быть

реализована, если человек сам активно дейст­вует, не нарушает закон. Эти

права обеспечивают человеку свободу активных действий.

3. Группа прав3 обязывающая государство и общество

заботиться о человеке, создать ему социальную защищенность; право на охрану

здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и т.д. Это

социально-экономические права, защищающие человека от плохой, унизительной

для человеческого достоинства жизни: от безработи­цы, бездомности, нищеты и

т.д.

Всякая классификация прав человека условна, т.к. права едины и неделимы.

Право только тогда право, когда оно может быть защище­но судом. Поэтому в

случае нарушения своих прав, а для этого необ­ходимо обладать правовой

культурой (знать свои права, уметь их за­щищать), гражданин — человек,

имеющий права, должен правильно составить исковое заявление, предоставить

факты (нарушения прав) и обратиться в соответствующий суд — Конституционный,

граждан­ский. Самым массовым является районный суд. В случае отказа

гра­жданин обращается в вышестоящий суд — в городской, областной,

республиканский или краевой и, наконец, Верховный Суд. Высшей европейской

инстанцией, если гражданин прошел все этапы судеб­ных разбирательств и ему

было отказано в защите, является Европей­ский Суд по правам человека в

Страсбурге.

Билет 8

1. Малая группа. Человек в группе

2. Религия. Свобода совести

1. Малая группа. Человек в группе

План ответа,

1. Группа— объединение людей по признакам.

2. Положение человека в группероль и поведение.

В группах происходит общение человека с другим человеком. Ма­лыми группами

называются семья, школьный класс, дружеская ком­пания и т.д. Группа — это

реально существующее образование, в ко­тором люди объединяются по каким-то

определенным признакам:

1) совместной деятельности (производственной, спортивной,

се­мейной, учебной и т.д.);

2) единству цели.

3) межличностному взаимодействию.

4) по характеру отношений между членами группы — формальным

(официальным) и неформальным (неофициальным).

Положение человека в малой группе называется статусом. Оно

определяет права, обязанности и привилегии человека, В разных группах (семья,

трудовой коллектив и д.р.) один и тот же человек имеет разный статус, разное

положение — оно зависит от содер­жания деятельности группы и характеризуется

авторитетом и пре­стижем. Например: в малой группе — семье - отец может быть

главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется)

признаются всеми другими членами семьи. В спор­тивной команде или в кружке

самодеятельности он же рядовой член, признающий авторитет тренера или

руководителя кружка. В группе человек всегда играет какую-либо роль — роль

члена се­мьи, роль работника, роль ученика и т.д. Роли определяют харак­тером

деятельности группы. Наиболее важной является роль лиде­ра. Лидер в группе —

это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместной

деятельности (его слушаются, его руководство признают и т.д.). Через

групповые нормы, ценно­сти, определенные правила к т.д. складываются основы

совмест­ной деятельности. Эти нормы обязательно принимаются и при­знаются

всеми членами группы. Групповой эгоизм, когда цеди группы достигаются за счет

ущемления интересов отдельных чле-

нов в ущерб интересам всего общества. Например, ученики, не выучившие урок и

под каким-либо предлогом срывающие занятия, чтобы учитель не догадался об

истинной причине их поведения и т.п. Существует три способа реагирования

человека на давление группы:

1) внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию

поведения, мнение группы — все так делают, и я так поступаю.

2) конформизм — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении

с мнением группы.

3) коллективизм — осознанное согласие с мнением группы, приня­тие и

активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

Малая группа и человек в ней сопровождают его от рождения до

глубокой старости. Роль, поведение, цели и задачи человека в малой группе

постоянно изменяются, изменяется и сама малая группа, в которой человек

участвует.

2. Религия. Свобода совести

План ответа;

1. Религиякак форма мировоззрения на окружающий мир.

2. Понятие свободы совести и ее роль в обществе.

Религия — это форма мировоззрения, которая удваивает окру­жающий мир: на мир

реальный, в котором живет человек, и мир по­тусторонний, в котором пребывает

сверхъестественная сила, Бог (очищенный разум). Религиозное верование — это

внутренняя убе­жденность в существовании высшей силы, Бога (или богов), Бога,

сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы мо­рали, устрашающего

и утешающего, карающего или вознаграж­дающего. Религиозное верование

предполагает принятие опреде­ленных утверждений (догматов), например об

устройстве и происхождении мира, а также правил поведения во всех сферах

жизни как преподанных Богом. Поэтому они принимаются в качест­ве абсолютно

достоверных во все времена.

Религиозный человек верит, что началом мира, его сердцевиной является Бог —

высшая инстанция, источник силы и помощи, даю­щий человеку возможность быть

услышанным и понятым. Служе­ние Богу и выполнение его повелений, считают

верующие, состав­ляет смысл человеческой жизни. Религия является одним из

вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни., одним из воз­можных

мировоззрений. В религии воплощены многие элементы мировой культуры

(искусство, архитектура, музыка и т.д.) Значима и гуманистическая

направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в

качестве абсолютных ценностей, необ­ходимых для поддержания нравственного

миропорядка. Мировая практика выработала нормы и закрепила их в конституции

стран, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о

гражданских и политических правах — гражданин самостоятельно решает, быть ему

приверженцем атеистических (отрицание религии) убеждений или религиозных.

Свобода совести это:

· иметь религию или убеждения; менять религию или убеждения;

· исповедовать религию или убеждения как единолично так и со­обща;

· отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды;

· обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей.

Свобода совести позволяет достичь полного равноправия ве­рующих и атеистов.

Билет 9

1. Общество, Основные сферы общественной жизни

2. Глобальные проблемы-человечества

1. Общество. Основные сферы общественной жизни

План ответа:

1. Обществосистема совместной деятельности людей.

2. Характеристика четырех сфер общественной жизни.

3. Взаимосвязь общественных отношений.

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней свя­занная часть

материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и

формы их объединения. В центре общест­венного развития стоит человек,

обладающий сознанием и волей. Природа существует независимо от человека и

общества. Поэтому общество — это искусственная природа, надстроенная над

приро­дой естественной в результате совместной деятельности индивидов между

собой. Между природой и обществом существует неразрыв­ная связь, которая

носит взаимный характер. Общество — это сис­тема совместной деятельности

людей. Слово система означает це­лое, составленное из частей, совокупность.

Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Об­щество состоит из огромного количества элементов и подсистем, которые

находятся в постоянном изменении и развитии.

К числу подсистем относят сферы общественной жизни, выде­ляют четыре:

1) экономическая: связана с производством, обменом,

потреблени­ем и распределением материальных благ в обществе. Проявляет себя

через рынок;

2) социальная: взаимодействие классов, социальных слоев и групп,

связана с положением, которое занимает человек в обществе на основе

выполняемых функций;

3) политическая: система организаций и управления обществом.

Дея­тельность государственных организаций, политических партий;

4) духовная: связана с моралью, религией, искусством, философи­ей,

деятельностью научных, религиозных организаций и учреж­дений.

Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, дина­мическое

образование, состоящее из многих частей и элементов — государство, семья,

партии, трудовые коллективы и т.д. Все сферы общества тесно взаимосвязаны и

неотделимы друг от друга. Поэтому многообразные связи, возникающие между

социальными груп­пами, классами, нациями, а также внутри них в процессе

экономи­ческой, социальной политики, культурной жизни и деятельности

на­зывают общественными отношениями.

Выделяют также материальные и духовные отношения, которые находятся во

взаимосвязи и обеспечивают развитие общества — сложного и многогранного

организма.

2. Глобальные проблемы человечества

План ответа:

1. Понятие глобальные проблемы,

2. Причины возникновения,

3. Основные глобальные проблемы.

4. Характеристика глобальных проблем.

В конце XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения

которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.

Глобальные проблемы — это последствия ин­тенсивной, безудержной,

преобразующей деятельности человека, то что охватывает содержание всей

мировой цивилизации и самого че­ловека. В условиях усиления взаимосвязи и

взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия

приобретают общемировой характер. Ученые-глобалисты полагают, что XXI век

несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка современной

мировой цивилизации.

К глобальным проблемам относят:

• разрыв между развитыми странами запада и развивающимися странами

третьего мира;

• угроза новой мировой войны;

• экологический кризис;

• демографическая проблема охраны здоровья человека;

• кризис духовных ценностей.

Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выраже­ны в высокой

технологии, эффективном производстве и т.д., но в тоже время сотни и сотни

миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации — это

проблема между «сытым севером» — небольшая группа высокоразвитых стран и

«голодным Югом» — основная масса стран, живущих в предындустриальном или

индустриальном обществе.

Сохраняется угроза термоядерного пожара — глобальное унич­тожение всех людей.

Человечество накопило огромные арсеналы оружия. Нет современной технологии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6