бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Конституционное право бесплатно рефераты

государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и

правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов

федерации;

· реализацию органами местного самоуправления конституционного права

на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с

возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными

действиями органов государственной власти.

Финансово-Экономическая основа МС.

Экономическая основа местного самоуправления – муниципальная собственность, к

ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства,

и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую

базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Гос-во выделяют МС-ию разл-ые субсидии, дотации и разрабат-ют программы гос-

ой поддержки МС.

Территориальная основа МС.

Территориальная основа местного самоуправления – это городские и сельские

поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом

исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей

Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений

местных представительских органов.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее характеризуется

тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы республики

определяются гос. границей республики.

Республика имеет внутреннюю границу отделяющую ее от иностранных государств.

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является

пространственным пределом ее власти. Территория республики установлена без ее

согласия. Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно КРФ (ст.

38) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Принципы всеобщего, равного избирательного права.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в

выборные органы местного самоуправления РФ являются высшим непосредственным

выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные

волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и

норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в

выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном

голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей

полнотой избирательных прав.(ч/з дипломатические и консульские учреждения)

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от

различн S-ых признаков (пол расса и т.п.)

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных

основаниях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или

против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть

исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Исполнительные органы гос-ой власти. (ОИВ)

В системе властей эта власть организ-ет жизнь всего народа. Она вкл-ет в себя

осн массу гогс служ-их, и гос органов. Её главной ф-ей явл-ся исполнение

законов (по концепции разд властей). Силовые министерства Исп Вл. олицетворяют

принудительную силу гос-ва. Во всех странах ОИВ обнаруживает тенденции к

разбуханию гос. Аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. И тем не менее

роль ОИВ во всех гос-ах велика, она особенно важна там где проводятся реформы –

переход от тоталитаризма к демократии. Пост-социалистические гос-ва , включая

РФ совершают этот переход сразу, провозглашая все цели Пр-го гос-ва. ИВ

– это гос органы связ-ые м/д собой по гориз-ли и вертикали, осущ-ие исполн-е

законов. Классификация : 1. По месту в сис-ме ОИВ: Федеральные и ОИВ

S-ов РФ 2. По порядку образования: Избираемые, назначаемые, и спец-ый порядок.

3. По компетенции: Общая, отраслевая, межотраслевая. 4. По методу реш-ия

?-ов: Коллегиальные и Единоличные. 5. По способу финансированья: Бюджетные и

финансир-ие по смешеному типу. Система ОИВ: Во главе ОИВ стоит

Правительство, ему подчиняются – министерства, гос.коммитеты, спец.ведомства

(федер-е службы, коммисии, агенства и фед.надзоры).

Конст-о пр-ой статус Совета Федерации

СТАТУС

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - парламента

Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с

принятием новой Конституции.

Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом "О

порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации", вступившим в силу 13 декабря 1995, сформирован 23 января 1996 из

руководителей регионов по дол жности. Срок полномочий палаты в целом не

ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком

нахождения его во главе своего региона.

В обиходе Совет Федерации иногда именуют сенатом, а членов Совета Федерации -

сенаторами.

СОСТАВ

К моменту формирования Совета Федерации 23 января 1996 в России были 47

невыборных губернаторских должностей. К концу установленного законом срока

проведения сплошных выборов их осталось 6, а к 19 октября 1997 выборы

состоялись везде.

Единого срока полномочий члена Совета Федерации не существует. Состав палаты

меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после

очередных выборов. Срок полномочий выборных органов власти и глав

администраций не может превышать 5 лет (существуют отступления от закона:

например, президент Калмыкии избран на 7-летний срок). Количество сроков для

одного лица федеральными законами пока не ограничено.

Не установлены и сроки полномочий руководства палаты - председателя и замов.

Правительство РФ.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть

Российской Федерации.

Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ,

заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к

федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель

Госкомимущества, входящие в Президиум Правительства).

Президент лично курирует министерства, которые "подведомственны ему по

вопросам, предусмотренным Конституцией РФ". Истолкование того, какие именно

министерства ему подведомственны, берет на себя сам Президент, и в настоящее

время таковыми считаются МИД, МВД, Минобороны, а с декабря 1997 - и Минюст.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной

Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры -

Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает

новые выборы.

Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя

Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным

Президентом Президент может отправить Правительство в отставку по собственной

инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе

Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях

принимается Президентом. В случае двухкратного вынесения Думой вотума

недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в

отставку, либо распустить Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по

осуществлению внутренней и внешней политки государства. Статья 114

Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка

государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической

политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Конст-Пр-ой статус Президента РФ.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства

Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской

Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность

Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед

Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает

на должность и освобождает от должности заместителей Председателя

Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности

судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской

Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также

кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет

Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора

Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус

которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской

Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской

Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или

комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей

Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Формы участия населения в осущ-ии МС.

Население само Дф-ет систему МС , модель, название органов могут быть

разными. Непосредст-ая демократия выраж-ся в выборах, референдумах, отзывах

, обращениях и в Террит-ых Общ-ых огр-ах самоупр-ия (ОТОС на уровне улицы,

дома и т.п.). В соот-ии с законом должен быть выборный (представительный)

орган; если его нет то ?-ы реш-ся сходами граж-ан.

Организация гос власти в S-ах.

Созд-ие мех-ма власти в S-ах РФ относ-ся к числу ?-ов основы Кат-ых треб-ют

закрепл-ия на К-ом уровне как Федер-ом, так и на региональном. Гос-ая власть

в S-ах осущ-ют образуемые S-ми орг-ы гос-ой власти. Перечнь конкретных орг-ов

S-ов в К-ии не закреплён, но ситема орг-ов гос. Власти должна соотв-ать

республиканской форме правления и принципам пр-го гос-ва. КРФ закрепляет:

1. федеральные ОИВ для осущ-ия своих полномочий могут создавать свои

территор-ые органы и назначать соот-их долж-ых лиц.

2. По Дф-ым полномочиям Федер-ые органы и органы S-ов образуют единую

систему исполн-ой власти в РФ

3. Федер-ые ОИВ могут по соглашению с орг-ми S-ов передавать им часть

своих полномочий , если это не противоречит КРФ.

4. През-нт и правит-во обеспечивают осущест-ие полномочий федер-ой

гос-ой власти по всей РФ

Сущ-ет три основные модели Суд-ой власти в S-ах.

З-д-ные (представительные) органы вл-ти в S-ах принимают К-ии

(уставы),законы,бюджеты.В респ-ах, краях, областях зак-дат-ая влсть осущ-ет

народное представт-во и осущ-ют законодат-ую власть. Но в вопросах

компетенции и отнош-ий с ОИВ орг-ны зак-дат-ой власти разных S-ов

неодинаковы. Различия касаются форм орг-ии зак-дат-го процесса и процедур

рассмотр-я ?-ов.

Правовой статус S-ов.

Он ограничевается несколькими главами К-ии. Изменение кат-ых возможно только

с одобрения зак-дат-ой власти не менее чем 2/3 S-ов РФ. S-ты принимают свои

уставы, конст-ии, и др акты, они сами устанавл-ют своё наименование, а в

случае его изменения оно вносится в соот-ю статью К-ии. Но пр-ой статус S-ов

не во всём одинаков (Н-р: республики объявлены гос-ми в то время как др S-ты

имеют статус гос-го образования – из этого следует ассиметричность Росийского

федерализма). С помощью ФКЗ можно изменить статус S-та.. S-ты не в пр

вмешиваться в компетенцию федер-ых орг-ов гос-й власти, но они учавствуют в

решении этих ?-в по стедствам их представителей в Федер-ом Собрании.

Федеральный закон не может вторгаться в исключ-ую сферу дей-ти S-ов РФ, но в

?-ах совместного веденья акты S-ов должны соот-ать федеральным. О

разграничении предмето веденья могут заключаться договора. Договор не может

изменять К-ый статус S-ов. S-ты со своей Пр-ой системой образуют подинститут

К-го Пр. Пр-ой статус S-та может быть расширен путём создания в его пределах

особой экономической зоны (допол-ые пр и льготы в области таможни, транзита,

налогов, режима инвестиций предпринимательской дей-ти). Уставы строятся на

общих принципах с К-ей. Система органов гос-ой власти устанавл-ся

самостоятельно, но при наличии двух условий: 1. Сответствие основам К-го

строя (раздел. властей) 2. Система органов должна строится на общих принципах

организации исполнит-ых и представительных органов гос-ой власти в соот-ии с

СЗ. S-ты в пр-е осущ-ть м/д-народные, и внешне-экономические в ограниченом

кол-ве.

Прнятие и формы гос. Устр-ва.

- политико-территориальная организация власти, опр-ая пр-е положение

региональных частей гос-ва и их взаимоотн-я с центральнои властью => гос.

Устр-во опр-ет меру централизации и децентр-ии власти. ФОРМЫ гос. Устр-ва: 1.

Унитарное го-во- это единое гос-во внутри кат-рого нет гос-ых образований, а

есть Админ-о-территор-ые единицы, не обладающие полит-й самосто-ю 2.

Федеративное гос-во – это союз гос-ых образований каждое из каторых обладает

Дф-ой самостоятельностью. S-ты такого союза имеют равные права и статус. 3.

Теоретически есть ещё и Конфедерация(СНГ).

Государственно правовой статус РФ.

Особенностью РФ является то, что её федерализм переживает переходный период,

обретает демократические формы в сложных экономич-их и полит-их условиях

отсюда незавершённость и иногда противоречивость норм Дф-их Пр-ой статус РФ и

её S-ов. Ещё не приняты многие ФЗ предусмотреные КРФ. Не сложилась судебная

практика по спорам окомпетенции, нет отрегулир-ой системы исполн-ой власти.

Взаимодействие правительства с органами законодат-ой и судебной власти.

Правит-во рассматривает и вносит в гос-думу проекты ФКЗ и КЗ, учавствует в

законопроектной дей-ти през-та и парламента. От него исходит основно поток

законопроектов. Законопректная дей-ть правит-ва осущ-ся в соот-ии с принятыми

им программами ипланами. Законопрект вносится прав-ом в гос-думу с

приложением док-ов, предусмотренных регламентом гос-думы. Официальные

представители правительства в парламенте обосновывают необходимость приняти

законов. ОИВ не имеет права внести законопроект на раасмотр-е парламента

минуя правительство. МинЮст-ий явл-ся координирующим органом правит-ва при

разработке законопректов.

Коснт-ый суд имеет пр на отмену актов прав-ва , если они будут признаны им

неК-ми.

Предвыборная аггетация.

Кондидатам и избер-обьединениям гарантируется равный доступ к СМИ. Так же

могут проводится дебаты , демонстрации, митинги. Долж-ые лица, зарег-ые

кондидатами освобожд-ся от выполн-ия своих обяз-ей на время выборов.

Журналистам, долж-ым лицам СМИ и работникам ГТРК запрещается учавствовать в

аггетации, если они явл-ся кондидатами или их представителями. Предвыборная

аггетация начинается с момента рег-ии и прекращ-ся за день до выборов. В СМИ

выделяется Дф-ое эфирное время для аггетации, кроме того есть возможность

преобретения дополнительного (платного) эфирного времяни.

Порядок Выдвижния и рег-ии кондидатов.

Пр выдвиж-ия принадлежит избер-ым объед-ям и блокам, а так же лицам в порядке

самовыдвижения. Реш-ия о выдвижении кондидатов от избер-ых объед-ий и блоков

принимаются тайным голос-ием. В их поддержку собираются подписи. Максим-е

число подписей – 2% от общ числа изберателей. Кондидат не может быть уволен

по инициативе админ-ии во вр проведения выборов. Мотивом отказа в рег-ии

может быть только несоблюдение зкона. В случае отказа кондидату выдаётся

копия реш-ия коммисии о мотивации отказа. Кондидаты на время проведения

Страницы: 1, 2, 3, 4