Шпора: Конституционное право
Шпора: Конституционное право
Место и роль как базовой отрасли.
КП– ведущая отрасль, т.к её нормы устан-ют:
1. осн полож-я для остал-ых отрасл. Пр: а) верх-во закона. б) суб-
орд-я пр-ых актов. в) нормы КП уст-ют в каких случ-ях закон имеет обратн
силу.
2. рег-ют наиб-ее важн-е общ-е отнош-я.
3. Если изм-ся нормы КП то изм-ся нормы др отраслей.
4. порядок принятия, опубл-ия, вступл-я в силу всех пр-ых актов.
5. порядок толков-ия КРФ и законов.
6. порядок отмены и преост-ия пр-ых актов.
Кконст-но Пр-ые нормы.
Конституционные нормы- это уст-ые гос-ом обще-обяз-ые правила поведения
которые регулир-ют отнош-я вытекающ-е из основ орг-ии гр-го общ-ва,
взаимо-отнош-ия гос-ва и чел-а, национально-терри-ой стр-ры гос-ва, орг-ии
дей-ти его органов и основ МС.
В науке уделено мало внимания конст-ым нормам. Признаки пр-ой нормы КП: 1.
Исходят от гос-ва 2. Общеобяз-ые нормы поведения 3. Носят гос-но власт-й
характер. 4. Охр-ся гос-ом. 5. Закреп-сы в Дф-ых по форме актах.
Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам
(КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм
(нормы-принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый
мех-изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8.
Носят комплексный характер.
Соотнош-ие норм КРФ и норм КПр. Точки зрен:
1. Все нормы КРФ – явл- конст-.нормами.
2. Не все нормы КРФ явл-ся конст-ми нормами (+ Земель Пр, Процес-е Пр
и т.п.)
Общ т.зр.: 1. Конст. Нормы сост осн часть КПр. 2. Конст нормы по своему содерж-ю
значит-о шире гос-о пр-ых норм. 3. Гос-пр-ые нормы включ-ют нормы КРФ и др.
актов рег-их гос-о пр-ые отнош-ия. Классиф-ии норм:
1. по характеру содерж-ся в них предпис-й: 1)Управомачивающие
2)обязывающие 3) запрещающие.
2. По содерж-ию: 1)Основы конст-го строя 2) гос. Устр-ва 3)Сис-ма
орг-ов гос-ва 4)Осн-е пр. чел-а и гр-на. 5)оновы ОМС.
3. По терр-ии дейст-я: 1)Федер-ые 2)регион-е 3)муниц-ые.
4. По степени ДФ-ия обяз-ти предпис-ия: 1) императивные(обяз-ие) 2)
диспозит-ые(по соглаш-ю) 3)Альтернативные 4) Рекомен-ые
5. В завис-ти от выполн-ой ф-ии: 1) Пр-нанаделит-ые 2) Пр-охран-ые.
6. По назнач-ию в мехме пр-го регул-ия: 1) матерь-ые(уст-ют повед-
ие, соверш-ие дейст-ий). 2) Процессуальные.
7. По степени ДФ-ти правил повед-ия: 1) конкретно-регулятивные(чётко
Дф-ют правила повед-ия). 2) обще-регулят-ые.
8. По дейст-ю во времмяни: 1) нормы с огранич сроком дейст-ия 2) с не
Дф-ым сроком.
9. По V-у регулир-ия: 1) Общие(регул-ют несколько видов отнош-ий) 2)
Специальные (рег-ют Дф-ый вид отн-ий) 3) Исключительные.
10. По Юр. Силе: 1) Нормы содерж-ся в КРФ. 2) В федер-ых конст-ых
законах. 3) В ФЗ. 4) в м/д-нар-ых дог-ах 5)В указах презта 6) в пост-ях палат
парл-та и т.д. до муниц-го уровня.
Виды Конст-ых норм: 1.Нормы-правила 2. Нормы-принципы 3.Нормы-программы
4. Нормы-деклорации. 5. Нормы-разьясния. 6. Нормы-определ-ия.
Предмет, Развитие взглядов.
Предмет – круг общ-х отнош., рег-ых данной отр-ю.
1. -я т.з. Кравчук- Предмет-осущест-е власти. Широкое опред-ие.
2. Баглай. Предмет: 1.-Защита пр и свобод чел-ка и гр-на. 2. Устр-во
гос-ва.
–я т.з. Кутафин, Козлова. – Предмет: 1. Основы конст. Строя. 2. Пр-ое полож-е
чел-а и и гр-на. 3. Гос. Устр-во (Федеративное). 4. Установл-е сист-мы
принципов орг-ии и дей-ти орг-ов гос-ва. 5. Основы ОМС.
Структра Конст-й нормы.
Специфика нормы: 1) в одних нормах только диспозиция 2) диспоз-ия и гипотеза 3)
в др только санкция. Отличия: 1. Не связаны с мерами Уг. Адм. Гр.
Дисцип. и Матерь-ой ответст-ти , а специфичны по своему содерж-ию. 2. Нормы не
уст-ют ответст-ть т.к. их исполнение обесп-ся санкциями дротраслей пр.
Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам
(КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм
(нормы-принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый
мех-изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8.
Носят комплексный характер.
Виды Конст-ых санкции: 1.связ-ые с досроч-ым лишением статуса гос. Органа,
долж лица, общ-го обьед-ия (роспуск гос-думы, вырж-е недоверия прав-ву,
инпичмент прекращ-ие дей-ти общ-го обьед-ия на сон-ии реш-ия суда) 2. Санкции
связ-ые с наруш-ем и устранением К-ых пр-наруш-ий.(отмена не-К-ых актов) 3.
Огранич-ие или лишение общ-го или спец-го статуса (лиш-ее неприкосн-ти и т.п.)
4. За наруш-ие парламентских процедур (предупреж-ие вытуп-го, лишение депутата
пр. выст-ть на разные сроки, удал-ие из зала засед-ий). Конст-ая
ответственность.
Рассм-ся как самост-ый вид ответст-ти включ-ий в себя моральную, юр-ю и
политич-ю ответст-ти; это обьясн-ся: полит-ой окраской общ-ых отнош-ийи тем
что в К-ии закрепл-ы осн-ые идеологич-ие принципы, что предаёт ей Пр-ю
окраску.
Источники К-ой ответст-ти: КРФ, ФКЗ, ФЗ, Акты през-та, уставы и законы
S-ов РФ, Уставы и иные пр-ые акты муниц-ых образ-ий.
Основания К-ой ответст-ти: 1. Наруш-ие норм отрасл-го зако-д-ва
2.наруш-ие норм КРФ и конс пр.
Признаки юр-ой ответст-ти (К-ая отв-ть облад-ет ими): 1. Связана с
наруш-ем пр-ых норм 2. Может быть связана с др видами отв-ти. В гос праве
возможна отв-ть без вины.
S-ты Конст-ой отв-ти: 1.Орг-ны гос-ва (пре-т , гос дума прав-во) 2.ОМС
3.Долж-ые лица 4.Избер-комы и их члены 5.Изберблоки и их обьед-ия 6. Общ-ые
обьед-ия 7.Депутаты 8.Кондидаты в депутаты 9.Уполномоченые по Пр-ам чел-а 10.
Физические лица.
Особенности: 1. Многобразие S-ов 2. Санкции применяются к даже к группам
лиц (избирателям). 3. Возможна ответст-ть без вины. 4. Нормы КПР уст-ют
принципы юр-ой ответс-ти которая конкретиз-ся в др отраслях пр. 5. Гос отв-ть
явл-ся самомт-ым видом ответст-ти, наполнена моральным политич-им содерж-ем.
Гос-но Пр-ые отнош-ия.
- Явлсся одним из видов Пр-отнош-ий обладаюфим общими чертами , присущими для
пр-отнош-ий: 1. Возник-ет м/д S-ми на основе норм пр. 2. Связь порождает Дф-ые
юр-е пр и обяз-ти. 3. Связь поддерж-ся принудит-ой силой гос-ва.
Особенности К-ых Пр-отнош-ий: 1. Власти-отнош-ия т.к. они возник-ют по
поводу осущ-ия народного,национального суверенитета и гос-ой власти. 2.
Отлич-ся содерж-ем т.к В основном возник-ют по поводу основ К-го строя, пр-го
статуса чел-а и гр-на. 3. Особый S-ый состав (от народа до физ-их лиц). 4.
Отличаются многообразием. 5. Не все К-ые отнош-ия порожд-ся конст-ми нормами, в
силутого многие нормы не влекут возникнов-ие К-ых пр-отнош-ий (принципы,
правила). Гос-но-Пр-ые отнош-ия - это общ-ые отнош-я регул-ся
нормами гос-го пр, содерж-ем кат-ых явл-ся связь м/д S-ми в форме взаимных пр
иобяз-ей уст-ых пр-ой нормой. Виды К-ых отнош-ий: 1. По содерж-ию:
К-ый строй, статус чел-а, гос. Устр-во, орг-ия и дей-ть орг-ов гос-ва и ОМС
2.По целевому назначению: Пр-установит-ые и пр-охр-ые. 3. По назнач-ию:
матерь-ые, процессуальные. 4. По фоме: пр-ое сост-ие и пр-отнош-ие в собств
смысле. 5. В завис-ти от вр-ни дейст-ия: пост-ые и временные. 6. По степени
конкретизации отношений: обще-регулятивные, относительные, абсолютные. 7. По
характеру обяз-ей: активные и пассивные.
Субъекты государственного пр-отнош-ия.
- это участники пр-отношений м/д каторыми возникают юр-ие пр и обяз-ти.
Группы S-ов: 1. Физич-е лица (гр-не РФ, иностр-е гр-не, беженцы, вынужд-е
переселенцы, полит-эмигранты). 2. Савокупность людей: а)ассоциированая (общ-ые
объединения, избир-е объед-я и блоки, инициативные группы гр-ан, полит-е
объединения). б) неассоциированная – народ, нация, нац-е меньшинства, насел-ие
S-ов и муниц-ых обр-ий, собрания граж-ан, сельские сходы. 3. Территор-ые
объед-ия (гос-ва, S-ты РФ, Админ-но-территор-ые единицы, избир-ые округа и
участки). 4. Органы гос-ва. 5. Внешне-руковод-ие и вспомогательные органы
гос-ва (сове госдумы, коммитеты и коммисии закон-дат-ой власти, коммисии
комитеты , помошники советники при през-те). 6. ОМС, представ-ые органы МС,
главы муниц-ых обр-ий и исполнительные органы МС, органы террито-го общ-го
самоуправл-ия. 7. Полномоченые представители, их объединения (депутаты,
кондидаты, их доверенные лица, помошники, представители).
Объекты К-пр-ых отнош-ий.
Это явления соц-ой дейст-ти по поводу каторых возникают взаимо-отнош-ия.
1-я т.зр.: Объекты К-ых Пр-отн-ий – это основы К-ых строя, пр-ое положение
чел-а и гр-на, гос. Устройства и органов гос-ва(т.е то что явл-ся предметом
конст-го пр).
2-я т.зр.: Объекты- это Пр-а и свободы, власть , суверенитет, территория, а
так же действия и события явл-ся основой для возникновения общ-ых отношений.
Право полит-го убежища.
Этим пр может польз-ся любой чел-ек каторого преследуют за его убеждения, или
за действия или бездействия не признаваемые в РФ преступлением это закреплено
во всеобщей деклорации пр чел-а. Могут выдоваться лица обвиняемые в
совершении прест-ия, или осужденых для отбывания наказания в др странах, это
возможно на основе ФЗ(которого нет) или на основн м/д народных договоров. В
целом законодательством этот ?-ос не урегулирован и из-за этого происходит
много недоразумений.
Пр-ой статус беженцев и вынужденых переселенцев.
Беженцы – это лица не имеющие граж-ва РФ, но прибывшие или желающие
прибыть на террит-ию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой
страны своей гр-ой принадлежностью из опасений стать жертвой преследований по
признаку: рассы, национальности и т. д. Беженцем не может стать лицо
совершившее прест-ие против мира и человечности, военное праст-ие, или др
неполитическое прест-ие.
Статус беженца: позволяет работать по найму или заниматься
предприниматель-ой дей-тью , преобретать в собств-ть недвиж-ое им-во(на
условиях иностр граждан) , ходатайствовать о получении граж-ва РФ. Беженец не
может быть возвр-ён против его воли в страну каторую он покинул, но при Дф-ых
условиях он теряет статус беженца(при получении гражд-ва РФ, выезде за пределы
РФ на пост-ое место жит-ва, добровольном принятии защиты гос-ва территорию
кат-го он покинул). ФМС (Фед. Мигр Служба) оказывает помощь в приёме,
признании, размещении и обустройстве беж-ев.
Вынужденые Переселенцы (Вын. Пер.) – это граж-не РФ каторые вынуждены или
имеют намеренье покинуть пост-ое место жит-ва на терр-ии др. гос-ва или РФ.
Причиной для этого те же что и для беженцев
Местное самоуправление как основа К-го строя.
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы
управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства
власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В
Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом
принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением
(под свою ответственность) вопросов локального значения, владения,
пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со
статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
Через референдумы, выборы, собрания и сходы;
Посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Гарантии местного самоупрвления.
Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами
самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов
и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного
самоуправления.
Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:
· органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти
· изменение границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, допускается с учетом мнения населения
· структура органов местного самоуправления определяется население
самостоятельно
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных
возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133)
гарантирует:
· судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления
· компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной власти
· гарантии местного самоуправления более детального закрепляются
федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ
ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного
самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов
самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Организационная основа МС.
Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное
самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти.
Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями,
участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве
представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по
реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного
самоуправления относятся:
· Представительные органы самоуправления
· Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах)
· Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.)
- Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления
Понятие и система МС.
Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное
правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу
основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить,
как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется
организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение
населением вопросов местного характера и управление муниципальной
собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем
различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы
местной власти.
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями
местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под
полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет
выделить следующие основные функции:
· обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)
· управление муниципальной собственностью (ст. 132)
· обеспечение развития соответствующей территории
· охрана общественного порядка (ст.132)
· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией РФ (ст. 133)
· обеспечение потребностей населения в социально-культурных,
коммунально-бытовых и иных услугах
Принципы местного самоупрвления.
· К принципам местного самоуправления относятся следующие
основополагающие принципы: 1. Соблюдение пр чел-а. 2.Принцип гос-ой
поддержки. 3. Принцип экономической самостоятельности организационной
самостоятельности.
Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов
управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно
регулирует:
· выбор населением организационных форм самоуправления, его
структуры, формирования соответствующих органов;
· управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием
и исполнением местного бюджета;
· осуществление органами местного самоуправления отдельных
Страницы: 1, 2, 3, 4
|