бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Конституционное право бесплатно рефераты

Шпора: Конституционное право

Место и роль как базовой отрасли.

КП– ведущая отрасль, т.к её нормы устан-ют:

1. осн полож-я для остал-ых отрасл. Пр: а) верх-во закона. б) суб-

орд-я пр-ых актов. в) нормы КП уст-ют в каких случ-ях закон имеет обратн

силу.

2. рег-ют наиб-ее важн-е общ-е отнош-я.

3. Если изм-ся нормы КП то изм-ся нормы др отраслей.

4. порядок принятия, опубл-ия, вступл-я в силу всех пр-ых актов.

5. порядок толков-ия КРФ и законов.

6. порядок отмены и преост-ия пр-ых актов.

Кконст-но Пр-ые нормы.

Конституционные нормы- это уст-ые гос-ом обще-обяз-ые правила поведения

которые регулир-ют отнош-я вытекающ-е из основ орг-ии гр-го общ-ва,

взаимо-отнош-ия гос-ва и чел-а, национально-терри-ой стр-ры гос-ва, орг-ии

дей-ти его органов и основ МС.

В науке уделено мало внимания конст-ым нормам. Признаки пр-ой нормы КП: 1.

Исходят от гос-ва 2. Общеобяз-ые нормы поведения 3. Носят гос-но власт-й

характер. 4. Охр-ся гос-ом. 5. Закреп-сы в Дф-ых по форме актах.

Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам

(КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм

(нормы-принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый

мех-изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8.

Носят комплексный характер.

Соотнош-ие норм КРФ и норм КПр. Точки зрен:

1. Все нормы КРФ – явл- конст-.нормами.

2. Не все нормы КРФ явл-ся конст-ми нормами (+ Земель Пр, Процес-е Пр

и т.п.)

Общ т.зр.: 1. Конст. Нормы сост осн часть КПр. 2. Конст нормы по своему содерж-ю

значит-о шире гос-о пр-ых норм. 3. Гос-пр-ые нормы включ-ют нормы КРФ и др.

актов рег-их гос-о пр-ые отнош-ия. Классиф-ии норм:

1. по характеру содерж-ся в них предпис-й: 1)Управомачивающие

2)обязывающие 3) запрещающие.

2. По содерж-ию: 1)Основы конст-го строя 2) гос. Устр-ва 3)Сис-ма

орг-ов гос-ва 4)Осн-е пр. чел-а и гр-на. 5)оновы ОМС.

3. По терр-ии дейст-я: 1)Федер-ые 2)регион-е 3)муниц-ые.

4. По степени ДФ-ия обяз-ти предпис-ия: 1) императивные(обяз-ие) 2)

диспозит-ые(по соглаш-ю) 3)Альтернативные 4) Рекомен-ые

5. В завис-ти от выполн-ой ф-ии: 1) Пр-нанаделит-ые 2) Пр-охран-ые.

6. По назнач-ию в мехме пр-го регул-ия: 1) матерь-ые(уст-ют повед-

ие, соверш-ие дейст-ий). 2) Процессуальные.

7. По степени ДФ-ти правил повед-ия: 1) конкретно-регулятивные(чётко

Дф-ют правила повед-ия). 2) обще-регулят-ые.

8. По дейст-ю во времмяни: 1) нормы с огранич сроком дейст-ия 2) с не

Дф-ым сроком.

9. По V-у регулир-ия: 1) Общие(регул-ют несколько видов отнош-ий) 2)

Специальные (рег-ют Дф-ый вид отн-ий) 3) Исключительные.

10. По Юр. Силе: 1) Нормы содерж-ся в КРФ. 2) В федер-ых конст-ых

законах. 3) В ФЗ. 4) в м/д-нар-ых дог-ах 5)В указах презта 6) в пост-ях палат

парл-та и т.д. до муниц-го уровня.

Виды Конст-ых норм: 1.Нормы-правила 2. Нормы-принципы 3.Нормы-программы

4. Нормы-деклорации. 5. Нормы-разьясния. 6. Нормы-определ-ия.

Предмет, Развитие взглядов.

Предмет – круг общ-х отнош., рег-ых данной отр-ю.

1. -я т.з. Кравчук- Предмет-осущест-е власти. Широкое опред-ие.

2. Баглай. Предмет: 1.-Защита пр и свобод чел-ка и гр-на. 2. Устр-во

гос-ва.

–я т.з. Кутафин, Козлова. – Предмет: 1. Основы конст. Строя. 2. Пр-ое полож-е

чел-а и и гр-на. 3. Гос. Устр-во (Федеративное). 4. Установл-е сист-мы

принципов орг-ии и дей-ти орг-ов гос-ва. 5. Основы ОМС.

Структра Конст-й нормы.

Специфика нормы: 1) в одних нормах только диспозиция 2) диспоз-ия и гипотеза 3)

в др только санкция. Отличия: 1. Не связаны с мерами Уг. Адм. Гр.

Дисцип. и Матерь-ой ответст-ти , а специфичны по своему содерж-ию. 2. Нормы не

уст-ют ответст-ть т.к. их исполнение обесп-ся санкциями дротраслей пр.

Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам

(КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм

(нормы-принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый

мех-изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8.

Носят комплексный характер.

Виды Конст-ых санкции: 1.связ-ые с досроч-ым лишением статуса гос. Органа,

долж лица, общ-го обьед-ия (роспуск гос-думы, вырж-е недоверия прав-ву,

инпичмент прекращ-ие дей-ти общ-го обьед-ия на сон-ии реш-ия суда) 2. Санкции

связ-ые с наруш-ем и устранением К-ых пр-наруш-ий.(отмена не-К-ых актов) 3.

Огранич-ие или лишение общ-го или спец-го статуса (лиш-ее неприкосн-ти и т.п.)

4. За наруш-ие парламентских процедур (предупреж-ие вытуп-го, лишение депутата

пр. выст-ть на разные сроки, удал-ие из зала засед-ий).

Конст-ая

ответственность.

Рассм-ся как самост-ый вид ответст-ти включ-ий в себя моральную, юр-ю и

политич-ю ответст-ти; это обьясн-ся: полит-ой окраской общ-ых отнош-ийи тем

что в К-ии закрепл-ы осн-ые идеологич-ие принципы, что предаёт ей Пр-ю

окраску.

Источники К-ой ответст-ти: КРФ, ФКЗ, ФЗ, Акты през-та, уставы и законы

S-ов РФ, Уставы и иные пр-ые акты муниц-ых образ-ий.

Основания К-ой ответст-ти: 1. Наруш-ие норм отрасл-го зако-д-ва

2.наруш-ие норм КРФ и конс пр.

Признаки юр-ой ответст-ти (К-ая отв-ть облад-ет ими): 1. Связана с

наруш-ем пр-ых норм 2. Может быть связана с др видами отв-ти. В гос праве

возможна отв-ть без вины.

S-ты Конст-ой отв-ти: 1.Орг-ны гос-ва (пре-т , гос дума прав-во) 2.ОМС

3.Долж-ые лица 4.Избер-комы и их члены 5.Изберблоки и их обьед-ия 6. Общ-ые

обьед-ия 7.Депутаты 8.Кондидаты в депутаты 9.Уполномоченые по Пр-ам чел-а 10.

Физические лица.

Особенности: 1. Многобразие S-ов 2. Санкции применяются к даже к группам

лиц (избирателям). 3. Возможна ответст-ть без вины. 4. Нормы КПР уст-ют

принципы юр-ой ответс-ти которая конкретиз-ся в др отраслях пр. 5. Гос отв-ть

явл-ся самомт-ым видом ответст-ти, наполнена моральным политич-им содерж-ем.

Гос-но Пр-ые отнош-ия.

- Явлсся одним из видов Пр-отнош-ий обладаюфим общими чертами , присущими для

пр-отнош-ий: 1. Возник-ет м/д S-ми на основе норм пр. 2. Связь порождает Дф-ые

юр-е пр и обяз-ти. 3. Связь поддерж-ся принудит-ой силой гос-ва.

Особенности К-ых Пр-отнош-ий: 1. Власти-отнош-ия т.к. они возник-ют по

поводу осущ-ия народного,национального суверенитета и гос-ой власти. 2.

Отлич-ся содерж-ем т.к В основном возник-ют по поводу основ К-го строя, пр-го

статуса чел-а и гр-на. 3. Особый S-ый состав (от народа до физ-их лиц). 4.

Отличаются многообразием. 5. Не все К-ые отнош-ия порожд-ся конст-ми нормами, в

силутого многие нормы не влекут возникнов-ие К-ых пр-отнош-ий (принципы,

правила). Гос-но-Пр-ые отнош-ия - это общ-ые отнош-я регул-ся

нормами гос-го пр, содерж-ем кат-ых явл-ся связь м/д S-ми в форме взаимных пр

иобяз-ей уст-ых пр-ой нормой. Виды К-ых отнош-ий: 1. По содерж-ию:

К-ый строй, статус чел-а, гос. Устр-во, орг-ия и дей-ть орг-ов гос-ва и ОМС

2.По целевому назначению: Пр-установит-ые и пр-охр-ые. 3. По назнач-ию:

матерь-ые, процессуальные. 4. По фоме: пр-ое сост-ие и пр-отнош-ие в собств

смысле. 5. В завис-ти от вр-ни дейст-ия: пост-ые и временные. 6. По степени

конкретизации отношений: обще-регулятивные, относительные, абсолютные. 7. По

характеру обяз-ей: активные и пассивные.

Субъекты государственного пр-отнош-ия.

- это участники пр-отношений м/д каторыми возникают юр-ие пр и обяз-ти.

Группы S-ов: 1. Физич-е лица (гр-не РФ, иностр-е гр-не, беженцы, вынужд-е

переселенцы, полит-эмигранты). 2. Савокупность людей: а)ассоциированая (общ-ые

объединения, избир-е объед-я и блоки, инициативные группы гр-ан, полит-е

объединения). б) неассоциированная – народ, нация, нац-е меньшинства, насел-ие

S-ов и муниц-ых обр-ий, собрания граж-ан, сельские сходы. 3. Территор-ые

объед-ия (гос-ва, S-ты РФ, Админ-но-территор-ые единицы, избир-ые округа и

участки). 4. Органы гос-ва. 5. Внешне-руковод-ие и вспомогательные органы

гос-ва (сове госдумы, коммитеты и коммисии закон-дат-ой власти, коммисии

комитеты , помошники советники при през-те). 6. ОМС, представ-ые органы МС,

главы муниц-ых обр-ий и исполнительные органы МС, органы террито-го общ-го

самоуправл-ия. 7. Полномоченые представители, их объединения (депутаты,

кондидаты, их доверенные лица, помошники, представители).

Объекты К-пр-ых отнош-ий.

Это явления соц-ой дейст-ти по поводу каторых возникают взаимо-отнош-ия.

1-я т.зр.: Объекты К-ых Пр-отн-ий – это основы К-ых строя, пр-ое положение

чел-а и гр-на, гос. Устройства и органов гос-ва(т.е то что явл-ся предметом

конст-го пр).

2-я т.зр.: Объекты- это Пр-а и свободы, власть , суверенитет, территория, а

так же действия и события явл-ся основой для возникновения общ-ых отношений.

Право полит-го убежища.

Этим пр может польз-ся любой чел-ек каторого преследуют за его убеждения, или

за действия или бездействия не признаваемые в РФ преступлением это закреплено

во всеобщей деклорации пр чел-а. Могут выдоваться лица обвиняемые в

совершении прест-ия, или осужденых для отбывания наказания в др странах, это

возможно на основе ФЗ(которого нет) или на основн м/д народных договоров. В

целом законодательством этот ?-ос не урегулирован и из-за этого происходит

много недоразумений.

Пр-ой статус беженцев и вынужденых переселенцев.

Беженцы – это лица не имеющие граж-ва РФ, но прибывшие или желающие

прибыть на террит-ию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой

страны своей гр-ой принадлежностью из опасений стать жертвой преследований по

признаку: рассы, национальности и т. д. Беженцем не может стать лицо

совершившее прест-ие против мира и человечности, военное праст-ие, или др

неполитическое прест-ие.

Статус беженца: позволяет работать по найму или заниматься

предприниматель-ой дей-тью , преобретать в собств-ть недвиж-ое им-во(на

условиях иностр граждан) , ходатайствовать о получении граж-ва РФ. Беженец не

может быть возвр-ён против его воли в страну каторую он покинул, но при Дф-ых

условиях он теряет статус беженца(при получении гражд-ва РФ, выезде за пределы

РФ на пост-ое место жит-ва, добровольном принятии защиты гос-ва территорию

кат-го он покинул). ФМС (Фед. Мигр Служба) оказывает помощь в приёме,

признании, размещении и обустройстве беж-ев.

Вынужденые Переселенцы (Вын. Пер.) – это граж-не РФ каторые вынуждены или

имеют намеренье покинуть пост-ое место жит-ва на терр-ии др. гос-ва или РФ.

Причиной для этого те же что и для беженцев

Местное самоуправление как основа К-го строя.

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы

управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства

власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ

осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы

государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В

Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы

местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом

принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением

(под свою ответственность) вопросов локального значения, владения,

пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со

статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Гарантии местного самоупрвления.

Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами

самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов

и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного

самоуправления.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих

полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:

· органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти

· изменение границ территорий, в которых осуществляется местное

самоуправление, допускается с учетом мнения населения

· структура органов местного самоуправления определяется население

самостоятельно

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных

возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133)

гарантирует:

· судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления

· компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате

решений, принятых органами государственной власти

· гарантии местного самоуправления более детального закрепляются

федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ

ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного

самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов

самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Организационная основа МС.

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное

самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти.

Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями,

участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве

представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по

реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного

самоуправления относятся:

· Представительные органы самоуправления

· Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах)

· Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.)

- Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления

Понятие и система МС.

Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное

правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу

основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить,

как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется

организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение

населением вопросов местного характера и управление муниципальной

собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем

различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы

местной власти.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ­циями

местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле­ния (под

полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно­сти) позволяет

выделить следующие основные функции:

· обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

· управление муниципальной собственностью (ст. 132)

· обеспечение развития соответствующей территории

· охрана общественного порядка (ст.132)

· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных

Кон­ституцией РФ (ст. 133)

· обеспечение потребностей населения в социально-культурных,

коммунально-бытовых и иных услугах

Принципы местного самоупрвления.

· К принципам местного самоуправления относятся следующие

основополагающие принципы: 1. Соблюдение пр чел-а. 2.Принцип гос-ой

поддержки. 3. Принцип экономической самостоятельности организационной

самостоятельности.

Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов

управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно

регулирует:

· выбор населением организационных форм самоуправления, его

структуры, формирования соответствующих органов;

· управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием

и исполнением местного бюджета;

· осуществление органами местного самоуправления отдельных

Страницы: 1, 2, 3, 4