Реферат: Теория государства и права России
послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня
жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в
социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой
человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства.
Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает
приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее
недостаток - умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко
достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и
развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок,
значительная часть его живет ниже уровня нищеты, голодает.
Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной
деятельности, добиться господства права в сферах социальной жизни, так и
средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна
осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами.
Позитивная сторона этой теории заключается в том, что она направлена на
демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех
государственных органов. Недостаток - в том, что она позволяет вуалировать
несоответствие ряда социальных ценностей праву.
К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию
«технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в
освоении и использовании технических средств, включая радиоэлектронику.
Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие
вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы
граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной
техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных
лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.
Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, выделяют теорию
конвергенции, которая появилась в 50-60-х гг. ХХ в. Она рассматривала
взаимное влияние государств двух систем: западных - США, Англия и другие с СССР
и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что
происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует
лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности,
организации, формам деятельности и др. Это должно привести к тому, что через
какое-то время различия утратятся, и возникнет «постиндустриальное государство»
единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия».
II. ПЛЮРАЛИЗМ В ПОНИМАНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА
Учение о становлении человеческого общества выделяет пять основных социально-
экономических формации:
1. первобытнообщинная;
2. рабовладельческая;
3. феодальная;
4. капиталистическая;
5. коммунистическая.
Первобытное общество. Каким же оно было и как менялось?
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При
этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая):
- реципроктность - все, что производилось, сдавалось в «общий котел»;
- редистрибуция - все сданное, перераспределялось между всеми, каждый
получал определенную долю.
На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было
бы обречено на вымирание.
В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой -
все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не
могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество
экономически равных (но равных в бедности) людей.
Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более
совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
- совершенствование способов, приемов и организации труда
(собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и т.д.),
разделение труда.
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению
производительности труда.
Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая
община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную
хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают
племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение
общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно
противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда
(например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать
на них: происходило поглощение более слабых, не объединенных. Вместе с тем
укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня
развития экономики, от производительности труда, определявших, какое
количество людей могла прокормить определенная территория.
Управление и власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались
общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении
и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался
старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной,
но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях
развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял
старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной
стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с
другой - должность старейшины не давала никаких привилегий, кроме уважения: он
работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины
основывалась исключительно на его авторитете, уважении его других членов рода.
*
Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды.
Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах
общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен
управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда
двух, один из которых был военным вождем).
С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления,
руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство,
что лица, осуществляющие управление, накапливали соответствующий опыт,
постепенно привело к пожизненному отправлению общественных должностей.
Нормативное регулирование. Ни одно сообщество не может существовать без
определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок
правила поведения, в какой-то части унаследованной от далеких предков,
постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и
распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила
закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для
рода и племени, отношения людей, формы и их поведения, определенную
соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые
передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве
добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем
обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного
ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов или
табу, на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие
обязанности и права. Изменение в обществе, усложнение социальной жизни приводят
к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
*
Развитие первобытного общества. Первобытное общество многие тысячелетия
практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные
изменения в экономике, структуре, управлении начались сравнительно недавно. При
этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были
взаимообусловленными, тем не менее, главную роль играло развитие экономики:
именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур,
специализации управления и других прогрессивных перемен.
Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция,
имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад. В этот период появились весьма
совершенные шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие,
произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то
стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт,
возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал
меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту
населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека
человеком, присвоения накапливаемых богатств.
Именно в этот период, в эпоху неолита, началось разложение
первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно-
организованному обществу.
В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения.
Поскольку все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется и это
перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, то именно в их руках
оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать
и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в
распоряжении общественной собственностью в силу нахождения в определенной
должности (оставляя должность, человек теряет собственность). В связи со
специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля
родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять
становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и
старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то
продолжающая существовать «выборность» этих лиц становиться все более
формальной. Это приводит все к дальнейшему закреплению должностей за
определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.
Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации.
Которая получила название «протогосударство».
Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный
рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках
родоплеменной знати на основе «власти-собственности», быстрый рост населения,
его концентрация, появление городов, становящихся административными,
религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его
окружения в основном совпадают с интересами всего общества, однако,
постепенно появляется социальное неравенство, приводящее к все большему
расхождению интересов управляющих и управляемых.
Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло
«разделение» путей развития человечества на «восточный» и
«западный». Причины такого разделения заключались в том, что на востоке в
силу ряда обстоятельств сохранились общины и, соответственно, общественная
собственность на землю. На западе же таких работ не требовалось, общины
распались, и земля оказалась в частной собственности.
Восточный путь возникновения государства.
Самые древние государства возникли около 5 тысяч лет назад в долинах крупных
рек, например Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, т.е. в зонах
поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко
повысить производительность труда. Именно там были впервые созданы условия
для возникновения государственности: появилась материальная возможность
содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития
общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему
работ - устройства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных
сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширение ирригационной сети
и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под
единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных
работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований.
Однако сохранились сельскохозяйственные общины и, соответственно,
общественная форма собственности на основное средство производства - землю.
Восточный путь формирования государственности отличался тем, что политическое
господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции,
должности.
В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми
резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного
избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы
должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев,
контролеров и т.п. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ,
общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой
этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в
какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в
привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент
складывающегося аппарата государственной власти.
* Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования,
так и образования классов по восточному типу было использование властвующими
слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над
экономическими, политическими и военными функциями.
Постепенно осуществлявшая эти функции родоплеменная знать превратилась в
обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), которая все более
отделяясь от остальных членов общества, приобрела собственные интересы.
Экономика основывалась на государственной и общественной формах
собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка
государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная
собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад
в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо
всего «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку
свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе
с головой.
Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой
деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки
государственной власти» превращаются в органы управления и господства над
суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются
в микро- и макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих
регионах она приняла деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок
в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись
исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать
в общесоциальных целях; принуждение также окрашивалось идеологически: «власть
от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати»,
посредником между Богом и людьми.*
В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя)
- неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) -
его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и
т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно
терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально
находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако
фактически, реально все стало государственной собственностью, включая
личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти
государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с
абсолютным монархом.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от
друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В
других - Египте - было много рабов, которые наряду с общинниками вносили
значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного
рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов
были собственностью государства (фараона) или храмов.
Восточные государства имели много общего. Все они были абсолютными
монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их
Страницы: 1, 2, 3, 4
|