бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Теория государства и права России бесплатно рефераты

послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня

жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в

социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой

человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства.

Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает

приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее

недостаток - умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко

достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и

развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок,

значительная часть его живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной

деятельности, добиться господства права в сферах социальной жизни, так и

средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна

осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами.

Позитивная сторона этой теории заключается в том, что она направлена на

демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех

государственных органов. Недостаток - в том, что она позволяет вуалировать

несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию

«технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в

освоении и использовании технических средств, включая радиоэлектронику.

Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие

вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы

граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной

техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных

лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, выделяют теорию

конвергенции, которая появилась в 50-60-х гг. ХХ в. Она рассматривала

взаимное влияние государств двух систем: западных - США, Англия и другие с СССР

и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что

происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует

лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности,

организации, формам деятельности и др. Это должно привести к тому, что через

какое-то время различия утратятся, и возникнет «постиндустриальное государство»

единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия».

II. ПЛЮРАЛИЗМ В ПОНИМАНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА

Учение о становлении человеческого общества выделяет пять основных социально-

экономических формации:

1. первобытнообщинная;

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. капиталистическая;

5. коммунистическая.

Первобытное общество. Каким же оно было и как менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При

этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая):

- реципроктность - все, что производилось, сдавалось в «общий котел»;

- редистрибуция - все сданное, перераспределялось между всеми, каждый

получал определенную долю.

На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было

бы обречено на вымирание.

В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой -

все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не

могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество

экономически равных (но равных в бедности) людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более

совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда

(собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и т.д.),

разделение труда.

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению

производительности труда.

Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая

община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную

хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают

племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение

общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно

противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда

(например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать

на них: происходило поглощение более слабых, не объединенных. Вместе с тем

укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня

развития экономики, от производительности труда, определявших, какое

количество людей могла прокормить определенная территория.

Управление и власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались

общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении

и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался

старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной,

но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях

развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял

старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной

стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с

другой - должность старейшины не давала никаких привилегий, кроме уважения: он

работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины

основывалась исключительно на его авторитете, уважении его других членов рода.

*

Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды.

Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах

общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен

управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда

двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления,

руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство,

что лица, осуществляющие управление, накапливали соответствующий опыт,

постепенно привело к пожизненному отправлению общественных должностей.

Нормативное регулирование. Ни одно сообщество не может существовать без

определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок

правила поведения, в какой-то части унаследованной от далеких предков,

постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и

распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила

закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для

рода и племени, отношения людей, формы и их поведения, определенную

соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые

передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве

добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем

обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного

ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов или

табу, на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие

обязанности и права. Изменение в обществе, усложнение социальной жизни приводят

к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

*

Развитие первобытного общества. Первобытное общество многие тысячелетия

практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные

изменения в экономике, структуре, управлении начались сравнительно недавно. При

этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были

взаимообусловленными, тем не менее, главную роль играло развитие экономики:

именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур,

специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция,

имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад. В этот период появились весьма

совершенные шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие,

произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то

стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт,

возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал

меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту

населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека

человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, началось разложение

первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно-

организованному обществу.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения.

Поскольку все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется и это

перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, то именно в их руках

оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать

и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в

распоряжении общественной собственностью в силу нахождения в определенной

должности (оставляя должность, человек теряет собственность). В связи со

специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля

родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять

становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и

старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то

продолжающая существовать «выборность» этих лиц становиться все более

формальной. Это приводит все к дальнейшему закреплению должностей за

определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации.

Которая получила название «протогосударство».

Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный

рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках

родоплеменной знати на основе «власти-собственности», быстрый рост населения,

его концентрация, появление городов, становящихся административными,

религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его

окружения в основном совпадают с интересами всего общества, однако,

постепенно появляется социальное неравенство, приводящее к все большему

расхождению интересов управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло

«разделение» путей развития человечества на «восточный» и

«западный». Причины такого разделения заключались в том, что на востоке в

силу ряда обстоятельств сохранились общины и, соответственно, общественная

собственность на землю. На западе же таких работ не требовалось, общины

распались, и земля оказалась в частной собственности.

Восточный путь возникновения государства.

Самые древние государства возникли около 5 тысяч лет назад в долинах крупных

рек, например Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, т.е. в зонах

поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко

повысить производительность труда. Именно там были впервые созданы условия

для возникновения государственности: появилась материальная возможность

содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития

общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему

работ - устройства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных

сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширение ирригационной сети

и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под

единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных

работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований.

Однако сохранились сельскохозяйственные общины и, соответственно,

общественная форма собственности на основное средство производства - землю.

Восточный путь формирования государственности отличался тем, что политическое

господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции,

должности.

В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми

резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного

избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы

должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев,

контролеров и т.п. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ,

общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой

этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в

какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в

привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент

складывающегося аппарата государственной власти.

* Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования,

так и образования классов по восточному типу было использование властвующими

слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над

экономическими, политическими и военными функциями.

Постепенно осуществлявшая эти функции родоплеменная знать превратилась в

обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), которая все более

отделяясь от остальных членов общества, приобрела собственные интересы.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах

собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка

государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная

собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад

в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо

всего «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку

свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе

с головой.

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой

деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки

государственной власти» превращаются в органы управления и господства над

суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются

в микро- и макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих

регионах она приняла деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок

в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись

исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать

в общесоциальных целях; принуждение также окрашивалось идеологически: «власть

от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати»,

посредником между Богом и людьми.*

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя)

- неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) -

его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и

т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно

терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально

находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако

фактически, реально все стало государственной собственностью, включая

личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти

государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с

абсолютным монархом.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от

друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В

других - Египте - было много рабов, которые наряду с общинниками вносили

значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного

рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов

были собственностью государства (фараона) или храмов.

Восточные государства имели много общего. Все они были абсолютными

монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их

Страницы: 1, 2, 3, 4