Реферат: Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
отсутствии в тех или иных областях разногласий и конфликтов
указанных выше категорий неизбежно должны получаться разногласия между
позитивно и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и житейских
вопросов, конкретных казусов.
Таким образом, что касается отношений между интуитивным и позитивным
правом по содержанию, «то здесь имеются минимальные и максимальные
пределы согласия между ними, и фактическое отношение состоит в
колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т. д., между
этими пределами».[3]
2.Интуитивное право
Установленные выше общие положения о праве содержат по мнению Л.И.
Петражицкого соответствующие учения об интуитивном праве: учения о
природе его как императивно-атрибутивных переживаний и отличии от
нравственности как чисто императивных переживаний; учение о дальнейших
особенностях и тенденциях, связанных с этой природой, в области
мотивационного и воспитательного действия соответствующих переживаний,
в области условий выполнения, реакций на нарушение и проч.; учение
об элементах интуитивного права – о подлежащих эмоциях и
представлениях: объектных, субъектных и релевантных фактах; учение о
соответствующих проекциях: о нормах, правоотношениях, обязанностях и
правах интуитивного права и их представляемых
элементах. Л.И. Петражицкий считает, что задачей специального учения
об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что
специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по
отношению к позитивному.
Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным фактом
в области обычного права, и другие нормативные факты представляют не
что иное, как продукты проявления интуитивного права
соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в психике
других самостоятельное значение.
Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и
действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т. п.,
поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к
исключительной компетенции позитивного права.
По поводу же действия интуитивного права в пользу соответственных
изменений позитивного права, а также по поводу соответственного
влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и
применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие
интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным не
только в смысле отсутствия соответственного словесного или письменного
выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания действующими,
например, отстаивающими известное толкование существующего права или
известную его реформу под влиянием давления интуитивного права, того,
что их заставляет действовать в соответственном направлении.
Интуитивное право действует в качестве незримого, закулисного фактора,
на сцене же появляются разные иные аргументы и соображения,
составляются разные теории, политические, социальные учения. Несмотря
на свою подчас большую поверхностность, односторонность и
произвольность, подлежащая аргументации, теории, учения, раз они по
своему направлению соответствуют требованиям зарождающегося и
укореняющегося интуитивного права, представляются люди весьма удачными
и убедительными, приобретают распространение и популярность, иногда
такую же веру и почитание, как бывает в религиозной области. Сила
их коренится не в их интеллектуальном содержании, а в эмоциональной
интуитивно-правовой почве.
Сферой действия интуитивного права является область наделения благами
и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от
позитивного права, которое решает неотносящиеся к этой сфере вопросы,
вопросы формальностей, технических порядков и т. п.
Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с правом
естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый не имел
отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию «возрожденного
естественного права», которое сформировалось в кружке московского главы этого
направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что
естественное право по Новгородцеву есть лишь проект рационального,
желательного, «правильного» права и поэтому никак не может быть с научных
позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права на два вида по
признаку существования и желательности существования представляет собой такую
же классификационную несообразность как, например, деление собак на две
породы: существующие собаки и «будущие» или «идеальные» собаки. Интуитивное
право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных
фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически
индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной
психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения
человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.
3. Справедливость
В справедливости люди усматривают высший руководящий свет; в вере
в существование справедливости они находят успокоение и утешение в
бедствиях и страданиях жизни. Но что такое справедливость, где и в
каком виде она существует, каков ее принцип? На эти вопросы пытается
ответить Л.И. Петражицкий в своем труде «Теория права и государства
в связи с теорией нравственности».
В изложенном выше интуитивном праве содержаться данные для разрешения
проблемы о природе справедливости. А дело в том, что по словам Л.И.
Петражицкого справедливость представляет собой не что иное, «как право
в нашем смысле, а именно интуитивное право»
[4].
Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни,
психическое явление, и для научного, достоверного познания
соответствующих феноменов требуется применение соответствующего метода,
самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод Л.И.
Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями симпатии
по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной
целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными
суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными
переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия;
здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее
поведение представлено у автора как должное, независимо от каких либо
целей и расчетов. Из этого следует, что представление или восприятие
чужого поступка, представляющегося нам явно несправедливым по
отношению к кому-либо, вызывает соответствующее этическое порицание или
негодование; воспоминания же о собственном поступке этого рода
вызывает соответствующие этические угрызения совести.
Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и
изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор
констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми
синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а по
нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.
Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются критике с
точки зрения справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с
негодованием как несправедливые.
Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по содержанию,
имеет различное содержание у разных классов людей и индивидов,
обладает большей способностью приспособляемости к конкретным
обстоятельствам, чем позитивное право, развивается постепенно и
незаметно. Нормы справедливости представляются с наивно-проекционной
точки зрения, вследствие независимости от местных законов, обычаев
вечными, неизменными, имеющими всеобщее значение.
4. Позитивное право и его виды
Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий разумеет
«императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе представления
нормативных фактов как оснований обязанностей».
[5]
В области позитивного права можно различать несколько видов и
разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты
имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.
Учение о видах права заимствовано у древних римских юристов, но оно
скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто иное
именем учения о так называемых «источниках права». По мнению Л.И.
Петражицкого к источникам права относят законное и обычное право.
В области позитивного права следует различать три различные вещи:
2. Нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления
законодателей и т. д.
3. Императивно-атрибутивные переживания, связанные с
представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный
феномен.
4. Соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные
этими переживаниями.
В области изучения позитивного права и отдельных его видов – дело
зависит от психического состояния подлежащих индивидов или народных
масс, от их психических склонностей, психических привычек и
диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и представления
соответствующих фактов, например, изданных в надлежащей форме
государственных законов, обычаев предков иногда возбуждают в их
психике позитивно-правовую реакцию, вызывают соответствующее позитивное
право.
С точки зрения психологической теории права как императивно-
атрибутивных переживаний круг факторов, могущих играть роль
нормативных в области позитивного права, значительно шире, и видов
позитивного права значительно больше.
5. Законное право
Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки зрения
Петражицкого Л. И. Однозначащие — суть, по господствующему определению,
нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства
(или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо
указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены
и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.
Далее, законы в тесном смысле автор делит на основные, или конституционные,
и обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются
обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала
государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком.
Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о
существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти
акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует
притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и
включаются не только законы, определяющие основные начала государственного
устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции
желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие
между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся
порядка их изменения, характер.
В процессе образования законов Петражицкий Л. И. Различает пять стадий: 1)
почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию
закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.
Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается
внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или
отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано
обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.
Промульгацией называется повеление со стороны главы государства
обнародовать и исполнять утвержденный им закон.
Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше
обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом
законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много новшества
законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее
продолжительное время, для доставления населению возможности надлежащего
ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен
момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных
государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с
одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными
народонаселению с момента выхода в свет того номера официального
издания, в котором он напечатан.
И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и
законах должен быть перенесен в область право-психологического действия;
существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов
или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном
государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное
императивно-аттрибугивное сознание.
Петражицкий Л. И. Определяет:
1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на
представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на
нормативные факты.
2. Законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо,
поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку подлежащие
представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику,
возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-аттрибутивные переживания)
Установленные массы и классовые понятия законного права и законов, объемлющие
несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о законах, допускают
деление на разные виды, подвиды т и разновидности с различных точек зрения и
для различных теоретических и практических надобностей, в том числе для
получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих
потребностям офиииально-правовой и практическо-догматической юриспруденции.
Петражицкий допускает деление права:
1. По тем представляемым существам, от которых они представляются
исходящими на божеские и человеческие.
2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и
законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные, церковные
и т. д.
З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве,
законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные.
Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а
и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право
пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные
постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например,
акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.
Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению к
другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по отношению
к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная группа лиц
может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности в психике
более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое
ему или ей представляется с какой—либо точки зрения желательным, а равно
устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения
в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего
законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного
нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких
противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые
изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и
постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем
соответственного развития обычного права, в области законодательства могут
быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими
особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства
и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по
сравнению с другими видами нормативных фактов и позитивного права.
6. Обычное право
Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не будучи
установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или — которое
выражается в постоянном однообразном соблюдении известных правил поведения.
Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков,
старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого,
общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным,
второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж,
авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при прочих равных условиях тем
выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем
святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных
условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в
подлежащей сфере представляется данное правовое поведение.
Человеческая культура, в том числе хозяйственная жизнь, орудия и способы
производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально
времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших,
примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс культурных
изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития изменения
делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения человеческой жизни,
для которых на примитивных стадиях требуются десятки тысяч лет, происходят на
последующих ступенях в течение тысячелетий, затем столетиями, а теперь, в
частности, под влиянием могучего фактора человеческого прогресса — науки,
десятилетия вносят более сильные изменения, чем какие прежде достигались в
течение тысячелетии, а отсюда по отношению к обычному праву вытекают
следующие положения:
1. Косность и архаичность обычного права, медленность развития и
относительная неподвижность.
2. Чем выше ступень культуры, тем более консерватизм обычного права делается
отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее прогресса.
3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в том
числе нравственных, технических и иных) на низших ступенях культуры, как
основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют
великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и
культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно
бессильно и малоценно.
Заключение:
.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в
России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи
которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-
Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за
рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В
творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих
отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность
движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея
аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта
(естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной
воли государства, существующей также автономно от субъекта социального
действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через
аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые
оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически
понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще
дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным:
от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне
субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого
человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.
Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом
специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в
двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)
возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают
другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции
Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных
моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как
обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного
исполнения.
Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права,
отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части
своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ
права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и
это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие
субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого
положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к
индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался
обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно
расширялась.
Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как
систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и
функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей,
способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто
социологический подход к праву.
Список использованной литературы:
1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. -
М.: Юридическая литература, 1999
2. Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А.
Исаева. – М.: Мысль, 1999
3. Большой словарь иностранных слов/ сост. А. Ю. Москвин. – М.:
Центрполиграф, 2001
4. Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е.
Крутских. – М.: Инфра – М, 2002
5. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976
6. История политических и правовых учений века. – М:
Юридическая литература, 1995
7. История политических и правовых учений: учебник для вузов./
под ред. В. С. Нерсесянца
8. История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998
9. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности. – М.: Проспект, 1999
10.Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии. -
М., 1975
11.Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс. Правовой
научно-практический журнал 2000. №1
12. Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М. Н.
Марченко. – М.: Зеркало – М, 2001
[1] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд.1909
[2] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности . 2-е изд. 1909
[3] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности.. 2-е изд. 1909
[4] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. . 2-е изд. 1909
[5] Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. . 2-е изд. 1909
Страницы: 1, 2
|