бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Психологическая теория права Л.И. Петражицкого бесплатно рефераты

отсутствии в тех или иных областях разногласий и конфликтов

указанных выше категорий неизбежно должны получаться разногласия между

позитивно и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и житейских

вопросов, конкретных казусов.

Таким образом, что касается отношений между интуитивным и позитивным

правом по содержанию, «то здесь имеются минимальные и максимальные

пределы согласия между ними, и фактическое отношение состоит в

колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т. д., между

этими пределами».[3]

2.Интуитивное право

Установленные выше общие положения о праве содержат по мнению Л.И.

Петражицкого соответствующие учения об интуитивном праве: учения о

природе его как императивно-атрибутивных переживаний и отличии от

нравственности как чисто императивных переживаний; учение о дальнейших

особенностях и тенденциях, связанных с этой природой, в области

мотивационного и воспитательного действия соответствующих переживаний,

в области условий выполнения, реакций на нарушение и проч.; учение

об элементах интуитивного права – о подлежащих эмоциях и

представлениях: объектных, субъектных и релевантных фактах; учение о

соответствующих проекциях: о нормах, правоотношениях, обязанностях и

правах интуитивного права и их представляемых

элементах. Л.И. Петражицкий считает, что задачей специального учения

об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что

специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по

отношению к позитивному.

Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным фактом

в области обычного права, и другие нормативные факты представляют не

что иное, как продукты проявления интуитивного права

соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в психике

других самостоятельное значение.

Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и

действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т. п.,

поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к

исключительной компетенции позитивного права.

По поводу же действия интуитивного права в пользу соответственных

изменений позитивного права, а также по поводу соответственного

влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и

применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие

интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным не

только в смысле отсутствия соответственного словесного или письменного

выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания действующими,

например, отстаивающими известное толкование существующего права или

известную его реформу под влиянием давления интуитивного права, того,

что их заставляет действовать в соответственном направлении.

Интуитивное право действует в качестве незримого, закулисного фактора,

на сцене же появляются разные иные аргументы и соображения,

составляются разные теории, политические, социальные учения. Несмотря

на свою подчас большую поверхностность, односторонность и

произвольность, подлежащая аргументации, теории, учения, раз они по

своему направлению соответствуют требованиям зарождающегося и

укореняющегося интуитивного права, представляются люди весьма удачными

и убедительными, приобретают распространение и популярность, иногда

такую же веру и почитание, как бывает в религиозной области. Сила

их коренится не в их интеллектуальном содержании, а в эмоциональной

интуитивно-правовой почве.

Сферой действия интуитивного права является область наделения благами

и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от

позитивного права, которое решает неотносящиеся к этой сфере вопросы,

вопросы формальностей, технических порядков и т. п.

Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с правом

естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый не имел

отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию «возрожденного

естественного права», которое сформировалось в кружке московского главы этого

направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что

естественное право по Новгородцеву есть лишь проект рационального,

желательного, «правильного» права и поэтому никак не может быть с научных

позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права на два вида по

признаку существования и желательности существования представляет собой такую

же классификационную несообразность как, например, деление собак на две

породы: существующие собаки и «будущие» или «идеальные» собаки. Интуитивное

право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных

фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически

индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной

психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения

человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.

3. Справедливость

В справедливости люди усматривают высший руководящий свет; в вере

в существование справедливости они находят успокоение и утешение в

бедствиях и страданиях жизни. Но что такое справедливость, где и в

каком виде она существует, каков ее принцип? На эти вопросы пытается

ответить Л.И. Петражицкий в своем труде «Теория права и государства

в связи с теорией нравственности».

В изложенном выше интуитивном праве содержаться данные для разрешения

проблемы о природе справедливости. А дело в том, что по словам Л.И.

Петражицкого справедливость представляет собой не что иное, «как право

в нашем смысле, а именно интуитивное право»

[4].

Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни,

психическое явление, и для научного, достоверного познания

соответствующих феноменов требуется применение соответствующего метода,

самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод Л.И.

Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями симпатии

по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной

целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными

суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными

переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия;

здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее

поведение представлено у автора как должное, независимо от каких либо

целей и расчетов. Из этого следует, что представление или восприятие

чужого поступка, представляющегося нам явно несправедливым по

отношению к кому-либо, вызывает соответствующее этическое порицание или

негодование; воспоминания же о собственном поступке этого рода

вызывает соответствующие этические угрызения совести.

Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и

изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор

констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми

синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а по

нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.

Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются критике с

точки зрения справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с

негодованием как несправедливые.

Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по содержанию,

имеет различное содержание у разных классов людей и индивидов,

обладает большей способностью приспособляемости к конкретным

обстоятельствам, чем позитивное право, развивается постепенно и

незаметно. Нормы справедливости представляются с наивно-проекционной

точки зрения, вследствие независимости от местных законов, обычаев

вечными, неизменными, имеющими всеобщее значение.

4. Позитивное право и его виды

Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий разумеет

«императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе представления

нормативных фактов как оснований обязанностей».

[5]

В области позитивного права можно различать несколько видов и

разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты

имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.

Учение о видах права заимствовано у древних римских юристов, но оно

скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто иное

именем учения о так называемых «источниках права». По мнению Л.И.

Петражицкого к источникам права относят законное и обычное право.

В области позитивного права следует различать три различные вещи:

2. Нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления

законодателей и т. д.

3. Императивно-атрибутивные переживания, связанные с

представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный

феномен.

4. Соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные

этими переживаниями.

В области изучения позитивного права и отдельных его видов – дело

зависит от психического состояния подлежащих индивидов или народных

масс, от их психических склонностей, психических привычек и

диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и представления

соответствующих фактов, например, изданных в надлежащей форме

государственных законов, обычаев предков иногда возбуждают в их

психике позитивно-правовую реакцию, вызывают соответствующее позитивное

право.

С точки зрения психологической теории права как императивно-

атрибутивных переживаний круг факторов, могущих играть роль

нормативных в области позитивного права, значительно шире, и видов

позитивного права значительно больше.

5. Законное право

Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки зрения

Петражицкого Л. И. Однозначащие — суть, по господствующему определению,

нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства

(или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо

указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены

и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.

Далее, законы в тесном смысле автор делит на основные, или конституционные,

и обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются

обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала

государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком.

Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о

существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти

акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует

притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и

включаются не только законы, определяющие основные начала государственного

устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции

желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие

между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся

порядка их изменения, характер.

В процессе образования законов Петражицкий Л. И. Различает пять стадий: 1)

почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию

закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается

внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или

отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано

обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

Промульгацией называется повеление со стороны главы государства

обнародовать и исполнять утвержденный им закон.

Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше

обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом

законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много новшества

законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее

продолжительное время, для доставления населению возможности надлежащего

ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен

момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных

государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с

одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными

народонаселению с момента выхода в свет того номера официального

издания, в котором он напечатан.

И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и

законах должен быть перенесен в область право-психологического действия;

существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов

или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном

государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное

императивно-аттрибугивное сознание.

Петражицкий Л. И. Определяет:

1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на

представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на

нормативные факты.

2. Законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо,

поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку подлежащие

представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику,

возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-аттрибутивные переживания)

Установленные массы и классовые понятия законного права и законов, объемлющие

несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о законах, допускают

деление на разные виды, подвиды т и разновидности с различных точек зрения и

для различных теоретических и практических надобностей, в том числе для

получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих

потребностям офиииально-правовой и практическо-догматической юриспруденции.

Петражицкий допускает деление права:

1. По тем представляемым существам, от которых они представляются

исходящими на божеские и человеческие.

2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и

законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные, церковные

и т. д.

З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве,

законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные.

Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а

и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право

пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные

постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например,

акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению к

другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по отношению

к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная группа лиц

может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности в психике

более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое

ему или ей представляется с какой—либо точки зрения желательным, а равно

устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения

в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего

законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного

нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких

противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые

изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и

постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем

соответственного развития обычного права, в области законодательства могут

быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими

особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства

и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по

сравнению с другими видами нормативных фактов и позитивного права.

6. Обычное право

Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не будучи

установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или — которое

выражается в постоянном однообразном соблюдении известных правил поведения.

Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков,

старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого,

общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным,

второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж,

авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при прочих равных условиях тем

выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем

святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных

условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в

подлежащей сфере представляется данное правовое поведение.

Человеческая культура, в том числе хозяйственная жизнь, орудия и способы

производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально

времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших,

примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс культурных

изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития изменения

делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения человеческой жизни,

для которых на примитивных стадиях требуются десятки тысяч лет, происходят на

последующих ступенях в течение тысячелетий, затем столетиями, а теперь, в

частности, под влиянием могучего фактора человеческого прогресса — науки,

десятилетия вносят более сильные изменения, чем какие прежде достигались в

течение тысячелетии, а отсюда по отношению к обычному праву вытекают

следующие положения:

1. Косность и архаичность обычного права, медленность развития и

относительная неподвижность.

2. Чем выше ступень культуры, тем более консерватизм обычного права делается

отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее прогресса.

3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в том

числе нравственных, технических и иных) на низших ступенях культуры, как

основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют

великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и

культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно

бессильно и малоценно.

Заключение:

.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в

России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи

которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-

Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за

рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В

творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих

отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность

движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея

аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта

(естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной

воли государства, существующей также автономно от субъекта социального

действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через

аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые

оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически

понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще

дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным:

от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне

субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого

человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом

специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в

двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)

возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают

другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции

Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных

моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как

обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного

исполнения.

Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права,

отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части

своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ

права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и

это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие

субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого

положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к

индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался

обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно

расширялась.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как

систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и

функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей,

способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто

социологический подход к праву.

Список использованной литературы:

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. -

М.: Юридическая литература, 1999

2. Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А.

Исаева. – М.: Мысль, 1999

3. Большой словарь иностранных слов/ сост. А. Ю. Москвин. – М.:

Центрполиграф, 2001

4. Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е.

Крутских. – М.: Инфра – М, 2002

5. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976

6. История политических и правовых учений века. – М:

Юридическая литература, 1995

7. История политических и правовых учений: учебник для вузов./

под ред. В. С. Нерсесянца

8. История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998

9. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с

теорией нравственности. – М.: Проспект, 1999

10.Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии. -

М., 1975

11.Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс. Правовой

научно-практический журнал 2000. №1

12. Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М. Н.

Марченко. – М.: Зеркало – М, 2001

[1] Петражицкий Л. И. Теория права и

государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд.1909

[2] Петражицкий Л. И. Теория права и

государства в связи с теорией нравственности . 2-е изд. 1909

[3] Петражицкий Л. И. Теория права и

государства в связи с теорией нравственности.. 2-е изд. 1909

[4] Петражицкий Л. И. Теория права и

государства в связи с теорией нравственности. . 2-е изд. 1909

[5] Петражицкий Л. И. Теория права и

государства в связи с теорией нравственности. . 2-е изд. 1909

Страницы: 1, 2