бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Проблемы налогообложения в РФ бесплатно рефераты

приостановлено.

Проблемы исчисления налога на прибыль, НДС и других налогов, зависящих от

выручки, порождают требования налоговых органов раз­делять в учётных

регистрах затраты на капитальные вложения за счёт источников финансирования,

используемые на непроизводственные нужды, а также затраты, финансируемые за

счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Налоговые органы

руководствуются при этом положениями налогового законодательства, которые в

зависи­мости от характера капитальных вложений и источников их

финанси­рования формируют льготный режим налогообложения. Кроме того, в

зависимости от целевого использования средств, выделяемых на

капи­таловложения, зависит режим возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных

поставщикам и подрядчикам. Параметры прибыли, оста­ющейся в распоряжении

предприятий, служат основой исчисления некоторых специальных налогов.

Отношение специалистов по бухгал­терскому учёту к понятию «прибыль,

остающаяся в распоряжении предприятия» негативное, они считают его

некорректным, а применение счёта 81 «Использование прибыли» для учёта

фактических внереализа­ционных убытков организации искажает её реальные

финансовые результаты, вводит в заблуждение акционеров и других пользователей

финансовой отчётности: балансовая прибыль неоправданно увеличе­на, а

нераспределенная прибыль отчётного года уменьшена. Теперь, когда

законодательство об акционерных обществах ввело норму, по которой на

дивиденды направляется только нераспределенная прибыль отчётного года,

актуализируется задача её правильного отражения в учёте и отчётности.

Законодателям же лучше отказаться от использова­ния понятия «прибыль,

остающаяся в распоряжении предприятия», как несвойственного современной

экономической ситуации.

Глава 3 Целесообразность налогового учёта в управлении налогами.

Пятилетний период (1992—1997) был временем адаптации к рынку не только

налоговых правоотношений, но и всей российской системы товарно-денежных

отношений. В этот период резко возросла потреб­ность в том, чтобы обеспечить

достоверной информацией всех эконо­мических контрагентов, включая зарубежных

партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-

методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учёта в рыночной

эко­номике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ

бухгалтерского учёта - проблема крайне сложная, поскольку её решение

заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы

учёта и отчётности, более 70 лет служившей потребностям централизованной

экономики, в систему, обеспечиваю­щую интересы не только отдельных

собственников, но и государства как персонифицированного производителя

общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные

интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной

эконо­мики, а также способствовать расширению сферы российского учас­тия на

международном рынке товаров, труда и капиталов. Законопроект Налогового

кодекса, наоборот, разъединяет бухгалтерский и налоговый учёт,

сосредоточиваясь на технической стороне исчисления налогов. На практике

фискальный интерес прослеживается во всем, и наиболее чётко он выявляется при

коррек­тировках показателей первичной бухгалтерской отчётности. Это

закрепляет в проекте Налогового кодекса статья 183 «Методы ведения налогового

учета» (глава 14). В соответствии с ней за налогоплатель­щиками закреплено

право «выбирать и использовать метод начисле­ний либо кассовый метод ведения

налогового учета» [1, с. 184]. К сожалению, из данной записи нельзя понять,

что скрыто за термином «налоговый учёт», поскольку в законопроекте не

определены методы организации налогового учёта, порядок его информационного

обеспе­чения и ведения, а также его место во всей системе бухгалтерского

учёта.

Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997гг. усилия Правительства России

переориентировать систему бухгалтерского учёта на потребности рынка

существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели её

за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых

стандартов рыночной экономики. Поэтому система бухгалтерского учёта

переживает, как любая другая экономи­ческая система, все трудности

переходного к рынку периода и сопря­женные с этим просчеты и недостатки

реформирования своих мето­дологических и методических основ. Особенно это

проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.

Анализируя официальную политику МФ РФ и ГНС РФ в отноше­нии требований к

организации бухгалтерского учёта для целей налого­обложения, можно выявить

стремление налоговых администраций подчинить первичный бухгалтерский учёт

фискальным целям. Форми­рование состава затрат, относимых на издержки

производства и обра­щения, - вот отправное положение, породившее тезис о

необходи­мости налогового учёта.

Первые попытки использовать бухгалтерский учёт в фискальных интересах были

предприняты в 90-х годах, когда разрабатывалась кон­цепция о множественной

системе налогов и готовились законодатель­ные акты по реорганизации системы

налогообложения в РСФСР. Уже в то время наметился перекос методики

бухгалтерского учёта в сторону носителей налоговой информации (счета

реализации 46, 47, 48, счета учёта денежных средств 50, 51, 53, счета

финансовых результатов 80 и др.). В результате проводимых преобразований

информационных носителей о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и

организаций интересы налоговых органов и государственных управ­ленческих

структур в целом постепенно ставились выше интересов других пользователей

собственников, контрагентов, потенциальных инвесторов и др.

В настоящее время понятие «налоговый учёт» введено в проект Налогового

кодекса (глава 14). Тем самым этот обособленный вид учёта может получить

законодательную основу, в то время как такая специфическая учётная

деятельность критически воспринимается боль­шинством учёных и практиков.

Основным доводом против принятия в законе понятия «налоговый учёт» служит

отсутствие методики его ведения, не говоря уже об отсутствии научного

фундамента, на кото­ром можно было бы разрабатывать такую методику.

С 1995 г понятие «налоговый учёт» стало употребляться повсемест­но при

определении выручки от реализации товаров (работ и услуг), окончательно

произошло отделение бухгалтерского учёта прибыли от её учёта для целей

налогообложения. Показатель прибыли, отражаемый в бухгалтерской отчётности

для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал существенно

отличаться от показателя прибыли, при­нимаемого для исчисления фактической

суммы налога на прибыль. Кроме того, при исчислении налога на прибыль (п.

2.5 Инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 с изменениями от 12 февраля

1996г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль

пред­приятий и организаций»), налога на добавленную стоимость (НДС) (п. 9

Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 с изменениями от 2 апреля 1997

г. «О порядке исчисления и уплаты налога на добав­ленную стоимость») и других

налогов, исчисляемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), стали

производиться перерасчёты налогооблагаемой базы в случае, если организация

реализовала товары (работы, услуги) по цене ниже себестоимости.

В данном случае организация вынуждена доводить стоимостную оценку объёма

реализации до рыночного уровня, а следовательно, раздельно фиксировать в

своих учётных регистрах показатель реализа­ции товаров (работ, услуг) исходя

из требований бухгалтерского учёта и требований, предъявляемых со стороны

налоговых органов при расчёте соответствующих налогов.

Практика налогового учёта ведущими специалистами по бухгалтер­скому учёту

отрицается. Так, В.Ф. Палий отмечает, что «специалисты не представляют ни

предмета, ни методов налогового учёта, ни его принципиального отличия от

учёта бухгалтерского. Мировой и наш небольшой российский опыт бухгалтерского

учёта в интересах налого­обложения свидетельствует о том, что никакие

параллельные системы учёта не нужны. Сосуществование бухгалтерского и

налогового учёта в одних и тех же организациях удорожит учёт, потребует

привлечения новых бухгалтеров, которых и так недостаточно. Неизбежно снижение

профессионализма бухгалтерских кадров, что нанесёт ущерб пользова­телям

бухгалтерской информации, а также интересам фиска. На этом фоне странно

выглядит включение в проект Налогового кодекса указания на необходимость

ведения ещё и налогового учёта в интересах налого­обложения. Задачи, которые

ставят перед налоговым учётом разработ­чики проекта Налогового кодекса,

невозможно решить. Необходима методология налогового учёта, а где её взять?

Разработать! На это уйдут годы. Не проще ли будет воспользоваться

отработанной методикой бухгалтер­ского учёта и многолетним опытом многих

стран мира?» [7, с 5].

Вопрос о целесообразности законодательного утверждения понятия «налоговый

учёт» был предметом дискуссий на специально органи­зованном расширенном

заседании Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной

думы РФ в 1996 г. Ведущий разработчик Налогового кодекса С. Шаталов отметил,

что предприя­тиям нецелесообразно иметь две самостоятельные службы по

раздель­ному ведению бухгалтерского и налогового учёта. Вместе с тем они

имеют ярко выраженную специфику в пользователях и целях ведения. Поэтому

могут сосуществовать. Острая дискуссия развернулась вокруг следующих

вопросов:

• необходим ли налоговый учёт как таковой;

• если налоговый учёт необходим, то может ли он существовать обособленно;

• наконец, не будет ли налоговый учёт довлеть над бухгалтерским в силу

жестких фискальных требований?

Мнения по данным вопросам разделились. Ведущий специалист-методолог учёта В.

Макарьева считает, что «система налогового учёта должна строиться на основе

бухгалтерского учёта». Аналогично пола­гает представитель МФ РФ А. Бакаев -

только совершенствование сис­темы бухгалтерского учёта и упорядочение

процесса сбора и обработки учётной информации создадут базу для налоговой

отчётности. Катего­рично высказались о налоговом учёте главные бухгалтеры

крупнейших предприятий. С их точки зрения, налоговый учёт вообще погубит

какой-либо учёт на предприятиях. Высказывания представителей ака­демических

кругов также были не в пользу налогового учёта. По их мнению, ведение

параллельно налогового и бухгалтерского учёта вызвано неопределенностью

методик исчисления объекта налогообло­жения. «Если мы гармонизируем объекты

учёта и налогообложения, - указал А. Хорин, - потребность введения налогового

учёта отпадет». Заместитель председателя ЦБ РФ А. Турбанов отметил

необходимость навести порядок в бухгалтерском учёте и научить бухгалтеров

пользо­ваться положениями Закона РФ «О бухгалтерском учёте» и свободно в них

ориентироваться. «Идея налогового учёта, - подчеркнул он, - недостаточно

отработана, для того чтобы найти отражение в законода­тельном акте даже на

стадии первого чтения». За исключение понятия «налоговый учёт» из проекта

Налогового кодекса высказался и В. Палий (президент АО «Союзаудит»).

Представитель Президента РФ Ю. Петров указал на недопустимость создания

параллельных, не связанных друг с другом дублирующих систем учёта и поддержал

идею о необходимости единой системы «В Налоговом кодексе следует

зафиксировать факт о том, что основой для исчисления и уплаты налогов

является бухгалтерская отчётность. Необходимо исключить возможность

возникновения двух информаци­онных баз, двух систем ведения первичной

документации, двух систем понятий для бухгалтера». Данная полемика так и не

завершилась выра­боткой однозначного толкования сути обсуждаемого предмета,

оста­лись открытыми вопросы: на каких данных будет основываться нало­говый

учёт, каков его предмет? Бухгалтерский учёт ведется через систему двойной

записи, а как будет осуществляться налоговый? Пер­вый основывается на

первичных документах, а на чем базируется налоговый учёт. И, наконец,

фундаментальный вопрос — насколько вообще оправдано ведение налогового учёта?

Параллельное существование бухгалтерского и налогового учёта потребует при

преобразовании данных первого в данные второго со­здания адаптационных

методик, специальных правил и разработочных таблиц. Все это усложнит и

запутает методику формирования финан­сово-хозяйственных результатов при

исчислении налогов и составле­нии налоговой отчетности. Отсутствует сама

необходимость создания какого бы то ни было учёта помимо бухгалтерского.

Бухгалтерско-налоговые проблемы можно решать путём совершенствования

налого­вого законодательства, упрощения техники исчисления налогов, повышения

экономико-правовой грамотности всех пользователей бухгалтерской информации.

Заключение.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Первый: появление понятия

«налоговый учёт» связано с особым положением в экономике страны, и прежде

всего с состоянием доходов бюджета. Дефицит бюджета, невыполнение плановых

поступлений по налогам, неплатежи — все это заставляет органы власти и

управления прини­мать вынужденные меры по расширению налогооблагаемой базы,

кор­ректировать и дополнять с фискальными целями методики расчётов

основополагающих показателей финансово-хозяйственной деятель­ности

предприятий. Данное положение не основано ни на одном из методологических

требований бухгалтерского учёта, оно противоречит и здравому смыслу. Во всем

мире методологические основы бухгалтер­ского учёта едины. Не следует

изобретать особых видов учёта, при которых искусственно, чисто арифметически

формируются финансо­вые результаты, а тем самым завышается налогооблагаемая

база.

Вывод второй. Острые проблемы в системе налогообложения будут иметь место до

тех пор, пока кардинально не изменится экономичес­кая и социально-

политическая ситуация в стране. Необходимы реаль­ные собственники, способные

благодаря своему имущественному положению не только обеспечить личные

потребности, но и попол­нить казну государства без ущемления собственных

интересов

Вывод третий. Основная проблема исчисления и уплаты налогов - это определение

параметров налогооблагаемой базы, ее реальное обос­нование с учётом интересов

собственников. Это позволит методически верно рассчитать налоговое бремя и

ставки налогов.

Вывод четвертый. Параллельное сосуществование двух видов учёта бухгалтерского

и налогового значительно затруднит практику реаль­ной оценки финансово-

хозяйственной устойчивости предприятий и организаций, что отрицательно

скажется на использовании учётной информации для улучшения инвестиционного

климата в России, будет препятствовать привлечению иностранных инвесторов в

националь­ную экономику. И без того запутанные и трудно воспринимаемые

положения бухгалтерского учёта, недостаточно адаптированные к зарубежной

практике, дополнятся ещё и сложными расчётами по преобразованию бухгалтерской

информации в налоговую.

Список использованной литературы.

1. Налоговый кодекс. Общая часть (проект). Комментарии С.Д. Шаталова М.:

Международный центр финансово-экономического развития. 1996г. – 656 с.

2. Налоговый кодекс. Части 2-4. КС – «Интернет»: Http//www. consultant.ru.

3. О годовой бухгалтерской отчётности за 1995г.: Приказ МФ РФ от 19

октября 1995г. №115//Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и

бухучёту. 1996г. №1. с.71

4. Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению

налоговой и платёжной дисциплины: Указ Президента РФ от 8 мая 1996г.

№685//Финансово-бухгалтерские консультации. 1996г. №3 с. 20-28

5. Дашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра-М, 1997г.

6. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Д.Г.

Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 422с.

7. Палий В.Ф. Обновление бухгалтерского учёта: что дальше?//Бухгалтерский

учёт. 1996г. №10 с. 5-10

8. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997г.

9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 1999г.

– 429с.

Страницы: 1, 2