бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Проблемы налогообложения в РФ бесплатно рефераты

Реферат: Проблемы налогообложения в РФ

Содержание:

Введение

3

Глава 1 Общие проблемы налогообложения 4

Глава 2 Проблемы, возникающие при исчислении

налогооблагаемой базы 8

Глава 3 Целесообразность налогового учёта в управлении

налогами 14

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение.

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший

экономический эксперимент - переход от планового управления народным

хозяйством к использованию рыночных механизмов экономиче­ского развития.

Новые экономические инструменты сосуществуют с оста­точными элементами

предыдущей экономической системы и укоренивши­мися традициями в сознании

субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,

что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять

реформы в области права, полити­ки и экономики. В настоящее время практически

всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы

налоговых орга­нов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода

экономики на ры­ночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществле­ния

проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого

аспекта реформы, который подвергался бы такой же серь­езной критике и был бы

предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей

по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший

элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических

преобразований в стране. По­этому к выдвигающимся предложениям о серьезной

ломке созданной к на­стоящему времени налоговой системы необходимо подходить

весьма осто­рожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих

преобразова­ний, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Глава 1. Общие проблемы налогообложения.

В связи с тем, что все суммы начисленных налогов «произрастают» от

налогооблагаемой базы, проблема её выбора и оценки является исходной в оценке

всех нюансов налогового производства. Измерение экономических условий

осуществляется посредством показателей ста­тистической и бухгалтерской

отчётности. Следовательно, важнейшим объектом налогового контроля являются

экономические показатели того информационного среза, который предоставляет

первичный бухгалтерский учёт. Все проблемы бухгалтерского учёта немедленно

отражаются на налогообложении и наоборот.

Фискальная роль системы российского налогообложения продол­жает оставаться

доминирующей и на втором этапе ее реформ (1998-1999 гг.). Это непосредственно

отражается на методиках формирова­ния первичной бухгалтерской информации для

внешних пользователей, особенно для системы органов МФ РФ, ЦБ РФ И ГНС РФ. На

прак­тике это привело в 1996-1997 гг. к ужесточению требований этих ведомств

к формированию финансовых результатов, расчетно-платежной дисциплины,

исчислению налогооблагаемой базы. Налоговым законодательством принята не

только дополняющая, но и существенно корректирующая стандарты бухгалтерского

учёта формулировка «в целях налогообложения».

Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в

установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В

конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления

налогового учёта из системы бухгалтерского. Это положение отражено в проекте

Налогового кодекса РФ.

Наряду со всем этим спектром проблем в настоящее время российская налоговая

система характеризуется также нестабильностью, частой сменой «правил игры с

государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью

законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных

материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их

дополнительного толкования. Это не только отпугивает иностранных инвесторов,

но и создаёт серьёзные препятствия в работе отечественных производителей.

Следует отметить также и крайне суровую систему финансовых санкций, не

делающих различий между налоговыми нарушениями различного характера.

Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью

избежать налогообложения караются одинаково.

Налоговая система России построена на базе стоимостных показателей. Такая

ориентация налогообложения крайне негативно оценивается специалистами, ибо

она не позволяет получить устойчивую и реальную налогооблагаемую базу.

Подвижность стои­мостных показателей, их зависимость от специфики учёта, а

также от инфляционных факторов делают налогообложение крайне зависимым от

конъюнктуры не только финансовой, но и политической.

В проекте Налогового кодекса практически неизменной остается экономическая

платформа, на которой будет основываться налоговое производство. Это те же

стоимостные показатели: прибыль и доход. Следовательно, налоговый регламент в

отношении прибыли, исчис­ляемой для целей налогообложения, сохранится,

несмотря на то, что понятие «себестоимость продукции» в проекте не

упоминается. Сохра­няется и проблема информационного обеспечения налоговой

прак­тики, её давление на систему первичного бухгалтерского учёта.

Среди наиболее острых вопросов отражения в учёте информации, необходимой для

исчисления налогов, можно выделить следующие:

• регламент отнесения затрат на издержки производства и реализа­ции продукции

для целей налогообложения;

• отраслевые особенности учетной политики;

• оценка и порядок списания затрат (применяемые методы);

• ведение раздельного учета налогооблагаемых и не облагаемых налогом операций;

• методики ускоренной амортизации и разрешительная политика налоговых

администраций;

• формирование показателей «доходы» и «расходы» от внереализационных операций;

• корректировка балансовой прибыли на сумму невостребованных резервов,

перерасходованных лимитов по рекламе, командировочных и других нормируемых

затрат предприятия;

• нестыковки показателей деятельности финансового рынка и требований,

предъявляемых к ним со стороны налогового законода­тельства,

• корректировки фактической суммы налога на прибыль при ее сравнении с суммой

уплаченного авансового платежа на процент банковского кредита;

• переоценка основных средств, нематериальных активов, валюты и других

ценностей;

• налоговый регламент, предъявляемый в отношении цены реали­зации (ниже или

выше уровня фактических издержек производства);

• формирование рыночной цены, ее уровень в оценке налоговых администраций;

• расчет прибыли от реализации основных фондов (корректировка их

первоначальной стоимости на индекс инфляции).

Проблемы, перечисленные выше, - лишь основные из числа тех, с которыми

постоянно сталкиваются налогоплательщики, обращаясь в своей работе к

налоговому законодательству. Вместе с тем именно их решение позволяет судить

о налогообложении как о системе, адекват­ной экономическому базису

(показателям финансово-хозяйственного развития страны, её регионов и

отдельных собственников). А об изощрённых бухгалтерских уловках для ухода от

налогообложения немало уже упоминалось на всех уровнях обсуждения данной

темы. Следует учитывать, что уход от налогов – явление всемирное и эта

практика тем шире, чем фискальнее налоговая система.

Глава 2. Проблемы, возникающие при исчислении налогооблагаемой базы.

Требования вести специально организуемый учёт данных, необхо­димых для

расчёта налогооблагаемых баз по отдельным налогам, наря­ду с традиционным

бухгалтерским учётом, не закреплены в особом законодательстве по учёту,

однако они прописаны в законодательных положениях, регламентирующих порядок

формирования отдельных видов налогов. Бухгалтерский учёт стал выполнять

расчётно-налоговые функции. Закон РФ «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации» в статье 11 относит к налоговым следующие

обязатель­ства:

• своевременно уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчеты о финансово-хозяйст­венной

деятельности, обеспечивать их сохранность не менее чем в течение пяти лет;

• предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов

документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчётность в размере сумм сокрытого или

заниженного дохода (прибыли), выявленных при про­ведении налогового контроля.

Уже этими требованиями задан командно распорядительный тон в отношении норм,

регламентирующих организацию бухгалтерского учёта. Разумеется, налоговый

регламент предполагает ограничения показате­лей финансово-хозяйственной

деятельности в рамках методических правил исчисления налоговых платежей.

Однако не налогообложение, а система бухгалтерского учёта фиксирует реальное

движение денеж­ных потоков. Поэтому бухгалтерская практика должна определять

осо­бенности налогового производства, а не наоборот. Бухгалтерский учёт не

предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача, зафиксированная

в Законе РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», -

формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и

результатах деятельности предприятий, необходимую для внешних пользователей

(экономичес­кие контрагенты, банки, налоговые и финансовые администрации).

Следовательно, налоговые администрации обозначены всего лишь в качестве

пользователей бухгалтерской информации. Чем больше фис­кальная система

вмешивается в первичный учёт, тем больше основа­ний считать, что

налогообложение формируется не как экономическая система, а как

принудительная политика пополнения бюджетные доходов, изменяясь и лавируя в

зависимости от бесконтрольного раз­растания государственных расходов.

Согласиться с этим - значит поставить под сомнение успех налоговой реформы.

Сложность бухгалтерско-налоговых вопросов, которые пыталась решить

исполнительная власть в ходе налоговой реформы в 1996—1997 гг., прежде всего

состоит в том, что невозможно оптимизировать эконо­мическую систему

управления, в том числе систему учёта и отчётности, соответствующую интересам

всех пользователей, до появления надежных свидетельств стабилизации

макроэкономических показателей. Фраг­ментарные изменения методик исчисления

налогов, законодательное признание системы налогового учёта этих проблем не

решат. Анализ налогового производства в 1991-1997 гг. показывает, что по мере

усложнения требований к ведению бухгалтерского учёта в целях налогообложения

уровень налоговых поступлений в бюджет снижался, выявлялись факты перемещения

капиталов в сферу нелегального биз­неса, предприятия и организации

повсеместно вели двойную бухгалте­рию для коммерческих партнеров, банков,

работников предприятия и для налоговых инспекций.

Усложнение налогового производства наглядно прослеживается при исчислении

основных налогов: на прибыль, на добавленную стои­мость, на имущество

физических лиц, акцизов. Запутанным и проти­воречивым является налоговое

производство в отношении экспортно-импортных операций, операций на финансовом

рынке с валютой и ценными бумагами. Сложность и неоднозначное толкование в

налоговом и других видах законодательства прав и обязанностей хозяйствующего

субъекта приводят к рассогласованности действий разных контролиру­ющих

ведомств, а нередко и к неадекватным решениям Конституци­онного и арбитражных

судов. В решениях последних зачастую прева­лирует фискальный интерес.

Применение сложных формул исчисления налогооблагаемой базы, сумм налогов

приводит к значительному объёму работы бухгалтеров, особенно при исчислении

суммы затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) Согласно

Положению от 1 июля 1995 г. № 661, корректирующему Положение «О составе

затрат по производ­ству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в

себестои­мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых

результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 г №

552, а также от 20 ноября 1995 г. № 1133 , организации вынуждены вести

раздельный учёт затрат в обычном бухгалтерском режиме и налоговый учёт

расходов, относимых на себестоимость при исчислении налога на прибыль. Более

того, эти расходы разделяются в налоговом учёте на полностью невключаемые в

себестоимость и вклю­чаемые в пределах утвержденных Правительством РФ

лимитов.

К расходам, корректировка которых должна осуществляться при определении

налогооблагаемой базы, относятся

• затраты на служебные командировки,

• оплата за обучение по договорам с учебными заведениями и институтами

повышения квалификации и переподготовки кадров;

• проценты, уплаченные по бюджетным ссудам в случае их нецеле­вого

использования,

• расходы на рекламу и представительские расходы;

• оплата информационных, аудиторских, консультационных и дру­гих аналогичных

услуг;

• проценты, уплаченные банку за полученные кредиты в валюте и в рублях,

• расходы на компенсацию используемого в служебных целях лич­ного

автомобильного транспорта,

• расходы по содержанию административных зданий, социальной и жилищной сферы

на балансе предприятия;

• расходы, связанные с проведением опытных, экспериментальных НИОКР и ОКР,

стендовых испытаний и др. В случае отступления от утвержденных норм

организация при расчете фактической суммы налога на прибыль обязана увеличить

налогооблагаемую базу на сумму перерасхода

Кроме вышеназванных корректировок финансовых результатов для целей

налогообложения, организации должны применять корректи­ровки при реализации

основных фондов и иного имущества, если получен отрицательный финансовый

результат, который не уменьшает величину налогооблагаемой прибыли

Дополнительно к отчёту о финансовых результатах (ф. № 2) органи­зации

составляют в оперативном порядке налоговый отчёт о валовой прибыли,

применяемый для налоговых расчётов. Этот показатель отличается от

соответствующего показателя, отражаемого в регистрах бухгалтерского учёта, на

сумму дивидендов по акциям, процентов по ценным бумагам, величину курсовых

разниц от переоценки валютных ценностей, ценных бумаг.

О вмешательстве налоговых органов в учёт финансово-хозяйствен­ных результатов

организаций свидетельствует и то, что по-разному определяется показатель

«выручка для целей налогообложения» исхо­дя из принимаемой учетной политики.

Так, согласно приказу МФ РФ от 19 октября 1995 г. № 115 [3], в бухгалтерском

учёте показатель выручки определяется по отгрузке продукции. В письме ГНС РФ

от 5 января 1996 г. № ПВ-4-13/Зн «О проверке правильности исчисления

организациями налогооблагаемой базы» указано, что метод определения выручки

от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения

устанавливается предприятиями на длительный срок (ряд лет) исходя из условий

хозяйствования и заключенных договоров. При объявлении учётной политики

предприятие выбирает методику определения выручки только для целей

налогообложения: по моменту оплаты отгруженной продукции или по моменту её

отгрузки и предъ­явления покупателю расчётных документов. Следовательно, если

пред­приятие принимает метод «по оплате», то оно вынуждено вести два

раздельных учёта реализационных результатов в обычном режиме бух­галтерского

учёта и налоговый учёт Перерасчёт таких показателей требует от бухгалтеров

предприятий дополнительного времени и затрат труда Задача упорядочить учёт

выручки от реализации продукции (работ, услуг) была поставлена в Указе

Президента РФ от 8 мая 1996 г № 685 «Об основных направлениях налоговой

реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной

дисцип­лины» [4]. В нём предусматривалось, что выручка от реализации

продукции всеми предприятиями и организациями, кроме малых пред­приятий,

начисляется в момент отгрузки продукции, выполнения ра­бот и оказания услуг

либо при получении денег в качестве предоплаты (аванса), т. е ещё до отгрузки

товара (п. 7). Это положение Указа отменяло возможность выбора учётной

политики для налогообложения прибыли. Однако в 1997 г выполнение данного

требования оказалось затруднительным и введение п. 7 Указа до 1998 г. было

Страницы: 1, 2