бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Правовое государство бесплатно рефераты

4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и

добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и

предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от

распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные

предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу

и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении

общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который

гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его

является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и

независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и

где в основу организации государственной власти положен принцип разделений

законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое

государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются

права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или

через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и

политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве

обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать

свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в

формировании и функционировании политических партий, общественных

объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки

правового государства: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни

общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на

принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и

свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5. Политический

и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании

различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках

конституции, на-

личии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность

законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,

видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом

сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление

действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и

государственных функций; - установление парламентской системы управления

государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового

правового мышления и правовых традиций, в том числе: а) преодоление

узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как

продукта властно-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического

комментирования и апологии сложившегося законодательства; в) преодоление

декоративности и декларированности юридических норм; г) выход юридической

науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная

правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям

огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум

каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам

могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего

рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия

- реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия,

антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и

свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права

в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым

способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое

государство открывает юридически равный доступ к участию в политической

жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие

правового государства от государства как такового? Государство как таковое

характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой

государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со

стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него

правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона,

действует строго в определенных границах, установленных обществом,

подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную

и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и

всякое государство обладает общими чертами, которые- сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную

на соответствующем социально-экономическом базисе обще-

ства.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной органи

зацией на своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все

его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения

властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные

властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в

своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные

части и элементы правового государства всю свою деятельность строго

сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут

персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,

гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права

и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм

правового государства является способом его существования. Функции

правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и

административно-командных методов управления. Его демократический характер

обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.

В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами

развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство

обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам

развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие

его политический характер. Первый этап развития правового гражданского

общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства,

гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности

граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм

предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие

гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные

признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению

государственной власти в правовом государстве.

4. ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само

ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил.

центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на

три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип

определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой

- подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей

поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые

обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в

установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной

власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает

правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления

внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном

счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной

властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме

правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими

законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера.

Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с

помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной

реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой

характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует

на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может

обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц

в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и

общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в

правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может

присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются

важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в

целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение

правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны

законодательных, так и исполнительных органов государственной власти,

обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

5. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В

ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это

обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти

правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и

какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории

разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей

(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного

лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна

свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение

авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны

быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных

органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь

исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий

другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и

обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система

"сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий

одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов

государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом

предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой.

Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые

Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном

рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой

из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов

правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и

иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения

президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о

вынесении ему "импичмента", т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает"

же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената

ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но

последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если

голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на "три власти" федеративное устройство является

также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее

концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип

разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит:

"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." К

органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума две палаты

Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской

Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные

органы государственной власти. К органам исполнительной власти в Российской

Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров

Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые

гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы

администрации других субъектов Российской Федерации. К органам судебной

власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской

Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд

Российской Федерации ; суды республик и других субъектов РФ; районные

народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание - парламент

Российской Федерации является представительным и законодательным органом

Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые

Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если

за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в

течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае

отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную

комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит

повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума

принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное

не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в

течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент

Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет

Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;

Страницы: 1, 2, 3