бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Правовое государство бесплатно рефераты

Реферат: Правовое государство

Реферат: Правовое государство

Содержание

стр:

1. Возникновение и развитие идеи правового государства 3

2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового

государства. 5

3. Понятие и признаки правового государства. 6

4. Принцип организации деятельности правового государства. 11

5. Система разделения властей в правовом государстве. 12

6. Верховенство закона. 15

7. Взаимная ответственность личности и государства. 20

8. Практика становления правового государства в России. 21

Список используемой литературы 23

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность

на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития

человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски

более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители

античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались

выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та

политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для

граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по

мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там,

где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)

форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-

правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на

становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом

государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в

обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы

к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.

Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли

на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял

принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он

видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении

безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое

управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже

нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского,

Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры

правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление

норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и

ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной

организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная

инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной

субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами

власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от

исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной

власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные

элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных

факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями

революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею

правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной

классовой концепции государства.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности

(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и

других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В

правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям

и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как

собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности

реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности,

которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников

производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его

саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится

человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных

связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих

творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные

права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой

государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности

государства. Прочная социальная основа государства предопределяет

стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы

гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это

выражается в демократических методах государственного управления,

справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во

взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к

различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в

себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя

верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое

государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на

началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и

исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках

и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его

граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение

угрожает свободе других людей.

3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства

уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций

правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724

- 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755

гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго

Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что

на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма

(которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое

государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей

неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и

государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,

нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно

ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам:

источником нравственных и правовых законов выступает практический разум,

или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если

возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;

в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом"; правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения

людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило

свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные,

цивилизованные отношения между людьми; госудаство - это соединение

множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее,

такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми

принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и

строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового

государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв.,

включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и

государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в

соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено

законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического

развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство"

привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где

критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием

и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение

научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое

государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую

форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового

государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более

того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность,

т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем

государстве делается попытка не только возродить идею правового

госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим,

сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик

(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),

определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового

государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных

актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства.

Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии

правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию

государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к

труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,

культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно

и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для

удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно

строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,

моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь

форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном)

государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как

политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть

подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных

независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером

против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие

гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную

степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую

независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко

ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса

институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,

необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление

власти, прежде всего путем формирования представительных органов,

выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального

самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое

и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках,

включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям -

каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и

потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)

заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве

сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",

Страницы: 1, 2, 3