Реферат: Правовое государство
Реферат: Правовое государство
Содержание
стр:
1. Возникновение и развитие идеи правового государства 3
2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового
государства. 5
3. Понятие и признаки правового государства. 6
4. Принцип организации деятельности правового государства. 11
5. Система разделения властей в правовом государстве. 12
6. Верховенство закона. 15
7. Взаимная ответственность личности и государства. 20
8. Практика становления правового государства в России. 21
Список используемой литературы 23
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность
на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития
человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски
более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители
античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались
выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,
которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та
политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для
граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по
мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там,
где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)
форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле
народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-
правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на
становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом
государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в
обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы
к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.
Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли
на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял
принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он
видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении
безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое
управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства
состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции право-
вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.
Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже
нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского,
Г. Ф. Шершеневича.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры
правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление
норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и
ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной
организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная
инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной
субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами
власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от
исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной
власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные
элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных
факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.
Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на
началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной
государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовой концепции государства.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности
(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и
других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В
правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям
и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как
собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности
реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности,
которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников
производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его
саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих
творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные
права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой
государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности
государства. Прочная социальная основа государства предопределяет
стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы
гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это
выражается в демократических методах государственного управления,
справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во
взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к
различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя
верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое
государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на
началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в
правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и
исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках
и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его
граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение
угрожает свободе других людей.
3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства
уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций
правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724
- 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755
гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго
Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что
на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма
(которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое
государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей
неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно
ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум,
или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если
возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом"; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения
людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило
свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми; госудаство - это соединение
множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее,
такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми
принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и
строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -
это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"
форме государства относится демократия, при которой верховная власть
принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок
подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ
деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к
закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,
охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового
государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв.,
включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и
государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в
соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено
законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического
развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство"
привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где
критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием
и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение
научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое
государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую
форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового
государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более
того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность,
т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем
государстве делается попытка не только возродить идею правового
госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим,
сложным и противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),
определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового
государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных
актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства.
Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии
правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию
государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к
труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,
культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно
и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для
удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно
строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,
моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь
форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном)
государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как
политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть
подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных
независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером
против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие
гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную
степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую
независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко
ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса
институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных органов,
выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального
самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое
и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках,
включая исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям -
каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и
потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует
возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)
заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве
сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",
Страницы: 1, 2, 3
|