бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Правопонимание бесплатно рефераты

3. Ïðàâî ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëèòåëåì ñâîáîäû, íå âîîáùå, à ëèøü åå ãðàíèö.

4. Ïðàâî îïðåäåëÿåò ðàâåíñòâî âñåõ ëþäåé ïåðåä çàêîíîì, íå âçèðàÿ îò èõ ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ â îáùåñòâå.

5. Ñ ïîìîùüþ ïðàâà îáùåñòâî îáíîâëÿåòñÿ è ïðîãðåññèðóåò.

6. Ïðàâî - ýòî åäèíñòâåííàÿ ñîöèàëüíàÿ íîðìà, ñ ïîìîùüþ êîòîðîé ãîñóäàðñòâî ìîæåò ðåøàòü âíóòðåííèå è âíåøíèå ïðîáëåìû.

 íàóêå ïî ðàçíîìó îïðåäåëÿåòñÿ ñóùíîñòü è ïðîèñõîæäåíèå ïðàâà. Íàèáîëåå ñòàðàÿ òåîðèÿ åñòåñòâåííîãî ïðàâà ïðîèñõîäèò èç òîãî, ÷òî ïðàâà ÷åëîâåêà äàðîâàíû åìó ïðèðîäîé, èõ çàùèòà ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâà õàðàêòåðèçóåò ñîñòîÿíèå ñïðàâåäëèâîñòè â îáùåñòâå.

Èäåÿ åñòåñòâåííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ïðàâ ÷åëîâåêà ïîëó÷èëà çàêîíîäàòåëüíîå çàêðåïëåíèå. Ñòàòüÿ 2 Êîíñòèòóöèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ãëàñèò: “×åëîâåê, åãî ïðàâà è ñâîáîäû ÿâëÿþòñÿ âûñøåé öåííîñòüþ. Ïðèçíàíèå, ñîáëþäåíèå, çàùèòà ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà è ãðàæäàíèíà - îáÿçàííîñòü ãîñóäàðñòâà”.

Èñòîðè÷åñêàÿ øêîëà ïðàâà ñ÷èòàåò, ÷òî îíî (ïðàâî) ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå îáû÷àåâ è çàêîíîâ è îïðåäåëÿåò èñòîðè÷åñêèé ïóòü ðàçâèòèÿ òîãî èëè èíîãî íàðîäà.

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ øêîëà ïðàâà ñâÿçûâàåò âîçíèêíîâåíèå è ðàçâèòèå ïðàâà ñ ïñèõîëîãèåé êëàññîâ, ñîöèàëüíûõ ãðóïï îáùåñòâà, â ñîîòâåòñòâèè ñ ÷åì ïðàâî - ïðîäóêò ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñòàíîâîê, ýìîöèé, ïåðåæèâàíèé.

Ìàðêñèñêî-ëåíèíñêàÿ òåîðèÿ âûâîäèò ïðàâî èç êëàññîâûõ ïðîòèâîðå÷èé è îïðåäåëÿåò åãî êàê âîëþ ãîñïîäñòâóþùåãî êëàññà, âîçâåäåííóþ â çàêîí, îïðàâäûâàÿ òåì ñàìûì ðàçðåøåíèå êëàññîâûõ ïðîòèâîðå÷èé íà óðîâíå îáùåñòâà è êàæäîé ëè÷íîñòè.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных

общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё

римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним

каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в

нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что “всегда является

справедливым и добрым”, - это естественное право; во-вторых право означает то,

что “полезно всем и многим в каком-либо государстве”, - это цивильное

(гражданское) право.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и

представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в “модернизированном”

виде, но сохранились. Многие институты римского права (такие, как право

собственности, наследованная, купли-продажи и другие) постоянно использовались

и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых

актов в других странах. Например, знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский

Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и

широкого использования римского права. В частности, в нём под сильным влиянием

принципов и различных институтов римского права особо выделялось право

собственности, закреплялись пути и способы приобретения собственности. Подобное

влияние римского права на правовые системы других стран, называемое в

юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось

на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого

права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения,

сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно

неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи “регулирующей

нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий мыслитель

Аристотель, должно служить “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать,

что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить,

что “оно получило своё название от justitia - правда, справедливость”, что

право есть “искусство добра, равенства и справедливости”.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики

положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё отражение в

конституционном законодательстве многих современных государств. Например, в

Конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы

человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17, п. 2). Тем

самым подчёркивается, что они не даруются и не устанавливаются “свыше” каким бы

то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу

естественных, ни от кого не зависящих, причин.

Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права,

а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди которых следует

выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением

права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не

бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы

господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек. Нет

права “вообще”, оно всегда конкретно и реально. В первую очередь это

проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет

имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и

раба, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

Явно выраженное или завуалированное неравенство людей прослеживается во

многих правовых актах, изданных на разных этапах развития человеческого

общества. Широко известное в марксистской и немарксистской литературе положение

- выдержка из “Манифеста Коммунистической партии” о том, что право буржуазии

“есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой

определяется материальными условиями жизни вашего класса”, несомненно имеет под

собой реальную основу.

Ленин, безусловно был прав, когда отстаивал тезис о том, что содержащаяся в

любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего

класса. “Воля, если она государственная, - писал он -, должна быть выражена как

закон, установленный властью”.

Но разделяя данный, многократно подтверждённый самой жизнью, тезис, следует в

то же время обратить внимание на определённую уязвимость данного положения.

дело в том, что, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, только к

классовому содержанию, мы тем самым упускаем из вида во-пер­вых, все остальные,

существующие в обществе, помимо классовых, многочислен­ные социальные общности

(группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не

учитываем того, что у власти в определённые периоды могут стоять не классы, а

определённые группы (“кланы” и т. п.) людей со своими взглядами, ценностями и

интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, упускается из виду тот факт, что

в любом обществе наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоёв,

право самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего

общества. Это естественно, ибо право изначально порождается и развивается не

как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей, а

оно является порождением всего общества и результатом естественного его

развития. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества.

убедиться в это позволяют такие, например, огромную общечеловеческую значимость

акты нашего времени, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря

1948 года Генеральной Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и

политических правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН;

и другие им подобные акты.

Положения, отражающие интересы всего или, по крайней мере, большей части

общества, содержаться не только в международно-правовых актах, но и в актах,

принимаемых на уровне отдельных государств - в Конституциях, обычных законах,

некоторых подзаконных актах. Фактически конституция каждого современного

государства содержит в себе требования и положения, затрагивающие интересы

всего общества. Так, Конституция России провозглашает равенство всех “перед

законом и судом” (ст. 19, п. 1), право каждого на жизнь (ст. 20, п. 1), на

“свободу и личную неприкосновенность” (ст. 22, п. 1), право “на тайну

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений”

(ст. 23, п. 2), право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую

помощь, право на образование.

Однако при всём этом остаются открытыми вопросы типа: как соотносятся в

данном случае общечеловеческие и общенациональные интересы с классовыми

интересами? Не “растворяются” ли последние в первых? И, наконец, действительно

ли интересы всего общества, также, как и интересы отдельных индивидов,

различных групп и ассоциаций, не совпадающие с интересами господствующего

класса, не только формально провозглашаются, но и практически осуществляются?

Разумеется, воля и интересы господствующих классов, стоящих у власти,

представляются в виде всеобщих лишь в идеологических целях, теоретически.

Практически же всё, как правило, обстоит наоборот: воля и интересы правящих

кругов реализуются в реальной жизни не только непосредственно, но и

опосредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами.

Противоречивый подход к разрешению проблемы соотношения в понятии и

содержании права “общечеловеческого”, с одной стороны, и “классового”, с

другой, чётко просматривается в отечественной литературе. Если сравнивать между

собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для

советского периода с определениями понятия права и подходами к его познанию в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11