бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Понятие функций государства и их классификация бесплатно рефераты

обусловленных экономических, социальных и нравственных отношений граждан с

государством, принудительная сторона государственной деятельности постепенно

преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

В Российской Федерации верховенство прав и свобод человека как основной

ценности, определяющей правоохранительную деятельность государства закреплены

в статье 19 Конституции РФ:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и

обеспечиваются правосудием».

Идеологическая функция

Функция поддержки определённой, в том числе и религиозной, идеологии,

организация образования.

3.Внешние функции.

Внешние функции государства представляют собой совокупность различных

действий государства на международной арене. Соответственно эти функции можно

распределить по трем основным направлениям: в политике, в экономике, в

области охраны мировой окружающей среды. Государство должно обеспечивать

интеграционные процессы во взаимоотношениях с другими странами, одновременно

отстаивая свою собственную независимость на международной арене.

Политическая функция.

В области политики сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в

вопросах войны и мира. На современном этапе развития мирового сообщества

государства в целом избегают применения оружия. Политическое сотрудничество

государств осуществляется на всех уровнях государственной власти:

межпарламентской, межправительственной и других уровнях государственной

власти. Такая организация как Европейское сообщество имеет общие

межгосударственные органы власти: законодательные, исполнительные и судебные

органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами каждого

государства, состоящего в объединении. В 1991 году возникло Содружество

Независимых Государств (СНГ), построенное на принципах экономического

сотрудничества. Такое объединение было обусловлено тем, что бывшие республики

Советского Союза были тесно связаны прочными экономическими связями,

существование вне которых было бы для них губительно.

Основным международным органом, которое координирует политические интересы

большинства современных государств, является Организация Объединенных Наций

(ООН). Вопросами политического урегулирования военных и других конфликтов

занимается постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. В его

сферу деятельности входит широкий круг полномочий по поддержанию международного

мира и безопасности по развитию сотрудничества в самых разнообразных сторонах

межгосударственных отношений.

Помимо ООН и СНГ существуют также региональные международные организации:

Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация

американских государств и многие другие.

Экономическая функция.

Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие

с другими странами в области экономики. В частности, международное

экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда,

кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями,

координация товарооборота и развитие кредитно-финансовых связей. Общей

координацией международного экономического сотрудничества занимается

Организация Объединенных Наций и её специализированные подразделения.

Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов,

занимающееся вопросами мировой экономики: Совет по торговле и развитию,

Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по

жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и

технике. Также вопросами международного экономического и социального

сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация

труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный

валютный фонд (МВФ) и многие другие.

Наиболее влиятельное сообщество государств в современном мире – это

Европейское сообщество. Его целью является достижение взаимовыгодного

сотрудничества в экономической, политической и военных областях;

сбалансированное развитие; повышение уровня жизни населения и т. д.

Функция обороны страны.

Функция обороны страны от внешнего нападения со стороны других государств

составляет одно из важнейших направлений его деятельности. В мирное время –

это всестороння подготовка страны к возможному отражению в случае нападения

извне. В военное же время функция обороны страны перерастает в форму прямой

вооруженной борьбы с противником. В современном обществе подавляющее

большинство государств придерживаются оборонительной доктрины, суть которой

заключается в создании оптимальной достаточности сил и средств для

предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы

государств. Такой подход к вопросам военного противостояния значительно

понижает вероятность возникновения войн в жизни народов, имея в перспективе

полное их исчезновение.

В настоящее время поддержка обороноспособности страны является крайне

затратной статьей в бюджете любого государства. Оборонная деятельность

государства складывается из нескольких направлений: укрепление оборонной мощи

страны; постоянное совершенствование боеспособности вооруженных сил; охрана

государственных границ и некоторые другие.

Современный процесс постепенного снижения уровня военного противостояния

государств ведет к улучшению экономических, культурных и духовных связей

народов.

Охрана мировой окружающей среды.

Эта функция обеспечивает усилия большинства государств в области поддержания

нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность

имеет всеобъемлющий характер и проводится как по линии специализированных

учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных

органов. Примером одной из таких организаций может служить GREEN PEACE,

имеющий отделения практически во всех странах мирового сообщества. В данный

момент очень актуально сотрудничество в области борьбы с биотерроризмом.

4. Рассмотрение функций государства на примере речи президента

Добрый день, уважаемые друзья!

Уважаемые председатели палат Федерального Собрания!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Члены Совета Федерации!

Мы вновь собрались в этом зале, чтобы подвести итоги за год и поставить

задачи на предстоящий период.

Наши цели неизменны: демократическое развитие России, становление

цивилизованного рынка(экономическая ф.), правового государства и, самое

главное, повышение уровня жизни нашего народа(социальная ф). Здесь есть

достижения, хотя и небольшие. В прошлом году продолжился экономический рост,

удалось создать новые рабочие места. Численность безработных сократилась на 7

тысяч человек. Реальные доходы граждан выросли почти на 6%.

Год назад мы ставили скромную, но чрезвычайно важную задачу. Добиться, чтобы

средняя пенсия в стране превзошла, наконец, прожиточный минимум пенсионеров.

Сегодня можно сказать - эта задача решена.

Люди увереннее смотрят в завтрашний день, многие начинать строить

долгосрочные личные планы, стремятся получить образование и новые профессии.

И, видимо, не случайно, что прошлый год был для России рекордным по числу

студентов. После целой эпохи дефицитных бюджетов, когда мы тратили больше,

чем зарабатывали, второй год подряд бюджет сведен с профицитом.

Есть продвижение в развитии инфрастуктуры рынка в укреплении гарантии частной

собственности. В основном за счет совершенствования законодательной базы.

Отмечу принятие Земельного и Трудового Кодексов; пакета по пенсионной и

судебной реформам; разбюрократизацию экономики и совершенствование налоговой

системы. В Гражданском кодексе появились важные для людей разделы, такой,

например, как раздел «О наследовании» и сегодня я хочу поблагодарить

Федеральное Собрание и Правительство России, которые весь этот напряженный

период конструктивно взаимодействовали, были очень, очень часто эффективными

партнерами.

На фоне укрепления политической стабильности постепенно улучшается деловой

климат в стране. Раздвинуты горизонты государственного и корпоративного

планирования. Предприниматели строят свои планы уже в расчете не на месяцы, а

на годы. Мы своевременно, а порой даже и с опережением обслуживаем внешний

долг. Более чем вдвое выросла суммарная капитализация российских компаний.

Начал расти несырьевой экспорт. За год на четверть увеличились поставки машин

и оборудования за рубеж.

После 10-летнего перерыва мы вернулись на вторую позицию в мире по объемам

производства нефти и на первое место в мире по торговле энергоносителями. И

нам необходимо с умом распорядиться новым положением страны в мировом

экономическом сообществе.

Все это постепенно меняет отношение к нам и в мире. Улучшение экономической

ситуации отмечается международными рейтинговыми агентствами, повышающими

кредитный рейтинг России. Зарубежные банки увеличивают российскую долю в своих

инвестиционных портфелях. Наша страна постепенно превращается в солидного и

предсказуемого делового партнера.(внешнеэкономическая)...

...Между тем прямая обязанность государства – создать условия для развития

экономических свобод. Создавать стратегические ориентиры. Предоставлять

населению качественные публичные услуги. И эффективно управлять

государственной собственностью. Для этого структура исполнительной власти

должна быть логично и рационально устроена. Госаппарат должен стать

работающим инструментом реализации экономической политики. Реформы

государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными

принципами работы и построения исполнительной власти...

В-третьих, надо, наконец, провести анализ ныне реализуемой государственной

функции и сохранить только необходимое. В прошлогоднем послании я уже давал

соответствующее поручение правительству. И просил начать подготовку к

административной реформе. Понятно, ревизия функции государства задача

непростая и долговременная..

(как мы видим проводится переосмысление и изменение функций государства)

..

Уважаемые коллеги!

Мы сделали существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы.

Большинство необходимых указов, актов, законов принято. Средства на их

реализацию выделены. Теперь нужно четко исполнить принятые решения. Ключевым

считаю то, что изменения коснулись не только организаций и условий работы

судов, но, прежде всего, процедур, обеспечивающих защиту прав личности и

доступности правосудия. Нам необходим такой суд, который уважают и в стране и

за ее пределами.

И эта задача не только политическая, но, не в последнюю очередь,

экономическая. Эффективность судебной системы, я уже об этом говорил с самого

начала, нужна и для того, чтобы у отечественных и иностранных компаний не

возникло сомнений в ее авторитете и действенности. В июле этого года вступает

новый Уголовно-процессуальный кодекс. В связи с этим судебные и

правоохранительные органы должны решить многие организационные вопросы,

чтобы, начиная с 1 июля, этот закон работал в полной мере.

Я обращаюсь с просьбой к Федеральному Собранию оперативно рассмотреть

необходимые изменения в УПК и в закон о введении в его действие. В том числе

нормы, которые касаются передачи судам полномочий по арестам.

На очереди важнейшие для граждан и экономики страны Гражданско-

процессуальный, Административный, Арбитражный кодексы; закон о третейских

судах. Думаю, следует оптимизировать и структуру арбитражный судов. Сегодня

разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятые решения осуществляется в

одном и том же суде. Просил бы внимательно отнестись к этой проблеме.

Необходимо также четко разделить компетенцию арбитражных судов и судов общей

юрисдикции. Судебную систему просто дискредитируют. Многие это знают.

Дискредитирует то, что сплошь и рядом один и тот же спор рассматривается в

разных судах, которые, к тому же, подчас принимают, и очень часто принимают,

прямо противоположные решения. Это ставит в тупик и предпринимателей,

граждан, перегружает суды, не способствует развитию здорового делового

климата.

Надо привести в соответствие с новым законодательством, с новыми

законодательными актами и положения Закона о прокуратуре Российской

Федерации.

И, наконец, нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и

системы наказания. Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести

фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от

этого не уменьшается, а люди только ожесточаются. Между тем уже по

действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы

применять штраф или другие, более гуманные меры наказания. Однако этой

возможностью они пользуются редко.

Считаю, что применение наказаний не связанных с лишением свободы там, где

конечно это обоснованно, там, где есть основание для этого, должно стать

широкой судебной практикой. Наша главная цель и об этом мы много раз

говорили, все об этом хорошо знают, добиться неотвратимости наказания. А не

его чрезмерная суровость.

(правоохранительная и экономическая ф.)

5.Заключение

Деление функций на внутренние и внешние – это определённое наследство,

доставшееся современной отечественной теории государства от её предыдущего

маркситско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории

государства, классификация функций жёстко привязывалась к классовой сущности

государства. Внутренние функции проходили по ведомству классовой сущности

государства, например, хозяйственно- организаторская функция наиболее ярко

характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение как

декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Во всех

прежних учебниках неизменно подчёркивалось, что “ по мере продвижения к

коммунизму, экономическая роль государства будет увеличиватся, в связи с чем

неизменно возрастает роль, объём и сложность содержания его хозяйственно-

организаторской функции, поскольку она имеет цель создания материально-

технической базы коммунизма”.

Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз

требуется отказ от диктатуры государства, уход от уравнительной психологии и

социального иждивенчества, вытекавших из организаторско- хозяйственной

функции государства.

Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций:

борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т.п., хотя

зачастую всё это имело демагогический характер.

Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени

своё значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер

(например экологическое направление деятельности государства, экономическое

направление деятельности государства ).

Более важным становится выделение глобальных функций государства,

характеризующих деятельность современного государства в экологической,

демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и

использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и

свобод человека, и в других современных глобальных государственных сферах

деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. Формирование саморазвивающегося

гражданского общества, состоящего из экологически, политически и юридически

самостоятельных субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе

сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Высказываются идеи, что многие функции, о которых

говорилось выше, фактически не характерны именно для государства,

поскольку в их решении заинтересовано всё общество. Для государства же

характерны те функции, которые вытекают из его

основной сущности- осуществления политической власти. В таком

случае государство имеет три основные функции: законодательную,

исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти-

законодательная, исполнительная и судебная (иногда

выделяется четвёртая функция и соответствующая ей ветвь власти-

надзорная). На функции государства оказывает определённое влияние научно-

техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без

исключения, современных государств подвержены воздействию научно-технических

достижений XX века. Причём это воздействие двоякое. С одной стороны

появляется жизненно важные направления деятельности государства: поддержка

науки, особенно фундаментальной, использование её результатов, развитие и

обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой стороны

ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и

использования современных научно-технических достижений. Это особенно

касается ядерных технологий,

генетики, медицинской биологии и т.п. Формируется новое научное направление-

биоэтика, связанное с трансплантацией органов человека, изменением генов,

искусственным оплодотворением,

возникают проблемы эвтаназии. И без контролирующего и регламентирующего

государственного вмешательства в эту область не обойтись.

На мой взгляд абсолютно естественным является эволюция и функций государства

с течением времени, изменением общества, научно-техническим прогрессом и

изменением политической обстановки в мире. Так и вслед за ней эволюционирует

классификация функций государства, да и сама наука теории государства и

права.

Как мы видели из послания президента государство через президента напрямую

декларирует свои функции.

Используемая литература.

1.Венгеров Теория государства и права.

2.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. 2-е изд. – М.:1998.

3.Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М.: 1999.

4.Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах.

М.: 1997

5.Конституция Российской Федерации. М.:2000.

6.Основы права. Под ред. В. В. Лазарева. – М.: 1998

7.Послание Президента Федеральному собранию 2002г.

Страницы: 1, 2