бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Понятие функций государства и их классификация бесплатно рефераты

Реферат: Понятие функций государства и их классификация

Теория государства и права.

Понятие функций государства, и их классификация.

Реферат

Москва 2002.

План

1.Введение

2.Внутрениие функции государства

экономическая

финансового контроля

экологическая

социальная

правоохранительная

идеологическая

3.Внешние функции государства

политическая

экономическая

оборона страны

охрана мировой окружающей среды

4. Рассмотрение функций государства на примере речи президента

5.Заключение

1.Введение

Понятие функций государства теория государства и права использует для

описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства. Само

понятие функции заимствовано из математики, но в юриспруденции оно наделено

новым смыслом. Это понятие появилось и стало использоваться в рамках

марксистско-ленинского подхода к государству. В западной же науке вопрос о

функциях государства практически не рассматривается, речь обычно идёт о целях

и задачах государства. На современном этапе развития отечественной теории

государства и права функциональный подход к деятельной стороне государства

сохранился, но в нём расширилось и углубилось понимание социального

назначения государства, и была отвергнута роль классовых характеристик

государства в его функциях. Функциональный подход изучения теории государства

и права позволяет более глубоко изучить процесс формирования эволюции

государственности. При рассмотрении различных функций, которые государство

выполняло на различных этапах, мы можем более глубоко понять природу такого

сложного социального института как государство.

Классификация функций государства.

В познании государственно-правовых явлений и процессов в ТГП используется

метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить всё

многообразие государственно-правовых явлений и процессов невозможно. Метод

классификации используется и при изучении функций государства. Функции

государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени

действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех

этапах его существования, и временные, появление которых вызвано

специфическими условиями общественного развития, а прекращение –исчезновением

этих условий. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя

политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие

его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного

общества, и внешние – деятельность за пределами страны, в которой проявляется

роль государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Прежде чем говорить о функциях государства следует сказать несколько слов об

его происхождении. Предпосылками образования государства могли послужить

следующие факторы: слом родоплеменных отношений; появление частной

собственности; и, как следствие, образование нового класса в обществе –

управленцев, организаторов, которые занимались только вопросами публичной

власти и управления.

Касаясь общественного строя первобытной общины, можно отметить бесклассовость

и социальную однородность того общества.

Первобытное общество жило родами, семьями. Для этого общества были характерны

кровнородственные браки, половозрастной характер разделения труда,

коллективные формы решения общих дел (собрание сородичей как высший орган

управления), присутствие табу и обычаев вместо институционализированных

правовых норм и законов и т. д.

Основными двумя факторами, разрушившими родоплеменные отношения стали табу на

кровосмешение и образование частной собственности. Происходило это следующим

образом.

Человечество постепенно осознало опасность появления неполноценного потомства

вследствие инцеста, что заставляло людей составлять брачные пары из разных

племен и родов. Таким образом эта брачная пара, состоящая из людей

принадлежащих к разным родам не могла примкнуть ни одному, ни к другому роду,

что вынуждало новоиспеченную семью отделяться в собственную социальную

единицу. Эта независимая от рода семья создает субъект частной собственности.

Выделившиеся из рода семьи (а затем индивиды) объединяются в общество,

основанное на вещных, рыночных связях. По мере развития производственных

отношений усложнялись социальные связи между людьми, происходило общественное

разделение труда. Объективная потребность новой социальной организации в

общественной силе, которая способна решать общие дела и мобилизовать

население на их решение, и породила государство, публичную власть.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что государство возникло из родовых

структур и было призвано обеспечивать своей организацией решение общих дел.

Таким образом, можно утверждать, что природа общих дел и способы решения

общественных проблем не зависит от сознания и воли людей, независимо от того

занимаются ли они государственным управлением непосредственно или нет.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой

является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны

общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются

функциями государства.

В функциях государства выражается его сущность, та роль, которая отводится

государству в решении вопросов общественного развития и блага

народонаселения. Функция государства - это его назначение и роль как

социального института.

С момента возникновения первого государства его роль и назначение остаются

неизменными, и не будут изменятся в будущем, пока государство будет

существовать как совокупность государственных органов. Когда оно достигло

возможно высшей своей ипостаси - правового государства, у него только одна

важнейшая функция, только одно назначение, только одна роль в обществе:

управлять этим обществом, т.е. организовывать его. При этом не имеет

определяющего значения тот факт, с какой целью оно управляет - ради блага

всего общества либо ради блага отдельной его части. Различие существует

только в масштабах и методах такого управления, а также в целях, которые

перед собой ставит государство.

Итак, можно утверждать, что государство, прежде всего, это аппарат подавления,

основной функцией которого является функция государственного управления. В

идеале принято считать, что генеральной, основной целью деятельности

государства являются блага человека, его нравственного, материального и

физического благополучия, максимальной социальной и правовой защищенности

каждой личности. Но в реальности эта цель трудновыполнима, потому как даже в

самом «демократичном государстве» всегда образуется определенная

«олигархическая» группа (из управления государством), преследующая свои

собственные интересы и неспособная на обеспечение интересов каждого члена

общества.

2.Внутренние функции.

Внутренние функции государства определяют деятельность государства на его

территории и в рамках его суверенитета. Функции государства подразделяются на

несколько типов, каждый из которых характеризует определённую сферу

государственной деятельности в управлении внутренней жизнью общества.

Экономическая.

Одной из важнейших внутренних функций государства является экономическая.

Значение этой функции заключается в выработке и координировании государством

основных стратегических направлений развития экономики государства в наиболее

оптимальном режиме. Методы осуществления этой функции очень разнообразны и

зависят от сущности самого государств, его политики. В государствах, в основе

которых лежит административная система управления, экономика, как правило,

регулируется в основном командными и административными методами. Для

государств с рыночной экономикой характерна свобода и самостоятельность

собственника, обеспечивающие реальное равенство и независимость как

производителей, так и потребителей материальных и духовных благ. В таких

государствах основным регулятором рыночных отношений становится закон спроса

и предложения.

Существует два основных метода государственного регулирования экономики:

1) достаточно определённая и жёсткая налоговая политика, позволяющая

государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять

часть национального дохода в целях развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных хозяйственных условий в

приоритетных отраслях экономики, дающих наибольшую выгоду обществу в целом.

Как правило, оба этих метода взаимосвязаны и действуют в совокупности друг с

другом.

Рассматривая экономическую функцию государства в современном правовом

государстве можно выявить ряд её направлений:

1) воздействие государства на экономическую жизнь общества в целом, что

выражается в формировании государством бюджета страны, контроля за его

расходованием; в программах развития экономики в государственном масштабе и т.

п. Функция государства здесь заключается в основном в регулятивных,

стимулирующих, консультационных действиях. Но ни в коем случае не в создании

распределительных или запретительных механизмов.

2) непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором

экономики, т. е. на государственных предприятиях и различных учреждениях, где

государство выступает собственником средств производства, производителем

материальных благ и услуг.

В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют

определенные экономические свободы и гарантии на её территории, закреплённые

в конституции РФ:

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства,

свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка

конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,

государственная, муниципальная и иные формы собственности».(статья 8 пункт 1

и 2).

Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В

процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической

политики государства. На сегодняшний день мы постепенно уходим от единственно

правильного свободного рынка, саморегулируемого на основе спроса и

предложения. Постепенно пришло понимание, что в условиях ограниченности

ресурсов, периодически повторяющихся экономических кризисов, безработицы и

инфляции в России возникает потребность в продуманной, сбалансированной

экономической политике государства. Т. е. в данный исторический период

своего развития Россия нуждается в укреплении государственного регулирования

экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим

элементом экономической функции государства.

Функция финансового контроля.

Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и учете

государством доходов производителей. По закону определённая часть этих

доходов в виде налогов перечисляется в государственный бюджет для

удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд, а также на

содержание самого аппарата управления государством.

Как правило, высший финансовый контроль за доходами и расходами в государстве

осуществляется Парламентом. Практически во всех государствах широкими

полномочиями в этом виде деятельности обладают министерства финансов.

Например, в Англии контроль за распределением между различными ведомствами

средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство

контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов.

Итак, важнейшей частью экономической политики государства является налоговая

система как совокупность направлений, конкретных мер и действий, призванных

пополнять доходную часть бюджета и внебюджетных фондов.

Современная российская налоговая система в основном отвечает требованиям

рыночной экономики и в основном тождественна зарубежным системам, однако

слишком громоздка, нерациональна как по структуре, так и по уровню различных

налогов.

В данный момент эта функция государства наиболее заметна по деятельности

Счётной палаты под руководством С.В.Степашина и находящейся на слуху

проверкой МПС, МЧС, Комитета по рыболовству и т.д.

Экологическая функция.

Экологическая функция государства занимает одно из ведущих мест во внутренней

деятельности государства. Земля является объектом нашего совместного

проживания, он требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого

отношения к себе. В большинстве современных государств разработано обширное

законодательство по охране природы, которое четко регулирует деятельность

людей и различных организаций в области использования природной среды (об

охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, земли, вод и

лесов).

Во многих странах существуют специально разработанные национальные программы

по охране окружающей среды, которые предусматривают применение активных мер

воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники

загрязнения или вредных отходов производства. Например, в США действует Закон

о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны

долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и

почвы производственными и бытовыми отходами.

Социальная функция.

Задача социальной функции государства состоит в обеспечении социальной

защищенности личности, нормальных условиях жизни для каждого члена общества

вне зависимости от их непосредственного участия в производстве каких-либо

благ.

В первую очередь, социальная политика государства предполагает распределение

социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить

тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться:

больным, инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Также любое правовое

государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный

отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи.

Таким образом должна обеспечиваться надлежащая реализация прав граждан на

охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование

различными достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми

должны в максимальном объёме пользоваться все граждане государства. Например,

социальная функция в области поддержки культуры реализуется через учреждение

сети государственных театров, кинотеатров, музеев, финансирования

различных выставок и других культурных мероприятий.

Правоохранительная функция.

Функция охраны правопорядка подразумевает под собой сферу деятельности

государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления

законодательных предписаний всеми гражданами определенного государства. В

правовом государстве интересы каждой личности охраняются от любых незаконных

посягательств. Государство охраняет интересы каждой личности как гражданина и

члена общества одновременно охраняя свои интересы, интересы всего общества.

Однако борьба с правонарушениями является важной, но не первостепенной

стороной правоохранительной деятельности государства. Государство реально

обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд,

прокуратура, нотариат, и т. д. Результатом правоохранительной деятельности

являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что

они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений,

восстановления нарушенного права, другими словами - охране прав личности,

защите интересов граждан и общества в целом.

Надо сказать, что в силу все гармонично развивающихся, объективно

Страницы: 1, 2