бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Концепция судебной реформы бесплатно рефераты

[12].

Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей

категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по

округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет,

который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных

адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные.

Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при

которых состояли.

Большое значение для утверждения новых демократических принципов

судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы

прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность

ограничивалась только судебной сферой. Главной задачей прокурора становился

надзор за дознанием и следствием, поддержание государственного обвинения в

суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной

палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах

строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе.

Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции

как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат

непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов

действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей

прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного

округа.

Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от

правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что

на них не распространялся принцип несменяемости.

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-

противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении

установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни

стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не

была подвержена коррупции.

Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в правильном

понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении

тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла "беспристрастием",

защита брала изворотливостью и патетикой.

Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую

систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и

представление о законности и правосудии.

Учреждением судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что

основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских

должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех

судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются

только по степени власти – суды первой и высших инстанций.

Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах,

как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная

ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с

другими профессиями.

Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его

представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики

были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников. Избираемые

мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно

было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей

населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное

влияние на всю судебную систему и даже, в некоторой мере, на политическую

систему России. "Первые шаги новых судов, и в особенности суда присяжных, были

встречены одобрением и правительства, и печати"

[13].

Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система

заменила собой крайне раздробленную систему судов. Однако значение судебной

реформы 1864 года умалялось рядом положений судебных уставов: изъятием

некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных (в т.ч. о

государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местными

администрациями, которые представляли их к очередным чинам и орденам и т.д. С

70-х годов в период реакции началось отступление от провозглашенных

принципов.

В 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати; законом 19 мая

1871 года были утверждены Правила о порядке действия членов корпуса жандармов

по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о государственных

преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 года была принята новая

редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям "Устава

уголовного судопроизводства", закрепившая создание Особого присутствия

правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для

рассмотрения этой категории дел законом от 9 мая 1878 года "О временном

изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям"

был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9

августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных

преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было

передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 года "Положение о мерах к

охранению государственного порядка и общественного спокойствия" еще более

расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в

общих судебных установлениях. Завершением судебной "контрреформы" явилась

судебно-административная реформа 1889 года

[14].

Слом судебной системы, сложившейся после судебной реформы 1864 года в

принципе произошел после февральских событий 1917 года, а не в октябре 1917

года, как принято было считать.

Министр юстиции А.Ф. Керенский положил начало формированию новых типов судов,

издав 22 марта 1917 года Инструкцию для временных судов, в состав которой

входили избранные к тому времени мировые или городские судьи, с одной

стороны, и два представителя от народа - рабочий и солдат, с другой стороны.

В этот же год стали появляться и военно-революционные суды, деятельность

которых была направлена на защиту нового порядка.

Становление и развитие советских судов можно разбить на несколько периодов,

которые были обусловлены временем, общественно-политическими, социальными и

экономическими преобразованиями советского государства.

Первые послереволюционные годы стали годами не только годами преобразования

советской страны, но очередной реформы в структуре правоохранительных

органов, в том числе судов. Декретом о суде № 1 были упразднены

существовавшие до того времени законодательство, система правоохранительных

органов и судебная система.

Деятельность и организация стихийно возникающих советских судов сильно

отличалась от деятельность существовавших судов. Во-первых, правосудие

осуществлялось революционными трибуналами (уголовные дела о

контрреволюционных посягательствах, мародерстве, саботаже и др.) и местными

судами (гражданские иски до трех тысяч рублей и уголовные дела до двух лет

лишения свободы). Во-вторых, существенный фактор, выборность всех судей,

коллегиальность рассмотрения дел (народные заседатели), возможность обращения

каждого гражданина в суд для защиты своих прав и интересов, а также его право

выступать в суде в качестве защитника или обвинителя.

Декретом о суде № 3 было продолжено изменение судебной системы. Общие суды

стали включать в себя суды трех уровней: местные народные суды, окружные

народные суды и Кассационный суд. Но уже Положением о народном суде

предусматривалось в первой инстанции образование единого народного суда.

Второй инстанцией были советы народных судей. Продолжали существовать

революционные и революционно-военные трибуналы. Однако наличие высшего суда

для проверки законности принимаемых судами решений не предусматривалось.

В процессе формирования советской страны, перехода от послереволюционного и

военного периодов к мирному существованию, наряду с социально-политическими и

экономическими преобразованиями, шла реорганизация и судебной системы в

целом. Положением о судоустройстве РСФСР от 1922 года были упразднены

революционные трибуналы, установлена единая система общегражданских судов с

наличием народных, губернских и Верховного судов. По сути своей, эта система

стала прототипом судебной системы настоящего времени. Опыт, накопленный за

эти годы, стал основой и для правовой реформы по вопросам судоустройства и

судопроизводства.

Следующим этапом становления современной системы можно считать период

постепенного перехода от демократических веяний к образованию командно-

административной системы, централизации.

Начавшееся формирование системы независимых судов натолкнулось на

сопротивление органов юстиции и верховного руководства молодой страны, не

хотевших выпускать из-под руководства деятельность судов. Была произведена

попытка включения Верховного суда РСФСР в структуру Наркомюста РСФСР. Начался

этап постепенного подчинения судов через подчинение сначала республиканских

органов прокуратуры Прокуратуре при Верховном суде СССР, затем в ведение

Прокуратуры перешел, ранее подчинявшийся судам, следственный аппарат, и, в

конце концов, образованная в 1933 году единая система прокуратуры во главе с

Прокуратурой СССР подчинила себе суды.

В период репрессий и произвола с 1929 года начали действовать внесудебные

органы - "тройки", наделенные полномочием рассматривать крупные хозяйственные

и политические дела (постепенно в значительной мере вытеснившие суды),

которые в последствие перешли в подчинение НКВД СССР.

В 30-е годы, в период расцвета произвола и беззакония со стороны руководящих

органов, особенно Центра, активную деятельность развернули не только НКВД и

МГБ, но и так называемые "тройки" совместно с судами среднего и высшего

звеньев. Производство было негласным, подсудимые лишены были права

защищаться, обжаловать решения суда и иметь своего адвоката. Наказания

исполнялись немедленно. Приговоры по сфальсифицированным делам в отношении

"врагов народа" нанесли огромный урон советскому государству, не только в

нравственном, материальном и физическом отношениях, но и были уничтожены

лучшие слои оставшейся интеллигенции, ученных, врачей, педагогов, мыслителей,

писателей, художников, специалистов и т.п. В эти же годы состоялась легальная

деформация судопроизводства - исчезли демократические принципы, служившие

гарантиями прав и свобод граждан, Прокуратура СССР Наркомюст СССР и НКВД

СССР, наконец-то, подчинили себе все соответствующие системы. Принятая в 1936

году Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свое

законодательством. Закон о судоустройстве от 16 августа 1938 года подчинил

Центру все суды без исключения, причем Верховный суд СССР мог

беспрепятственно вмешиваться в их деятельность не считаясь с высшими

судебными инстанциями союзных республик.

То есть в этот, страшный для всех период, произошла окончательная

централизация всех органов государственной власти и разрушение всех

демократических основ советского государства.

В связи с произошедшей в стране сменой высшего руководства в начале 1953

года, упразднением внесудебных органов репрессий, наделением Верховного суда

СССР правом пересматривать по протестам Генерального прокурора СССР

постановлений вышеупомянутых судов и последовавшей за этим реабилитацией

жертв произвола и беззакония, изменились основные функции деятельности

советских судебных органов.

В первую очередь, были отменены все незаконные решения "тройки" и прекращение

дел, постепенное освобождение репрессированных из мест заключения, а в

последствии и восстановление их в правах. Продолжилась работа по выявлению

лиц, злоупотреблявших своим положением в гонении "врагов народа" и виновных в

актах произвола. Работа судебных органов в этом направлении из-за ряда

сложившихся причин (отсутствие соответствующих документов, свидетелей,

списков и т.д., то есть нарушение положений судопроизводства) была долгой и

кропотливой.

Новые изменения в общественно-политической, социальной и экономической сферах

жизнедеятельности общества и государства повлекли за собой, в частности, и

существенные демократические обновления в судебной системе, которые выразились

в провозглашении принципа совершения правосудия только судом, в расширении прав

обвиняемого на юридическую защиту, в повышении роли адвокатуры, в привлечении

общественности к деятельности судебных органов. Ее реформа ознаменовалась

принятием в 1957 года закона, внесшего значительные изменения в существующую

Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик издавать

законодательство о судопроизводстве. "25 декабря 1958 года Верховный Совет

СССР принял основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и

автономных республик, которые послужили юридической базой для выработки и

принятия соответствующих законов во всех союзных республиках, в том числе

РСФСР. В тот же день состоялось принятие Положения о военных трибуналах"

[15]. В результате вышеуказанных изменений в 60-х голах существенно

обновились и уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное

законодательства.

В последствии, на основании принятия новых Конституций СССР и РСФР в 1977 и

1978 годах соответственно, было подписано много законодательных актов,

регулирующих организацию и деятельность судов.

К сожалению, надо отметить, что позитивные изменения в законодательстве

рассматриваемого периода, не дали ощутимых результатов, опять-таки,

вследствие правовой, социальной и моральной незрелости граждан общества и

государства в целом. Нарушались принципы правоохранительной деятельности,

судопроизводства, равенства всех граждан перед законом и судом, на

совершение правосудия нередко открыто или нелегально ощущалось давление со

стороны руководящих работников органов власти.

Следующие подходы к проблемам законности, правопорядка, охраны прав и свобод

ознаменовались новыми, как и прежде, глубокими общественно-политическими,

социальными и экономическими преобразованиями в СССР с середины 80-х годов.

Здесь уже в первую очередь внимание уделялось повышению авторитета суда и

обеспечению его независимости. Дополнения и изменения, вносимые в

существующее законодательство, были направлены на усовершенствование

организации судов и их системы, был увеличен срок полномочий судей и порядок

их избрания на срок до 10 лет Советами среднего звена, были пересмотрены и

приняты новые Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных

республик, о статусе судей, об ответственности за неуважение к суду, об

организации и полномочиях конференций судей и квалификационных коллегий,

преобразование государственного арбитража в систему арбитражных судов и др.

Вновь, изменения конца 90-х годов, вносимые в действующую тогда Конституцию

РСФСР, повлекли за собой обновление судебного законодательства.

Были созданы Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов, расширены

права суда по контролю за законностью, обоснованностью ареста и продление

его сроков, расширение прав обвиняемого за квалификационную защиту,

обоснованностью решений государственных органов и должностных лиц, уточнены

состав суда с участием присяжных и правила производства при разбирательстве

дел, сроки их полномочий, отмена их отчетности перед вышестоящим аппаратом

власти.

В конце 1991 - начале 1992 года издан ряд регулирующих законодательных актов,

связанных с распадом СССР. По проверочным материалам комиссий по реабилитации

жертв произвола и их заключением судами, в том числе Верховным Судом СССР,

были приняты решения о прекращении дел и полной реабилитации тех, кто

незаконно был в свое время репрессирован.

Опять-таки, начавшуюся в 1988 году судебно-правовую реформы завершенной

назвать нельзя. Работа по усовершенствованию судебной системы продолжается и

по сегодняшний день.

В свя­зи с пе­ре­ме­на­ми в рос­сий­ском об­ще­ст­ве и не­из­беж­ным

за­кре­п­ле­ни­ем это­го в пра­ве, в Кон­сти­ту­ции РФ 1993 го­да бы­ло

впер­вые про­ве­де­но раз­де­ле­ние го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти на три

вет­ви: за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. Раз­де­ле­ние

вла­стей - это од­но из со­став­ных час­тей де­мо­кра­тии. Оно обо­зна­ча­ет

раз­де­ле­ние пол­но­мо­чий го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов при со­хра­не­нии

Страницы: 1, 2, 3