Реферат: Концепция судебной реформы
[12].
Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей
категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по
округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет,
который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных
адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные.
Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при
которых состояли.
Большое значение для утверждения новых демократических принципов
судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы
прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность
ограничивалась только судебной сферой. Главной задачей прокурора становился
надзор за дознанием и следствием, поддержание государственного обвинения в
суде. Новая прокуратура создавалась при судах.
В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной
палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах
строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе.
Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции
как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат
непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов
действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей
прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного
округа.
Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от
правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что
на них не распространялся принцип несменяемости.
Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-
противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении
установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни
стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не
была подвержена коррупции.
Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в правильном
понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении
тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла "беспристрастием",
защита брала изворотливостью и патетикой.
Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую
систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и
представление о законности и правосудии.
Учреждением судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что
основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских
должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех
судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются
только по степени власти – суды первой и высших инстанций.
Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах,
как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная
ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с
другими профессиями.
Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его
представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики
были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников. Избираемые
мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно
было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей
населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное
влияние на всю судебную систему и даже, в некоторой мере, на политическую
систему России. "Первые шаги новых судов, и в особенности суда присяжных, были
встречены одобрением и правительства, и печати"
[13].
Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система
заменила собой крайне раздробленную систему судов. Однако значение судебной
реформы 1864 года умалялось рядом положений судебных уставов: изъятием
некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных (в т.ч. о
государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местными
администрациями, которые представляли их к очередным чинам и орденам и т.д. С
70-х годов в период реакции началось отступление от провозглашенных
принципов.
В 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати; законом 19 мая
1871 года были утверждены Правила о порядке действия членов корпуса жандармов
по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о государственных
преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 года была принята новая
редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям "Устава
уголовного судопроизводства", закрепившая создание Особого присутствия
правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для
рассмотрения этой категории дел законом от 9 мая 1878 года "О временном
изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям"
был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9
августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных
преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было
передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 года "Положение о мерах к
охранению государственного порядка и общественного спокойствия" еще более
расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в
общих судебных установлениях. Завершением судебной "контрреформы" явилась
судебно-административная реформа 1889 года
[14].
Слом судебной системы, сложившейся после судебной реформы 1864 года в
принципе произошел после февральских событий 1917 года, а не в октябре 1917
года, как принято было считать.
Министр юстиции А.Ф. Керенский положил начало формированию новых типов судов,
издав 22 марта 1917 года Инструкцию для временных судов, в состав которой
входили избранные к тому времени мировые или городские судьи, с одной
стороны, и два представителя от народа - рабочий и солдат, с другой стороны.
В этот же год стали появляться и военно-революционные суды, деятельность
которых была направлена на защиту нового порядка.
Становление и развитие советских судов можно разбить на несколько периодов,
которые были обусловлены временем, общественно-политическими, социальными и
экономическими преобразованиями советского государства.
Первые послереволюционные годы стали годами не только годами преобразования
советской страны, но очередной реформы в структуре правоохранительных
органов, в том числе судов. Декретом о суде № 1 были упразднены
существовавшие до того времени законодательство, система правоохранительных
органов и судебная система.
Деятельность и организация стихийно возникающих советских судов сильно
отличалась от деятельность существовавших судов. Во-первых, правосудие
осуществлялось революционными трибуналами (уголовные дела о
контрреволюционных посягательствах, мародерстве, саботаже и др.) и местными
судами (гражданские иски до трех тысяч рублей и уголовные дела до двух лет
лишения свободы). Во-вторых, существенный фактор, выборность всех судей,
коллегиальность рассмотрения дел (народные заседатели), возможность обращения
каждого гражданина в суд для защиты своих прав и интересов, а также его право
выступать в суде в качестве защитника или обвинителя.
Декретом о суде № 3 было продолжено изменение судебной системы. Общие суды
стали включать в себя суды трех уровней: местные народные суды, окружные
народные суды и Кассационный суд. Но уже Положением о народном суде
предусматривалось в первой инстанции образование единого народного суда.
Второй инстанцией были советы народных судей. Продолжали существовать
революционные и революционно-военные трибуналы. Однако наличие высшего суда
для проверки законности принимаемых судами решений не предусматривалось.
В процессе формирования советской страны, перехода от послереволюционного и
военного периодов к мирному существованию, наряду с социально-политическими и
экономическими преобразованиями, шла реорганизация и судебной системы в
целом. Положением о судоустройстве РСФСР от 1922 года были упразднены
революционные трибуналы, установлена единая система общегражданских судов с
наличием народных, губернских и Верховного судов. По сути своей, эта система
стала прототипом судебной системы настоящего времени. Опыт, накопленный за
эти годы, стал основой и для правовой реформы по вопросам судоустройства и
судопроизводства.
Следующим этапом становления современной системы можно считать период
постепенного перехода от демократических веяний к образованию командно-
административной системы, централизации.
Начавшееся формирование системы независимых судов натолкнулось на
сопротивление органов юстиции и верховного руководства молодой страны, не
хотевших выпускать из-под руководства деятельность судов. Была произведена
попытка включения Верховного суда РСФСР в структуру Наркомюста РСФСР. Начался
этап постепенного подчинения судов через подчинение сначала республиканских
органов прокуратуры Прокуратуре при Верховном суде СССР, затем в ведение
Прокуратуры перешел, ранее подчинявшийся судам, следственный аппарат, и, в
конце концов, образованная в 1933 году единая система прокуратуры во главе с
Прокуратурой СССР подчинила себе суды.
В период репрессий и произвола с 1929 года начали действовать внесудебные
органы - "тройки", наделенные полномочием рассматривать крупные хозяйственные
и политические дела (постепенно в значительной мере вытеснившие суды),
которые в последствие перешли в подчинение НКВД СССР.
В 30-е годы, в период расцвета произвола и беззакония со стороны руководящих
органов, особенно Центра, активную деятельность развернули не только НКВД и
МГБ, но и так называемые "тройки" совместно с судами среднего и высшего
звеньев. Производство было негласным, подсудимые лишены были права
защищаться, обжаловать решения суда и иметь своего адвоката. Наказания
исполнялись немедленно. Приговоры по сфальсифицированным делам в отношении
"врагов народа" нанесли огромный урон советскому государству, не только в
нравственном, материальном и физическом отношениях, но и были уничтожены
лучшие слои оставшейся интеллигенции, ученных, врачей, педагогов, мыслителей,
писателей, художников, специалистов и т.п. В эти же годы состоялась легальная
деформация судопроизводства - исчезли демократические принципы, служившие
гарантиями прав и свобод граждан, Прокуратура СССР Наркомюст СССР и НКВД
СССР, наконец-то, подчинили себе все соответствующие системы. Принятая в 1936
году Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свое
законодательством. Закон о судоустройстве от 16 августа 1938 года подчинил
Центру все суды без исключения, причем Верховный суд СССР мог
беспрепятственно вмешиваться в их деятельность не считаясь с высшими
судебными инстанциями союзных республик.
То есть в этот, страшный для всех период, произошла окончательная
централизация всех органов государственной власти и разрушение всех
демократических основ советского государства.
В связи с произошедшей в стране сменой высшего руководства в начале 1953
года, упразднением внесудебных органов репрессий, наделением Верховного суда
СССР правом пересматривать по протестам Генерального прокурора СССР
постановлений вышеупомянутых судов и последовавшей за этим реабилитацией
жертв произвола и беззакония, изменились основные функции деятельности
советских судебных органов.
В первую очередь, были отменены все незаконные решения "тройки" и прекращение
дел, постепенное освобождение репрессированных из мест заключения, а в
последствии и восстановление их в правах. Продолжилась работа по выявлению
лиц, злоупотреблявших своим положением в гонении "врагов народа" и виновных в
актах произвола. Работа судебных органов в этом направлении из-за ряда
сложившихся причин (отсутствие соответствующих документов, свидетелей,
списков и т.д., то есть нарушение положений судопроизводства) была долгой и
кропотливой.
Новые изменения в общественно-политической, социальной и экономической сферах
жизнедеятельности общества и государства повлекли за собой, в частности, и
существенные демократические обновления в судебной системе, которые выразились
в провозглашении принципа совершения правосудия только судом, в расширении прав
обвиняемого на юридическую защиту, в повышении роли адвокатуры, в привлечении
общественности к деятельности судебных органов. Ее реформа ознаменовалась
принятием в 1957 года закона, внесшего значительные изменения в существующую
Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик издавать
законодательство о судопроизводстве. "25 декабря 1958 года Верховный Совет
СССР принял основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и
автономных республик, которые послужили юридической базой для выработки и
принятия соответствующих законов во всех союзных республиках, в том числе
РСФСР. В тот же день состоялось принятие Положения о военных трибуналах"
[15]. В результате вышеуказанных изменений в 60-х голах существенно
обновились и уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное
законодательства.
В последствии, на основании принятия новых Конституций СССР и РСФР в 1977 и
1978 годах соответственно, было подписано много законодательных актов,
регулирующих организацию и деятельность судов.
К сожалению, надо отметить, что позитивные изменения в законодательстве
рассматриваемого периода, не дали ощутимых результатов, опять-таки,
вследствие правовой, социальной и моральной незрелости граждан общества и
государства в целом. Нарушались принципы правоохранительной деятельности,
судопроизводства, равенства всех граждан перед законом и судом, на
совершение правосудия нередко открыто или нелегально ощущалось давление со
стороны руководящих работников органов власти.
Следующие подходы к проблемам законности, правопорядка, охраны прав и свобод
ознаменовались новыми, как и прежде, глубокими общественно-политическими,
социальными и экономическими преобразованиями в СССР с середины 80-х годов.
Здесь уже в первую очередь внимание уделялось повышению авторитета суда и
обеспечению его независимости. Дополнения и изменения, вносимые в
существующее законодательство, были направлены на усовершенствование
организации судов и их системы, был увеличен срок полномочий судей и порядок
их избрания на срок до 10 лет Советами среднего звена, были пересмотрены и
приняты новые Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных
республик, о статусе судей, об ответственности за неуважение к суду, об
организации и полномочиях конференций судей и квалификационных коллегий,
преобразование государственного арбитража в систему арбитражных судов и др.
Вновь, изменения конца 90-х годов, вносимые в действующую тогда Конституцию
РСФСР, повлекли за собой обновление судебного законодательства.
Были созданы Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов, расширены
права суда по контролю за законностью, обоснованностью ареста и продление
его сроков, расширение прав обвиняемого за квалификационную защиту,
обоснованностью решений государственных органов и должностных лиц, уточнены
состав суда с участием присяжных и правила производства при разбирательстве
дел, сроки их полномочий, отмена их отчетности перед вышестоящим аппаратом
власти.
В конце 1991 - начале 1992 года издан ряд регулирующих законодательных актов,
связанных с распадом СССР. По проверочным материалам комиссий по реабилитации
жертв произвола и их заключением судами, в том числе Верховным Судом СССР,
были приняты решения о прекращении дел и полной реабилитации тех, кто
незаконно был в свое время репрессирован.
Опять-таки, начавшуюся в 1988 году судебно-правовую реформы завершенной
назвать нельзя. Работа по усовершенствованию судебной системы продолжается и
по сегодняшний день.
В связи с переменами в российском обществе и неизбежным
закреплением этого в праве, в Конституции РФ 1993 года было
впервые проведено разделение государственной власти на три
ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение
властей - это одно из составных частей демократии. Оно обозначает
разделение полномочий государственных органов при сохранении
Страницы: 1, 2, 3
|