бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ бесплатно рефераты

и др.

В 1925 г. в соответствии с планом реорганизации тамо­женного аппарата на

местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских

управлений: Карельское, Северо-западное, Белорусское, Северокавказ­ское,

Туркменское, Узбекское, Алма-атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское,

Владивостокское. Таможни пер­вого разряда учреждались при железнодорожных

станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда — в небольших

портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; третьего разряда — на

грунтовых дорогах. Откры­тие и упразднение таможенных учреждений, изменение

их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование

постов в таможни и таможен в посты произ­водил НКВТ. Оформление экспортно-

импортных грузов, а так­же контроль за перемещаемым через границу имуществом

осуществляли таможни первого и второго разрядов. Тамож­ни третьего разряда

имели право на указанные действия, если это не требовало специальной

технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском

пассажи­ров, багажа и ручной клади, а также пересылкой междуна­родных

почтовых отправлений.

Во главе каждого местного таможенного учреждения сто­ял управляющий, который

осуществлял надзор, руководство своей таможней и другими учреждениями,

входящими в со­став района деятельности данной таможни. Рабочим органом в

таможнях являлось техническое совещание. В соответст­вии с Положением о

технических совещаниях (утверждено приказом НКВТ от 5 мая 1925 г.) его

работой руководил уп­равляющий, в состав совещания входили помощники

управ­ляющего и инспекторы. Оно было консультативным органом, а персональную

ответственность за всю деятельность тамо­женного учреждения нес управляющий.

При железных до­рогах создавались таможенные агентства. Для рассмотрения

споров между таможенными и транспортными организация ми на железных дорогах и

в портах организовывались согла­сительные комиссии.

Порядок приема на службу сотрудников Главного тамо­женного управления и его

местных органов определялся тру­довым законодательством и правилами о

государственной службе. Таможенный устав определял виды деятельности,

которыми не могли заниматься таможенные служащие. На основании ст. 27 Устава

они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по

погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и

почтовых посылок, а также в каких-либо мероприятиях коммер­ческого характера

лично или через подставных лиц; прини­мать на себя доверенности и поручения

по таможенным де­лам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных

аукционах.

Таможенный устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему

управления таможенным делом (НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ

— районные таможенные инспекторские управления — таможни и тамо­женные

посты). Поскольку таможни первого разряда кон­тролировали деятельность всех

таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась

пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных

органов была еще более разнообразной: на прак­тике существовала и трехзвенная

система управления (в УССР, в ЗСФСР, где районных управлений не было), и

двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и Мос­ковская —

подчинялись непосредственно ГТУ).

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в

организацию таможенного управ­ления, но более подробно, чем Устав, определял

компетен­цию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна

тенденция к постепенному упрощению системы тамо­женных органов. В частности,

Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных

таможен­ных инспекторских управлений.

Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утра­ченные

функции таможенных органов и обусловил интен­сивное структурное развитие

таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.)

формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом,

адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные

учреждения того времени.

III. Таможен­ное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.

На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль

управления. Внешнеторговая поли­тика опять основывается на принципе

государственной мо­нополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои

наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных

учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой стано­вится тенденция к

отказу от экономической модели управ­ления и доминированию административно-

командных мето­дов регулирования общественных отношений. Этот процесс

затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию

таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского

сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в част­ности перестали играть

важную роль в регулировании экс­портно-импортных операций. В 1932—1934 гг.

был упорядо­чен ускоренный пропуск через границу грузов общественно­го

сектора и централизованный расчет по таможенным пош­линам за эти грузы, в

связи с чем сократилось число тамо­женных служащих. Например, аппарат

сотрудников Москов­ской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по

800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6—8 раз.(3)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый

Таможенный кодекс. По срав­нению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был

значи­тельно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).

Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий

всего семь статей. Уп­равление таможенным делом на территории СССР было

от­несено к ведению Министерства внешней торговли и осу­ществлялось через

входящее в его состав Главное таможен­ное управление (ст. 1 Кодекса). Среди

функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением

государ­ственной монополии внешней торговли, совершение таможен­ных операций

и борьба с контрабандой.(4)

К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения

пре­терпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-

инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможен­ного права и международных

связей, кадров, финансирова­ния, бухгалтерского учета и контроля. В системе

ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредст­венно

занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регу­лирования.

Устанавливалась двухзвенная система управления та­моженным делом: местные

таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись

непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и

таможен­ных постов производилась Министерством внешней торгов­ли (МВТ).

Принятые после 1964 г. нормативные акты по та­моженному делу не внесли

существенных изменений в тамо­женное управление.

Структура таможен­ных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х

годов и получившая юридическое закрепление в Таможен­ном кодексе 1964 г., с

очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап

развития таможенной системы, осо­бенности которого связаны с попыткой

трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую

уп­равленческую структуру, ориентированную на функциони­рование в условиях

свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы систе­мы таможенных органов

приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное

управление госу­дарственного таможенного контроля при Совете Министров СССР

(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган го­сударственного управления со

статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка

системы уп­равления таможенным делом, так как впервые за всю исто­рию

Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап

развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что тамо­женная служба стала

самостоятельной отраслью государст­венного управления, функции таможенных

органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок

экс­портно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был

контроль за соблюдением государственной мо­нополии внешней торговли. В этот

период система таможен­ных органов развивалась в основном в организационно-

право­вом направлении. Правовой аспект этого развития заключал­ся главным

образом в принятии ряда нормативных актов, оп­ределяющих правовой статус и

порядок деятельности орга­нов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ

СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР). В

организационном плане происходило струк­турное переустройство органов

управления таможенным де­лом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были

преобразо­ваны в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных тамо­женных

учреждений. Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191

(2) юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней

торговли и поставило задачу формирования новой таможенной полити­ки,

современного механизма таможенного контроля. Это обу­словило изменения в

функциональной направленности тамо­женных органов в последующий период.

Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым фор­мам управления внешней

торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за

недостаточно ра­дикальной и последовательной реформы внутреннего хозяй­ства

новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не

действовал. Поэтому новые юриди­чески закрепленные функции таможенных органов

имели декларативный характер и, в частности, функции, связан­ные с институтом

таможенно-тарифного регулирования.

В-третьих, отсутствовала законодательная база для пере­стройки системы

управления таможенным делом. Таможен­ный кодекс 1964 г., принятый по

стандартам командно-бюро­кратической системы, не только перестал

соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым

министерствами и ведомствами подзаконным актам.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного

кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным

нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственны­ми

актами. Общее руководство таможенными вопросами осу­ществлял высший

исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял

также основные на­правления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими

структурами, а также непосред­ственным оперативным руководством таможенным

делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета

Министров СССР.

Во главе таможенной системы стояло Главное управле­ние государственного

таможенного контроля при совете Ми­нистров СССР — центральный таможенный

орган. Положе­ние о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от

13 июля 1987 г. № 775 (2), определяло функции и по­рядок его деятельности.

ГУГТК отвечало за таможенный кон­троль, борьбу с контрабандой и нарушениями

таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа. ГУГТК был

обязан: разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию

государственного таможенного контроля; устанавливать в соответствии с

Таможенным ко­дексом и иными актами законодательства порядок пропуска через

государственную границу предметов, их декларирова­ния и досмотра, личного

досмотра лиц, следующих через го­сударственную границу, порядок совершения

иных таможен­ных операций; разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с

контрабандой и нарушениями таможенных правил; участвовать в разработке

таможенного тарифа на товары; ут­верждать ставки таможенных пошлин на

предметы личного потребления. ГУГТК имело право: участвовать в разработке

предложений о создании на государственной границе пунк­тов пропуска, через

которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное

сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом

опера­ций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать

таможенные учреждения в установленном порядке и др.

Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и отделы.

В составе центрального аппарата действовали: Управление организации

таможенно­го контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нару­шениями

таможенных правил, Техническое управление, Уп­равление кадров и учебных

заведений, Управление таможен­ного права, Управление таможенной политики и

внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за пе­чатными и

аудиовизуальными материалами. ГУГТК имел и множество административно-

хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-

техническо­го снабжения и социального развития, Управление эксплуа­тации

контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная ор­ганизация центрального

аппарата явилась результатом оп­ределенного структурного развития. Например,

Отдел тамо­женного права и международных связей был преобразован в Управление

таможенного права и международного сотруд­ничества, из которого затем

выделились два самостоятель­ных управления — Управление таможенного права и

Управ­ление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику

таможенного контроля новых современных техни­ческих средств обусловило

появление Технического управ­ления. В связи с созданием в системе ГУГТК

собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его

структуре стало действовать Управление кадров и учеб­ных заведений.

В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер.

Полномочия одного управления тес­но переплетались с полномочиями других. Так,

Управление таможенного права в большей степени, чем другие управле­ния, несло

ответственность за подготовку проектов между­народных соглашений по

таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями

таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с

контрабандой в силу своей компетентности в указанных во­просах во многом

могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой

сфере.

Наряду с функциональным определенное значение в де­ятельности структурных

подразделений ГУГТК имел и тер­риториальный принцип. На его основе

происходило, напри­мер, распределение обязанностей в организационно-

инспек­торском секторе Управления организации таможенного кон­троля, каждый

сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях,

расположенных на определен­ном участке территории СССР.

Статус таможен определялся рядом актов. Основным нор­мативным актом,

регулирующим деятельность местных тамо­женных учреждений, являлось Положение

о таможнях и та­моженных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сен­тября

1982 г. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы:

оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля

за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок,

контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борь­бе с

контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.

Таможни и таможенные посты по их дислокации дели­лись на пограничные и

внутренние. По специфике деятель­ности местные таможенные учреждения можно

было под­разделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны

деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэ­тому и число

таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например,

Иркутская и Керчен­ская таможни вообще не имели таможенных постов. В соста­ве

Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района

Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево,

Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

Увеличение числа международных перевозок и рост объе­ма международного

пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа

местных таможен­ных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число та­можен

увеличилось с 87 до 95.

В это время ясно наметился переход от чисто террито­риального принципа

построения местных таможенных уч­реждений к созданию сети таможен по

федеративному прин­ципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти

полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в

республиканские. Так, Тби­лисская таможня была преобразована в Грузинскую

респуб­ликанскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азер­байджане,

Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учрежда­лись республиканские таможни.

Интересно, что в республи­канскую была преобразована Дальневосточная таможня,

зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и

организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-

импортные опе­рации. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и

таможенных постов, а также освободить местные таможен­ные учреждения от

существенного объема работ по офор­млению грузов, предусматривалась

возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов

непосредствен­но в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

Для этого заинтересованное предприятие (организа­ция) могли вызвать за свой

счет сотрудника таможни, обра­титься в таможенное управление с просьбой об

организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного тамо­женного

уполномоченного.

Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных

был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. (2). Досмотровые комиссии

создава­лись на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и

администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными

представителями тамо­женных органов на тех предприятиях, которые

осуществля­ли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от

досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными

представителями органов таможенного кон­троля на местах и вместе с таможнями

и таможенными по­стами входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако,

практика организации досмотровых комиссий не получила распространения.

Таможенный кодекс 1991 г. уже не предус­матривал возможности их создания.

Логическое завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного

кодекса и Закона СССР "О та­моженном тарифе".

Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г.,

внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.

Предусматривалось создание двух координационных органов — Таможенно-

та­рифного совета и Координационного совета по борьбе с меж­дународным

незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый

Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных

орга­нов: центральный таможенный орган — региональные тамо­женные управления

— таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал

Таможенный коми­тет.(5) Существенно изменились его функции, ориентирован­ные

в значительной мере на экономическую модель регули­рования

внешнеэкономических связей. Однако в целом и Та­моженный кодекс, и Закон о

таможенном тарифе 1991 г., не­смотря на определенную прогрессивность, были

пронизаны духом всесилия административно-командных методов управ­ления

экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне

ограниченный набор средств та­моженного регулирования стал серьезным

препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с

зарубежными контрагентами. Реальная жизнь по­казывала неизбежность перехода к

более современным, гиб­ким и динамичным методам внешнеэкономического

сотруд­ничества и таможенного регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного

кодекса и Закона СССР "О та­моженном тарифе", создать принципиально новую

тамо­женную систему на практике так и не удалось.

Формирова­ние национальных таможенных служб в России и других го­сударствах —

членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

Заключение.

Заканчивая анализ развития таможенного законодатель­ства в послереволюционной

России и СССР, и анализируя возможность применения предшествующего опыта

развития таможенной системы в СССР, следует отметить сле­дующие позиции:

Первое. Несмотря на ограниченность историческими рам­ками (1917 - 1991

гг.), непоследовательность и противоречивость, предшест­вующий опыт создания и

функционирования таможенной службы представляет теоретико-прикладной интерес

для формирования и развития российской таможен­ной системы, которая,

несомненно, будет развиваться и далее.

Второе. В процессе работы над Таможенным кодексом Российской Федерации

были учтены и по возможности исполь­зованы предыдущий опыт при подготовке

основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе

таможенных органов разных уровней, особенно при опреде­лении их структуры и

компетенции.

Третье. При разработке нового Тарифного кодекса были приняты во внимание

опыт систематизации и кодификации таможенно­го законодательства, главным

образом при создании оптималь­ной модели таможенной службы и схемы управления

тамо­женным делом. В дальнейшем желательно использовать и правовое

регу­лирование этих вопросов в Таможенных кодексах 1964 и 1991 гг. Не стоит

отрекаться от этих законодательных актов, видя в них лишь негативный

административно-силовой дух и изоляционистскую направленность. Многие правовые

ка­тегории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и содержание

таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных

пошлин, система тамо­женных органов, специфика таможенного контроля и ряд

других, полезно будет проанализировать при подготовке но­вых правовых актов о

задачах, функциях и основных полно­мочиях Государственного таможенного комитета

Российской Федерации, региональных таможенных управлений и тамо­жен, а также

таможенных постов, статус которых, как, впро­чем, и всей подсистемы местных

таможенных органов, тре­бует совершенствования.

В процессе формирования российской таможенной служ­бы и нового таможенного

законодательства, находящегося на рассмотрении Государственной Думы,

целесообразно учесть международный аспект организации и ведения тамо­женного

дела. В частности, разумно применить к российским условиям правовой материал,

содержащийся в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ), в

Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров, почерпнуть все

полезное и оригинальное, что содержится в правовом статусе Совета таможенного

сотрудничества (СТО).

Использованная литература.

1. Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч.

Записки МГИМО. - М.:1958

2. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие та­моженной

службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Го­сударство и право. 1992.

№ 10.

3. Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы.

// Социалистический таможенный контроль. 1967. №3-4. С.11

4. Храбсков В.Г. Таможня и закон. - М., 1979.

5. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 1995.

Страницы: 1, 2