бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ бесплатно рефераты

Реферат: ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российская Таможенная Академия

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

По дисциплине "ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И

ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ"

на тему:

"Характер и направленность таможенной политики Советского государства"

Выполнил: слушатель Дмитриев Д.В.

1 курс заочного отделения

экономического факультета

группа ЭФ-13

Дата получения деканатом

"___"_____________________1998г

Проверил______________________

_______________________________

(ф.и.о., учёная степень, звание рецензента)

Оценка_________________

Подпись______________

"___"___________1998г

Москва 1998

План.

Введение.

I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.

II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.

I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.

I.2. Организация таможенных учреждений.

III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.

IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.

Заключение.

Использованная литература.

Введение.

Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития

многообразных экономических связей между государствами. Посредством

внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда,

обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения

экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы

внешнеторгового обмена во всех формах.

Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими

связями является таможенная структура в целом и таможенно-тарификационный

механизм, в частности.

Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти

повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления

внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы -

таможенного дела и таможенной службы.

В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый

процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых

традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи

одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а

также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно

складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому

представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на

примере Советского государства - предшественника Российской Федерации.

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Сою­зе ССР - процесс

становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил

сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября

1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и

использования которого невозможно создать и про­должать совершенствовать

современное российское таможен­ное право. Статус таможенной службы, как и

других таможенных институтов, функции, полномочия, организаци­онная структура

не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они

приспо­сабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в

соответствии с внутренними и внешними эко­номическими интересами и

потребностями государства.

I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось

Уставом 1910 г. Руководил таможен­ным делом образованный в 1864 г. в составе

Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году

нахо­дился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможен­ная система в

России практически была разрушена: большинство тамо­жен были закрыты, а их

служащие эвакуированы. В сен­тябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был

образо­ван ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически

руководил таможенным ведомством при под­держке Наркома финансов В. Р.

Менжинского(1).

Новая государственная власть, пришедшая к управле­нию страной в результате

Октябрьского переворота в Рос­сии, отказалась от таможенной политики,

проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России

систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной

монопо­лии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение

таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля

чисто вспомогательным ин­струментом регулирования внешней торговли. В период

воен­ного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть тамо­женные учреждения

(1). Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней

торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному

делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был

декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,

который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями

посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось

разрешение НКТиП.(5)

В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при

Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет "О разграничении прав

Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании

деятель­ности местных таможенных учреждений". Обложение тамо­женной пошлиной

и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в

исключительное ведение цент­ральной государственной власти (ст. 1 Декрета).

Таможен­ные учреждения признавались органами центральной Совет­ской власти и

управлялись Наркоматом по финансовым де­лам. Никакие гражданские и военные

власти, профессиональ­ные организации не могли вмешиваться в деятельность

та­можен (ст. 4, 5 Декрета). Местные Советы имели право над­зора за

деятельностью таможенных учреждений, не вмеши­ваясь при этом в

распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при

таможенных уч­реждениях комиссаров, которые не имели функций

распо­рядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за

деятельностью таможен (ст. 6, 7 Декрета). В целом этот Декрет был первым

крупным актом о создании советских таможенных учреждений.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможен­ных сборов был

переименован в Главное управление тамо­женного контроля, которое переходило в

подчинение Нарко­мата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в

со­ответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный

комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области

управления тамо­женным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12

ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало та­моженное дело как составную

часть внешнеторговой деятель­ности. В соответствии с этим постановлением

Главное тамо­женное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможен­ные

округа стали органами НКВТ на территории СССР.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и

отпуска импортных и экспортных това­ров", который впоследствии послужил

основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма

(1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль.

Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.

Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны,

нерегулярность внешнеторгового оборота и его незна­чительность серьезно

затрудняли использование таможенно­го тарифа как инструмента торговли

Советской России с дру­гими государствами. С переходом к нэпу, с расширением

внеш­ней торговли, предоставлением права самостоятельного выхо­да на мировой

рынок хозяйственным и государственным орга­низациям возникла необходимость

восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным

методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль та­моженной

службы в государственном управлении, практичес­ки "реанимировало" таможенные

органы.

I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный

тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля

1922 г. был ут­вержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. —

первый советский тариф по вывозной торговле (2). В его компе­тенцию входили:

составление новых и изменение старых спис­ков запрещенных товаров; решение

вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение

жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача

заключений по всем проектам за­конов, торговых договоров, конвенций и

соглашений, имею­щих отношение к таможенно-тарифному делу.

Правовой статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 г. и Таможенном

кодексе 1928 г. Он являлся совещатель­но-координационным органом. Главные его

задачи — не ис­полнительно-распорядительная деятельность, а согласование и

выработка общей концепции таможенно-тарифной полити­ки. ТТК не имел права

издавать нормативные акты самостоя­тельно. Все его решения утверждались в

указанных выше органах управления. Довольно сложной была и сама процеду­ра

принятия постановлений Комитета. Поскольку любой член ТТК мог опротестовать

постановление, после чего следовало повторное рассмотрение вопроса, то

фактически Комитет мог принять решение только на основе консенсуса.

Особенность ТТК заключалась в том, что он координировал деятельность не

только центральных органов управления, так или иначе связанных с внешней

торговлей, но и органов управления дру­гих союзных республик, которые, имея в

Комитете своих пред­ставителей, могли влиять на выработку тарифной политики.

И все же участие союзных республик в деятельности Комите­та носило

вспомогательный характер. Как уже отмечалось, представители кооперативных

объединений республик имели лишь право совещательного голоса. Республиканские

органы делегировали в Комитет своих представителей не в обяза­тельном

порядке, а лишь по собственному усмотрению.

Помимо основного состава в ТТК входили по одному пред­ставителю от

Государственной плановой комиссии при СТО, от народных комиссариатов

иностранных дел, путей сооб­щения, внутренней торговли, земледелия. По два

представи­теля в Комитете имели НКВТ, НКФ, ВСНХ. С образованием СССР

кооперативные объединения союзных республик мог­ли посылать на заседания

Комитета по одному представите­лю с правом совещательного голоса. СНК союзных

респуб­лик имели право делегировать в Комитет по одному пред­ставителю с

правом решающего голоса. Все члены Комитета утверждались СНК.

Таможенно-тарифный комитет в пределах своей компе­тенции принимал

постановления, которые приобретали юри­дическую силу только после утверждения

СНК. При рассмот­рении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу,

ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ. Союзные ведомства, имеющие

в составе ТТК своих предста­вителей, могли обжаловать постановления Комитета

в 7-днев­ный срок. СНК союзных республик имели право обжаловать постановления

ТТК в течение 7 дней, но при этом должны были в течение последующих 14 дней

представить письмен­ное обоснование своего протеста. Если постановление

Комите­та было обжаловано, СНК СССР или НКВТ рассматривали его вторично.

Утвержденное после этого постановление уже не подлежало обжалованию. ТТК не

имел своего рабочего ап­парата, и формально его функции должен был выполнять

ГТУ. Однако из анализа Положения о ГТУ (утверждено приказом НКВТ от 2 марта

1924 г.) видно, что функции рабочего аппарата ТТК выполняло не ГТУ в целом, а

специально созданный для этого в его системе тарифный отдел, который

разрабаты­вал и готовил материалы для установления новых и измене­ния старых

тарифов, давал для ТТК заключения по проектам законов, международных

договоров и конвенций.

ТТК играл важную роль в выработке таможенной поли­тики и в управлении

таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию

содержат ссыл­ки на его решения. С переходом в начале 30-х годов к

адми­нистративным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией

внешнеэкономических органов роль ТТК зна­чительно снизилась. Де-юре этот

орган прекратил свое су­ществование в 1964 г. Фактически же он перестал

функцио­нировать гораздо раньше.

I.2. Организация таможенных учреждений.

Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных

таможенных учреждениях, согласно ко­торому Наркомат внешней торговли

составлял перечень тамо­женных округов по согласованию с Наркоматом финансов.

На­чальники округов подчинялись исключительно НКВТ, а руко­водимые ГТУ

таможенные учреждения подразделялись на та­можни первого, второго, третьего

разрядов и таможенные пос­ты. В 1922 г. ГТУ объединяло 283 местных таможенных

учреж­дения (134 таможни, 149 таможенных постов), входивших в со­став восьми

округов — Петрозаводского, Западного, Украин­ского, Южного, Закавказского,

Туркестанского, Семипалатин­ского, Сибирского и двух участков —

Петрозаводского и Крым­ского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850

человек.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Та­моженный устав СССР,

явившийся первым кодифицирован­ным союзным актом по таможенному делу. Именно

Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,

законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в

середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей

территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в

центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное

управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные

учреждения. За деятель­ностью таможенных учреждений на местах наблюдали

упол­номоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компе­тенцию которых

входило: наблюдение за выполнением тамо­женными учреждениями в пределах

союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по

таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рас­смотрение конфликтов

между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка

мероприятий по борьбе с контрабандой.

Главное таможенное управление разрабатывало планы всех таможенных мероприятий

общего характера, инструк­ции и разъяснения к ним, а также организовывала и

руково­дило борьбой с контрабандой на территории СССР. ГТУ под­разделялось на

отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по

борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую

часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время право­охранительная

деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления; ею

занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы

замыка­лись на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

Таможенный устав предусматривал возможность созда­ния отделений ГТУ в союзных

республиках. Такие отделе­ния учреждались распоряжением НКВТ по представлению

уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик (ст. 7). Отделения ГТУ

создавались по федеративному принципу. Границы деятельности отделения

совпадали с территорией союзной республики. В 1925 г. отделения ГТУ были

созданы в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии. Каждое отделение действовало на

основании положения. Так, например, Поло­жение об Отделении ГТУ в УССР,

утвержденное приказом НКВТ от 10 марта 1925 г., устанавливало, что Отделение

дей­ствует под прямым руководством ГТУ НКВТ СССР. Началь­ник отделения и его

заместители назначались НКВТ по со­гласованию с СНК УССР.

Таможенными учреждениями на местах руководили рай­онные таможенные

инспекторские управления, возглавляе­мые районными таможенными инспекторами.

Границы дея­тельности районных инспекторских управлений устанавли­вались НКВТ

по согласованию с НКФ и с СНК союзной рес­публики, на территории которой

действовало данное управ­ление. Инспекторы осуществляли общее руководство

дея­тельностью таможенных учреждений своего района, надзор и контроль за

точным исполнением ими всех инструкций, приказов, постановлений, распоряжений

Страницы: 1, 2