бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Гражданское общество и правовое государство бесплатно рефераты

госу­дарственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой сети

общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в

духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по

идеологическим моти­вам, терпимое отношение к различным религиям,

про­тивоположным взглядам.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и само­управляемая система.

Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой

разнооб­разные отношения, реализуя свои порой противополож­ные интересы, тем

самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без

вмешательства государства как политической властной силы. Граждан­ское общество

имеет свои внутренние источники само­развития, независимые от государства.

Более того, бла­годаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность

государства. Одной из важных характеристик динамики общества является

гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо

обще­ства. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский

долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего

поступатель­ного развития гражданского общества.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим

фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и

приобретен­ных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о

разумности и справедливости власти, о сво­боде и благополучии личности

соответствуют идеи при­оритета права, единства права и закона, правового

раз­граничения деятельности различных ветвей государст­венной власти.

Гражданское общество на пути к право­вому развивается вместе с государством.

Правовое госу­дарство можно считать результатом развития граждан­ского общества

и условием его дальнейшего совершен­ствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его

нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В

таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий

правовым ци­вилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов,

гарантия ненасильственного поступатель­ного развития общества. Гражданское

общество — это свободное демократическое правовое общество, ориен­тированное

на конкретного человека, создающее атмо­сферу уважения к правовым традициям и

законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее сво­боду творческой и

предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично

вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

III. Структура гражданского общества.

Гражданское общество имеет свою структуру, состав­ляющие которой различные

общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия

для реализации частных инте­ресов и потребностей индивидов, коллективов,

способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить

общес­тву.

Структура — это внутреннее строение общества, от­ражающее многообразие и

взаимодействие его состав­ляющих, обеспечивающее целостность и динамизм

развития.

Системообразующим началом, генерирующим интел­лектуальную и волевую энергию

общества, является человек с его естественными потребностями и интересами,

внешне выраженными в юридических правах и обязаннос­тях. Составляющими

частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения

людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в

виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его

жизне­деятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая,

политическая, духовно-культурная и ин­формационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объек­тивно сформировавшихся

общностей людей и взаимоот­ношений между ними. Это первичный, основополагаю­щий

пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на

жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего здесь следует обозначить блок отноше­ний, связанных с

продолжением рода человеческого, вос­производством человека, продлением его

жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обуслов­ленные ее

существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал

в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность

человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно,

так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными

общностями людей (груп­пами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических

институтов и отношений, в кото­рые вступают люди в процессе реализации

отношений собственности, производства, распределения, обмена и по­требления

совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отноше­ния собственности,

пронизывающие всю ткань экономи­ческих отношений и весь цикл общественного

производ­ства и потребления. В Российской Федерации призна­ются и защищаются

равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы

собственности.

Отношения производства материальных и нематери­альных благ составляют второй

наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе

производства лежит созидательный труд членов общест­ва, поэтому неотъемлемой

частью экономических отно­шений являются трудовые отношения. Более

опосредо­ванный и абстрактный характер носят производствен­ные отношения,

которые в силу своей специфики ста­новятся независимыми от воли и сознания

конкретного человека. Структурными элементами экономической сис­темы

выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия,

фермерские хозяйства, ин­дивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления обще­ственного совокупного

продукта являются важной состав­ной частью экономической системы, хотя они в

опреде­ленной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.

Политическую систему составляют целостные само­регулирующиеся элементы

(организации) — государство, политические партии, общественно-политические

движения, объединения и отношения между ними. Инди­вид политически выступает в

качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отно­шения по поводу власти,

которые пронизывают полити­ческую систему во всех ее средах, на всех этапах

ее существования. Властные отношения весьма разнооб­разны: это отношения

между государством и иными структурными элементами, между государственными

ор­ганами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения,

складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью

которой высту­пает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма по­литических отношений,

охватывающих проблемы объеди­нения граждан в общественно-политические

организа­ции, свободы слова, гарантий избирательных прав граж­дан,

функционирования форм непосредственной демо­кратии и др.

Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми, их

объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных

благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений

(образовательных, научных, культурных, ре­лигиозных), через которые реализуются

эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием.

Образование является фун­даментом в деле развития человеческой личности. Его

состояние характеризует перспективы развития конкрет­ного общества. Без

образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная

сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие

возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути

фор­мирования этих отношений, неоднозначно их воздейст­вие на человека, но

консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение

историчес­кого опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие

научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с

другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее

структурных элементов могут выступать общественные, муниципаль­ные и частные

организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,

осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы

гражданского общества.

IV. Правовое государство и его признаки.

Правовому государству присущи следующие признаки:

1. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рас­смотрение всех вопросов общественной и

государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение

общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость)

и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед

законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной

публичной властной силой; в) необходи­мость идеологически-правового

обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г)

на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и

процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных

гаран­тий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с

государством и его органами, так и с другими общественными образованиями,

другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных

объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным

происхождением права, возник­шего, по существу, из стремления человека

сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все

взаимоотношения индивида с государст­вом (его органами, должностными лицами)

должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы

действия права, со стороны государства это может обернуться произволом,

внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические

правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность

госу­дарства и гражданина; 2) особые тип правового регули­рования и форма

правоотношений; 3) стабильный пра­вовой статус гражданина и система

юридических гаран­тий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную

ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с

мно­жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже

поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того,

государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий,

которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные

нормы, взи­мать налоги и т. д.). И все же оснований для утвержде­ния, что

государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В

конкретных правоот­ношениях у них равные права и соответствующие им

обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм

взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государ­ство и гражданин —

равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей

выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого

помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она

принята в ре­зультате всенародного голосования (референдума). В ней

определяются те особые права, которые передаются государству и не могут

принадлежать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые

составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего

государства.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и

обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его

обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его

права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой

нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по

смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать

естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о

правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном

государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его

издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов,

выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с

гуманистическими принципа­ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме

процессуальные формы, адресные типы и способы пра­вового регулирования,

последовательные демократичес­кие процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей

государственной власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один

человек (монарх, диктатор), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке

партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,

каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по

наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является

демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии

с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на за­конодательную, исполнительную

и судебную примени­тельно к современным государствам должна пониматься не как

дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих

беспрепятственному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций.

Законодательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает

суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от

законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается

реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная

власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого

наказания ви­новных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась

источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало

реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству при­сущи и принципы верховенства

закона — высшего норма­тивно-правового акта, конституционно-правового

контро­ля, политического плюрализма и др.

Заключение.

В настоящее время многие черты российского гражданского обще­ства находятся в

стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью

общественно-политических структур, замедленным выходом к цивили­зованным

рыночным отношениям, отсутствием широко­го социального слоя собственников,

низкой эффектив­ностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря

на эти сложности и различного рода катаклиз­мы формирование гражданского

общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного

опыта собственного прошлого, с сохранением самобыт­ных черт. С принятием 12

декабря 1993 г. новой Кон­ституции Российской Федерации процесс формирова­ния

гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и

определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были

за­креплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и

свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина — обязанностью госу­дарства. Провозглашено

разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную,

установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в Рос­сии зависит от разумного и

последовательного разгосу­дарствления собственности, сокращения и

нейтрализации бюрократического аппарата, формирования много­партийной

системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки

оптимальных соци­альных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом

плане является правовое регулирование осново­полагающих отношений

гражданского общества, значе­ние которого заключается в решении посредством

права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству

государства в дела гражданского общест­ва и личную жизнь гражданина;

зафиксировать обязан­ности государства перед гражданским обществом;

обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Список

использованной литературы.

1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И.,

Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров

А.С.

Теория государства и права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА • М —

НОРМА, 1997. — с.

2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права.

Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 624 с.

3. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред.

О. Е. Кутафина. — М.: Юрид. лит., 1996. — 584 с.

4. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева

. — М.: Юрист, 1994. — 360 с.

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Фирма

Гардарика, 1996. — 304 с.

6. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко

. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

[1] Цит по: Цицерон. Диалоги. М., 1966, С.24.

[2] Цит по: Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т.3. С.312.

[3] Цит по: Кант И. Идея всеобщей

истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком

и русских языках. М., 1994. Т.1. С.95.

[4] Цит по: Гегель Г.В. Сочинения. М., Л., 1934. Т.7. С.24.

[5] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.211.

[6] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.215.

[7] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.211.

[8] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.213.

[9] См.: Т.В Кашанина, А.В.Кашанин. Основы российского права. М., 1997.

[10] Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 1997.

Страницы: 1, 2