бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Гражданское общество и правовое государство бесплатно рефераты

Реферат: Гражданское общество и правовое государство

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

РЕФЕРАТ

по теории государства и права

Гражданское общество и правовое государство.

Выполнил:

г. Орел

1997

Содержание

Введение ................................................................3

Глава I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе.............5

Глава II Признаки гражданского общества в современном понимании.......9

Глава III Структура гражданского общества.............................12

Глава IV Правовое государство и его признаки..........................15

Заключение ..................................................................19

Список использованной литературы..............................................20

Введение.

Проблема построения гражданского общества и правого государства является

чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в

тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти

государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились

в обязанности.

Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время в России. Оно

свидетельствует о возрастающей открытости общества, о расширении прав и

свобод людей. Создается новое демократическое общество. Этот путь непрост.

Выбор темы реферата не случаен. В настоящее время в России формируется

гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства,

признающая приоритет прав человека. О гражданском обществе, так же как и о

правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад. Гражданское

общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство,

появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а

гражданское общество. Тема гражданского общества и правового государства

долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, так как в

советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки в организации

общественного и государственного устройства стран Запада и преподносить их в

средствах массовой информации.

Поэтому, автор реферата, попытался в данной работе проследить развитие

мировоззрений о гражданском обществе начиная с античных времен и до

настоящего времени, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых

современности на данную проблему. Для многих людей в нашей стране понятие

демократическое правовое государство в применении его к России несет в себе

негативный смысл. Это связано с тем, что с первых дней Перестройки и перехода

к рыночной экономике люди, должны были ориентироваться на развитие

собственной инициативы, активизацию трудовой активности, умение вписываться в

новые условия жизни. Однако не все граждане смогли найти свое место в

экономических структурах. В обществе появились значительные слои неимущего

населения, живущего ниже черты бедности.

Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные

реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних

условиях отсутствует представление о контурах гражданского общества и

правового государства, которое мы хотим построить. Поэтому раскрытие понятий

и признаков гражданского общества и правового государства, которое мы хотим

построить, автору реферата в настоящее время представляется весьма

актуальным.

I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе.

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие

представители человечества пытались создать модель идеального общественного

устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справед­ливость.

Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования

государства, возвышения роли права и закона.

Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так, например,

народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом

политического управления. При этом государство (публичная власть)

доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной

деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего

существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество.

Цицерон, обосновывая пра­вовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее

звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для

всех...»[1]. Отождествление гражданского

общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено

уровнем развития экономических и социально-политических от­ношений (примитивные

формы разделения труда, на­чальный этап развития товарно-денежных отношений,

огосударствление общественной жизни, кастовый харак­тер социальной структуры).

Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно

самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и

утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего

людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании

государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило

название гражданского. В наше время оно играет ту же роль, которую в

античности играл полис, а Средневековье - сословность.

В результате развития общественных отноше­ний трансформировались и взгляды

ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в ра­ботах Н. Макиавелли,

Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось

соответ­ствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их

мнению, форм государственного устрой­ства, основанных на естественно-правовых,

договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ...

несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть

формой граж­данского правления»[2].

Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из

монар­хии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и

оберегать другие.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

а) человек все должен создавать собственны­ми силами и должен отвечать за

созданное;

б) столкно­вение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются

побудительными причинами самосовер­шенствования людей;

в) гражданская свобода, законода­тельно обеспеченная правом, есть необходимое

условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния

человеческого достоинства.

Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся

концеп­цию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на

отношения между государствами, дела­ет вывод о том, что для человечества

величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является

достижение всеобщего правового гражданского общества

[3].

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах

постарался показать противоречия и различия между гражданским общест­вом и

государством. К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского об­щества, состоит, по его мнению:

а) из системы государ­ственных институтов;

6) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о граж­данском обществе сыграл Гегель,

определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью,

сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие

из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отво­дил

противостоящим друг другу индивидам. «В граждан­ском обществе каждый для себя —

цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может

достигнуть всего объема своих целей»[4].

Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более

высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя

индивидов, организации, сословия, поднима­ется над обществом, разрешает его

противоречия, примиряет проти­воположные интересы.

Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою цель свой

собственный интерес. "Но без соотношения с другими он не может достигнуть

объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного", -

продолжал немецкий философ. Поскольку речь идет не о связях отдельных людей в

дуэты, трио, квартеты и т.д., а об отношениях всех со всеми, закономерен его

вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия в некую всеобщность -

гражданское общество[5].

Гражданское общество, по Гегелю, - отнюдь не высшая форма "всеобщности"

(коллективности). Оно результат разложения кровнородственных связей и

объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию. Нация, хотя и

сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения,

вместе с тем объединяет множество "посторонних" людей, имеющих других предков.

Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей.

Теперь ее образуют "общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении"

[6], которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность

субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов,

объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует

собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и

нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве. Таким образом,

гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными

индивидами и государством как высшей формы человеческой организации

[7].

Само по себе гражданское общество выступает в гегелевской картине мира в крайне

неприглядном свете. Входящая в него отдельная личность, "особенность как

распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного

произвола и субъективного каприза, разрушает в своих наслаждениях самое себя...

с другой стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей, как

подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней

зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное

властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам... картину

столь же необычной роскоши, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и

нравственного вырождения" [8]. Выявленные

здесь пороки гражданского общества должны были объяснить, по мысли Гегеля,

необходимость его перехода в государственное состояние.

Процесс становления гражданского общества охватывает десят­ки столетий,

начиная с возникновения элементов гражданского общества в античном мире

(Афины, Рим), охватывает такой «очаг» средневековья, как вольный город

Новгород, и идет до развитых обществен­ных систем Европы и Америки в наше

время. Станов­ление гражданского общества зависит от степени разви­тости

экономических и правовых отношений, реальнос­ти личной и экономической

свободы индивидов, дейст­венности механизма общественного контроля за

государственно-властными структурами.

История XX века показала, что основные принципы гражданского общества -

свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех

других.

II. Признаки гражданского общества.

Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают следующее определение гражданского общества.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими,

политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами,

независимое от государства, но взаимодействую­щее с ним; это союз

индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими

человеческими качествами (свобо­ды, права, долга, морали, собственности и др.)

[9]. Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

широкие связи между членами общества;

наличие государственной власти, подконтрольной, преодолев­шей отчуждение от

общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие

соответствующей компетент­ностью, мастерством, способностью решать проблемы

общества;

децентрализация власти;

передача части власти органам самоуправления;

согласование позиций вместо конфликтов;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием

принадлежности к общей культуре, нации;

личность гражданского общества — это человек, ориентирован­ный на созидание,

духовность.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие[10]:

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В

экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является

собственником. Он ре­ально обладает теми средствами, которые необходимы

человеку для его нормального существования. Он сво­боден в выборе форм

собственности, определении про­фессии и вида труда, распоряжении результатами

своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной

социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он

может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную

самоорганизацию для удовлетворения своих потребнос­тей и интересов.

Политический аспект свободы индиви­да как гражданина заключается в его

независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом

политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей

государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах

орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода

считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может

огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем

обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к

различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и

постоянный обмен информационными, обра­зовательными технологиями с другими

странами, куль­турное и научное сотрудничество с зарубежными государ­ственными

и общественными организациями, содействие деятельности международных и

иностранных объедине­ний в соответствии с принципами и нормами междуна­родного

права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для

взаимодействия с аналогич­ными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурирован­ная плюралистическая система.

Разумеется, любой со­циальный организм обладает определенным набором си­стемных

качеств, но для гражданского общества харак­терны их полнота, устойчивость и

воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов

(профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы

и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и

интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.

Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование обществен­ной

системы, проявляется во всех ее сферах: в экономи­ческой — это многообразие

форм собственности (част­ной, акционерной, кооперативной, общественной и

Страницы: 1, 2