бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Формы государственного правления бесплатно рефераты

руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

Наиболее характерные черты президентской республики :

* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;

* ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом ;

* более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы

государства .

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В

соответствии с конституцией США , в основе которой лежит принцип разделения

властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту

, исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду . Президент США

избирается населением страны путем косвенного голосования ( выборов ) - через

коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу

представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство

формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих к его

партии .

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во

Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным считается

кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок

избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие ,

является то , что президент либо совмещает полномочия главы государства и

главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров

( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными полномочиями :

как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным

главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает законы

путем их подписания , нередко представительствует в правительстве , назначает

членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных

президентских республиках , способствует возможности гармоничного

функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские республики

“ . Эта форма правления - практически независимая , слабо контролируемая

законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной

формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами

не существует . Их сближают общие задачи и цели .

III. Форма государственного устройства .

Форма государственного устройства - это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными

органами государственного управления , власти .В отличии от форм правления

организация государства рассматривается с точки зрения распределения

государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах ,

их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

* из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

* каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих

органов ;

* как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами ;

* в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на

три основных группы :

- унитарное ;

- федеративное ;

- конфедеративное .

3.1.Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование ,

состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются

центральным органам власти и признаками государственной независимости не

обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

* унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны

высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые

осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

* на территории унитарного государства действует одна конституция, единая

система законодательства , одно гражданство ;

* составные части унитарного государства ( области , департаменты ,

округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;

* унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по

численности национальности , широко допускает национальную и законодательную

автономию ;

* все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные

органы , которые официально представляют страну на международной арене ;

* имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются

центральными органами государственной власти .

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами

управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных

унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .

К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция , Турция ,

Япония , Финляндия .

3.2. Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных

государственных образований в одно союзное государство .

Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно

имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими

условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным

составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в

союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для

большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов

, кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и

судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют

свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы .

4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц .

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата ,

представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях

осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют

федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и

др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в

значительной мере определяет характер , содержание , структуру

государственного устройства .

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации

характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие

между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени

суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях

обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов

федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом

национальных государственных образований .

3.3. Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств ,

созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют

свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими

чертами :

* конфедерация не имеет своих общих законодательных ,

исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;

* конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой

системы налогов , единого государственного бюджета ;

* сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во

временном союзе ;

* государства могут договориться о единой денежной системе , о

единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время

существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются

, либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) ,

Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была

законодательно утверждена конфедерация .

1.Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и

методов осуществления власти государством .

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима ,

существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое ,

поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования

, но и характерные способы деятельности негосударственных политических

организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (

тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием

классификации государств по данному признаку является демократизм форм и

методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих

государств характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и

неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание ; для

современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной

действительности не существует . В том или ином конкретном государстве

присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования

. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой

разновидности государственного режима.

4.1. Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :

* определяет характер государственной власти - это соотношение

государства и личности ;

* антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем

государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой , политикой ,

идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;

* ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (

профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );

* личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-

либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в

конституциях ;

* реально действует примат государства над правом , что является

следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в

общественной жизни ;

* всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;

* игнорируют интересы государственных образований , особенно

национальных меньшинств ;

* не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической , так

и при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов

парламентаризма , он не согласуется с парламентарной монархией и республикой

. Приводя к сильной централизации государственной власти , авторитарный режим

не соглашается с буржуазным федерализмом.

4.2.Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти , которые реально обеспечивают

свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов .

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем :

Þ режим представляет свободу личности в экономической сфере ,

которая составляет основу материального благополучия общества ;

Þ реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность

выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в

культурных , научных и других общественных организациях ;

Þ создает эффективную систему прямого воздействия населения страны

на характер государственной власти ;

Þ в демократическом государстве личность защищена от произвола ,

беззакония , так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;

Þ власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и

меньшинства ;

Þ основным принципом деятельности демократического государства

является плюрализм ;

Þ государственный режим базируется на законах , которые отражают

объективные потребности развития личности и общества .

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее

распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии ,

основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-

демократический режим.

V.Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких

столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем

общества , его базисом . Большое влияние на форму государства оказывают

исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии

и других странах ), условия образования государства ( федеративная форма

государства США , Швейцария ) , равно как и особенности современного развития

данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада

колониальной системы , когда на политической карте мира появился ряд молодых

суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих

освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением законо -

мерной зависимости классовой сущности государства и права от

экономических отношений , которые господствуют в классовом

обществе на определенном этапе его развития .

Заключение.

Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма

государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все

же относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны

между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-

исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг

той или иной стороны формы организации государственной власти . Так , к

примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против

монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая

борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского

Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического развития

может выдвигаться форма государственного устройства .

Таким образом , взятые в единстве три организации государственной власти

образуют форму государства . В процессе развития государства имеется

диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех

граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных

конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного

государства может переходить от одной стороны его организации к другой .

В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее ,

чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль , является

более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие

между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие

решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма

претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания

власти .

С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором форма

государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого

государства . Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и

прекращается с ликвидацией данного содержания . В процессе исторического

развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой

формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами

развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания

государственной власти.

VII. Библиография

1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.

2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.

3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”

Учебник Москва 1988 г.

4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.

5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “

1997 г.

6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное

( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.

7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.

1993 г.

Страницы: 1, 2