бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Формы государственного правления бесплатно рефераты

Реферат: Формы государственного правления

ОГЛАВЛЕНИЕ.

I. Введение.

1. Форма государства( форма правления , форма государственного устройства ,

политический режим ).

II. Форма правления.

2.1. Монархия

2.2. Республика

III. Форма государственного устройства.

3.1. Унитарное

3.2. Федеративное

3.3. Конфедеративное

IV. Форма политического режима.

4.1. Антидемократический

4.2. Демократический

V. Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима.

VI. Заключение.

VII. Библиография.

Введение

Для постижения такого сложного социального института , как государство в

отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению

формы государства .

Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах

чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации

содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия

внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения

взаимодействующих элементов целого в системе , а также внешнего выражения

этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в

целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей

теории государства и права открывается возможность не только решения новых

проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к

традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства

следует обратить внимание на следующие аспекты.

Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного явления

.В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ

выражения сущности, система органов , “машина” , посредством которой

осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым ,

неполитическим ,негосударственным способам .Существование государственной

власти находит свое отражение в ее органах , армии , администрации , судьях и

других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную форму

бытия государства .

Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение

сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление” выступает

внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной его

организации (устройства) . Различают организацию верховных органов власти (

монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с

населением , территориальную структуру государственной власти .

В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма

государства как форма вполне определенного , данного классового содержания.

“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах

организации властвования , в которых выражается специфика классового

господства определенного типа на определенных этапах его развития . Эти

принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе .

Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически

определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации

государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и

политический режим как внутренняя форма государства , охватывающая главным

образом две стороны : механизм государства ( внутренняя структура власти ,

связь элементов власти в данной государственной системе) и функции

государства ( методы и формы осуществления функций данной государственной

власти).

“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство ,

которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы .

Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент содержания

государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью

государства в данном историческом этапе его развития . Внутренняя форма по

отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее

содержания , т.е. играет роль взаимосвязи сущности , содержания и формы

государства.

“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она

изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию

государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны

вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства

исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как

внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может

рассматриваться в качестве внешней формы .

Четкого соотношения между типом и формой государства нет . С одной

стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться

различные формы организации и деятельности государственной власти, а с

другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую

форму . Своеобразие конкретной формы государства любого исторического

периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и

государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой

государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно

зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа ,

его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений , национальные

особенности , природные условия проживания и другие факторы . Специфику формы

государства определяет также характер взаимоотношений государства и его

органов с негосударственными организациями партиями , профсоюзами ,

общественными движениями , церковью и другими организациями ).

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как

внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой

государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы

правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е.

соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким образом

можно дать следующее краткое определение формы государства :

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое

включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,

характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с

тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие

признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы

государства.

II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними .

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

·как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

·как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны ;

·в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать

права и свободы гражданина .

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

· монархические ( единоличные , наследственные )

· республиканские ( коллегиальные , выборные )

2.1. Монархия

Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть

единолична и переходит , как правило , по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются :

* существование единоличного главы государства , пользующегося своей

властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;

* наследственный порядок преемственности верховной власти ;

* представительство государства монарха по своему усмотрению ;

* юридическая безответственность монарха .

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она

стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического

управления .

В свою очередь монархия делится на :

*абсолютную

*ограниченную ( парламентскую )

*дуалистическую

*теократическую

*парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх , который

никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным признаком

абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов ,

ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с

процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом

разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным

чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных

представительных учреждений , юридически неограниченная власть монарха ,

наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии ,

полиции и развитого бюрократического аппарата .

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам ,

которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное

вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более

цивилизованные формы , получает юридическое закрепление , хотя по -

прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были

Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно

это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же

не в праве изменить конституцию .

Как форма правления , конституционная монархия возникает в период становления

буржуазного общества . Формально она не утратила своего значения в ряде

стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания ,

Норвегия , Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :

* правительство формируется из представителей определенной партии ( или

партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;

* лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится

главой государства ;

* в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует , она является символической;

* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом ;

* правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом

, а перед парламентом .

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством ,

формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях

формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно

перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а

парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма

правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в

Марокко .

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические

( Саудовская Аравия ).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы

государственного правления .

2.2. Республика

Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть

осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный

срок .

Общими признаками республиканской формы правления являются :

* существование единоличного и коллегиального главы государства ;

* выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти ;

* осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению

народа

* юридическая ответственность главы государства в случаях , предусмотренных

законом ;

* обязательность решений верховной государственной влас-

*ти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась

, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим

содержанием .

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления .

В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :

* парламентарные

* президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа

депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают большинством

голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед

парламентом в своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока

в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство

членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов .

Как правило , глава государства в подобных республиках избирается парламентом

либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом

главы государства является главным видом парламентского контроля над

исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных

парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например , президент

республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при

этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных

областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании

главы государства , также разделяется с представителями членов федерации .

Так в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из

членов бундестага , и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на

началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в

парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего

избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается

сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :

обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра ,

канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое

им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и

отвечает за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной

чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь

тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется

доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль

за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет

, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны ,

решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает

демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые

условия человеческого общежития , основанные на началах правовой законности

. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции

1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в

Страницы: 1, 2