Реферат: Формы государственного правления
Реферат: Формы государственного правления
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственного устройства ,
политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.
Введение
Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению
формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах
чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации
содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия
внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения
взаимодействующих элементов целого в системе , а также внешнего выражения
этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в
целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей
теории государства и права открывается возможность не только решения новых
проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к
традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства
следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного явления
.В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ
выражения сущности, система органов , “машина” , посредством которой
осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым ,
неполитическим ,негосударственным способам .Существование государственной
власти находит свое отражение в ее органах , армии , администрации , судьях и
других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную форму
бытия государства .
Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение
сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление” выступает
внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной его
организации (устройства) . Различают организацию верховных органов власти (
монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с
населением , территориальную структуру государственной власти .
В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма
государства как форма вполне определенного , данного классового содержания.
“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах
организации властвования , в которых выражается специфика классового
господства определенного типа на определенных этапах его развития . Эти
принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе .
Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически
определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации
государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и
политический режим как внутренняя форма государства , охватывающая главным
образом две стороны : механизм государства ( внутренняя структура власти ,
связь элементов власти в данной государственной системе) и функции
государства ( методы и формы осуществления функций данной государственной
власти).
“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство ,
которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы .
Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент содержания
государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью
государства в данном историческом этапе его развития . Внутренняя форма по
отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее
содержания , т.е. играет роль взаимосвязи сущности , содержания и формы
государства.
“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она
изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию
государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны
вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства
исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как
внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может
рассматриваться в качестве внешней формы .
Четкого соотношения между типом и формой государства нет . С одной
стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться
различные формы организации и деятельности государственной власти, а с
другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую
форму . Своеобразие конкретной формы государства любого исторического
периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и
государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой
государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно
зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа ,
его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений , национальные
особенности , природные условия проживания и другие факторы . Специфику формы
государства определяет также характер взаимоотношений государства и его
органов с негосударственными организациями партиями , профсоюзами ,
общественными движениями , церковью и другими организациями ).
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как
внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой
государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы
правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е.
соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким образом
можно дать следующее краткое определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое
включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму
государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,
характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются
новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с
тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие
признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы
государства.
II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной
власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними .
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
· как создаются высшие органы государства и каково их строение;
·как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами
·как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны ;
·в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать
права и свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
· монархические ( единоличные , наследственные )
· республиканские ( коллегиальные , выборные )
2.1. Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть
единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются :
* существование единоличного главы государства , пользующегося своей
властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;
* наследственный порядок преемственности верховной власти ;
* представительство государства монарха по своему усмотрению ;
* юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она
стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе
сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического
управления .
В свою очередь монархия делится на :
*абсолютную
*ограниченную ( парламентскую )
*дуалистическую
*теократическую
*парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх , который
никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным признаком
абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов ,
ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с
процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом
разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным
чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных
представительных учреждений , юридически неограниченная власть монарха ,
наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии ,
полиции и развитого бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам ,
которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное
вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более
цивилизованные формы , получает юридическое закрепление , хотя по -
прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были
Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно
это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же
не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период становления
буржуазного общества . Формально она не утратила своего значения в ряде
стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания ,
Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :
* правительство формируется из представителей определенной партии ( или
партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;
* лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится
главой государства ;
* в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха
фактически отсутствует , она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются
монархом ;
* правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом
, а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный
характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством ,
формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях
формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно
перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а
парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма
правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в
Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические
( Саудовская Аравия ).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы
государственного правления .
2.2. Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть
осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный
срок .
Общими признаками республиканской формы правления являются :
* существование единоличного и коллегиального главы государства ;
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных
органов государственной власти ;
* осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению
народа
* юридическая ответственность главы государства в случаях , предусмотренных
законом ;
* обязательность решений верховной государственной влас-
*ти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в
Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась
, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим
содержанием .
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления .
В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :
* парламентарные
* президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы
государственного правления , при которой верховная власть в организации
государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа
депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают большинством
голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед
парламентом в своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока
в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство
членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу
государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных
парламентских выборов .
Как правило , глава государства в подобных республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом
главы государства является главным видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных
парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например , президент
республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при
этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных
областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании
главы государства , также разделяется с представителями членов федерации .
Так в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из
членов бундестага , и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на
началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в
парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего
избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается
сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :
обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является
верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра ,
канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое
им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и
отвечает за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной
чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь
тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется
доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет
, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны ,
решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает
демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые
условия человеческого общежития , основанные на началах правовой законности
. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции
1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в
Страницы: 1, 2
|