бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лекция: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения бесплатно рефераты

деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, поселков и

промышленных предприятий. Фонд черноземных почв России составляет около 120

млн.га. Это всего лишь около 7% общей площади, но на ней размещается более

половины всей пашни и производится около 80% всей земледельческой продукции.

Площадь эрозионно опасных и подверженых эрозии сельскохозяйствен-

ных угодий составляет 124 млн. га (56%), из них 87.3 млн. га пашни.

По данным государственного учета 1990 г., общая площадь оврагов сос-

тавила 2.4 млн. га, 26.2 млн. га пашни (20.4%) расположено на смы-

тых почвах, 2.1 млн. га (1.7%) подвержено совместному воздействию

водной и ветровой эрозии, 7.9 млн. га (6.1%) дефлировано, всего же

дефляционно опасными землями считаются 44 млн. га (32.2%). Растут

площади эродированных черноземов. За последние 15-20 лет они возрас-

тали в среднем на 250-300 тыс. га/год. На многих расчлененных терри-

ториях с черноземными почвами 50% и более распаханных земель эроди-

рованы. Ежегодно до 25-30 тыс. га черноземов теряются в результате

роста оврагов. Т.е., несмотря на огромные запасы сельскохозяйственных земель

в России положение этих земель продолжает оставаться достаточно сложным, а

ухудшающие почву процессы с каждым годом уменьшают количество земель

пригодных для сельскохозяйственного использования. Для решения этой проблемы,

России необходима стремительная и радикальная аграрная реформа, ибо земли

нуждаются в постоянной обработке. Кроме самих угодий необходимо так же

проводить серьезные работы по развитию всего ряда сельскохозяйственных

земель, т.е. создавать сети дорог внутрихозяйственного назначение, строить

необходимые здания и сооружения, а так же проводить другие работы необходимые

для возможности нормальной и эффективной обработки сельскохозяйственных

угодий.

Именно это и является основной проблеммой Российского законодательства в

области земельных реформ, ибо с одной стороны совершенно очевидно, что для

проведения таких масштабных реформ необходимо привлечение частного капитала,

возможно и иностранного, или другими словами передачи большей части земель в

собственность частных и юридических лиц, однако с другой стороны возникает

вполне оправданная опасность потери продовольственной независимости и

частичной потерей контроля над земельным фондом, ибо проведение такой реформы

в период «правовой неразберихи», когда зачастую один закон противоречит

другому, а степень корумпированности чиновников органов федеральной власти и

местного самоуправления прдолжает оставаться высокой существует опасность что

земли приобретенные под сельскохозяйственные угодия, будут в дальнейшем

переоформлены под строительство либо под другие цели требующие значительно

меньших капитальных вложений и приносящих экономическую выгоду в несколько

раз быстрее чем сельскохозяйственные земли. Иными словами несмотря на то что

земельная реформа должна быть проведена как можно быстрее ибо в результате

промедлений под воздействием естественных процессов продолжает уменьшаться

количество пригодных для сельского хозяйства земель, а так же страдает

Российская экономика и бюджет вынужденные иметь в своих программах статьи

затрат связанные с закупками сельскохозяственной продукции в других станах,

неговоря уже о том сколько недобирается бюджетом налоговых выплат, возможных

при развитом сельском хозяйстве в стране имеющей такие колосальные земельные

запасы, совершенно очевидно, что такая реформа невозможна как локальная

реформа земельного законодательства, здесь нужен комплексный подход ко всем

разделам общероссийского законодательства т.к. вопросы связанные с

распределением и использованием земли невозможно решать без участия

гражданского кодекса, да и многих других правовых институтов современной

России. Отсюда следует, что в настоящий момент еще не все правовые основы РФ

в полной мере готовы к проведения земельных реформ связанных с переходом

земель сельскохозяйственного назначения в частные руки, т.е. замедленность

этой рефрмы и принятия нового земельного кодекса отчасти оправдана этими

особенностями.

Однак вернемся к нашему, как было сказано вышше, основному правовому акту

регулирующему земельные отношения – Земельному кодексу РФ. Ибо там имеется

свои требования по использованию земель сельскохозяйственного назначения:

«Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения

сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-

исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным

производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные

подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами,

государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными

коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами,

религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-

производственными подразделениями научно-исследовательских организаций,

образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и

общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни,

хозяйствования и промыслов.» [1]

Уместно будет привести Правила государственного учета показателей состояния

плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. постановлением

Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 154), разработанные специально под новый

земельный кодекс РФ в феврале 2001 года:

«1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом

"О государственном регулировании обеспечения плодородия земель

сельскохозяйственного назначения", устанавливают порядок государственного учета

показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения в

Российской Федерации.

2. Государственный учет показателей состояния плодородия земель

сельскохозяйственного назначения (далее именуется - учет показателей

плодородия) представляет собой упорядоченную систему сбора и обобщения

информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения,

полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и

эколого-токсикологических обследований таких земель.

3. Учет показателей плодородия проводится в целях:

а) формирования полной и достоверной информации о состоянии и динамике

плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) выявления и предотвращения отрицательных результатов хозяйственной

деятельности на землях сельскохозяйственного назначения;

в) выявления резервов обеспечения устойчивости сельскохозяйственного

производства;

г) информационного обеспечения государственного земельного кадастра.

4. Учет показателей плодородия ведет Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации на основе данных, полученных при проведении почвенных,

агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований

земель сельскохозяйственного назначения. В учетные данные включаются также

показатели обследований таких земель, проводимых Федеральной службой

земельного кадастра России.

5. Учет показателей плодородия ведется раздельно по видам

сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние

насаждения).

6. Перечень показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного

назначения, периодичность их уточнения, а также формы соответствующих учетных

документов утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

по согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и

Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Формы федерального

государственного статистического наблюдения за состоянием плодородия земель

сельскохозяйственного назначения утверждает Государственный комитет

Российской Федерации по статистике по представлению Министерства сельского

хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы земельного кадастра

России.

7. Порядок организации учета показателей плодородия определяет Министерство

сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной

службой земельного кадастра России.

8. Данные учета показателей плодородия подлежат включению в государственный

земельный кадастр.

9. Информация о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного

назначения является открытой и общедоступной. Условия предоставления этой

информации собственникам, владельцам, пользователям земельных участков и

другим потребителям определяет Министерство сельского хозяйства Российской

Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и

Министерством Российской Федерации по связи и информатизации. Потребители

указанной информации при ее использовании, в том числе при создании на ее

основе производных данных, обязаны указать источник информации.

10. Ответственность за полноту и достоверность данных учета показателей

плодородия, хранение учетных документов, а также за объективность

предоставляемой информации о состоянии и динамике плодородия земель

сельскохозяйственного назначения несет Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации.» [2]

Итак, мы видим, что государство берет на себя не только составление

государственного земельного кадастра, но и определение плодородия почв земель

всех видов собственности, однако вопрос о том в какие сроки будут проведены

такие работы остается открытым.

Нужно так же заметить, что несмотря на то, что в ЗК РФ сказано о защите

плодородных земель пока еще не существует четкого порядка защиты

сельскохозяйственных земель от умышленной порчи, приведшей потерю плодородия

и системы ответственности за такие деяния. К примеру, на настоящий момент

наложение взыскания на лица, действия которых, привели к порче

сельскохозяйственных земель проводится, согласно ст.51 кодекса об администр.

правонарушениях:

«Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель*

Порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными

и иными отходами и сточными водами -

влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей.»[3].

Т.е. на настоящий момент привлечь к ответственности за порчу

сельскохозяйтвенных земель можно только согласно этой статьи, либо

руководствуясь распоряжениями и актами органов местного самоуправления или

субъектов Федерации, однако такие взыскания могут быть обжалованы в суде РФ

т.к. фактически на данный момент они не только не соответствуют не одному

Федеральному нормативному акту, но и не имеют никаких юридически грамотных

ссылок на те или иные правовые акты. Это безусловно недоработка нашей

законодательной власти, хотя в настоящий момент разрабатывается новый

Гражданский кодекс РФ, а так же измененный кодекс об административных

правонарушениях, но будет ли сделано что либо существенное для защиты

сельскохозяйственных земель от порчи неизвестно, т.е. пока этот вопрос

остается в ведении органов местного самоуправления и субъектов Федерации, все

взыскания которых в суде могут основываться лишь на судебные прецеденты

вышшестоящих судебных инстанций РФ.

Так же новый Земельный кодекс РФ предусматривает некоторые особенности по

использованию земель сельскохозяйственного назначения, это так называемые

«заделы на будущее», т.е. это одна из статей, цель которой в будущем

регулировать земельную реформу и развитие сельского хозяйства РФ. Однако, по

мнению многих независимых источников, считается, что для такого регулирования

в этих статьях все слишком сжато и не раскрывается истинный смысл реформ, но

на это можно сказать что закон относительно новый и сложившимся в РФ

традициям будет еще не раз изменен и дополнен. К вышшесказанному будет

уместно привести следующую статью нового Земельного кодекса РФ:

«Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

1. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли,

занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в

составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в

использовании и подлежат особой охране.

2. Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд

предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного

производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного

назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий

электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и

других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных

угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества.

Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и

границ полей севооборотов.

3. Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для

несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий,

кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень,

допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением

международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и

безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за

исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов

культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием

объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения,

автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи,

связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного

размещения этих объектов.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе

сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-

исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных

учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные

угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный

уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской

Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей

не допускается.

5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации

сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте

земель сельскохозяйственного назначения.» [1]

Далее необходимо разобраться, кому все-таки государство будет предоставлять в

частную собственность земли сельскохозяйственного назначения, как это будет

регулироваться и осуществляться. Далее уместно привести статьи нового

Земельного клдекса РФ:

«Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного

подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства,

огородничества и дачного строительства

1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство,

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в

соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском

(фермерском) хозяйстве.

2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для

ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается

настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических

и дачных некоммерческих объединениях граждан.

3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные

участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным

законом о личном подсобном хозяйстве.

4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель

сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота

устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель

сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также

законами субъектов Российской Федерации.

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам,

государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5