бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Юридический процесс бесплатно рефераты

экономический субъект, заключая договор о проведении проверки, преследуют

взаимный корыстный интерес, что обессмысливает само существование института

аудита как инструмента социального контроля.

Заключение.

Демократия, право, процедура — универсальные социальные цен­ности, тесно

взаимосвязанные между собой. Демократия как форма правления политической и

социальной организации общества, госу­дарства и власти не может пользоваться

доверием общества, если не будет действовать в рамках права, закона.

Конституция является политико-правовой формой выражения де­мократии. В ней

конкретизируется вся совокупность гражданских, со­циальных и политических

прав и свобод, закрепляется достигнутый в обществе масштаб свободы

человеческой личности, систем гарантий демократии: материальных,

политических, культурных, правовых. Конституция составляет важную часть

юридического механизма само­организации демократического общества. Она

определяет пределы компетенции органов власти, управления, правосудия, а

также харак­тер демократичности и способы реализации государственной власти.

Демократия, право, процедура - явления динамичные, имеющие как общие, так и

специфические черты, закономерности возникнове­ния, развития,

функционирования. Общее, характерное для демокра­тии, права и процедуры

состоит в объединяющей их природе, которая представляет собой общесоциальную

потребность в самоорганизации, самоуправлении и саморегулировании, в

необходимости упорядочить взаимоотношения личности и общества.

Особенное реализуется, прежде всего, в сущности, содержании и социальном

назначении.

Сущность демократии - в народовластии; права - в мере свободы, социального

компромисса, в достижении на нормативной основе демо­кратической

организованности общества; процедуры - в характере ос­новного общественного

отношения, которому она служит.

Институты демократии возникают и функционируют не потому и не для того, что

нуждаются в юридическом оформлении, а в связи с тем, что отражают потребности

и интересы людей в самоорганизации, само­управлении. Демократия, основанная

на духовном творчестве населе­ния, способствует правотворческой инициативе

населения (через пред­ставительные органы власти, референдум и т.д.),

установлению верхо­венства права, закона в обществе. При таком понимании

демократии право перестает быть придатком государственной власти, служит

на­дежной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.

Демократия более гибкая категория, чем право и процедура. Ее формы и

содержание могут претерпевать существенные изменения, в то время как

законодательство и процедура остаются относительно постоянными.

Так, реформирование политической системы России после августа 1991 г. привело

к образованию новых общественных объединений и политических партий. Однако

нормативная база конституционного строительства отставала и пока отстает от

веления времени. Соответ­ственно между общественными объединениями и

политическими пар­тиями, с одной стороны, и официальными властями, с другой

стороны, возникали несогласованности, в том числе процедурного характера,

например, при регистрации уставов, определении порядка участия в выборах,

создании фракций в органах представительной власти и т.д.

Иными словами, процедуры «обслуживают» демократию, ориенти­руют ее на

достижение конкретного социального результата. Процедуры рождаются там, где

возникает потребность нормативного установ­ления не только осуществляемого в

действиях социальных субъектов возможного или должного поведения, но и

порядка (в том числе при­нудительного) соответствующих действий.

Речь, прежде всего, идет о порядке формирования органов всех вет­вей власти:

законодательной, исполнительной, судебной, а также орга­нов местного

самоуправления; о порядке голосования: свободное, все­общее тайное (открытое,

равное); о способах подсчета итогов голосова­ния и о механизме использования

их результатов.

Например, решение большинства ограничивает права меньшинст­ва; формы контроля

общественностью выборов и характер ее отноше­ния с избранными органами

власти: они должны быть взаимными и симметричными, гарантированы законом и

реакцией избирателей, от­ветственностью делегированных им полномочий и т.д.

Самоуправление - наиболее полное воплощение демократии. Вся­кая процедура

реализации отношений самоуправленческой власти есть демократическая

процедура. Суть местного самоуправления заключа­ется в самостоятельном

решении населением вопросов регионального значения. В частности, местное

самоуправление в Российской Федера­ции обеспечивает самостоятельное владение,

пользование и распоря­жение муниципальной собственностью, управление ею (ч. 1

ст. 130 и ч. 1 ст. 132), а также определяет структуру его органов (ч. 1 ст.

131), формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные

налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, решает и иные

вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).

Процедуры, прежде всего политические, юридические, организаци­онные, особенно

наглядно проявляют себя во властеотношениях. Де­мократизм является их важнейшим

требованием. «Закон... без ритуала, без процедуры его действия приводит: власть

- к произволу, гражда­нина - к беззащитности»

[36].

Процедура есть установление (институт), регулирующее конфлик­ты в

демократическом обществе. Особенно важна ее роль в разрешении юридических,

конституционных коллизий. Речь, в частности, идет о согласительной процедуре.

Так, Президент Российской Федерации может использовать согласительные

процедуры для разрешения раз­ногласий между органами государственной власти

Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской

Фе­дерации, а также между органами государственной власти субъектов

Российской Федерации. В случае недостижения согласованного реше­ния он может

передать разрешение спора на рассмотрение соответст­вующего суда (ст. 85).

Процедура, допустим, правотворчества является и критерием оцен­ки

конституционности и демократичности правовых актов. Она уста­навливает

правила законодательной инициативы, порядок разработки, обсуждения, принятия

и опубликования законов, внесения в них изме­нений и дополнений, а также

определяет исчерпывающий перечень субъектов и пределы их полномочий при

конституционных поправках и пересмотре Конституции. Например, положения глав

1, 2,9 Консти­туции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации при­нимаются в

порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и

вступают в силу после их одобрения орга­нами законодательной власти не менее

чем двух третей субъектов Фе­дерации (ст. 136).

Процедура правотворчества имеет общие черты и формы с проце­дурой

правоприменения. В обоих процессах предполагается единый порядок подготовки и

принятия решений, в основе которых заложены требования науки управления,

принципы справедливости, целесооб­разности и эффективности.

Процедура правоприменения есть разновидность материальных процедур. По признаку

связи с правоприменением материальные про­цедуры делятся на две группы:

процедуры позитивного применения права (например, порядок реализации гражданами

права на образо­вание), процедуры, не связанные с правоприменением и действия

ко­торых проявляются в сфере частного права (порядок заключения сде­лок,

расторжения брака, исполнения обязательств и т.д.). «Однако общий процедурный

механизм действия и общие закономерности рас­положения в системе

законодательства объединяют их в один вид материально-правовых процедур,

определяют их материально-право­вую природу»

[37].

Демократия, право, процедура особенно тесно взаимодействуют в сфере прав

человека. Конституция провозглашает Россию демократи­ческим федеративным

правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Они должны определять смысл содержания и применения законов,

деятельность законодатель­ной и исполнительной властей и обеспечиваться

правосудием. Извест­но, например, что судебный порядок обращения и

рассмотрения жалоб - надежный способ охраны прав граждан от неправомерных

действий должностных лиц, а демократическая процедура судебного

разбирательства - наилучшее средство выявления истины.

Решительный шаг в расширении судебной защиты прав граждан сделал Закон РСФСР

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

от 27 апреля 1993 г. Он значи­тельно упростил правила обращения граждан в

органы судебной влас­ти, а, следовательно, сделал процедуру обращения в суд

более доступ­ной для населения. Кроме того, Закон позволяет гражданам

обжало­вать не только единоличные, но и коллегиальные действия (решения)

любых государственных органов, государственных организаций, обще­ственных

объединений, а также должностных лиц. В суде могут быть обжалованы

коллегиальные и единоначальные действия (решения), которыми:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы пре­пятствия к осуществлению им прав и свобод;

3) на гражданина неза­конно возложена обязанность;

4) он привлечен к какой-либо ответст­венности.

Особенное значение процедура приобретает на стадии контроля за соблюдением

законодательства в сфере прав человека. Наряду с тради­ционными институтами

политической системы создаются новые госу­дарственные и общественные

учреждения по контролю, охране и защи­те прав человека: избран

Конституционный Суд РФ; образована Ко­миссия по правам человека при

Президенте РФ с широким кругом полномочий; на основании Конституции РФ

учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

В стране возникли и официально действуют многочисленные не­правительственные

правозащитные организации. Такие, как общество «Мемориал», Московская

Хельсинкская группа, Центр содействия ре­форме уголовного правосудия, Проектная

группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие, которые помогают

конкретным лицам заниматься просветительской деятельностью, оказывают большое

вли­яние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также на

государственную политику в сфере прав человека

[38].

Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функцио­нируют

эффективные формы демократии, действует совершенная сис­тема законов и

процедурных отношений, последовательных актов про­цедурной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. - М., 1993.

2. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1994.

3. Алексеев С.С. Общая теория права.- М., 1982.

4. Бабаев В.К. Правовые отношения// Общая теория права. Курс лекций.- Н.

Новгород, 1993.

5. Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и

независимость следователя: история и современность// Проблемы формирования

социалистического правового государства.- М., 1991.

6. Жеругов Р. Т. Теория государства и права. - Нальчик, 1995.

7. Карнеева Л.М. Привлечение к уголовной ответственности.- М., 1971.

8. Комаров С.А. Общая теория государства и права.- М., 1995.

9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.- М., 1995.

10. Курс лекций по теории государства и права: В 2 ч. - Саратов, 1993.

11. Курс теории права и государства. - Тюмень, 1994.

12. Лазарев В. В. Теория государства и права - М., 1992.

13. Лившиц Р. 3. Теория права. - М., 1994.

14. Комаров С. А. Общая теория государства и права, - М., 1995.

15. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 1994.

16. Общая теория права: Курс лекций. - Нижний Новгород, 1993.

17. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. - 1990.

18. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. - М., 1971

19. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1995.

20. Стремовский Ю.И. Советская адвокатура. - М., 1989

21. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1.

22. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1995.

23. Теория государства и права. - Саратов, 1995.

24. Теория государства и права: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1994. Ч. 1, 2.

25. Теория государства и права; Ч. 1; Теория государства / Под ред, А. Б

Венгерова. - М.; 1995.

26. Теория права и государства (курс лекции). - Уфа, 1994.

27. Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. - М., 1995.

28. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983

29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М., 1995.

30. Элькинд П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права.

Уголовный процесс. - М., 1995.

[1] Современный словарь иностранных слов С- 499

[2] Горшенев В. М.

Фундаментальные проблемы концепции формирования советского правового

государства. Харьков, 1990, С. 118-156; Юридическая процессуальная форма:

теория и практика / Под ред. 11. Е. Недбайло и В.М. Горшенева. М., 1976. С.

7-134.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 158.

[4] Вопленко П. П. Официальное толкование норм нрава. М., 1976. С. 15-19.

[5] См.: Юридическая процессуальная

форма. Теория и практика / Под ред. П.Е. Нед-байло и В.М. Горшенева. М., 1976;

Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горше-нева. Харьков, 1985;

Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятель­ности. М.,

1987 и др.

[6] См.: Теория юридического процесса. С. 8.

[7]См.: Алексеев С.С.

Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 14.

[8] См.: ГоршеиевВ.М.,ШаховИ.Б.Указ.соч.С.165—1б6.

[9] На этом основании в юридической

науке даже разрабатывается концепция «судеб­ного процесса». Подробнее см.:

Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельни­ков А.А. Проблемы

судебного права. М., 1983.

[10] См.: Бабаев В.К. Правовые

отношения// Общая теория права. Курс лекций.- Н. Новгород, 1993.- С. 410.

[11] См.: Протасов В.Н. Основы

общеправовой процессуальной теории.- 1990 - С. 18.

[12] См.: Карнеева Л.М.

Привлечение к уголовной ответственности.- М., 1971.- С. 10-11.

[13] См.: Божьев В.П. Указ. раб.- С. 152.

[14] Бабаев В.К. Правовые отношения// Общая теория права.- С. 415.

[15] См.: Элькинд П.С. Сущность

советского уголовно-процессуального права.- С. 34.

[16] Уголовный процесс.- М., 1995.- С. 32.

[17] См.: Теория юридического процесса.- С. 94.

[18] См.: Божьев В.П., Трусов А.И.

Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и

современность// Проблемы формирования социалистического правового государства.-

М.,- 1991.- С. 120.

[19] См., например: Савицкий В.М.

Государственное обвинение в суде.- М., 1971.- С. 14-19.

[20] См., Божьев В.П. Указ. раб.- С. 155.

[21] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1.- С. 32.

[22] См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса.- С. 32.

[23] См.: Стремовский Ю.И. Советская адвокатура.- М., 1989.- С. 9.

[24] См.: Якубович Н.А.

Теоретические основы предварительного следствия.- М., 1971.- С. 52; Элькинд

П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права.- С. 32-33.

[25] См.: Шакарян М.С. Понятие

субъектов советского гражданского процессуального прав и правоотношения и их

классификация.- Труды ВЮЗИ ГХV11, 1971.- С. 79.

[26] См.: Божьев В.П. Указ. раб.- С. 103.

[27] Ср.: Комментарий к Основам

законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. В.Н.Аргунова. М.,

1996. С.7.

[28] Ср.: Кожура Р.В. К истокам профессии // Аудитор. 1996. N 1.С.38

[29] Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С.8.

[30] Правила (стандарты)

аудиторской деятельности. Одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при

Президенте РФ: Офиц. издание / Сост. и комм. Ю.А. Данилевского. М., 1997. С.89.

[31] Там же. С.34.

[32] Бычкова С.М. Доказательства в аудите. М., 1998. С.6.

[33] Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997. С.4.

[34] Термин "профессиональные

аудиторы" используется здесь в том же смысле, что и в ст.91 и 103 ГК РФ, - так

названы аттестованные аудиторы и аудиторские организации, зарегистрированные в

установленном порядке и имеющие специальное разрешение (лицензию) на

осуществление аудита от уполномоченных законом (или актом, его временно

заменяющим) компетентных органов.

[35] Терехов А.А. Указ. соч. С.5.

[36] Феофанов Ю.В. Власть и право // Известия. 1988. 20 июня.

[37] Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С. 33.

[38] См.: Доклад о соблюдении прав

человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 г. // Российская газета.

1994. 25 авг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5