Курсовая: Юридический процесс
экономический субъект, заключая договор о проведении проверки, преследуют
взаимный корыстный интерес, что обессмысливает само существование института
аудита как инструмента социального контроля.
Заключение.
Демократия, право, процедура — универсальные социальные ценности, тесно
взаимосвязанные между собой. Демократия как форма правления политической и
социальной организации общества, государства и власти не может пользоваться
доверием общества, если не будет действовать в рамках права, закона.
Конституция является политико-правовой формой выражения демократии. В ней
конкретизируется вся совокупность гражданских, социальных и политических
прав и свобод, закрепляется достигнутый в обществе масштаб свободы
человеческой личности, систем гарантий демократии: материальных,
политических, культурных, правовых. Конституция составляет важную часть
юридического механизма самоорганизации демократического общества. Она
определяет пределы компетенции органов власти, управления, правосудия, а
также характер демократичности и способы реализации государственной власти.
Демократия, право, процедура - явления динамичные, имеющие как общие, так и
специфические черты, закономерности возникновения, развития,
функционирования. Общее, характерное для демократии, права и процедуры
состоит в объединяющей их природе, которая представляет собой общесоциальную
потребность в самоорганизации, самоуправлении и саморегулировании, в
необходимости упорядочить взаимоотношения личности и общества.
Особенное реализуется, прежде всего, в сущности, содержании и социальном
назначении.
Сущность демократии - в народовластии; права - в мере свободы, социального
компромисса, в достижении на нормативной основе демократической
организованности общества; процедуры - в характере основного общественного
отношения, которому она служит.
Институты демократии возникают и функционируют не потому и не для того, что
нуждаются в юридическом оформлении, а в связи с тем, что отражают потребности
и интересы людей в самоорганизации, самоуправлении. Демократия, основанная
на духовном творчестве населения, способствует правотворческой инициативе
населения (через представительные органы власти, референдум и т.д.),
установлению верховенства права, закона в обществе. При таком понимании
демократии право перестает быть придатком государственной власти, служит
надежной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.
Демократия более гибкая категория, чем право и процедура. Ее формы и
содержание могут претерпевать существенные изменения, в то время как
законодательство и процедура остаются относительно постоянными.
Так, реформирование политической системы России после августа 1991 г. привело
к образованию новых общественных объединений и политических партий. Однако
нормативная база конституционного строительства отставала и пока отстает от
веления времени. Соответственно между общественными объединениями и
политическими партиями, с одной стороны, и официальными властями, с другой
стороны, возникали несогласованности, в том числе процедурного характера,
например, при регистрации уставов, определении порядка участия в выборах,
создании фракций в органах представительной власти и т.д.
Иными словами, процедуры «обслуживают» демократию, ориентируют ее на
достижение конкретного социального результата. Процедуры рождаются там, где
возникает потребность нормативного установления не только осуществляемого в
действиях социальных субъектов возможного или должного поведения, но и
порядка (в том числе принудительного) соответствующих действий.
Речь, прежде всего, идет о порядке формирования органов всех ветвей власти:
законодательной, исполнительной, судебной, а также органов местного
самоуправления; о порядке голосования: свободное, всеобщее тайное (открытое,
равное); о способах подсчета итогов голосования и о механизме использования
их результатов.
Например, решение большинства ограничивает права меньшинства; формы контроля
общественностью выборов и характер ее отношения с избранными органами
власти: они должны быть взаимными и симметричными, гарантированы законом и
реакцией избирателей, ответственностью делегированных им полномочий и т.д.
Самоуправление - наиболее полное воплощение демократии. Всякая процедура
реализации отношений самоуправленческой власти есть демократическая
процедура. Суть местного самоуправления заключается в самостоятельном
решении населением вопросов регионального значения. В частности, местное
самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью, управление ею (ч. 1
ст. 130 и ч. 1 ст. 132), а также определяет структуру его органов (ч. 1 ст.
131), формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные
налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, решает и иные
вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).
Процедуры, прежде всего политические, юридические, организационные, особенно
наглядно проявляют себя во властеотношениях. Демократизм является их важнейшим
требованием. «Закон... без ритуала, без процедуры его действия приводит: власть
- к произволу, гражданина - к беззащитности»
[36].
Процедура есть установление (институт), регулирующее конфликты в
демократическом обществе. Особенно важна ее роль в разрешении юридических,
конституционных коллизий. Речь, в частности, идет о согласительной процедуре.
Так, Президент Российской Федерации может использовать согласительные
процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может
передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85).
Процедура, допустим, правотворчества является и критерием оценки
конституционности и демократичности правовых актов. Она устанавливает
правила законодательной инициативы, порядок разработки, обсуждения, принятия
и опубликования законов, внесения в них изменений и дополнений, а также
определяет исчерпывающий перечень субъектов и пределы их полномочий при
конституционных поправках и пересмотре Конституции. Например, положения глав
1, 2,9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в
порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и
вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее
чем двух третей субъектов Федерации (ст. 136).
Процедура правотворчества имеет общие черты и формы с процедурой
правоприменения. В обоих процессах предполагается единый порядок подготовки и
принятия решений, в основе которых заложены требования науки управления,
принципы справедливости, целесообразности и эффективности.
Процедура правоприменения есть разновидность материальных процедур. По признаку
связи с правоприменением материальные процедуры делятся на две группы:
процедуры позитивного применения права (например, порядок реализации гражданами
права на образование), процедуры, не связанные с правоприменением и действия
которых проявляются в сфере частного права (порядок заключения сделок,
расторжения брака, исполнения обязательств и т.д.). «Однако общий процедурный
механизм действия и общие закономерности расположения в системе
законодательства объединяют их в один вид материально-правовых процедур,
определяют их материально-правовую природу»
[37].
Демократия, право, процедура особенно тесно взаимодействуют в сфере прав
человека. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным
правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Они должны определять смысл содержания и применения законов,
деятельность законодательной и исполнительной властей и обеспечиваться
правосудием. Известно, например, что судебный порядок обращения и
рассмотрения жалоб - надежный способ охраны прав граждан от неправомерных
действий должностных лиц, а демократическая процедура судебного
разбирательства - наилучшее средство выявления истины.
Решительный шаг в расширении судебной защиты прав граждан сделал Закон РСФСР
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
от 27 апреля 1993 г. Он значительно упростил правила обращения граждан в
органы судебной власти, а, следовательно, сделал процедуру обращения в суд
более доступной для населения. Кроме того, Закон позволяет гражданам
обжаловать не только единоличные, но и коллегиальные действия (решения)
любых государственных органов, государственных организаций, общественных
объединений, а также должностных лиц. В суде могут быть обжалованы
коллегиальные и единоначальные действия (решения), которыми:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод;
3) на гражданина незаконно возложена обязанность;
4) он привлечен к какой-либо ответственности.
Особенное значение процедура приобретает на стадии контроля за соблюдением
законодательства в сфере прав человека. Наряду с традиционными институтами
политической системы создаются новые государственные и общественные
учреждения по контролю, охране и защите прав человека: избран
Конституционный Суд РФ; образована Комиссия по правам человека при
Президенте РФ с широким кругом полномочий; на основании Конституции РФ
учреждена должность Уполномоченного по правам человека.
В стране возникли и официально действуют многочисленные неправительственные
правозащитные организации. Такие, как общество «Мемориал», Московская
Хельсинкская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Проектная
группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие, которые помогают
конкретным лицам заниматься просветительской деятельностью, оказывают большое
влияние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также на
государственную политику в сфере прав человека
[38].
Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функционируют
эффективные формы демократии, действует совершенная система законов и
процедурных отношений, последовательных актов процедурной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. - М., 1993.
2. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1994.
3. Алексеев С.С. Общая теория права.- М., 1982.
4. Бабаев В.К. Правовые отношения// Общая теория права. Курс лекций.- Н.
Новгород, 1993.
5. Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и
независимость следователя: история и современность// Проблемы формирования
социалистического правового государства.- М., 1991.
6. Жеругов Р. Т. Теория государства и права. - Нальчик, 1995.
7. Карнеева Л.М. Привлечение к уголовной ответственности.- М., 1971.
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права.- М., 1995.
9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.- М., 1995.
10. Курс лекций по теории государства и права: В 2 ч. - Саратов, 1993.
11. Курс теории права и государства. - Тюмень, 1994.
12. Лазарев В. В. Теория государства и права - М., 1992.
13. Лившиц Р. 3. Теория права. - М., 1994.
14. Комаров С. А. Общая теория государства и права, - М., 1995.
15. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 1994.
16. Общая теория права: Курс лекций. - Нижний Новгород, 1993.
17. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. - 1990.
18. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. - М., 1971
19. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1995.
20. Стремовский Ю.И. Советская адвокатура. - М., 1989
21. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1.
22. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1995.
23. Теория государства и права. - Саратов, 1995.
24. Теория государства и права: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1994. Ч. 1, 2.
25. Теория государства и права; Ч. 1; Теория государства / Под ред, А. Б
Венгерова. - М.; 1995.
26. Теория права и государства (курс лекции). - Уфа, 1994.
27. Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. - М., 1995.
28. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983
29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М., 1995.
30. Элькинд П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права.
Уголовный процесс. - М., 1995.
[1] Современный словарь иностранных слов С- 499
[2] Горшенев В. М.
Фундаментальные проблемы концепции формирования советского правового
государства. Харьков, 1990, С. 118-156; Юридическая процессуальная форма:
теория и практика / Под ред. 11. Е. Недбайло и В.М. Горшенева. М., 1976. С.
7-134.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 158.
[4] Вопленко П. П. Официальное толкование норм нрава. М., 1976. С. 15-19.
[5] См.: Юридическая процессуальная
форма. Теория и практика / Под ред. П.Е. Нед-байло и В.М. Горшенева. М., 1976;
Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горше-нева. Харьков, 1985;
Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.,
1987 и др.
[6] См.: Теория юридического процесса. С. 8.
[7]См.: Алексеев С.С.
Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 14.
[8] См.: ГоршеиевВ.М.,ШаховИ.Б.Указ.соч.С.165—1б6.
[9] На этом основании в юридической
науке даже разрабатывается концепция «судебного процесса». Подробнее см.:
Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы
судебного права. М., 1983.
[10] См.: Бабаев В.К. Правовые
отношения// Общая теория права. Курс лекций.- Н. Новгород, 1993.- С. 410.
[11] См.: Протасов В.Н. Основы
общеправовой процессуальной теории.- 1990 - С. 18.
[12] См.: Карнеева Л.М.
Привлечение к уголовной ответственности.- М., 1971.- С. 10-11.
[13] См.: Божьев В.П. Указ. раб.- С. 152.
[14] Бабаев В.К. Правовые отношения// Общая теория права.- С. 415.
[15] См.: Элькинд П.С. Сущность
советского уголовно-процессуального права.- С. 34.
[16] Уголовный процесс.- М., 1995.- С. 32.
[17] См.: Теория юридического процесса.- С. 94.
[18] См.: Божьев В.П., Трусов А.И.
Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и
современность// Проблемы формирования социалистического правового государства.-
М.,- 1991.- С. 120.
[19] См., например: Савицкий В.М.
Государственное обвинение в суде.- М., 1971.- С. 14-19.
[20] См., Божьев В.П. Указ. раб.- С. 155.
[21] Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1.- С. 32.
[22] См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса.- С. 32.
[23] См.: Стремовский Ю.И. Советская адвокатура.- М., 1989.- С. 9.
[24] См.: Якубович Н.А.
Теоретические основы предварительного следствия.- М., 1971.- С. 52; Элькинд
П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права.- С. 32-33.
[25] См.: Шакарян М.С. Понятие
субъектов советского гражданского процессуального прав и правоотношения и их
классификация.- Труды ВЮЗИ ГХV11, 1971.- С. 79.
[26] См.: Божьев В.П. Указ. раб.- С. 103.
[27] Ср.: Комментарий к Основам
законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. В.Н.Аргунова. М.,
1996. С.7.
[28] Ср.: Кожура Р.В. К истокам профессии // Аудитор. 1996. N 1.С.38
[29] Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С.8.
[30] Правила (стандарты)
аудиторской деятельности. Одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при
Президенте РФ: Офиц. издание / Сост. и комм. Ю.А. Данилевского. М., 1997. С.89.
[31] Там же. С.34.
[32] Бычкова С.М. Доказательства в аудите. М., 1998. С.6.
[33] Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997. С.4.
[34] Термин "профессиональные
аудиторы" используется здесь в том же смысле, что и в ст.91 и 103 ГК РФ, - так
названы аттестованные аудиторы и аудиторские организации, зарегистрированные в
установленном порядке и имеющие специальное разрешение (лицензию) на
осуществление аудита от уполномоченных законом (или актом, его временно
заменяющим) компетентных органов.
[35] Терехов А.А. Указ. соч. С.5.
[36] Феофанов Ю.В. Власть и право // Известия. 1988. 20 июня.
[37] Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С. 33.
[38] См.: Доклад о соблюдении прав
человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 г. // Российская газета.
1994. 25 авг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|