бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Юридический процесс бесплатно рефераты

законопроекта в компетентном предста­вительном органе состоит из следующих

стадий: внесение проекта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение

этого органа; обсуждение проекта; принятие проекта.

В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято вы­делять

больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия

определяется как совокупность последовательно совер­шаемых процессуальных

действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий:

1) возбуждение судопроизвод­ства;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) судебное раз­бирательство;

4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;

5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции;

6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

7) принудительное исполнение судебного решения.

Наряду со стадиями в правоприменительном процессе как одном из разновидностей

юридического процесса следует различать правоприменительные циклы (И.Я.

Дюрягин), каждый из которых непосредст­венно направлен на принятие

разнохарактерных по своему назначению правопримёнительных актов (решений,

определений, постановлений).

В гражданском судопроизводстве закон выделяет пять таких цик­лов:

производство в суде первой инстанции; производство в кассацион­ной инстанции;

производство в суде надзорной инстанции; производст­во в суде при пересмотре

по вновь открывшимся обстоятельствам реше­ний, определений и постановлений;

исполнительное производство.

Сходное положение имеет место и в уголовном процессе. Указан­ные циклы в

процессуальном законе регламентированы как процес­суальные производства, и

каждый из них состоит из стадий: возбуж­дения деятельности по применению

права, подготовки и совершения правоприменительного акта (действия).

Исполнительное производст­во включает еще одну стадию - обжалование действий

судебного исполнителя.

Значение стадий в характеристике юридического процесса связано, прежде всего,

с тем, что они отражают логическую последовательность его развития. Пока дело

не возбуждено, невозможна последующая про­цессуальная деятельность. Конечно,

проверочной деятельности обяза­тельно должно предшествовать решение вопроса

(дела) по существу и т.п..

Стадии не просто следуют одна за другой - в каждой из них при определенных

условиях может быть проведена проверка правильности деятельности в

предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и

обоснованность возбуждения судопро­изводства и проведенного расследования

(дознания, подготовки дела).

Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (на­пример, результаты

разрешения вопроса не подвергаются проверке, далеко не каждое принятое решение

нуждается в специальном произ­водстве по его исполнению и др.). Поэтому стадии

принято подразде­лять на обязательные и факультативные. К

первым можно отнести возбуждение процесса, подготовительные действия и само

разбира­тельство вопроса (дела) путем осуществления правовых предписаний.

Наличие всех стадий в юридическом процессе зависит от конкретных обстоятельств.

В каждой из названных стадий юридического процесса обязатель­ны следующие

компоненты:

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой на­правлены

действия, объединяемые в той или иной стадии;

б) специфический состав действий, непременно включающий уста­новление или

анализ фактических обстоятельств, реализацию соответ­ствующей юридической

нормы для решения вопроса, дела и т.п.;

в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных

в данной стадии юридических действий[8]

.

3. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

При всем разнообразии производств в составе юридического про­цесса им присущи

некоторые общие начала принципиального характе­ра, которые отражают их

сущностное единство. Они либо указаны в действующих законах, либо их можно

вывести из содержания право­вых актов. Они непременно проявляются в работе

компетентных орга­нов как руководящие идеи, образуя главные правила

производства.

Сам факт правового регулирования означает, что производства всегда заключают

в себе более или менее развитую систему юридичес­ких гарантий достижения

конечного результата, условий. Так, в Ос­новах лесного законодательства

Российской Федерации 1993 г. нор­мативно закреплены порядок пользования

лесным, фондом, порядок лесоустройства и лесной мониторинг. В самостоятельный

раздел выделены правила о разрешении лесных споров и привлечении к

ответственности виновных лиц за нарушения лесного законодатель­ства. Такие

нормативы и обеспечивают законность в лесохозяйственной деятельности.

Большинство нормативных актов устанавливают сроки соверше­ния тех или иных

юридических действий. Например, по Закону Рос­сийской Федерации «О

психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 г.

заявление о немедленной госпитализации больного в психиатрический стационар

должно быть подано в суд в течение суток после проведения консилиума врачей

(ст. 33) и судья должен санкционировать или не санкционировать

госпитализа­цию в пятидневный срок.

Такая срочность обусловлена тем, что больной может представлять опасность для

себя или окружающих, он может быть не способным удовлетворять свои основные

жизненные потребности, либо его здоро­вью может быть причинен существенный

вред. В случаях, если срок прямо не указан в российском праве, действует

правило (аксиома): должностное лицо обязано выполнить соответствующее

действие в оп­тимально короткий срок. Эта аксиома должна предупредить

волокиту в работе учреждений государства, местного самоуправления и

общест­венных организаций.

Как правило, к работе компетентных органов привлекаются заинте­ресованные

лица, те граждане и организации, на правовом положении которых может

отразиться управленческое решение. Им предоставля­ется возможность для

выражения и защиты своих интересов. В част­ности, при регистрации органами

загса гражданского состояния (рож­дении или смерти гражданина, заключения или

расторжения брака, усыновления, изменения имени и др.) обязательно участвуют

заинте­ресованные лица, и они вправе требовать исправления допущенных ошибок.

Заинтересованным лицам, участвующим в юридическом процессе, в большинстве

случаев предоставляется и право жалобы, т.е. возмож­ности возбудить

контрольно-надзорное производство в вышестоящем органе. Это важнейшее

конституционное право граждан, его эффектив­ность обеспечивается нормативными

актами, устанавливающими по­рядок работы с заявлениями и жалобами граждан в

государственном аппарате и органах местного самоуправления и общественных

органи­зациях.

Для юридического процесса характерно и такое начало, как кон­трольно-

надзорная деятельность, т.е. система наблюдения и проверки работы

государственных органов для своевременного устранения нарушений. Без контроля

и надзора не может нормально развиваться ника­кая юридическая деятельность,

как и вообще любая жизнедеятель­ность; она составляет неотъемлемую часть

любого юридического про­изводства.

Контрольно-надзорная деятельность имеет свои особенности, она существенно

отличается от других видов юридического процесса: правотворчества,

правоисполнения, правообеспечения и т.д. Нормы, рег­ламентирующие данную

деятельность, оформляются в виде отдельного правового акта либо выделяются в

самостоятельный раздел кодекса (ГПК, УПК, АПК). В нормативных актах

устанавливаются сроки и порядок обжалования, юридические последствия

принесения жалобы, регламент проверки деятельности либо актов контролируемого

органа, критерии такой проверки (основания к отмене, изменению проверяе­мого

акта или его замене новым) и полномочия контрольно-надзорного органа.

4. ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Юридический процесс включает в себя как различные правовые процедуры, так и

судебные процессы (судопроизводства). Наличие в праве процедур и

судопроизводств не вызывает споров в юридической литературе, сложнее решается

вопрос об их сходстве, различии и соот­ношении. По этому вопросу

высказываются диаметрально противопо­ложные суждения.

Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судеб­ный процесс, так и

любая правовая процедура представляет собой нор­мативно установленный порядок

осуществления юридической дея­тельности, т.е. определенную юридическую форму.

Но при этом про­цессуальные формы (уголовно-процессуальная,

гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах,

устанав­ливая порядок отправления правосудия по гражданским, администра­тивным,

уголовным делам. В процессуальных режимах судопроизвод­ства имеются и некоторые

общие черты, определенное сходство[9]

.

Процедурный режим в разных органах может быть существенно различным (ср.:

процедуру принятия закона Государственной Думой и порядок прохождения

гражданами врачебно-трудовой экспертной ко­миссии, порядок заключения брака и

привлечения к административ­ной ответственности шофера, управляющего

автомашиной в нетрезвом состоянии).

Для ряда процедур характерна фрагментарность (частичность) пра­вового

регулирования той или иной деятельности. Но это необязатель­ный признак -

некоторые процедуры могут быть развернутыми (на­пример, обмен жилыми

помещениями, оформление пенсии и др.), здесь все зависит от предмета и целей

правового регулирования. Неразвер­нутыми могут быть и судопроизводства в

целом (регламент заседания в Конституционном Суде) или в отдельных частях,

(порядок подготов­ки гражданского дела к судебному разбирательству).

Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их

обеспеченность - в той или иной степени - правовы­ми санкциями. Типичной

является юридическая деятельность, совер­шенная с нарушениями установленного

порядка, которая не приводит к желаемым результатам: компетентный орган

отказывает в признании результатов такой деятельности, а сама деятельность

признается юри­дически недействительной, ничтожной.

Вместе с тем между юридической процедурой и судебным процес­сом есть

принципиальные различия. Судопроизводство - это установ­ленный законом

порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной

юрисдикции по применению санкций соот­ветствующих юридических норм для защиты

и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия

преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления

конституци­онного контроля за нормативными актами и правоприменительной

практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осу­ществляется

судебная власть.

Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны

четыре судопроизводства (судебных процессов): граждан­ский, уголовный,

административный и конституционный. Из них ре­ально функционируют гражданский

и уголовный процессы. Это тра­диционные формы осуществления правосудия по

гражданским и уго­ловным делам. Процессуально-правовой регламент их закреплен

в Гражданском процессуальном кодексе и Уголовном процессуальном кодексе.

Административное судопроизводство пока еще не выделилось из гражданского

процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В настоящее время

административное судопроизводство регули­руется главами 22—25 Гражданского

процессуального кодекса (ГПК).

Конституционное судопроизводство находится в стадии правового формирования,

поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.

Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных про­изводствах: в

законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан,

образовании новых юридических лиц, осуществле­нии прав и добровольном

выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно

реализации только диспозиций, Но не сан­кций соответствующих норм права.

Процедурные правила в первую оче­редь обращены к органам и учреждениям

представительной и исполни­тельной власти.

Если процедура - организующее средство обеспечения нормаль­ной

(непринудительной) реализации права, она непременно включается в материальное

право в виде отдельных статей, совокупности статей или даже разделов

кодексов. Например, статьи о рассмотрении трудо­вых споров в Кодексе законов

о труде, статьи об обеспечении граждан жилыми помещениями в домах жилищно-

строительной кооперации в Жилищном кодексе, статьи о заключении и прекращении

брака в Се­мейном кодексе.

Нередко процедурные правила составляют самостоятельный нор­мативный акт.

Например, Положение о претензионном порядке урегу­лирования споров, Правила

возмещения работодателями вреда, причи­ненного работникам увечьем,

профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с

исполнением ими трудо­вых обязанностей, Правила бытового обслуживания

населения, Ин­струкция о порядке приемки продукции (товаров) по количеству и

качеству и др.

При всем разнообразии юридических процедур они всегда - со­ставная часть

гражданского, семейного, трудового, жилищного и дру­гого права. Они

закреплены материально-правовыми нормами в отли­чие от судебных процессов,

каждому из которых должна соответство­вать процессуальная отрасль права.

Нормативные акты процедурного характера обязательны в российском

законодательстве - без них не­возможно нормальное функционирование как

отдельных правовых ин­ститутов, отраслей права, так и всего права России.

Роль процедурных и процессуальных норм в современном государ­стве резко

возрастает - правовой режим в нашей стране должен, преж­де всего,

определяться технологией реализации юридических предпи­саний, В нашем

государстве важнее определиться не в том, что нужно делать, а в том, каким

образом это делать (В.М. Горшенев). Ответ на этот вопрос и должна дать

конструкция юридического процесса, объ­единяющая различные правовые процедуры

и судопроизводства.

5. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

По мнению В.К. Бабаева, в делении правоотношений по отраслевой принадлежности

большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных

правоотношений. С позиции данного автора, процессуальные правоотношения

возникают на базе процессуальных норм и производны (вторичны) от

материально-правовых отношений[10]

.

Теория права в ее нынешнем состоянии индифферентна к различиям материального и

процессуального права при оценке правовых явлений и в большей степени ее можно

считать "теорией материального права"

[11]. Это в равной степени имеет отношение и к уголовно-процессуальным

правоотношениям, возникающим в процессе возбуждения, расследования и судебного

рассмотрения уголовных дел.

На данное обстоятельство не раз обращалось внимание в юридической литературе.

Анализ уголовно-процессуальных правоотношений предполагает рассмотрение

структурных элементов правоотношений - субъектов, объекта, содержания, а

также таких предпосылок как соответствующие нормы права, юридические факты и

правосубъектность участников уголовно-процессуальных правоотношений.

5.1. Субъекты уголовно-процессуальных правоотношений.

Субъекты - необходимый элемент каждого правоотношения, ибо они несут на себе

нагрузку определяющего компонента. Они выполняют функцию генератора всей

фактической и юридической ткани, специфических социальных связей по поводу

создания атмосферы благоприятствования реализации нормы материального права в

целях установления объективной истины и вынесения решения по делу.

Прежде чем проанализировать проблему субъектов уголовно-процессуальных

правоотношений, необходимо подчеркнуть, что не следует отождествлять участников

материальных и процессуальных отношений. Даже, несмотря на то обстоятельство,

что в качестве обвиняемых, как правило, привлекаются лица, действительно

совершившие преступления. В этой связи нельзя полностью согласиться с

положением, согласно которому субъект уголовно-процессуальных правоотношений

может и не совпасть с субъектом уголовного правоотношения, так как в результате

ошибки, допущенной органом расследования и судом, может быть заподозрено,

привлечено к ответственности и даже осуждено невинное лицо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5