бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность права бесплатно рефераты

другими законами; в) для реализации отдельных прав и свобод учитываются

естественные (возраст, пол, состояние здоровья и т.д.) и социальные

(профессия, отрасль деятельности, служба в армии и т.д.) особенности

отдельных категорий граждан.

Первостепенное значение для фактического использования прав и исполнения

обязанностей имеет возраст человека. По общему правилу, граждане РФ по

достижении совершеннолетия (18 лет) пользуются всеми основными правами и

несут юридическую ответственность за неисполнение обязанностей. Отдельны­ми

конституционными правами граждане РФ могут пользоваться и в более раннем

возрасте. Так, с момента рождения граждане обладают правом личной

собственности и её наследования, правом на охрану здоровья, правом на

получение пенсии по случаю потери кормильца, правам на жилище, на охрану

жизни. Право на образование осуществляется с 6-летнего возраста.

Для реализации других конституционных прав предусмотрен более зрелый возраст

или даже преклон­ный.

Право на получение пенсии по старости закон связывает с наступлением 60-

летнего возраста для муж­чин и 55 лет для женщин. Юридическая ответственность

за неисполнение конституционных обязанностей также наступает в полном объеме

с достижением совершеннолетия. Однако за некоторые преступления

от­ветственность устанавливается законом с 14-летнего возраста, за

административные правонарушения с 16 лет.

Для исполнения некоторых конституционных прав и обязанностей имеет значение

положение граж­дан. Женщины, обладая равными правами с мужчинами во всех

областях жизни, при осуществлении своих прав имеют определенные льготы и

преимущества. Так, труд женщин не применяется на подземных и других тяжелых

работах.

Состояние здоровья гражданина может быть основанием для его материального

обеспечения или для освобождения от некоторых конституционных обязанностей

(например, от воинской обязанности). Умали­шенные не пользуется

избирательными правами, освобождаются от ответственности за неисполнение

граж­данских обязанностей.

Вывод

Основные принципы правового положения личности формировались с возникновением

государства и совершенствуются вместе с его развитием и прогрессом общества в

целом. Отношения между властью, государством в лице его органов и личностью

носят сложный многогранный характер. Государство, осуществляя политическую

власть, в отношениях со своими гражданами должно уважать права человека и

обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Социальное право в РФ.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН

в декабре 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных

свобод, принятая в ноябре 1950 г., и другие международные документы

провозгласили необходимость обеспечения каждому человеку право на жизнь, на

свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, совести и религии,

право на судебную защиту нарушенных прав и т.д.

В жизни государства и общества возможны и неблагоприятные ситуации: локальные

войны, межна­циональные конфликты, экологические бедствия. Введение в таких

ситуациях чрезвычайного положения на определенное время связано с

установлением ограничений отдельных прав и свобод (например, право на

свободное передвижение, на участие в митингах, шествиях и демонстрациях и

др.). Однако ст.56 Конститу­ции РФ запрещает даже в этих случаях ограничивать

права граждан на личное достоинство, свободу и лич­ную неприкосновенность,

свободу экономической деятельности, право на жилище, на судебную защиту

сво­их прав и свобод и др.

В Российской Федерации принцип равенства государства и личности

устанавливается в гражданской, политической, экономической и социальной

сфере. Ограничение прав человека допускается только на осно­вании закона и в

отдельных случаях в судебном порядке. Исключается установление какой бы то ни

было идеологии в качестве общегосударственной или общеобязательной.

Конституционно закреплена свобода эко­номической деятельности, равноправие

форм собственности. Экономические отношения между государ­ством и чело веком

строятся на социальном партнерстве.

Взаимоотношения государства и личности должны пронизываться принципом

социальной справедли­вости, которая формируется на базе норм нравственности и

права, воплощает в себе принципы морали и права и является мерилом поведения

людей и коллективов, а также основой государственной и общественной оценки

действий и иных социальных явлений с точки зрения соответствия их интересам

народа.

Исключительно важным принципом взаимоотношений государства и личности

является взаимная от­ветственность граждан перед государством и государства

перед гражданами. Долгое время в нашем общест­ве данный принцип не находил

полной реализации: лишь граждане несли ответственность за свои действия перед

государством, а само государство в большинстве случаев такой ответственности

избегало. Теперь госу­дарство, его органы, учреждения и должностные лица

ответственны перед человеком и гражданином.

Так, в ст.ст.52-53 Конституции РФ указано, что права потерпевших от

преступлений и злоупотребле­ний властью охраняются законом. Государство

обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенса­цию причиненного

ущерба. Кроме того, каждый имеет право на возмещение государством вреда,

причинен­ного незаконными действиями (или бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц.

Взаимоотношения государства и личности характеризуются также принципом

единства прав и обязан­ностей. Права и обязанности не существуют в отрыве

друг от друга. Закрепляя, основные права граждан, государство одновременно

возлагает на них выполнение ряда обязанностей. Этому же принципу подчинено

само государство в его практической деятельности. Например, государство,

представляя каждому граждани­ну право на благоприятную окружающую среду,

берет на себя обязанность обеспечить такое состояние окру­жающей среды и

возмещать ущерб, причиненный здоровью человека экологическими

правонарушениями. В то же время, ст.58 Конституции РФ обязывает каждого

гражданина России сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к

природным богатствам.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Чело­век вправе как работать, так и не работать, не

может быть и речи о привлечении к администра­тивной ответственности за так

называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Кон­­ституционной

обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в

поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую,

более интерес­ную или выгодную для него. Свобода труда реализует через

индивидуальную трудовую дея­тельность, в занятии предпринимательской

деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет

принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о

гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только

откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и

любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло­виях

или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей,

вытекаю­щих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по

приговору суда. Прину­дительный труд запрещен Конвенцией Международной

организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о труде РФ ( ст.2 ).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного

труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое

наказание, как перевод на ниже­оплачиваемую работу или смещение на низшую

должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем

желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую

обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно

уже не управляет всеми предпри­ятиями. Поступление человека на работу в

основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе

требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы

условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение

за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже

установленного фе­­деральным законом минимального размера оплаты труда.

Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника

на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в

определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями

вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

иным поврежде­нием здоровья, связанным с исполнением ими трудовых

обязанностей Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном раз­мере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (

коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и

осуществляется на практике в соответствии с рыночной це­­ной рабочей силы

или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Многочис­ленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

регламентируют указанные консти­туционные положения. Трудовое

законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты

труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,

от­ношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77).

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить

эко­номическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а

также бес­платно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве.

Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При

отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие

по безработице в размере 45-75% среднего за­работка, но не ниже минимального

размера оплаты труда, предоставляется возможность бес­платного обучения новой

профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком­пенсируются

затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные

трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их

разрешения. Забас­товка - это остановка работы работниками для оказания

давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований.

Забастовка не свидетельствует о желании ра­ботников разорвать трудовой

договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматри­вается как форма

принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с

Меж­­дународным пактом об экономических, социальных и культурных правах право

на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе

запретить забастовку в ряде от­раслей хозяйства ( транспорт, общественное

обслуживание и др. ). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли,

а только тех, кто может нанести вред здоро­вью других лиц, безопасности

государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях мо­жет только суд.

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок. Коллективный

тру­довой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить

ее, требуется ис­пользовать примирительные процедуры, предусмотренные

законом.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому

договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует установление

федеральным законом про­должительности рабочего времени, выходных и

праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный отпуск

предоставляется всем работникам с сохранением места работы ( должности ) и

средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней ).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего

времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом

условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов

устанавливается сокращенная продолжитель­ность рабочего времени без

уменьшения заработной платы. Законом установлены все преду­смотренные

Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и

более высокие стандарты.

Вывод

Российская Федерация, как и многие страны мира, в качестве важнейшего

принципа, определяющего правовое положение личности, признает, что человек,

его права и свободы являются высшей ценностью. В ст.2 Конституции указано,

что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -

обя­занность государства. Права и свободы россиян определяют смысл,

содержание и цели применения законов, деятельность законодательной и

исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Конституция РФ провозгласила народ России носителем суверенитета и

единственным источником власти в Российской Федерации. Но если власть

принадлежит народу, и он выступает носителем сувере­нитета, то государство не

может иметь приоритет над личностью. В его взаимоотношениях с личностью на

первый план должны выступать отношения равенства и социальной справедливости

между личностью и государств а основным назначением государства должно быть

служение народу, обеспечение благососто­яния человека и его свободное

развитие.

Право и закон.

Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона обусловлена

постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе

правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо

не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а подчас и

прямо противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий в соответствии, с

которым можно было судить о законе как правовом или неправовом, в противном

случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и

становится неправовым, или даже произволом.

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права

(нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои

обоснования. С точки зрения проблемы соотношения права и закона прежде всего

следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права,

тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть,

принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля

индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в

норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством.

Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права

и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское

общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом

случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает

лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы

содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием

позитивистской концепции государства и права. Другая тенденция правопонимания

возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий

справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании

взаимности правомочий сторон, которые “уравновешивают” друг друга посредством

прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть

удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в

этом случае не требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не “сверху”, а в самом гражданском

обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном

столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих

правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона” свободы их

действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из

версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность

права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: “Право есть

исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания

динамического равновесия между личным интересом и общественной

необходимостью.”

В представленном тезисе на первый план выходит гарантийная сторона права как

сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного

поведения. В целом же большинство современных исследователей сходятся на том,

что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты:

а) естественно-исторический характер происхождения права; б) его способность

служить масштабом поведения свободных и равных субъектов; в) такие свойства

права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в

нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе -

посредством вмешательства со стороны государства.

Среди факторов – сторон, которые необходимо учитывать при изучении права и

определении его понятия, важное значение, кроме названных, имеют и другие

факторы. Их много и они весьма разнообразны. Однако вместе они создают

цельную, весьма представительную, хотя порою и довольно противоречивую

картину правовой жизни, помогают формулировать адекватное представление о

различных сторонах жизнедеятельности права и, в первую очередь, о его понятии

и содержании.

В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого

подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем

представления. Спектр мнений о нем и суждений, также, как и совокупность

факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нем адекватного

представления, весьма широк и разнообразен.

Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению,

характерные для советского периода с определениями понятия права и подходами

к его познанию в постсоветский период то нетрудно заметить, что важнейшей

особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же

решительное отрицание классового характера права.

Первые строятся на строго классовых постулатах, на представлении о

государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или

классов. Тогда как вторые, молчаливо отвергая классовость апеллируют к

“общечеловеческим” ценностям и интересам или же к “общим и индивидуальным

интересам населения страны”.

В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия права,

можно ссылаться на такое, довольно типичное определение в соответствии с

которым право рассматривается как “совокупность установленных и охраняемых

государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой

определяется материальными условиями жизни этого класса” . Или – на

определение права как “на систему нормативно-обязательного регулирования

поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую материально

обусловленную волю господствующих классов (при социализме – волю народа)”.

Одним из примеров внеклассового или надклассового подхода к определению

понятия права может служить его дефиниция, в соответствии с которой право

рассматривается как “система общеобязательных правил поведения, которые

устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные

интересы населения страны и выступают государственным регулятором

общественных отношений”.

Разумеется, в сфере права, равно как и в других областях государственной или

общественной жизни, никто не может установить истину в последней инстанции, а

вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению

понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

Вывод

Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда.

Было бы наивно утверждать и ожидать, когда-нибудь все законы будут правовыми.

Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения (иногда

даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики

права- также должны изменяться.

Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или

неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким “маяком” для законодателя

в процессе законотворчества.Конечно, сущность такого сложного и многогранного

явления как право познать до конца достаточно трудно. Как полагает Яковлев:

”Судьба правового государства в России во многом зависит от того какую

социальную силу наберет такое понимание природы и сущности права, понимание,

открывшее дорогу современной цивилизации”

Страницы: 1, 2