бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность права бесплатно рефераты

Курсовая: Сущность права

Происхождение права.

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же

причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно,

у разных народов воз­никновение права связано с особенностями, однако имеются

и общие закономерности.

Существует несколько теории происхождения права. Рассмотрим основные из них.

Естественно- правовая теория сформировалась в период буржуазных революции

XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о пра­ве и

государстве. Представителями школы естественного права являются Г.Гроции, Ж.-

Ж.Руссо, Д.Локк, А.Н. Радищев.

Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее

естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право

служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит

праву естественному, не должно считаться правом; основу права со­ставляют

такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство;

основными идеями есте­ственного права провозглашались право частной

собственности, право на жизнь, личную свободу, стремле­ние к счастью,

равенство.

Историческая школа права сложилась в XVIII—XIX вв. Представители: Г.Гуго,

Савиньи, Г.Пухта. Ос­новные ее положения: действующее в государстве право не

сводится к праву, создаваемому нормотворческими государственными органами;

право — историческое явление, которое возникает в результате

самостоя­тельного развития так же, как, например, язык; акты законодательной

власти дополняют действующее право, производны от права обычного; эволюция

права совершается вместе с развитием общества; основными пра­вовыми нормами

являются правовые обычаи.

Психологическая теория права наибольшее развитие получила на рубеже XIX—XX

вв. Представите­ли: Л.И.Петражицкий, А.Росс, Рейснер и др. Основные ее

положения: сущность права рассматривается через психику, правосознание

человека; первичными в праве являются психическое правовое переживание,

право­вые эмоции; правовое переживание носит императивно-атрибутивный

характер, императивность означает обязанность совершать определенные

действия, атрибутивность — правомочие на какие-то действия; при­знается

позитивное право, т.е. установленное государством.

Марксистская теория права сформировалась в XIX—XX вв. Ее представители:

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Основные положения теории: право возникло в

результате деления общества на классы; право представляет собой возведенную в

закон волю господствующего класса; социальное назначение права состо­ит в

защите интересов господствующих классов; право взаимосвязано с государством,

создается и гаранти­руется государственным принуждением; сущность права

обусловлена материальными условиями жизни об­щества.

Экономическая и социальная жизнь любого человеческого общества нуждается в

упорядоченности поведения ее членов.

В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые

формировались в про­цессе общения людей друг с другом, отражали нравственные

устои и принципы. С усложнением социальной структуры общества, появлением

разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обес­печить

единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп.

Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел

общеобязательную силу. Таким социальным регулятором явилось право,

создаваемое государством.

Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего

населения общественно­го порядка, единых отношений собственности, развития

всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются

в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в

процессе их многократно­го применения, в ходе общественной практики; б) право

выражает государственную волю, обычай первобыт­ного общества - волю всех

членов родовой общины; в) право гарантируется государственным принуждени­ем,

обычай - общественным осуждением; г) право приобретает официально-

документальную форму, запи­сывается, обычай имеет устный характер.

Вывод

Сущность и содержание права обусловлены материальными условиями жизни

общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного

развития, историческими и национальными традици­ями. Право закрепляет в

нормах сложившиеся общественные отношения, обеспечивая тем самым их

ста­бильность и устойчивость. Круг общественных отношений, регулируемых

правом, не остается неизменным. В процессе развития общества он может

расширяться или сужаться, когда отдельные отношения включаются в сферу

правового регулирования, либо исключаются из неё. Примером расширения сферы

действия права являются отношения в области экологии. Пренебрежительное и

варварское отношение человека к природе вызвали необходимость её правовой

защиты, принятия ряда правовых актов, регламентирующих вопросы рационального

использования и защиты окружающей среды.

С развитием общества и государства изменяются не только пределы воздействия

права на обществен­ные отношения, но и его содержание. Так, право в период

существования СССР предусматривало такое осно­вание прекращения гражданства

как лишение гражданства. Лишение гражданства означало утрату челове­ком

советского гражданства без его согласия по инициативе государственного

органа. Сегодня по Россий­скому праву никто не может быть лишен своего

гражданства.

Понятие и социальное назначение права.

Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых

государством, выражаю­щих его волю и направленных на регулирование общественных

отношений.

Основные признаки права:

а) право создается государством;

б) имеет общеобязательный характер;

в) устанавливает права и обязанности субъектов;

г) имеет волевой характер;

д) находит выражение в право­вых документах;

е) гарантируется государственным принуждением.

Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования

общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию

интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в

том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы,

обще­человеческие идеалы. Социальная ценность права заключается также в том,

что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в

области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное

сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной

ответствен­ности. В условиях существования разнообразных этнических общностей

право является силой, которая признана обеспечивать целостность государства и

общества, препятствовать возникновению противоречий между социальными группами.

В случае возникновения политической и экономической нестабильности,

национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством

достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе.

Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество,

выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование

состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления

общих правил поведения граждан, функционирования органов государства,

деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и

обязанностей субъектов, поря­док их реализации и защиты.

Вывод

Право воздействует на сознание людей, регла­ментирует их поведение в

общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и

производственной деятельности. Одновременно оно устанавливает ответственность

за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей.

Право регулирует общественные отношения во всех областях деятельности человека.

Права человека и гражданина.

Проблема прав человека, гражданина сопровождает чело­вечество с тех пор, как

оно выделилось из животного мира на основе разума, культуры. Осуществление

чело­веком своих прав всегда было одним из главных условий его духовного

развития, материального, психиче­ского и физического благополучия. Пока не

было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных

норм и принципов (разрешения, одобрения, поощрения). Такие права существуют

до сих пор и играют большую роль в жизни человека (например, право на

уважение, на свою точку зрения и др.). Однако с появлением государства и

права многие нравственные понятия о правах человека были переведены в

зако­нах в понятия юридические. В то же время, с появлением государства такие

важные права как право на жизнь, безопасность, собственность, образование,

труд либо ставились под охрану закона, либо игнорирова­лись государством. Это

обычно зависело от формы государства (формы правления и политического

режима). Идеи же прав и свобод человека намного опережали реальные условия их

осуществления. Принципы равен­ства людей, достоинства человеческой личности,

братства нашли свое воплощение в трудах передовых мыс­лителей XVIII, XIX, XX

веков, а также в ряде мировых религий, в частности, в христианстве.

Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности -

достоинстве человека. До­стоинство, с одной стороны, - это нравственная

самооценка человеком своей связи с обществом, своего зна­чения, право на

уважение со стороны других людей и всего общества, а с другой стороны, - это

признание обществом социальной ценности и значимости каждой личности как

частицы человеческого общества. Та­ким образом, достоинство человека является

источником его прав и свобод, потому что, только обладая пра­вами и

свободами, человек может самораскрыться, самореализоваться как личность, а

это ведет к совершен­ствованию всего человеческого общества.

На уровне мирового сообщества проблема прав человека весьма остро встала

после окончания второй мировой войны, когда во многих государствах поняли,

что, если права человека, его честь и достоинство нарушаются в отдельных

странах, то весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Вот

почему страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию

Объединенных Наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление

международного мира и безопасности, развитие сотруд­ничества между

государствами. В Уставе ООН сказано, что народы объединенных наций

преисполнены ре­шимости "вновь утвердить веру в основные права человека, в

достоинство и ценность человеческой личнос­ти, в равноправие мужчин и женщин,

и в равенство прав больших и малых наций...". Начав действовать, ООН приняла

ряд документов по важным вопросам жизни народов, в том числе "Всеобщую

декларацию прав человека" (10 декабря 1948 г.).

Различают права человека и права гражданина. Права человека появляются у него

с рождения, а не даруются богом или государством, поэтому их называют

естественными правами человека. Права человека -неотделимы от его личности:

это право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, личную

свободу, на безопасность, свободу совести, на свободное выражение своих

мыслей, свободу убеждений, сво­боду религии, на свободный выбор профессии и

рад других. Они являются основными правами всякого чело­века и закреплены в

международных документах о правах человека. Эти права должны быть в числе

первых и основных перечислены в Конституции любой страны.

Права человека носят всеобщий, универсальный характер и поэтому:

1. Все люди, без какой-либо дискриминации должны иметь основные права и

свободы. Международные стандарты и законодательство демократических

государств гарантируют равенство прав и свобод чело­века и гражданина

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям и т.д.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной,

расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. Мужчина и

женщина имеют рав­ные права и возможности для их реализации.

2. Перечень прав человека универсален. Это общие права и свободы людей,

независящие от обще­ственного строя, политического режима, формы

государственного устройства и формы правления, меж­дународного статуса

страны, к которой человек принадлежит.

3. Везде, где бы ни находился человек постоянно или временно, он должен

обладать основными есте­ственными правами и свободами, вне зависимости от

того, является ли эта территория независимой, подо­печной,

несамоуправляющейся или как-то иначе ограниченной в своем суверенитете.

4. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и

верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих

прав и свобод составляют одну из основ международ­ного порядка.

Как отмечено в Документе Московского совещания "Конференции по человеческому

измерению СБСЕ" (1991 г.), вопросы прав человека представляют

непосредственный и законный интерес для всех государств -участников и не

относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

5. Признание и соблюдение основных прав и свобод человека является основой

безопасности, ста­бильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем

мире.

Права гражданина - как бы производные от прав человека. Они конкретизируются

правом граждан­ства, правами гражданина конкретной страны, условиями жизни и

деятельности государства. Рассматривая понятие прав, свобод и обязанностей

личности, следует отметить, что в обществе существует множество разнообразных

прав и обязанностей, которые устанавливаются социальными нормами. Юридические

права и обязанности среди них —лишь небольшая часть социальных прав и

обязанностей.

Права означают предоставленную человеку, обществом, государством возможность

самому выбирать вид и меру своего поведения. Обязанность - это необходимость,

предписывающая действовать или воздер­жаться от действия. Свобода человека -

это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (дея­тельности,

поведении).

Среди прав, свобод и обязанностей выделяются те, что предусмотрены

Конституцией. Они регулиру­ют наиболее важные отношения между гражданином и

государством. Конституционные права, свободы и обязанности в единстве с

конституционными принципами и гарантиями составляют основы правового

поло­жения гражданина или конституционный статус личности в РФ.

Основные права, свободы и обязанности обладают рядом юридических свойств: они

возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно записаны в

Конституции государства и выражают от­ношения и связи гражданина и

государства.

Основные права, свободы и обязанности не прекращаются и не возникают вновь.

Они существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является

гражданином РФ. Гражданин не может отказаться не только от своих

конституционных обязанностей, но и от своих конституционных прав и свобод.

Установленные в полном объеме государством, основные права, свободы и

обязанности могут изменяться только посредством издания новых правовых актов.

Другим путем гражданин не может ни лишиться закреп­ленных за ним в законе

прав и обязанностей, ни приобрести новые. Содержание и объем основных прав,

свобод и обязанностей всех граждан одинаковы.

Основные права, свободы и обязанности осуществляются преимущественно путем

появления кон­кретных правоотношений, в ходе которых возникают новые

субъективные права и юридические обязанности граждан (например, вступление в

гражданство РФ).

Реальность основных прав, свобод и обязанностей обеспечивается не столько

индивидуальными уси­лиями отдельного гражданина, сколько государственным или

общественным строем. На их охрану поставлены соответствующие нормы всех

изложенных ниже отраслей права.

Условиями осуществления конституционных прав и свобод являются: а) институт

гражданства, по­скольку он определяет отношения между государством и

человеком (хотя и в общем виде); б) общая право­способность - т.е.

способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность означает, что

граждане обладают всей полнотой социально-экономических, политических и

личных прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и

Страницы: 1, 2