бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность государства, общесоциальные и классовые начала бесплатно рефераты

которую оно осуществляет.

Следует помнить, что функции государства — понятие не только и не столько

политическое, сколько управленческое, а также юридическое, поскольку они

осуществляются в правовых формах. Функции государства, т. е. характер и

направления государственной деятельности оказывают влияние на структуру

государственного аппарата: если изменяются функции, то изменяется и структура

государственного аппарата.

Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная

необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной

деятельности. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования

деятельной стороны государства использует понятие функции государства -

характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция в теории

государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного

политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства,

министерства, других государственных органов. Следовательно, функция

государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание

деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции

государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по

мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Функции государства это основные

направления внут­ренней и внешней деятельности государства, в которых

выра­жаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и

социальное назначение.

Итак, функции государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и

содержание деятельности государства на определенном направле­нии и

обеспечивающие ее средства и способы.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

причинно-следственного характера. Вместе с тем такая более или менее

причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые

представляют собой важнейшие направления деятельности государства в

определяющих областях его существования в экономической, политической,

социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям

государства.

В процессе исторического развития государства в его функци­ях происходят

изменения: одни из них отпадают, другие — углуб­ляются и видоизменяют свое

содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются

свойственными опреде­ленной исторической эпохе экономической и социально-

классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным

назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с

учетом его принадлежности к определенному типу государства.

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг

другу, прежде всего по экономи­ческому признаку, где коренные интересы

классов непри­миримы, государство становится политической организаци­ей

власти экономически господствующего класса, обслужи­вает его интересы. Отсюда

главная функция такого государ­ства — подавление сопротивления

эксплуатируемых клас­сов или социальных групп, имеющая четко выраженную

классовую направленность. Но и другие его функции так­же приобретают

определенную классовую окраску.

Иные же функции подвергаются влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни

общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому

подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного

государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме

сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества

сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления

функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,

субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень

зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным,

застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий

элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение,

становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и

права используется метод классификации, т. к. без этого метода упорядочить и

сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов

попросту невозможно.

Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные

функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют,

например:

· объекты и сферы государственной деятельности;

· территориальный масштаб;

· способ государственного воздействия на общественные отношения;

· взаимоотношения государств;

· содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть

классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

· постоянные;

· временные;

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции

государства делятся на:

· внутренние;

· внешние.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:

· экономические;

· политические;

· социальные;

· осуществляемые в духовной сфере.

К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей

и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.

Здесь соответственно функции подразделяются на:

· законодательные (правотворческие);

· управленческие;

· правоохранительные (в том числе судебные);

· информационные.

Основные внутренние функции государства: обеспечение народовластия

(политическая функция), экономическая функция, социальная функция,

экологическая функция, культурная функция, функция налогообложения, защита прав

и свобод граждан и общественной безопасности. Важно подчеркнуть, что выполнение

вышеназванных функций обеспечивается государством — главным орудием

социалистического строительства, которое осуществляло всестороннее

централизованное руководство обществом, являлось собственником основных средств

производства, и на этом основании интересы государства имели приоритет перед

любыми общественными и личными интересами.

Виды внутренних функций функций:

· Охранительная - проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от

противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни,

здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и

общественного имущества, на охрану частной собственности. Любое посягательство

на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное

имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

· Экономическая - проявляется в активной разработке

и проведении государством экономической политики, которая строится на принципах

свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на

экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную

системы.

· Социальная - проявляется в заботе о тех

гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя

нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях, принимаются меры по развитию систем здравоохранения,

поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому

благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание

дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким

образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня

граждан.

· Культурно-воспитательная - общество в целом и

государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,

соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время

немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во

всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах

образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство,

обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть

сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических

традиций и культурного наследия. Уважение к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет

правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы

своего государства и строго соблюдать их.

· Природоохранительная - в современную эпоху

проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели

большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают

интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем

больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы

выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой

одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в

рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его

органов.

· Правовая - защита законных прав и интересов

граждан, предотвращение социальных конфликтов.

Основные внешние функции государства: функция обороны, функция

сотрудничества с другими странами, борьба с международной преступностью,

функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Наша страна активно сотрудничает с мировым сообществом по многим вопросам, в

том числе и по вопросам сохранения м защиты благоприятного глобального

климата как на двусторонней, так и многосторонней основе, а также через

соответствующие международные организации.

Внешние функции:

· Защита общества от внешних врагов - нацелена на

защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.

Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

· Развитие цивилизованных отношений с другими странами

- в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях

ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. На

этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на

улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО,

Варшавский договор)

· Борьба с международной преступностью - ни одно

государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна

необходимость совместных действий государств по борьбе с международной

преступностью, а именно создание международных организаций по борьбе с

преступлениями (Интерпол).

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов,

через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в

государстве сформировалось разделение властей. Наиболее распространенным

сегодня в мире является разделение властей на представительную

(законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют еще

и четвертую власть - средства массовой информации. Средства массовой

информации не входят непосредственно в структуру государственных органов.

Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и

моральном воздействии на общество, на сознание людей и общественное мнение.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сотрудничество России с

другими странами на международной арене обусловлено взаимозависимостью всех

стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров

в международном общении.

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными

методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как

одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в

жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи.

В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует

их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого

и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в

разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы

деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов,

которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в

принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании

властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный,

индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная

деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением

и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В

процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с

применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

И в итоге мне бы хотелось затронуть проблему международного терроризма,

которая является сегодня как никогда острой. Эту проблему могут преодолеть

только государства при тесном сотрудничестве в этой и многих других сферах. А

воля отдельных людей ничего не решит, а только ухудшит ситуацию. Ну а каждое

государство должно хорошо проработать стратегию борьбы с этим

интернациональным злом.

Заключение

Таким образом, в своей курсовой работе я раскрыл такую важную и наиболее

значимую, для нашей страны, тему, как сущность государства.

Также, мной был проведен анализ двух подходов сущности государства, как двух

главных начал. В котором я доказал, что оба подхода являются важными и

значимыми при рассмотрении сущности государства. Ведь во многих трактовках

сущности, такой подход, как общесоциальный, отбрасывается на задний

план, ему отводится второстепенное место при рассмотрении этого вопроса. А это

далеко ни так, так как общесоциальные начала, не только стоят наравне, по

важности, с классовым подходом, но и в какой-то мере превосходят его.

Как писал

И. Кант, государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. И

все же мне хотелось наиболее подчеркнуть таки слова:

государство — это наше прошлое, настоящее и будущее.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. –

Рязань, 1998.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //К. Маркс и Ф.

Энгельс. соч. 2-е издание. Т. 4., стр. 443.

3. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные

институты и понятия. М. 1970 г. Глава V-VI.

4. Оболенский А. В. Человек и государственное управление. М. 1987.

5. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М.

Юрист 1996.

6. Основы теории политической системы. М. 1985 г. Главы I-IV.

7. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько

– М. Юрист 1997 г.

8. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение //Советское

государство и право 1990, №2, стр. 35-43.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства

//К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 21 с. 169-178.

[1] К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 4 с. 447

[2] Там же Т.22 с. 200 - 201.

[3] В.И. Ленин Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 73.

[4] Там же. Т. 33. с. 8.

Страницы: 1, 2, 3