Курсовая: Сущность государства, общесоциальные и классовые начала
которую оно осуществляет.
Следует помнить, что функции государства — понятие не только и не столько
политическое, сколько управленческое, а также юридическое, поскольку они
осуществляются в правовых формах. Функции государства, т. е. характер и
направления государственной деятельности оказывают влияние на структуру
государственного аппарата: если изменяются функции, то изменяется и структура
государственного аппарата.
Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная
необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной
деятельности. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования
деятельной стороны государства использует понятие функции государства -
характеристики именно того, что и как государство "делает". Функция в теории
государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного
политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.
Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства,
министерства, других государственных органов. Следовательно, функция
государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание
деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции
государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по
мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
Функции государства — это основные
направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых
выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и
социальное назначение.
Итак, функции государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и
содержание деятельности государства на определенном направлении и
обеспечивающие ее средства и способы.
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,
причинно-следственного характера. Вместе с тем такая более или менее
причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в
определяющих областях его существования в экономической, политической,
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям
государства.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят
изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое
содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются
свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-
классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным
назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с
учетом его принадлежности к определенному типу государства.
В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг
другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы
классов непримиримы, государство становится политической организацией
власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда
главная функция такого государства — подавление сопротивления
эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную
классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают
определенную классовую окраску.
Иные же функции подвергаются влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни
общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому
подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного
государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме
сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества
сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления
функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,
субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень
зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным,
застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий
элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение,
становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и
права используется метод классификации, т. к. без этого метода упорядочить и
сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов
попросту невозможно.
Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные
функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют,
например:
· объекты и сферы государственной деятельности;
· территориальный масштаб;
· способ государственного воздействия на общественные отношения;
· взаимоотношения государств;
· содержание функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть
классифицированы по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся на:
· постоянные;
· временные;
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции
государства делятся на:
· внутренние;
· внешние.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
· экономические;
· политические;
· социальные;
· осуществляемые в духовной сфере.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей
и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.
Здесь соответственно функции подразделяются на:
· законодательные (правотворческие);
· управленческие;
· правоохранительные (в том числе судебные);
· информационные.
Основные внутренние функции государства: обеспечение народовластия
(политическая функция), экономическая функция, социальная функция,
экологическая функция, культурная функция, функция налогообложения, защита прав
и свобод граждан и общественной безопасности. Важно подчеркнуть, что выполнение
вышеназванных функций обеспечивается государством — главным орудием
социалистического строительства, которое осуществляло всестороннее
централизованное руководство обществом, являлось собственником основных средств
производства, и на этом основании интересы государства имели приоритет перед
любыми общественными и личными интересами.
Виды внутренних функций функций:
· Охранительная - проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от
противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни,
здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и
общественного имущества, на охрану частной собственности. Любое посягательство
на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное
имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.
· Экономическая - проявляется в активной разработке
и проведении государством экономической политики, которая строится на принципах
свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на
экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную
системы.
· Социальная - проявляется в заботе о тех
гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя
нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях, принимаются меры по развитию систем здравоохранения,
поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким
образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня
граждан.
· Культурно-воспитательная - общество в целом и
государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время
немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во
всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах
образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство,
обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть
сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических
традиций и культурного наследия. Уважение к историческому прошлому -
непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет
правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы
своего государства и строго соблюдать их.
· Природоохранительная - в современную эпоху
проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели
большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают
интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем
больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы
выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой
одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в
рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его
органов.
· Правовая - защита законных прав и интересов
граждан, предотвращение социальных конфликтов.
Основные внешние функции государства: функция обороны, функция
сотрудничества с другими странами, борьба с международной преступностью,
функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.
Наша страна активно сотрудничает с мировым сообществом по многим вопросам, в
том числе и по вопросам сохранения м защиты благоприятного глобального
климата как на двусторонней, так и многосторонней основе, а также через
соответствующие международные организации.
Внешние функции:
· Защита общества от внешних врагов - нацелена на
защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.
Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
· Развитие цивилизованных отношений с другими странами
- в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях
ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. На
этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на
улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО,
Варшавский договор)
· Борьба с международной преступностью - ни одно
государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна
необходимость совместных действий государств по борьбе с международной
преступностью, а именно создание международных организаций по борьбе с
преступлениями (Интерпол).
Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов,
через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в
государстве сформировалось разделение властей. Наиболее распространенным
сегодня в мире является разделение властей на представительную
(законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют еще
и четвертую власть - средства массовой информации. Средства массовой
информации не входят непосредственно в структуру государственных органов.
Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и
моральном воздействии на общество, на сознание людей и общественное мнение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сотрудничество России с
другими странами на международной арене обусловлено взаимозависимостью всех
стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров
в международном общении.
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными
методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как
одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в
жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи.
В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует
их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого
и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов,
которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании
властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный,
индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по
строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением
и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В
процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с
применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
И в итоге мне бы хотелось затронуть проблему международного терроризма,
которая является сегодня как никогда острой. Эту проблему могут преодолеть
только государства при тесном сотрудничестве в этой и многих других сферах. А
воля отдельных людей ничего не решит, а только ухудшит ситуацию. Ну а каждое
государство должно хорошо проработать стратегию борьбы с этим
интернациональным злом.
Заключение
Таким образом, в своей курсовой работе я раскрыл такую важную и наиболее
значимую, для нашей страны, тему, как сущность государства.
Также, мной был проведен анализ двух подходов сущности государства, как двух
главных начал. В котором я доказал, что оба подхода являются важными и
значимыми при рассмотрении сущности государства. Ведь во многих трактовках
сущности, такой подход, как общесоциальный, отбрасывается на задний
план, ему отводится второстепенное место при рассмотрении этого вопроса. А это
далеко ни так, так как общесоциальные начала, не только стоят наравне, по
важности, с классовым подходом, но и в какой-то мере превосходят его.
Как писал
И. Кант, государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. И
все же мне хотелось наиболее подчеркнуть таки слова:
государство — это наше прошлое, настоящее и будущее.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. –
Рязань, 1998.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //К. Маркс и Ф.
Энгельс. соч. 2-е издание. Т. 4., стр. 443.
3. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные
институты и понятия. М. 1970 г. Глава V-VI.
4. Оболенский А. В. Человек и государственное управление. М. 1987.
5. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М.
Юрист 1996.
6. Основы теории политической системы. М. 1985 г. Главы I-IV.
7. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько
– М. Юрист 1997 г.
8. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение //Советское
государство и право 1990, №2, стр. 35-43.
9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства
//К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 21 с. 169-178.
[1] К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 4 с. 447
[2] Там же Т.22 с. 200 - 201.
[3] В.И. Ленин Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 73.
[4] Там же. Т. 33. с. 8.
Страницы: 1, 2, 3
|