бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность государства, общесоциальные и классовые начала бесплатно рефераты

всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во

многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами,

отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас­пределения

общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым

отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными

собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в

положение «кол­лективного рабства», хотя формально они свободны и являются

собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и

партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с

господствующей частной собственностью на основные средства производства.

Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную

самостоятель­ность», становится во многих случаях практически от общества

независимым. Это может достигаться, например, за счет бала­нсирования между

антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело

место во Франции при бонапар­тистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же

результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления

любого инакомыслия, любого противодействия дей­ствиям правящей верхушки.

Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и

Италии, тоталитар­ных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные

черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во

все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и

слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен­ная

власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии,

Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) харак­тера государственной

власти не исчерпывает проблемы сущнос­ти государства, и использование только

классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания

го­сударства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в

различных немарксистских теориях государства, основными из которых

являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего

благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из

сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе

«отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует

взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально

значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства –

поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот

факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно

небольшой социальной группы, которая не отра­жает в полной мере интересы того

или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых

интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль­ной зависимости,

нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных

классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять

власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение

независи­мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть

блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего

национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,

ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го­сударство, в котором

власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку

общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или

групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко

раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть

рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием

существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд

общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда

вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об

эксплуатируемых слоях населе­ния.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет)

общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое

государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то

класса или социальной группы, но и представляет все общество, является

средством его объединения, способом его интеграции. Обще­социальная роль

государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с

классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В

госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы

господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон

сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем

усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени

превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес­ком обществе. Вся

полнота власти, юридических прав, возмож­ностей реализовать свои интересы

принадлежит господствую­щему классу. Однако существующее мнение о полном

бес­правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха­рактере труда,

беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая

производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число

рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на

сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу,

вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть

основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные

методы воздей­ствия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание

национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах,

например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические

методы — матери­альная заинтересованность раба в результатах своего труда

(лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены

рабы в определенной степени и юриди­чески, как и любое ценное имущество. Все

это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль

рабо­владельческого государства. Значение общесоциальной сторо­ны

государственной деятельности возрастало по мере движения общества от

рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль

она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль

предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое

развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в

значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается

необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно,

становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким

образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной

деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, пони­мания его сущности

недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и

других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической

демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был

английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного вмешательства

государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания

населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице

и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и

начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее

благоденствие.

Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то по-разному

трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают

классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю

и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего

общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи

надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют

общесоциальным.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые

классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о

сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как

классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя

оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии.

Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их

мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового

господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий

послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер

и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных

компромиссов.

Что же касается сущности государства, то она видится в том, что государство –

это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств

исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления

обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в

самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный

характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп,

проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех

случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом,

организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение

соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только

содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность

государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается

неизменной.

Стоит критически относится к утверждению, что для современных государств не

свойственна классовая природа. Современное государство по-прежнему выполняет

классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства,

сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри

государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Социальное назначение государства.

С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном

назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления,

всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне.

Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система

государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не

выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное

оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность

государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в

общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении

сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь

сущности и социального назначения государства, а также его функций.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в

обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень

вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы

обеспечивать нормальное функционирование общества.

Но нельзя просто сказать, что социальное назначение государства выражается в

той роли, которую оно играет в обществе. Такой ответ ничего не проясняет, так

как по-прежнему остается непонятным, какую же роль государство играет в

обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят

неодинаково.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль

государства:

- консервативная

- либеральная

- социал-демократическая

- марксистская

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в

жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь -

обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство

защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные

потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства -

обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в

жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование,

здравоохранение).

Социал-демократическая концепция требует определенного вмешательства

государства в жизнь общества. Задача государства - обеспечить определенный

уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену

общества. Власть контролирует уровень доходов населения.

Марксистская (классовая) концепция государства указывает на то, что

социальное назначение государства сводится к поддержанию классового господства,

но при этом государство вынуждена решать и некоторые общесоциальные задачи.

Государство выражает интересы не всего общества, а лишь немногочисленного слоя

владельцев средств производства.

Социальное назначение государства не следует отождествлять с его ролью в

общественной жизни. Социальное назначение государства предопределено его

сущностью и говорит о том, для чего возникло и существует государство, в чем

его предназначение. Социальная роль государства выражает не только в его

предназначении, но и в других сторонах его деятельности, которые не

предопределены сущностью государства, а обусловлены какими-то иными

факторами.

Социальная роль каждого конкретного государства определяется множеством

факторов. В современном демократическом государстве определенная политика

государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого

государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в

социальной сфере, во внешней политике.

Например, ведение грабительских, захватнических войн, жестокое подавление

инакомыслия, оппозиции внутри страны выражает определенную социальную роль

государства, но едва ли правильно видеть в этом его социальное назначение.

Государство, как уже отмечалось ранее, - это организация, осуществляющая

управление, руководство обществом, организация, создающая и обеспечивающая

в обществе определенный порядок. В этом, думается, и состоит

социальное назначение государства, его основная роль в общественной жизни.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае,

независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи,

стоящие перед обществом. Задача государства - это глобальная проблема,

стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства -

проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности

государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). В

настоящее время можно назвать следующие наиболее актуальные задачи

государства:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных,

национальных, религиозных и пр.).

Государство для решения своих задач действует, и притом действует весьма

активно. Для общей характеристики деятельности государства в юридической науке

выработано понятие «функции государства».

В юридической науке под функциями государства принято понимать основные

направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное

назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему

формах и методах. В функциях государства выражается его сущность, его

предназначение, и структура государства, т. е. его внутреннее строение, которое

определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности,

Страницы: 1, 2, 3